Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике
Оценка 4.6

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Оценка 4.6
Научные работы
doc
математика
10 кл
20.11.2018
Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике
При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);изменение системы аттестации преподавателей(оценка качества управления учебной деятельностью учащихся. Коренным образом меняется структура организации и проведения занятия. Освоение основной образовательной программы происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий - сформированы внутренняя позиция студента, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий - овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий - умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с преподавателем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Статья Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» СТАТЬЯ Тема «Особенности создания учебно­методических комплексов по Математике»                                                                        Выполнила преподаватель                                                                           Тюменцева Оксана Николаевна Купино 2018 Особенности создания учебно­методических комплексов по Математике При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов,  ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты.  Так, Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает:  изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);  изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН,  но личностных и метапредметных результатов);изменение системы аттестации преподавателей(оценка качества управления учебной деятельностью  учащихся. Коренным образом меняется структура организации и проведения  занятия.  Освоение основной образовательной программы происходит посредством  формирования универсальных учебных действий как основы ведущей  образовательной компетенции­умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут сформированы личностные,  регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как  основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий ­ сформированы внутренняя позиция студента, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на  моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В  сфере регулятивных универсальных учебных действий ­ овладение всеми  типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять  учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие  коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных  учебных действий ­ умение использовать знаково­символические средства, в  том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром  логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий ­ приобретение  умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с преподавателем и сверстниками, адекватно  передавать информацию и отображать предметное содержание и условия  деятельности в речи. Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со  слабоуспевающими студентами в рамках реализации ФГОС? В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть  специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины  неуспеваемости учащихся: особенности организма, особенности личности,  особенности воспитания в семье.  Отставание моих учащихся в усвоении математики можно обнаружить по  следующим признакам: 1. Недостаточный уровень умственного развития.  2. Несформированность учебных навыков. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью . 4. Отсутствие познавательного интереса. 5. Несформированность произвольной сферы. 6. Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать  «эффект новизны» при решении учебных задач). 7. Низкий уровень развития словесно­логического мышления  (реализовывать принцип доступности учебного материала). 8. Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной  работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы  вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной  деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.  Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему студенту: для  закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых  задач; преподаватель для себя и для студента должен сформулировать  минимум знаний и навыков, который должен усвоить студент. Виды помощи неуспевающему студенту на занятии: 1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание  атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся  примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными  пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование  оценкой, подбадриванием, похвалой.  2. При изложении нового материала: более частое обращение к  слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими  учебного материала; привлечение их в качестве помощником при  подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию  предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или  объяснению сути проблемы;  3. В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы,  этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на  аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и  способа выполнения задания; указание на необходимость  актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства,  которые необходимы для решения задач, упражнений;  инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,  требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных  действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их  деятельностью.  4. При организации самостоятельной работы: выбор для группы  слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не  механическое увеличение их числа; более подробное объяснение  последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с  направляющим планом действий. Как повысить работоспособность: разнообразить виды деятельности,  проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о  соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со  слабоуспевающими студентами: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки  – тренажеры ,творческие задания, карточки ­информаторы, карточки­с  образцами решения.[6,79] Для эффективной работы со слабоуспевающими студентами преподаватель  должен:  Знать психическое развитие: восприятие (каналы – кинестетический,  слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное,  постпроизвольное), память (вербальная, невербальная). Также следует  обратить внимание на то, что психологи условно разделили людей по  ведущему каналу восприятия информации на следующие категории: визуалы  (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом,  предпочитают читать сами, чем слушать чтение; аудиалы (ведущим является  слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою,  шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят  дискуссии; кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения,  движения). Для этих студентов характерно обилие движений, богатые  физические реакции, жестикуляция. Обладая представлением о том, к какой  категории принадлежит студент, можно предположить, что: аудиал при  введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и  составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет  прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый  материал в игре. Учёт в организации учебного процесса ведущего канала  восприятия при работе со слабоуспевающими студентами является  проявлением индивидуального подхода.[4,112] Стремиться понять и принять  каждого, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический  климат на занятии, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое  терпение, справедливую строгость, веру в возможности студента. Уметь  встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со  словарями и другим справочным материалом, в обучении применять:  опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос,  самоконтроль. В работе со слабыми учащимися преподаватель должен опираться на  следующие правила, разработанные психологами: 1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать  быстрого ответа на него, давать студенту достаточно времени на  обдумывание и подготовку. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени  большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по  мере усвоения. 4. Не следует заставлять таких студентов отвечать на вопросы по новому,  только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующее занятие, дав возможность студентам позаниматься дома. 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно  формировать у таких студентах уверенность в своих силах, в своих  знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет студенту в  экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания  контрольных курсовых работ и т. д. 6. Следует осторожнее оценивать неудачи студента, ведь он сам очень  болезненно к ним относится. 7. Во время подготовки студентом ответа нужно дать ему время для  проверки и исправления написанного. 8. Следует в минимальной степени отвлекать студента, стараться не  переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную  обстановку.[4,109]  Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют  делать. Любому студенту приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей,  преподавателей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и  отмечены, чтобы он видел, что преподаватель рад его успехам, или огорчён  его неудачами. Как этого добиться? Здесь не обойтись без  дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход  может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и создание на  уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному студенту реализовать свои  возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому –  выполнить посильный объем работы. Решению этих и других проблем может  служить правильно организованная преподавателем поурочная система  работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и  использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто  выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в  сотрудничестве. По этому методу группа разбивается на 3–4 команды разного уровня. «Индивидуальная» ответственность каждого студента означает, что  успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха  обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня.  Это даёт всем членам команды равные возможности в получении очков для  своей команды.  Позволяет слабоуспевающим студентам чувствовать себя полноправными  членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная  самостоятельная работа для слабых студентов становится как бы частицей  самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Усвоению учебного материала студентами  помогает групповая форма работы. У одногруппников проще спросить  непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Студенты в группы организованы с разным  уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом  идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с  последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой  посильный вклад, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем подгруппа  должна защитить перед группой свое решение. Выслушав все подгруппы,  учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все  студенты все полезное время потратили на достижение главной цели занятия.  Преподаватель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: понимания студента и уважения к  студенту; помощи со стороны учащихся и преподавателя при необходимости  (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы студент в конце  занятия получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при  групповой работе труд студента оценивается двумя видами оценки:  самооценка, оценка группы. Студент сам себе выставляет оценку за работу на  каком­то этапе урока, критерий самооценки предлагает преподаватель.  Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада  каждого студента при изучении какого­нибудь вопроса. Для разнообразия  учебных будней использовать разнообразные формы и жанры занятия. В  большинстве случаев такие занятия реально повышают эффективность  обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений  чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные  занятия утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся  увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей  компоненте.  Современному преподавателю в своей практике необходимо использовать  технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий  является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ  актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.  При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и  обобщаются полученные знания на занятиях, но и развивается внимание.  Проектно­исследовательская деятельность позволяет студентам на практике  применить знания, полученные на уроках. А как помочь слабоуспевающему  ребенку преодолеть неуверенность в себе? Преподавателю нужно создавать  условия для переживания школьником успеха и связанных с ним  положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед педагогом  такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться  вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых студент может проявить инициативу и заслужить признание в техникуме. Полезно  фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи в учебной деятельности,  самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Таким студентам я  предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое  незначительное движение вперёд. Психологи рекомендую порицание в форме  простого удивления преподавателя по поводу наступившего ухудшения в  работе или поведении студента («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и  т.д.). Немаловажно, каков тон речи преподавателя в момент порицания.  Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию. Нужно  стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно.  Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой  неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех  критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны  самим учащимся. Достаточно эффективным может быть прием, который  использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, ­ превращение  отстающего студента в «преподавателя», наставника, помогающего слабому  студенту первого курса или ученику среднего звена общеобразовательной  школы. Итак, подводя итог всему вышесказанному, хочу провести параллели между  внедрением ФГОС и работой со слабоуспевающими учащимися: ФГОС УМК Перспектива Работа со слабоуспевающими учащимися Цикличность изложения учебного материала, осуществление практической  деятельности через деятельностный метод, затем теория. Дети не удерживают в памяти формулировок правил и определений,т.к. не понимают их, понятия.  Лежащие в их основе, не формированы. Деятельностный метод.  Учёт индивидуальных особенностей развития. Определение целей работы на занятии.  Внеаудиторная занятость. Мотивация. Постоянное вовлечение и привлечение в различные виды  деятельности на занятии. Групповая работа. Стимулирование самостоятельной деятельности, вовлечение в те сферы, где  студент может проявить себя; вовлечение в деятельность, в процессе которой  имеют место быть объяснения одногруппников. Постановка проблемы. Открытие новых знаний. Озадачивание, возможность  выдвинуть свою гипотезу. Подача материала «по спирали». Опережающее обучение. Рефлексия. Самоконтроль, самооценка. Фиксирование и выявление места затруднения. Алгоритм: сравни, найди,  повтори (подготовительно – опережающее обучение).  Составление программы действий. Вместе с группой. Самостоятельная работа. С эталоном. Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению  слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии,  возрастной физиологии.  Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми  образовательными стандартами, позволяют преподавателю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого  соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс  заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и  коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом. Использованная литература: 1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М.  1984. 2. Концепция учебно – методического комплекса «Перспектива».  Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова. М., Просвещение, 2011. 3. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова,  Е.М.Борисова. М.1991. 4.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008.

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике

Статья на тему Особенности создания учебно-методических комплексов по Математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018