Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)
Оценка 4.6

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Оценка 4.6
Семинары
doc
русский язык
5 кл
18.09.2017
Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)
В статье на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" перечислены документы, определяющие содержание проверочной работы, предложена (из опыта работы педагога) система мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку, включающая информационно-разъяснительную, методическую работу и др. Проанализированы принципы отбора заданий при подготовке учеников к ВПР, предложены приемы, формы работы. Размещены образцы заданий, в том числе творческого характера.
Подготовка и проведение к ВПР по русскому языку.doc
Елена Николаевна Аслямова,  учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории Город Шарья Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"  Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку Статья Доступность   и   качество   образования   ­     одни   из   приоритетов     государственной политики РФ в сфере образования.   Все   мы,   осуществляя   педагогическую   деятельность,   ориентируемся   на многоуровневую оценку качества образования: ­ оценка обучающимися (степень удовлетворенности семьи); ­   оценка   государством   (итоги   государственной   итоговой   аттестации,   аккредитация, лицензионный контроль); ­ самооценка школы (внутренний мониторинг качества образования); ­оценка работодателем (уровень признания и конкурентоспособности на рынке труда). На сегодняшний день  для оценки качества образования, наряду с ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, национальными и международными исследованиями качества образования, используются ВПР (Всероссийские проверочные работы). Документы, определяющие содержание проверочной работы  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010  № 1897)   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего   образования (одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15)   Распоряжения Роспотребнадзора от 30.08.2016 №2322­05, от 21.10.2016 №2733­05. Назначение   ВПР   по   русскому   языку  –   оценить   уровень   общеобразовательной подготовки   обучающихся   5   класса   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС.  Задания диагностической   работы   направлены   на   выявление   уровня   владения   обучающимися базовыми предметными правописными и учебно­языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими   и   синтаксическими   умениями,   а   также   универсальными   учебными действиями [2, с. 2]. 1 Результаты   ВПР  на   уровне   ОО   позволяют   осуществить   текущий   контроль   успеваемости   и   промежуточной   аттестации,   вести   индивидуальный   учет   результатов освоения   обучающимися   образовательных   программ,   обеспечить   функционирование внутренней системы оценки качества образования. Также   ВПР   позволяют   осуществить   диагностику   достижения   предметных   и метапредметных   результатов,   в   том   числе   уровня   сформированности   универсальных учебных   действий   и   овладения   межпредметными   понятиями.   Результаты   ВПР   в совокупности   с   имеющейся   в   образовательной   организации   информацией,   отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.  Внедрение   такого   типа   работы   ставит   перед   учителями­словесниками  задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то что в  "Описании проверочной работы по русскому языку 5 класс" отмечено, что специальной подготовка к проверочной работе не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ [2, с. 7], однако без системы мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку трудно добиться высоких результатов.   Система мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку включает  следующие направления деятельности.  Информационно   –   разъяснительная   работа:  ознакомление   обучающихся   с организационными   вопросами   по   подготовке   к   ВПР,   составление   памяток   по выполнению   заданий   ВПР,   проведение   родительских   собраний   по   вопросам подготовки и участия в ВПР, составление памяток для родителей.  Методическая работа:   соотнесение перечня планируемых результатов по русскому языку из Примерной основной образовательной программы основного общего образования с "Описанием всероссийской   проверочной   работы   по   русскому   языку     для   обучающихся   5 классов",  вариантами ВПР, УМК;       подбор заданий и их решение на уроках с целью оценки готовности обучающихся к ВПР; систематизация    затруднений  и   пробелов   в  знаниях   учащихся   класса   и   каждого ученика для  оказания адресной помощи; выявление обучающихся «группы риска» и составление плана работы с ними;   планирование   работы   по   отработке   умений   и   развитию   навыков   выполнения заданий;   рассмотрение   и   отработка   материала    тем,   вызывающих   затруднения   у обучающихся в рамках классной работы, домашней работы, консультаций; 2          дифференцированная работа с классом, в том числе в рамках консультаций;  проведение повторения ключевых тем в течение учебного года и повторения по разделам учебной предметной программы в марте­апреле; психологическая подготовка обучающихся к ВПР; анализ   содержания   и   результатов   выполнения   ВПР   для   5   классов   (осень), корректировка плана работы по подготовке к ВПР  весной; решение  образцов проверочной работы, открытых вариантов ВПР, размещенных  в сети   Интернет,   совместное   обсуждение   с   обучающимися   возможных   стратегий выполнения работы,  формулировок заданий и др.;   разработка проверочных и контрольных работ по русскому языку с использованием формата  ВПР для проведения контрольно­оценочной деятельности;  рекомендации учащимся и их родителям сайтов, где ученики самостоятельно могут проверить уровень своей подготовки;  организация и проведение мониторингов; практическая отработка с обучающимися правил оформления проверочных работ.  Анализ результатов и подведение итогов ВПР. Подходы   к   отбору   содержания,   разработке   структуры   варианта   проверочной работы: • системно­деятельностный подход;  • компетентностный подход;  • уровневый подход.  Наряду   с   предметными   результатами   оцениваются   метапредметные   результаты, уровень   сформированности   универсальных   учебных   действий   и   овладения межпредметными умениями.  Анализ   вариантов ВПР   показал, что  содержание ВПР  по русскому языку для 5 класса  (ноябрь 2016 г., апрель 2017 г.)  соответствует Федеральному  государственному образовательному   стандарту   основного   общего   образования,     Примерной   основной образовательной программе основного общего образования, УМК по русскому языку для 5 класса   (в   данном   случае     УМК   под   редакцией   М.М.   Разумовской).   Содержание   ВПР соответствует   отечественным   традициям   преподавания   русского   языка   как   учебного предмета;   для   контроля   отобраны   наиболее   значимые   аспекты   подготовки.   В   ВПР использованы только задания открытого типа.  Тексты   заданий   в   вариантах   ВПР   соответствуют   формулировкам,   принятым   в учебниках,   которые   включены   в   Федеральный   перечень   учебников,   рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования.   3 "Задание   1   проверяет   традиционное   правописное   умение   обучающихся   правильно списывать   осложненный   пропусками   орфограмм   и   пунктограмм   текст,   соблюдая   при письме   изученные   орфографические   и   пунктуационные   правила.   Успешное   выполнение задания   предусматривает   сформированный   навык   чтения   (адекватное   зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного   из   видов   речевой   деятельности.   Наряду   с   предметными   умениями   проверяется сформированность   регулятивных   универсальных   учебных   действий   (адекватно самостоятельно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить   необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).  Задания 2–5 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными учебно­языковыми опознавательными и классификационными умениями.  Задание   2   проверяет   умение   классифицировать   согласные   звуки   по   мягкости– твердости   в   результате   частичного   фонетического   анализа   (учебно­языковые опознавательные и классификационные умения).  Задание   3   предполагает   анализ   структуры   слова,   проверяет   владение   учебно­ языковым   аналитическим   умением   делить   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового   и грамматического анализа слова, графически обозначать выявленные морфемы, наряду с этим   проверяет   владение   познавательным   универсальным   учебным   действием   – преобразованием информации о структуре слова в графическую схему.    Задание   4   выявляет   владение   учебно­языковым   опознавательным   умением обучающихся   распознавать   изученные   части   речи   в   предложении   (учебно­языковое опознавательное   умение),   а   также   уровень   освоения   познавательного   универсального учебного действия – построения логической цепи рассуждений.    Задание   5   проверяет   учебно­языковое   опознавательное   умение   распознавать   и графически   обозначать   главные   члены   предложения,   вместе   с   тем   выявляет   уровень познавательного   универсального   учебного   действия,   связанного   с   преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему.   Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных   учебных   действий:   регулятивных   (адекватно   самостоятельно   оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять   логическую   операцию   установления   родо­видовых   отношений; осуществлять   сравнение,   классификацию;   преобразовывать   информацию,   используя графические символы)"[2, с. 4­6]. Система   оценивания  выполнения   отдельных   заданий   и   проверочной   работы   в целом приемлема и соотносится с требованиями, предъявляемыми к заданиям изучаемого предмета.  Правильно   выполненная   работа   оценивается   45   баллами.     Выполнение   задания   1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов.   Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.   Ответ на каждое из заданий 3, 8, 9 ­ от 0 до 2 баллов.   Ответ на каждое из заданий 6 и 7 ­ от 0 до 3 баллов.  Ответ на задание 4 ­ от 0 до 5 баллов, на задание 5 – от 0 до 4 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.  4 В   ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа. В ответах представлены языковые разборы (модель разбора свободная): в фонетическом разборе не указаны парные/непарные согласные звуки по глухости/звонкости, твердости/мягкости), в синтаксическом разборе не указаны части речи.  Вместе с тем в указаниях по оцениванию за   более чем 2 ошибки в фонетическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом разборах ставится 0 баллов. В этом случае возникает   сложность   оценивания   данного   вида   разборов:   учащийся,   как   правило, выполняет полный разбор, и в связи с этим у него больше возможности допустить ошибки, чем при выполнении разбора в соответствии с моделью. При различных подходах разница в оценивании данных заданий может составлять до 4 баллов. "Рекомендации  по   переводу   первичных   баллов     в   отметки   по   пятибалльной шкале"  приемлемы.   Отметка по пятибалльной шкале Первичные баллы «2» 0–17 «3» «4» 18–28 29–38 «5» 39–45 Продолжительность  Всероссийской проверочной работы по  русскому языку ­   60 минут.   Вместе с тем анализ работ обучающихся показал, что ВПР (апрель 2017 г.) реально рассчитана не на 60 минут. За такое ограниченное время многие учащиеся 5 классов школы (дети с ОВЗ, со сниженной скоростью мыслительных операций, "медлительные" дети)  не приступили к выполнению заданий 9­12 или выполнили лишь некоторые из них.  Если   школы   соблюдали   требования   к   процедуре   организации   и   проведения Всероссийских   проверочных   работ,   то   данная   проблема   должна   была   возникнуть   в "обычных"   классах.   В   то   время   как   сильные   учащиеся   успевают   выполнить   работу (некоторые   без   проверки),   средние   и   особенно   слабые   учащиеся,   дети   с   ОВЗ,   дети­ флегматики не успевают справиться с предложенным объемом работы.  В "Обобщенном плане варианта проверочной работы  по русскому языку [2, с. 8­11] указано примерное время на выполнение заданий обучающимися в соответствии с блоками Примерной   образовательной   программы   ОО.   Однако   это   время,   на   мой   взгляд,     не рассчитано на слабого   ученика. Одной из основных причин того, что обучающиеся не успели выполнить всю работу, являются низкие темп чтения и скорость письма, низкая скорость   мыслительных   операций   и   лишь   в   некоторых   случаях   ­   незнание     тем   и несформированность умений и навыков.  В среднем 10­15 мин.   учащиеся работали над выполнением задания 1 (переписать текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания). На выполнение задания   2   (выполнить   фонетический,   морфемный,   морфологический,   синтаксический разбор) в среднем ученики затратили 10­15 мин. Задание 8 части 2 предполагало чтение текста   и   определение   его   основной   мысли.   Учащиеся   на   выполнение   этого   задания затратили   10­15   мин.   Те   ученики,   которые   не   приступили   к   выполнению   разного   вида 5 разборов в целях экономии времени, успели выполнить все последующие задания и набрать за   счёт   этого   больше   баллов,   чем   ученики,   выполнявшие   в   полном   объеме   языковые разборы.  В связи с этим ВПР (апрель 2017 г.), в отличие от ВПР (ноябрь 2016 г.), на мой взгляд, не  позволила  учителю обычных классов  общеобразовательных  школ объективно оценить знания обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей в связи с дефицитом времени на выполнение ВПР. В то же время ВПР (ноябрь 2016 г.) была рассчитана на 45 мин. За это время все обучающиеся успели написать работу, не выполнив лишь те задания, на которые не знали ответа, успели проверить работу. При этом задание 1 в ВПР  было такое же, как и в ВПР (апрель 2017 г.), лишь в тексте в среднем было на 10 слов меньше (в среднем 75 и 95 слов соответственно). Однако в работе, которую пятиклассники выполняли в ноябре 2016 г., было всего 5 заданий, а не 12. Задания 2­5 были лёгкие, даже не уровня 4 класса, на их выполнение требовалось мало времени.   То есть пятиклассники должны были, учитывая объем   заданий,     менее   чем   за   полгода   увеличить   скорость   работы     над   заданиями приблизительно в 3­4 раза, что практически невозможно. Каковы же пути решения этой проблемы? Чтобы обучающиеся успели выполнить ВПР, необходимо все тренировочные задания стараться   проводить   с   ограничением   времени.   В   этом   случае   ученики   могут контролировать  себя     (за   какое  время  сколько  заданий   они  успевают   выполнить).   Для обучающихся 5 класса это сделать сложно, поэтому   в течение учебного года на уроке можно на время выполнять   то или иное задание, дома помощь могут оказать родители учащихся.    Без   сомнения,  у   каждого   из   учителей   есть   свои   пути,   позволяющие   совершать   со­ восхождение с обучающимися по образовательной лестнице.  Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы   работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых аспектах подготовки обучающихся к ВПР.    Информационная поддержка    ://   vpr • Информационный портал ВПР: https   • Система дистационного обучения: https   • Сайт ФИПИ: http  •Информационный портал НИКО: https • Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования   .  statgrad      ://   kursitet  .  ru   /  vpr    .  org  .  ru   /  .  eduniko    ://   www   ://   www   .  fipi    .  ru   / (Рособрнадзор): http   ://   obrnadzor  .  gov  • Официальный сайт ВПР: https   • Сайт "Решу ВПР. Русский язык 5 класс" https  .  ru   /  ://4   vpr    .  ru      ://   rus   5­   vpr  .  sdamgia    .  ru   /   • Современный учительский портал http   ://   easyen  .  ru   /   Принципы отбора заданий 6 1. Задания должны быть разнообразными, чтобы тот или иной планируемый результат проверялся не всегда одинаково одним и тем же типом задания, что создаст условия для развития умения применять знания в разных ситуациях.  2.  Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата.  3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволить проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но 1­2 задания ­ на повышенном уровне.   Некоторые направления, формы и приёмы   работы Проблемы,   выявленные   в  результате   анализа   ВПР   (апрель   2017  г.),   нацеливают   на следующие направления работы. ­ В связи с тем, что трудности вызвали задания 8, 9  (также в анализе ВПР 2016 г. по русскому языку в 4 классах  было отмечено, что у обучающиеся 4 классов российских ОО самая проблемная зона – содержательная линия «Развитие речи», в том числе работа с текстом),  необходимо   продолжать   работу  в   этом   направлении.   Включать  во   все   уроки задания   по   работе   с   текстами   разных   стилей,   типов,   жанров.   Целенаправленно     и систематически обучать  пятиклассников вычитывать из разных типов текстов различные виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную). Для этого необходимо использовать  приемы понимания текста.   Обучение   осмыслению   текста   можно   осуществлять   на   разных   этапах:     до   начала чтения,     во   время   чтения   и   после   чтения.     На   этапе   до   начала   чтения       происходит прогнозирование     по   заголовку   темы   и   содержания     текста;   во   время   аутентичного (реального)  текста обучающиеся  выделяют  ключевые слова в содержании  абзаца (части текста), задают вопросы  к каждой читаемой части (ведут диалог с текстом);  после чтения текста   (рефлексивный   этап)     с   опорой     на   ключевые   слова     выделяют   информацию, полученную в результате  диалога с текстом. Происходит   окончательное     осмысление   темы     текста   (о   чём   говорится   в   тексте;   текста   и   основной   мысли   ­ фактуальная   информация   –   фактическая   основа   концептуальная информация).        ­     Эффективной формой работы   подготовки к ВПР является  комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль  речи;  анализируют  лексику,  изобразительно­выразительные  средства  языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют орфографический и пунктуационный разборы и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной   сфер   личности   человека,   взаимосвязанного   развития   ассоциативно­ образного и логического типов мышления. Тексты русских писателей, публицистов – это уникальный   материал,   имеющий   большое   воспитательное   значение,   способствующий становлению морально­нравственной личности. 7 Таким образом, комплексная работа с текстом на уроках русского языка   создает условия   для   реализации   внутрипредметных   и   межпредметных   связей,   что   важно     для успешной подготовки к ВПР, а впоследствии к ОГЭ, ЕГЭ.      ­  Работать над техникой чтения обучающихся в рамках разных предметов.      ­  Повышать технику письма у учащихся.    ­   Планировать   в   ходе   уроков   выполнение   заданий   на   соблюдение   норм   речи, корректировку   речевых   и   грамматических   ошибок,   нахождение   и   исправление орфографических и пунктуационных ошибок.        ­ Проводить целенаправленную работу по формированию у учащихся регулятивных, познавательных   умений,   в   том   числе   умений   планировать   выполнение   задания, контролировать   полноту   выполнения   задания,   соответствие   выполненного   задания предложенным   формулировкам,   оформлять   работу   в   соответствии   с   предложенными требованиями.  ­ Включать   во все уроки задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности   учащихся   посредством   организации   взаимопроверки,   самопроверки, работы по алгоритму, плану. Сэкономить время     на   систематизацию   изученного   по орфографии и пунктуации помогают тетради для правил, которые ученики ведут с 5 класса с применением  методики структурирования учебного материала.  Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы   учебной   информации,   сведения   ее   к   единым   логическим   и   дидактическим основаниям.   В   результате   логической   обработки   материала   и   установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к ВПР,  а впоследствии к ОГЭ,  ЕГЭ.   Помимо   традиционной   работы   с   текстом,   выполнения   различных   упражнений   по орфографии   и   пунктуации,   разного   вида   разборов,   нахождения   ошибок   и   заполнения пропусков   в   разборах   и   т.п.,   в   целях     мотивации   к   изучению   предмета,   необходимо предлагать   обучающимся   на   уроках   и   в   качестве   домашнего   задания   (по   выбору) творческие задания, в том числе и нестандартные. Изучая теоретический материал, расширяя   и углубляя   теоретические знания   по темам,       целесообразно составлять     опорные конспекты, сложные планы и т.п. Можно предложить   ученикам   создать   "Контурные   карты"   городов   Имя   существительное,   Имя прилагательное  и  др.;  разработать проекты,  связанные  с  освоением  норм  употребления языковых   единиц   (   "Энциклопедия   одного   слова"),   сочинить   лингвистические   сказки ("Приключения   частицы   БЫ",   "Формы   напрокат"),   орфографические   диктанты   "на засыпку" ("Приключения чёртика", "Престранные приключения") и др. Образцы творческих заданий по разным разделам языка  Придумайте и  необычно оформите  шпаргалку на тему «Пиши правильно  корни с чередование А/О». 8  Придумайте и запишите, как вы обратитесь к  царю зверей; лицу, с которым вы едва знакомы, но которого хотели бы пригласить на торжество;   вашему хорошему приятелю; проказнику, который что­то разбил, перевернул, съел  и т.д.  Запишите предложения с обращениями, графически обозначьте обращения.  Напишите творческую работу, используя слова с чередованием гласных Е/И.        На следующем уроке текст работы может быть использован в качестве выборочного диктанта: учащиеся класса будут выписывать слова с чередующимися Е/И   в корнях (с графическим комментированием).  Лучшие   сочинения   помещаются   в   сборник   «Творческие   работы   учащихся   по русскому языку» в раздел «Пишем сочинения на грамматические темы».    Понаблюдай, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Выполни   необычное,   интересное   и   полезное   творческое   задание­исследование:   составь "Энциклопедию одного слова". Хочется, чтобы ты приобрел интерес к слову, развил свою речь, стремился быть вдумчивым и проницательным читателем, расширил свои жизненные познания. Исследуй   сначала   слово   с   научной   точки   зрения   (с   точки   зрения   каждого   из разделов языка), а потом посмотри, почувствуй, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе,   большой   повести,   в   стихах,   песне,   как   может   ранить,   обидеть   человека   или, наоборот, излечить, сделать его счастливым. Используй   все   типы   словарей,   энциклопедии,   справочную   литературу,   помощь   и советы учителя, родителей, близких и знакомых. Вспомни, найди, придумай сам…  Делай это   как   можно   чаще.   Помни:   предлагаемое   задание   –   одна   из   ступенек   твоей лингвистической подготовки. Для   выполнения   задания   используй   примерный   план­схему.   Это   поможет   все собранные   материалы   расположить   в   определенной   системе,   которую   и   будем   считать энциклопедией твоего слова.  Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в твоей работе: чего­то не найдешь, чего­то не встретишь. Главное   –   стараться,   стремиться   к   поиску   нужного   материала.   Помни:   работу необходимо красиво оформить. Если к своей работе отнесешься добросовестно, то может получиться настоящая книга (возможно, электронная)!    ученики определят в ходе проектной деятельности.  Целесообразно   выполнить   проект.   В   таком   случае   план­схему,   копилку   слов Выполните задание, представленное ниже, и представьте свое задание по аналогии  с любым из слов. Используйте необходимые словари. 1. Определите, сколько значений у слова друг в приведенных предложениях. 1) Любимых детских книг творец             И верный друг ребят,             Он жил, как должен жить боец, 9 И умер, как солдат.                                     (С. Михалков)      2) В нашей школе есть кружок друзей русского языка. 3) А сколько вам, дорогой друг, лет?          2. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице. Друг – это… Друг – это… Друг – это… 3. Найдите синонимы, антонимы и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу. 1) Мы с приятелем вдвоем замечательно живем! Мы такие с ним друзья, ­ куда он, туда  и я. 2) Подальше от многочисленных недругов, под защиту глухих лесов! 3) Ох, не  любит враг, не любит нашей песни боевой. 4) Книга – наш товарищ и друг. 4. Составьте словосочетания с синонимами слова друг. 5. Запишите в таблицу родственные слова. Ответ представлен ниже в виде лексического тренажера. Связи по значению слова друг. Родо­видовые связи: Друг – человек, с которым дружишь. Родственные                                                               Антонимические связи: связи:                                                                           неприятель друг                                                                              недруг дружок дружить дружный дружно                                 Синонимические связи: товарищ  приятель                                         6. Используйте   синонимы   и   антонимы   слова  друг  в   устном   сочинении   на   тему   «Друг всегда  уступить готов место в шлюпке и круг». Составьте «скрэббл».   Придумайте к уроку­зачёту «загадалки». Например: Отвечает на вопрос какой? Обозначает признак. Имеет суффикс –лив­. Составьте   книжку   «загадалок»,   сопроводите   рисунками.   Загадки   можно   представить   в рифмованной форме. Найдите «четвёртое лишнее»:  10 а) разведение, разлив, разность, разносчик; б) накат, навес, навет, накал. Подумай,   по   какому   принципу   составлено   задание,   придумай   своё   задание   «Четвёртое лишнее».  Соберите рассыпанные предложения.  Укажите самостоятельные и служебные части речи. Каких самостоятельных и служебных частей речи в предложениях нет? 1) 2) Клад, это, пираты, было, спрятали, место, куда, то. Нему, искатели,  либо,  кладов,  приближаться,  этого, боялись,  либо, место, знали, не, к. (Это было место, куда пираты спрятали клад. Искатели кладов либо не знали этого места, либо боялись приближаться к нему.) *  Начинающим   фантазерам.   По   этим   двум   предложениям   придумайте   свою историю.  Сочините небольшую историю в прозе или стихах с собственными словами. Примеры работ учащихся. «Про тучи В зимний день я посмотрел на тучи. Они не стали дождевать, а сразу приступили к снегосбрасыванию. Они долго это делали, пока не кончилось антижидкое вещество. Тогда тучи решили дождевать, но не могли: они превратились в легколетатели.»  Придумайте предложения с прямой речью от имени старых вещей, которые окружают нас (перегоревшей лампочки, шнурка в правом ботинке, дверной ручки, старой расчёски и т.п.)                      «Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса», ­ писал Л.Н. Толстой. Включение в урок в творческих заданий, развитие творческих способностей обучающихся посредством домашнего задания  интенсифицирует процесс развития  общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей,  ведёт к достижению обучающимися   предметных   и   метапредметных   результатов,     в   том   числе   формирует универсальные учебные действия, позволяет подготовить учащихся к ВПР.  Литература 1. Варианты ВПР по русскому языку в 5 классе.  .  ru   / 2. Описание Проверочной работы по русскому языку 5 класс http  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.  4. УМК по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской   ://   petroskola 11    .  ucoz 5. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования.  12

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку" (5 класс)

Статья на тему "Подготовка  обучающихся к  ВПР по русскому языку" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2017