Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Оценка 4.6
Семинары
doc
классное руководство
1 кл
11.06.2019
В статье дается описание практических методов обучения. Рассмотрены вопросы следующего содержания:
- для каких целей применяют практические методы обучения;
- при каком содержании учебного материала возможно рациональное применение практических методов обучения;
- какими навыками должны обладать обучающиеся для применения в обучении практических методов.
В статье приведены примерные задания с практическими методами обучения.
Практические методы обучения в развитии познавательных способностей.doc
Практическая направленность в развитии познавательных
способностей.
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон
различных видов деятельности обучаемых. Во время использования
практических методов обучения применяются приёмы:
Постановки задания;
Планирование его выполнения;
Контроля выполнения;
Анализа итогов практической работы;
Выявление причин недостатков для полного достижения цели.
К практическим методам относятся письменные упражнения, где в ходе
работы обучаемый применяет на практике полученные им знания, а также
упражнения выполняемые обучаемыми со
звукозаписывающей,
звукопроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и
наглядными методами обучения, так как практической работе должно
предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесное пояснение и
показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы,
а также анализ выполненной работы. Вот почему так важно овладеть умением
принимать оптимальное решение при выборе методов обучения. Перед вами
таблица, на которой выделены 3 метода обучения.
№
п/п
1. При решении
каких задач этот
метод
применяется
особенно
успешно?
2. При каком
содержании
учебного
материала
особенно
рационально
применять этот
метод?
Словесные методы Наглядные
При формировании
теоретических и
фактических
знаний.
методы
Для развития
наблюдательности,
повышения
внимания к
изучаемым
вопросам.
Практические
методы
Для развития
практических
умений и навыков.
Когда материал
носит
преимущественно
теоретико
информационный
характер.
Когда содержание
учебного
материала может
быть представлено
в наглядном виде.
Когда содержание
темы включает
практические
упражнения,
проведение опытов.
3. При каких
особенностях
учащихся
рационально
Когда обучаемые
готовы к усвоению
информации
соответствующим
Когда правильно
оформлен
интерфейс
(внешняя оболочка
Когда обучаемые
готовы к
выполнению
практических применять этот
метод?
4. Какие
возможности
должен иметь
преподаватель
для
использования
данного метода?
словесным методам.
программы).
заданий.
Когда
преподаватель
хорошо владеет
этим видом
словесных методов.
Когда
преподаватель
подготовлен
самым тщательным
образом и
использовал
индивидуальный
подход к каждому
обучаемому.
Когда
преподаватель
распологает
необходимым
материалом для
проведения опытов
и упражнений.
Для успешного обучения учащихся очень важно преподавателю поставить
цель:
1. Развить у детей познавательные интересы;
2. Сформировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
3. Вызвать у ребёнка чувство уверенности в своих силах, в возможностях
своего интеллекта.
Всё выше перечисленное способствует стойкой мотивации к обучению.
Римский философ и писатель Сенека сказал: «Свои способности человек
может узнать, только попытавшись применить их на деле». Начинать
работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не
рано и никогда не поздно.Но лучше начать эту работу как можно раньше.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяют
успешно решать проблемы комплексного развития различных видов
памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции,
помогает формированию нестандартного мышления. Часть упражнений
готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Тестирование, как
известно, активно используется во многих развитых странах мира, так как
прослеживается чёткая зависимость между результатами тестов на
интеллект и школьными отметками, отметками на экзаменах и , в
особенности, дальнейшими успехами в обучении.
Особенности этих занятий в том, что ребёнку предлагаются задания не
учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой
деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно,
осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои
успехи, воспользовавшись значками на обложке тетради:
Красный получилось всё отлично;
Жёлтый получилось всё хорошо;
Зелёный только часть заданий выполнено так, как хотелось;
Синий не получилось так, как хотелось. Это всё создаёт особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с
одного вида деятельности на другой.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в
своём развитии. Они многому могут научиться, и эти умения применяют в
учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает
интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни,
включённые в методическое пособие и рассказанные взрослыми,
существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их
нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
Остановлюсь подробнее на заданиях ,включенных в рабочие тетради. В
процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех
познавательных процессов ,но каждый раз акцент делается на каком то
одном из них. Учитывая это ,все задания условно можно разбить на
несколько направлений.
задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти;
Задания на совершенствование воображения:
Задания
развитие
на
логического
мышления.
К заданиям на развитие внимания относятся различные лабиринты и
целый ряд упражнений , направленных на развитие произвольного
внимания детей , объема внимания , его устойчивости , переключения и
распределения .Выполнение заданий подобного типа способствует
формированию таких жизненно важных умений
,как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути ,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь,
решая двух трёхходовые задачи.
1.
каждая линия.
2
Не водя рукой, а только следя глазами, назови, где кончается
1
3
4
5
1
2
3
4
5 2.
Рассмотри таблицу. У каждой буквы есть своё место, своя
«квартира», расположенная в определённом подъезде, на определённом
этаже.
5
4
3
2
1
Р
Е
К
З
Ш
1
Л
Д
А
О
Т
2
И
Ю
Г
Б
Я
3
С
У
Ь
Ф
Н
4
В
М
Ж
Ы
П
5
Расшифруй слова, пользуясь таблицей. Сначала определи номер подъезда,
затем этажа.
(3,2)
(4,4)
(1,3)
(5,5)
(2,3)
(3,1)
(3,2)
(2,5)
(2,2)
(4,1)
(3,1)
(1,3)
(2,2)
(5,4)
(5,1)
(4,3)
(3,4)
(2,1)
(1,4)
(1,5)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и
совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти
задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять
специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких
упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти
различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается
объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая
память ,восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования силы времени.
1. Послушайте внимательно пары слов:
КУРИЦА ЯЙЦО,
МОЛОКО КОРОВА,
ЗАМОК КЛЮЧ, ЗИМА СНЕГ,
КОФЕ ЧАЙ,
МАМА ДОЧЬ.
Я называю первое слово пары, а дети должны вспомнить второе слово,
которое произносилось мной.
2.
номерами и закрой картинку.
Посмотри внимательно на рисунки. Запомни их вместе с
1
2
3
4
5
6
7
Вспомни, какой рисунок был у каждой цифры. Нарисуй. Старайся не
подсматривать.
1
2
3
4
5
6
7
Развитие воображения построены в основном на материале, включающем
задания геометрического характера:
Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или
линий, не изображающих ничего конкретного, до какого либо
изображения;
Выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
Деление фигуры на несколько заданных фигур и построение
заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами
(слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображён
с помощью числа).
1. Помоги Вини Пуху дорисовать из треугольников различные предметы.
2.Зарисуй быстро и схематично то, что обозначает каждый из слов, которые
назовёт взрослый: стена, вода, песня, ветер, смех, ночь, свет. А теперь по своим зарисовкам попытайтесь вспомнить, какое слово было
первым, вторым…
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является
развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены
упражнения , которые позволяют на доступном детям материале и на их
жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства
без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики .В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты , выполнять простые виды анализа и синтеза
,устанавливать связи между понятиями ,учатся комбинировать и
планировать .Предлагаются задания ,направленные на формирование умений
работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания) .
На этапе логически поисковых заданий дети учатся наблюдать , сравнивать
,обобщать ,находить закономерности ,строить простейшие предложения
,проверять их ,делать выводы ,добывать новую информацию , решать
кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
1. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каом порядке мы сидели, если
известно, что:
А) я сидел слева от мамы, а папа слева от меня;
В) папа сидел слева от меня и справа от мамы;
С) мама сидела справа от меня, а папа справа от мамы; D) папа сидел справа от меня и слева от мамы.
2. Учись рассуждать.
Каждый из трёх взрослых ведёт за руку двоих детей. Сколько детей идут
со всеми взрослыми?
a. 5
b. 7
c. 6
d. 8
Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок?
a. 6
b. 2
c. 3
d. 4
2. Продолжи закономерность:
В. А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей
на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движении детской руки, тем ярче проявляется
творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Графические диктанты отличный способ разработки мелких мышц руки
ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого
скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. На
данном этапе занятия дети сначала выполняют графический рисунок под
диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями,
прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто
закрашивают. Штриховка не только подводит детей к понимаю симметрии,
композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы
пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает
хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое
сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты это и способ развития речи, так как попутно
ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки,
то есть овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются
внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия;
развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление,
активизируются творческие способности.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений
позволяет решать все 3 аспекта учебной цели: познавательный;
развивающий;
воспитывающий.
Своё выступление мне хочется закончить словами американского
писателя П. Хаббарда «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы
сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Статья на тему: "Практическая направленность в развитии познавательных способностей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.