Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» города Новосибирска
ПРОГРАММА
«Школа подготовки вожатых»
Автор программы:
старшая вожатая гимназии
Кумпицкая Марина Владимировна
Новосибирск -2014
Пояснительная записка
Участие всех субъектов образования в управлении образовательным процессом – это важнейшая развивающая возможность образовательной среды, обеспечивающая становление социальной активности личности. Сегодня общество перед образованием предъявляет новые требования: осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему», т.е. способствовать социализации выпускника в обществе, повысив его конкурентоспособность.
Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогический коллектив школы обратиться к демократической форме организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающей развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижений общественно-значимых целей.
Одним из путей становления активной личностной позиции подростка является его включение в социально значимую деятельность, которая становится системообразующей деятельностью школьника. В этой работе мы исходили из идеи, что процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и строится на основе сотрудничества и взаимного уважения. Это закладывает фундамент социальной инициативы подростков, способности работы с человеком и для человека.
В теории и практике детское управление школой рассматривается не как формальная совокупность выборных органов, а как процесс преобразования отношений всех участников процесса, организация гуманистических отношений. Наиболее эффективным условием становления таких отношений является деятельность, в которой эти отношения реализуются.
Сопричастность учащихся к детскому самоуправлению в школе стала возможна через организацию школьного вожатского отряда, который стал эффективной организационной формой и одновременно способом становления гражданского и правового сознания учащихся.
В нашей гимназии большое внимание проблеме воспитания лидерских качеств придается прежде всего у ребят, посвятивших себя работе вожатым. Ведь от того, насколько активны ребячьи вожаки, зависит успешность реализации многих планов, в том числе летней оздоровительной кампании.
Большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для дальнейшего развития у них лидерства.
Сознавая, что склонность к лидерству проявляется в детстве и развивается как качество личности, в гимназии №12 создан вожатский отряд – как одно из направлений ученического самоуправления. История этого движения началась с 2008 года и была направлена на подготовку вожатых для работы в пришкольном городском лагере. В летний период в школе работает отряд вожатых из числа учащихся 6-8 классов, которые на добровольной основе создают команды из 2-3 человека для работы с каждым детским отрядом. С 2010 года вожатский отряд получил свое название «СЛОВО» и приобрел самостоятельный статус как подразделение Ученического самоуправления. В отряде становится традицией быть постоянным вожатым в течение целого лета (по два-три сезона). Набор в школу вожатых проходит раз в два года.
В работе с вожатыми используется опыт работы педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря им. К.Заслонова (ОАО «РЖД»). В основе работы лежит личностно-ориентированная технология воспитания и комплексный подход к самоуправлению.
Цели и задачи программы.
Цель: осуществление подготовки вожатых, организаторов детского движения на основе включения их в деятельность по изучению специальных дисциплин и использованию современных образовательных технологий.
Задачи:
- предоставление учащимся гимназии возможности познакомиться с профессиональной работой вожатого;
- включение выпускников школы вожатых в конкурентоспособную обстановку на рынке сезонной занятости;
- создание условий для мотивации учащихся старшей школы участвовать в сезонном трудоустройстве на базе летних лагерей отдыха для детей;
- повышение уровня социальной активности старших гимназистов.
Содержание программы.
Общий объем учебной программы подготовки школьных пионерских вожатых (далее - ШПВ) составляет 274 академических часа (51 лекционных и 54 практических занятий). Занятия проводятся в течение 1,5 месяцев.
Участниками ШПВ могут стать учащихся 6-8 и 8-11 классов. Программу составляют 3 блока:
1,2-ый год обучения - Школа вожатского мастерства (ШВМ),
3,4-ой года обучения - Школа методического мастерства (ШММ).
Школа подготовки вожатых 1-го года обучения
Программа ШПВ 1и 2 года обучения состоит из 147 часов: 22 лекционных, 25 практических занятий из расчета на 1 группу.
Отбор слушателей проводится по 2 направлениям: анкетирование и собеседование.
Анкетирование позволяет выявить интерес к вожатскому делу, начальные знания в области педагогической деятельности.
Собеседование носит оценочный характер. Оцениваются способности к творческому мышлению, умение решать педагогические ситуации, общая предрасположенность и профессиональная ориентация.
Организационные формы обучения:
Программа предполагает использование активных методов обучения: тренинги, мастер-классы, брифинги, конференции, а также прикладные технологии: сюжетно-ролевые, деловые, армадные игры.
Каждую неделю будущие вожатые Школы апробируют мероприятия, придуманные слушателями ШВМ -3-го года обучения.
Во время реализации программы используется рейтинговая система, состоящая из трех компонентов:
личный рейтинг,
рейтинг группы,
рейтинг педагогического отряда.
Участники ШПВ с лучшими результатами в личном рейтинге выезжают в Инструктивный лагерь для вожатых, минуя конкурсный отбор. По итогам обучения лучшие из лучших выезжают в лагерь - “Инструктив”, где знания, полученные в Школе вожатского мастерства, применяются на практике.
Участники ШПВ с лучшими результатами в личном рейтинге выезжают в Инструктивный лагерь для вожатых, минуя конкурсный отбор. Инструктивные сборы проводятся в течение четырех дней, где вожатые переживают все радости, приключения, проблемы и невзгоды временного детского коллектива.
Школа подготовки вожатых 3 года обучения организуется для «старичков», т.е. вожатых, отработавших одну или более лагерную смену для закрепления полученных навыков, где они сами могут выступать в роли тренеров и преподавателей, помогать вожатым справляться со своими обязанностями и решать возникающие проблемы.
Объем программы - 86 академических часов: 26 лекционных, 60 практических занятий из расчета на 1 группы.
Школа акцентирует внимание на совместных отношениях в паре: ведь выпускники ШПВ – 3 обязательно работают в паре с выпускниками ШПВ – 1,2. Таким образом, наставничество и работа с новичками продолжается и в лагере.
ШПВ - 3 включает такие лекционные, практические и тренинговые занятия, как: "Наставничество", "Мотивация и стимулирование", "Эффективные коммуникации", "Психология взрослого возраста", "Целеполагание", "Time menegement" и др.
ШПВ для методистов готовит к работе в ДОЛ профессиональных старших вожатых, старших воспитателей, методистов. Основное внимание в Школе уделяется управленческому аспекту при работе с педагогическим коллективом.
ШПВ для методистов включает такие дисциплины, как: "Социальное проектирование", "Диагностические методики", "Командообразование", "Делегирование полномочий", "Управление рисками", "Программный подход", "Самопрезентация и самоэффективность", "Эффективные коммуникации", "Эффективное проведение планерок", "Конфликтология", "Педагогический анализ".
Все выпускники Школы выезжают в качестве помощников вожатых, вожатых, методистов в детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), а так же работают в лагере дневного пребывания (ЛДП). Таким образом, руководители вожатских коллективов получают все необходимые знания для эффективного управления своей командой.
Подведение итогов освоения программы.
Подведение итогов (аттестация участников ШПВ) при реализации Программы каждого года обучения предусматривает различные формы контроля:
- выполнение практико-ориентированных заданий;
- подготовка проектных разработок
- защита учебных продуктов, разработанных на практических занятиях и самостоятельно;
- рефлексивные работы;
- комплексный зачет (тестирование) по ведущим вопросам модуля;
- презентация микропроекта;
- эссе.
Главной особенностью контроля за реализацией данной программы является создание условий для мотивации у обучающихся преимущества самооценки перед оценкой.
Учебно-тематический план программы
«Школа подготовки вожатых»
(1,2 год обучения)
|
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практ. занятия
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Основы каникулярной педагогики и ресурсное обеспечение Детских оздоровительных лагерей (ДОЛ и ЛДП) |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
2 |
История и перспективы развития педагогического движения в РФ и РМ |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
3 |
Логика развития лагерной смены |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
4 |
Организационный период |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
5 |
Основной период, заключительный период |
4 |
4 |
- |
Тестирование |
6 |
Спасение на водах |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
7 |
Детское самоуправление в лагере. |
10 |
2 |
2*4 |
Тестирование |
10 |
Риторика |
10 |
2 |
2*4 |
Тестирование |
11 |
Интеллектуальные игры |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
12 |
Правила противопожарной безопасности |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
15 |
Этикет вожатого |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
16 |
Возрастная психология |
4 |
4 |
- |
Собеседование |
17 |
Мероприятия и коллективно-творческие дела (КТД) |
10 |
2 |
2*4 |
Тестирование |
18 |
Лидерство |
10 |
2 |
2*4 |
Тестирование |
19 |
Ролевые и мадные игры |
10 |
2 |
2*4 |
Контрольная работа |
20 |
Основы профилактики асоциального поведения подростков в ДОЛ |
16 |
- |
4*4 |
Контрольная работа |
21 |
Программный подход в деятельности вожатого |
2 |
2 |
|
Отчет, контрольная работа |
22 |
Составление сетевого планирования |
8 |
- |
2*4 |
Тестирование |
23 |
Социальное проектирование |
16 |
- |
4*4 |
|
24 |
Диагностические методики в ДОЛ |
8 |
- |
2*4 |
Отчет |
25 |
Навыки самопрезентации |
8 |
- |
2*4 |
Собеседование |
26 |
Игра на гитаре и песенный практикум |
8 |
- |
2*4 |
Отчет |
27 |
Кружковая работа в ДОЛ |
8 |
- |
2*4 |
Тестирование |
28 |
Основы туризма в ДОЛ |
8 |
- |
2*4 |
Контрольная работа |
29 |
Танцевальный практикум |
8 |
- |
2*4 |
Отчет |
30 |
Сценический этикет |
16 |
- |
4*4 |
Тестирование |
31 |
Оформительский практикум |
16 |
- |
4*4 |
Тестирование |
32 |
Экологические программы |
8 |
- |
2*4 |
Собеседование |
33 |
Рефлексия |
10 |
2 |
2*4 |
Собеседование |
34 |
Педагогический анализ |
2 |
2 |
|
Собеседование |
35 |
Игровой практикум: - на знакомство - на сплочение - на снятие агрессии и эмоционального напряжения - на взаимодействие - выявление лидеров группы -на диагностику состояния развития коллектива - игры-минутки, игры-розыгрыши -в автобусе, при проведении пеших прогулок, экскурсий, купания - игры с залом - тактильные |
24 |
- |
6*4 |
Контрольная работа |
36 |
Игровой практикум (факультатив на местности) |
48 |
- |
12*4 |
Контрольная работа |
37 |
Медицинские основы работы в ДОЛ |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
38 |
Игромоделирование |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
|
Зачет (тест) |
6 |
6 |
|
|
|
Экзамен |
2 |
2 |
|
|
|
Итого |
320 |
58 |
264 |
|
|
Итого (в парах из расчета на 1 группу) |
124 |
58 |
66 |
|
Учебно-тематический план программы
«Школа подготовки вожатых»
(3 год обучения)
|
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практ. занятия
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Основы каникулярной педагогики и ресурсное обеспечение Детских оздоровительных лагерей (ДОЛ и ЛДП) |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
2 |
История и перспективы развития педагогического движения в РФ и РМ |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
3 |
Логика развития лагерной смены |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
4 |
Организационный период |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
5 |
Основной период, заключительный период |
4 |
4 |
- |
Тестирование |
6 |
Спасение на водах, Безопасность |
4 |
4 |
1 |
Контрольная работа |
7 |
Детское самоуправление в лагере. |
10 |
2 |
2*4 |
Тестирование |
8 |
Юридические основы деятельности вожатого |
2 |
2 |
- |
Собеседование |
9 |
Правовые мероприятия |
4 |
- |
2*4 |
Тестирование |
10 |
Правила противопожарной безопасности |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
11 |
Конфликтология |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
12 |
Конфликтные ситуации |
8 |
- |
2*4 |
Собеседование |
15 |
Этикет вожатого |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
16 |
Возрастная психология |
4 |
4 |
- |
Собеседование |
20 |
Основы профилактики асоциального поведения подростков в ДОЛ,ЛДП |
16 |
- |
4*4 |
Контрольная работа |
21 |
Программный подход в деятельности вожатого |
2 |
2 |
|
Отчет, контрольная работа |
22 |
Составление сетевого планирования |
8 |
- |
2*4 |
Тестирование |
23 |
Социальное проектирование |
16 |
- |
4*4 |
|
24 |
Диагностические методики в ДОЛ,ЛДП |
8 |
- |
2*4 |
Отчет |
25 |
Навыки самопрезентации |
8 |
- |
2*4 |
Собеседование |
26 |
Игра на гитаре и песенный практикум |
8 |
- |
2*4 |
Отчет |
27 |
Кружковая работа в ДОЛ,ЛДП |
8 |
- |
2*4 |
Тестирование |
28 |
Основы туризма в ДОЛ ,ЛДП |
8 |
- |
2*4 |
Контрольная работа |
29 |
Танцевальный практикум |
8 |
- |
2*4 |
Отчет |
30 |
Сценический этикет |
16 |
- |
4*4 |
Тестирование |
31 |
Оформительский практикум |
16 |
- |
4*4 |
Тестирование |
32 |
Экологические программы |
8 |
- |
2*4 |
Собеседование |
33 |
Рефлексия |
10 |
2 |
2*4 |
Собеседование |
34 |
Педагогический анализ |
2 |
2 |
|
Собеседование |
35 |
Игровой практикум: - на знакомство - на сплочение - на снятие агрессии и эмоционального напряжения - на взаимодействие - выявление лидеров группы -на диагностику состояния развития коллектива - игры-минутки, игры-розыгрыши -в автобусе, при проведении пеших прогулок, экскурсий, купания - игры с залом - тактильные |
24 |
- |
6*4 |
Контрольная работа |
36 |
Игровой практикум (факультатив на местности) |
48 |
- |
12*4 |
Контрольная работа |
37 |
Медицинские основы работы в ДОЛ, ЛДП |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
38 |
Игромоделирование |
2 |
2 |
- |
Контрольная работа |
|
Зачет (тест) |
6 |
6 |
|
|
|
Экзамен |
2 |
2 |
|
|
|
Итого |
320 |
58 |
264 |
|
|
Итого (в парах из расчета на 1 группу) |
124 |
58 |
66 |
|
Аннотация учебных дисциплин, вошедших в программу
1. Возрастная психология (школьный возраст) (6 часов лекции, зачет)
Психология, индивидуальные и социальные особенности школьного возраста и их учет в деятельности вожатого. Особенности младшего школьного возраста. Средний школьный возраст - особенности и проблемы. Феноменология старшего школьного возраста. Рекомендации к организации межвозрастного взаимодействия в условиях загородного лагеря и ЛДП
2. Конфликтология. Конфликтные ситуации. (2 часа лекции, 2 часа практика зачет).
Общение как социальный феномен. Структура общения. Мотивация и ценности общения. Разновидности социальных ролей. Значения общения для продуктивного развития личности. Речь, мимика, жесты, поза - символические системы общения. Негативные ситуации в процессе общения: конфликты, стрессы. Девиантное поведение: особенности, пути преодоления. Сигналы конфликта. Конфликтные привычки. Выработка альтернатив: творческий и практический подходы, компромисс, “мозговая атака”. Техника урегулирования конфликтов в условиях летнего лагеря.
3. Медико-социальные основы здоровья (2 часа лекции)
Основы здорового образа жизни. Формирование стиля ЗОЖ y школьников в условиях загородного лагеря. Социально значимые заболевания: СПИД, туберкулез, нарко-зависимость, сердечнососудистые заболевания. Особенности общения с людьми, страдающими социальными заболеваниями. Методы профилактики и борьбы с распространением социальных болезней. Основы оказания первой медицинской помощи в условиях загородного лагеря. Основные медицинские категории. Правила оказания первой медицинской помощи. Санитарные нормы и требования. Детские болезни.
4. Риторика (2 часа лекции, 2 часа практики, зачет).
Общение, его компоненты. Выбор модели речевого поведения, Речь как средство решения первичных задач. Разрешение конфликтов посредством речи. Речевой этикет. Правила и нормы речевого общения.
5. Этикет вожатого (2 часа практика).
Этикет как форма поведения. Деликатность, такт, хорошие манеры - нормы моральной гигиены. Основы ситуативного этикета: правила поведения в общественных местах; деловой этикет; культура жизненного пространства; этикет и мода; культура чувств.
6. Навыки хореографии (2 часа практика).
Танец как часть системы дополнительного образования и воспитания. Мотивация и ценности обучения танцам. Танец как составной компонент формирования коллектива. Разновидности танцев. Знакомство с традиционными танцами. Разучивание элементарных движений (шаги, положение рук). Разучивание движений к танцам (вальс, ча-ча-ча, самбо). Разучивание рисунка народного танца.
7. Песенный практикум (2 часа практика).
Знакомство с песенным репертуаром, характерным для летних лагерей отдыха. Разучивание необходимого репертуара. Организация вожатыми собственного песенного занятия.
8. Основы детского самоуправления (2 часа лекции, 2часа практики, зачет)
Основные модели самоуправления, применение самоуправления в ДОЛ, основные проблемы применения, методы их решения.
9. Юридические основы организации жизнедеятельности в ДОЛ.
(2 часа лекции)
Основные законодательные акты в области организации труда вожатых и воспитателей в детском оздоровительном лагере. Необходимость заключение трудовых договоров при устройстве на работу в детский оздоровительный лагерь. Юридическая ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков.
10. Социальное проектирование (4 часа практики)
Целеполагание как основа социального проектирования. Понятие социального проектирования. Проектно-программный подход к организации деятельности. Стратегическое планирование. Навыки социального прогнозирования. Оценка социальной эффективности проектов.
11. Основы каникулярной педагогики (2 часа лекции)
Законы каникулярной педагогики, альтернативы времяпровождения и приоритетность ДОЛ и ЛДП в каникулярный период, принципы организации детского оздоровительного лагеря. МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок»
12. Логика развития лагерной смены. Организационный период. Основной период, Заключительный период. (6 часов лекции)
Социально-воспитательные задачи в лагере. Изменение внутреннего состояния ребенка (Я – Я+МЫ – МЫ – Я), логика развития коллектива, Логика развития смены: орг. период – основной период – заключительный период: Ежедневные обязательные дела, требования к вожатому, уровни работы, мероприятия, соответствующие периоду смены.
14. Спасение на водах и правила противопожарной безопасности. (4 часа лекции)
Нормативно-правовая база, организация процесса купания, техника противопожарной безопасности, порядок эвакуационных работ.
15. Правовые игры и мероприятия (2 часа практики)
Цели, задачи игр правовой направленности, место правовых игр в программе смены .Виды и формы реализации игр правовой направленности. Содержание игр правовой направленности.
16.Интеллектуальные игры (2 часа лекции)
Цель, задачи, формы, содержание интеллектуальных игр. Роль интеллектуальных игр в системе детского оздоровительного лагеря.
17. Мероприятия и КТД (2 часа лекции и 4 часа практики, зачет)
Типология КТД, алгоритм организации КТД, рекомендации при подготовке различных видов КТД.
18. Лидерство (2 часа лекции и 2 часа практики, зачет)
Понятие лидера, роль лидера в отряде, различия лидера и руководителя, лидерство в напарничестве, лидеры в педагогическом отряде. Типология лидера. Модели поведения, методы работы с лидерами.
19. Ролевые и командные игры (2 часа лекции, 4 часа практики, зачет)
Понятие и типология ролевых игр, виды, формы проведения, правила составления и проведения ролевых игр. Рекомендации по про
ведению ролевых игр в зависимости от вида КТД.
20. Основы профилактики асоциального поведения подростков в лагере (4 часа практики)
Цель, задачи, основные формы проведения, типология мероприятий и игр по профилактике асоциальных явлений. Асоциальные явления в лагере и пути их решения.
21. Программный подход в деятельности вожатого. Составление план-сеток. (2 часа лекции, 2 часа практики, зачет)
Понятие программы. Цель, содержание деятельности, результат, способы проверки результата программы. Составляющие комплексной программы смены. Информационная карта проекта.
22. Диагностические методики в лагере (2 часа практики)
Цель, формы, методики проведения диагностики. Цель социометрического исследования, условия проведения. Периодизация диагностических исследований.
23. Навыки самопрезентации (2 часа лекции, 2 часа практики)
Понятие, свойства, основные вопросы эффективности самопрезентации. Методики повышения презентативности. Роль презентативности вожатого при работе в лагере
24. Кружковая работа в ЛДП (2 часа практики)
Кружки и студии в ДОЛ и ЛДП, основные виды кружков и студий, Концентрация кружковых занятий в Программе смены. Способы, мотивационные составляющие работы с временным детским коллективом при организации кружков и студий.
25. Основы туризма в ЛДП (2 часа практики)
Цели и задачи туристского направления в ЛДП . Подбор участников похода. Самоуправление в походе. Подбор личного и командного снаряжения. Предотвращение травм и болезней. Бивачные работы и техника безопасности. Аварийное ориентирование.
26. Сценический этикет (4 часа практики)
Основные требования к выступающим, алгоритм составления сценарного хода, виды мероприятий на сцене, основы конферанса, особенности массовой и ролевой работы на сцене.
27. Оформительский практикум (4 часа практики)
Оформление лагеря. Оформление отряда. Понятие и основные элементы лагерной газеты. Понятие и основные элементы отрядного уголка. Мотивационная составляющая и обучение при организации оформительского процесса.
28. Экологические программы (2 часа практики)
Понятие, типология, формы экологических мероприятий. Программа смены по экологическому воспитанию детей. Опыт организации профильных экологических лагерей в РМ и РФ.
29. Рефлексия (2 часа лекции, 2 часа практики, зачет)
Понятие, цель и задачи, содержание рефлексии. Соотношение рефлексии, «отрядной свечки», анализа дня лагеря. Рефлексия в вожатском коллективе. Основные принципы и приемы эффективного общения.
30. Педагогический анализ (2 часа лекции)
Понятие, педагогические требования, виды, схема педагогического анализа. Методика оценки работы вожатого за день. Методика оценки работы вожатого в смену.
31. Игровой практикум (6 часов практики)
Игры на знакомство, на сплочение, на снятие агрессии и эмоционального напряжения, на взаимодействие, выявление лидеров группы, на диагностику состояния развития коллектива, игры-минутки, игры-розыгрыши, игры в автобусе, при проведении пеших прогулок, экскурсий, купания, игры с залом, тактильные.
Игровой практикум факультатив (12 часов практики)
- дворовые игры и игры на открытом воздухе;
- ценностно-психологическое мероприятие;
- сюжетно-ролевая игра на местности;
- спортивная эстафета;
- творческое сценическое мероприятие.
Список использованных источников
1.Сысоева М.Е – «Основы вожатского мастерства» - УМП, ЦГЛ – 2005г.
2.Е.А Гурбина – «Обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере» - «Учитель» - 2005г.
3. С.А. Шмаков «Каникулы» - «Новая школа» - 1997г.
4. А.А.Данилков – «Игровой практимум» - НГПУ, 2011г
5.Байбородова Л.В – «Воспитательная работа в Детском лагере» - «Академия развития» - 2003г.
6. И.Ю.Кулагина – «Возрастная психология» - издательство «Москва» - 1996г.
«Вожатый века» - общественно-педагогический журнал 1999-2011гг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.