Статья на тему: «Роль театральных постановок на православную тематику в духовном воспитании школьников»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитательное значение театральной деятельности в школьном коллективе трудно переоценить: кроме формирования эстетического вкуса и умения держаться на сцене, двигаться, говорить, петь и танцевать, происходит социализация ребенка в творческом коллективе. Очень важен выбор репертуара, который будет одновременно интересен школьникам конкретного возраста, и, с другой, станет для них своеобразным открытием в человеческом смысле. Постановка школьного театра иногда превращается для них в эмоциональный ориентир в построении их собственной жизни. Театральный коллектив «Слово» скоро отметит свое десятилетие. За это время увидели сцену десятки постановок русской и зарубежной классики. Но особое значение придается участию в ежегодном фестивале православных театральных композиций «Да святится имя твое!», проводимых Липецкой епархией. . При подготовке спектаклей по духовной тематике учащиеся старшей школы понимают силу моральной ответственности, с которой они считаются. Большую роль в православных композициях играет музыкальная драматургия, которая создает духовный контекст, оттеняет или, акцентируя содержание. В музыкальную ткань спектакля включаются отрывки из произведений Чайковского, Рахманинова, Лядова, Глинки, Прокофьева и других. Выбор музыки начинается с внимательного прочтения текста, определения музыкальной драматургии всей композиции. Все фрагменты музыкального фона должны соответствовать не только смыслу отдельного эпизода, но вливаться в единый стилистический образ.
Иконка файла материала Роль театральных постановок на православную тематику в духовном воспитании школьников.docx
Статья на тему: «Роль театральных постановок на православную тематику в  духовном воспитании школьников» Театральный коллектив «Слово» скоро отметит свое десятилетие. За это время увидели  сцену десятки постановок русской и зарубежной классики. Но особое значение придается  участию в ежегодном фестивале православных театральных композиций «Да святится имя  твое!», проводимых Липецкой епархией. За эти годы поставлены композиции «Благословен Тобою этот звон»,  «Лето Господне», «За землю Русскую, за веру Православную»,  «Немолчная Заступница земли», «Ты откровенье, ты завет», «Женский подвиг  милосердия»  и другие. В текстах, разработанных руководителем коллектива О.В.Охват,   подобраны отрывки из  выдающихся произведений  русской и мировой литературы. При  подготовке спектаклей по духовной тематике учащиеся старшей школы понимают силу  моральной ответственности, с которой они считаются. Большую роль в православных  композициях играет музыкальная драматургия, которая создает духовный контекст,  оттеняет или, акцентируя содержание. В музыкальную ткань спектакля включаются  отрывки из произведений Чайковского, Рахманинова, Лядова, Глинки, Прокофьева и  других. Выбор музыки начинается с внимательного прочтения текста, определения  музыкальной драматургии всей композиции. Все фрагменты музыкального фона должны  соответствовать не только смыслу отдельного эпизода, но вливаться в единый  стилистический образ. «Фрагмент  сценария композиции «Ты — откровенье, ты — завет»    (Библейские мотивы в литературе  Серебряного века) (Звучит Концерт № 2 II часть с. Рахманинова)                               Ведущие: 1.Авраам Линкольн: "Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог  когда­либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передаётся нам через эту  книгу". 2.Роберт Е. Ли: "Во всех моих недоуменьях и отчаяниях я всегда находит в Библии свет и  силу".  3. Гете «Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности  и силы народа будет всегда его отношение к Библии».4. В.Г. Белинский —русский критик. «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, книга святая, книга вечной истины,  вечной жизни — Евангелие».  5.Ф.М. Достоевский. В «Братьях Карамазовых» он говорит: «Господи! Что за книга это  Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Люблю книгу сию!  Гибель народу без Слова Божьего, ибо жаждет душа его Слова и всякого прекрасного  восприятия».  6.А.С. Пушкин : «Священное Писание, сколько его не перечитывай, чем более им  проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в  ней все есть!»  Вся мировая культура: музыка, живопись, литература ­ пронизана образами и идеями  Книги Книг. Для поэтов, композиторов, художников Библия всегда была неисчерпаемым  источником духовной силы и вдохновения.  (В.Брюсов «Библия») Чтец:  О, Книга книг! Кто не изведал,  В своей изменчивой судьбе,  Как ты целишь того, кто предал  Свой утомленный дух — тебе!  В чреде видений неизменных,  Как совершенна и чиста —  Твоих страниц проникновенных  Младенческая простота!  Не меркнут образы святые,  Однажды вызваны тобой:  Пред Евой ­ искушенье змия,  С голубкой возвращенной ­ Ной!  Все, в страшный час, в горах, застыли Отец и сын, костер сложив;  Жив облик женственной Рахили,  Израиль­богоборец ­ жив!И кто, житейское отбросив,  Не плакал, в детстве, прочитав,  Как братьев обнимал Иосиф На высоте честей и слав!  Кто проникал, не пламенея,  Веков таинственную даль,  Познав сиянье Моисея,  С горы несущего скрижаль!  Резец, и карандаш, и кисти,  И струны, и певучий стих ­ Еще светлей, еще лучистей Творят ряд образов твоих!  Какой поэт, какой художник К тебе не приходил, любя:  Еврей, христианин, безбожник,  Все, все учились у тебя!  И сколько мыслей гениальных  С тобой невидимо слиты:  Сквозь блеск твоих страниц кристальных  Нам светят гениев мечты. «Хвалите Господа с небес» ­ исполняет солист Тимофей Волков­ 3 б Ведущий: Обращение к вечным страницам Библии отличает поэзию Серебряного века русской  литературы. Чтобы словом проникнуть в человеческие души, Христос в своих проповедях  рассказывал о случаях из повседневной жизни, заставляя слушателей задуматься. Наиболее часто поэты и писатели обращались к притче о Блудном сыне: Н.Гумилев  Я падаль сволок к тростникам отдаленным И пойло для мулов поставил в их стойла; Хозяин, я голоден, будь благосклонным, Позволь, мне так хочется этого пойла. За ригой есть куча лежалого сена,Быки не едят его, лошади тоже; Хозяин, твои я целую колена, Позволь из него приготовить мне ложе. Усталость – работнику помощь плохая, И слепнут глаза от соленого пота, О, день, только день провести, отдыхая… Хозяин, не бей! Укажи, где работа. Ах, в рощах отца моего апельсины, Как красное золото, полднем бездонным, Их рвут, их бросают в большие корзины Красивые девушки с пеньем влюбленным. И с думой о сыне там бодрствует ночи Старик величавый с седой бородою, Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред Господом и пред тобою». И в горечи сердце находит усладу; Вот сад, но к нему подойти я не смею, Я помню… мне было три года… по саду Я взапуски бегал с лисицей моею. Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит, Томили предчувствия, грызла потеря… Но целое море печали не смоет Из памяти этого первого зверя. За садом возносятся гордые своды, Вот дом – это дедов моих пепелище, Он, кажется, вырос за долгие годы, Пока я блуждал, то распутник, то нищий. Там празднество: звонко грохочет посуда, Дымятся тельцы и румянится тесто, Сестра моя вышла, с ней девушка – чудо, Вся в белом и с розами, словно невеста. За ними отец… Что скажу, что отвечу, Иль снова блуждать мне без мысли и цели?Узнал… догадался… идет мне навстречу… И праздник, и эта невеста… не мне ли?! Ведущие:  Чаще всего внимание поэтов привлекают образы Нового Завета. Они дают нам  возможность по­новому взглянуть на образ Иисуса Христа, о земном существовании  которого повествуют Евангелия.  Бог обещал народу, что придет Мессия. И  в маленьком селении Назарет Галилейская  Дева услышала весть: «Радуйся, благодатная, ты обрела благодать Бога. Родишь сына и  дашь имя ему Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». «По небу полуночи ангел летел»  ­ гитара, вокал ­  Филонова Мария ­9б»  Очень важна в православных спектаклях вокально ­ хоровая работа. Учащиеся разучивают  сольные и ансамблевые произведения, в большинстве композиций был задействован  гимназический хор. Работа над исполнением такого репертуара требует полной духовной  отдачи. В условиях общеобразовательной школы, где не все дети знакомы с нотной  грамотой, есть сложности в достижении чистого интонационного строя, особенно в  многоголосье. Вызывает много вопросов возможность использования минусовых  фонограмм в сопровождении вокальных номеров, так как это противоречит основным  принципам православной  певческой традиции. Но за последние годы удалось разучить  «Богородице, Дево , радуйся», гимн «Кириллу и Мефодию», хоровые обработки пьес из  «Детского альбома» Чайковского, фрагменты из кантаты «Александр Невский»(«Я пойду  по полю белому и «Вставайте, люди  русские»), финальный хор «Славься» из оперы «Иван  Сусанин»,песню Л.Марченко «По небу полуночи ангел летел», «Канцону» на стихи  Н.Гумилева и много других произведений. Работа коллектива отмечалась решеньями жюри, не раз результатом становились призовые места. В2018 году за спектакль «Женский подвиг милосердия» театр «Слово» удостоился  «Гран ­  при». Композиция была посвящена  сестрам милосердия, в ней нашли отображение рассказы о Даше Севастопольской,  Екатерине Бакуниной, Княгине Наталье Шаховской, Юлии  Вревской. О «белых ангелах»,  спасших тысячи солдатских жизней на фронтах I и II Мировых войн. Прозвучала песня   К.Стрижак о Даше Севастопольской, «Прощание славянки», песни Великой Отечественной воны. А в финале после слов, Елизавете Глинке, которая  в наши дни служила людям допоследнего дня своей жизни, солист Даннил Леонов и гимназический хор спели песню  Дмитрия Седова «Доктор Лиза»  в память об этой героической женщине. В качестве вывода, следует отметить высокий уровень воспитанности, который отмечают у учащихся нашей гимназии и, в особенности, у участников театрального коллектива.  Систематическое соприкосновение с духовным словом, музыкой принесло свои плоды.  Дети, которые первоклассниками вышли десять лет назад на сцену с композициями  «Покров» и «Рождество», играют в православном театре до сих пор, став выпускниками.  Со своими постановками они знакомят всех учеников школы. Как правило, это происходит во время Недель православной культуры, которые  проводятся в гимназии совместно с  представителями духовенства и погружают школьников в мир высоких мыслей, поисков  нравственности