Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"
Оценка 5

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
17.02.2019
Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"
В данной статье представлены проблема и методы работы с учащимися начальной школы по формированию диалогических умений младших школьников, которые должны формироваться в непосредственной связи с лексической работой. В статье анализируются различные подходы к понятиям «диалог», «монолог», «диалогическая речь»; рассмотрены основные направления лексической работы на уроках русского языка; представлены задания и методические рекомендации для совершенствования диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы.
Статья Совершенствование диалог. умений младших шк. в процессе лексической работы.docx
Учитель начальных классов  Плотникова Марина Сергеевна ГБОУ Школа «Содружество», г Москва Статья на тему:  «Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы» Аннотация.  Развитие   диалогической   речи   младших   школьников является одной из важных задач современного образования. Диалогические умения  младших   школьников     должны   формироваться   в  непосредственной связи с лексической работой. В статье анализируются различные подходы к понятиям «диалог», «монолог», «диалогическая речь»; рассмотрены основные направления   лексической   работы   на   уроках   русского   языка;   представлены задания и методические рекомендации для совершенствования диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы.  Ключевые слова:  диалогическая речь, диалогические умения, диалог, монолог, лексические умения, словарная работа. Проблема   развития   детской   речи   является   одной   из   главных   в современной   педагогике.   Это   определено   той   исключительной   ролью, которую   речь   играет   в   жизни   человека.   Являясь   орудием   человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и главным средством общения людей.  Современное   общество   предъявляет   высокие   требования   к   уровню коммуникативной культуры каждого члена общества, в том числе к умению ведения  конструктивного  диалога. В  связи  с  этим  развитие  диалогической речи у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач современного   образования.   Кроме   того,   степень   владения   учащимися диалогическими   умениями   непосредственно   связана   с   успешностью   их обучения в школе. Действительно, умение задавать вопросы, отвечать на них, вступать   в   общение,   учитывать   мнение   другого   человека,   договариваться, убеждать, доказывать и др. необходимы ребенку не только на уроках русского языка   и   литературного   чтения,   но   и   на   всех   других   предметах   начальной школы, а также при выполнении домашнего задания.  Исследованием проблем диалога посвящены работы многих ученых, как лингвистов, так и методистов, среди них – Н.Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, А.В.   Богданова,  В.В.   Виноградов,  Н.А.   Ипполитова,   О.Ю.   Князева,  Т.   А. Ладыженская, М. Р. Львов, М.Р. Савова, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, и др. Анализ   научных   трудов,   посвященных  описанию   понятия   «диалог» показал, что трактовки понятия «диалог» весьма многочисленны и при этом различны. Так, Л. В. Щерба характеризует диалог как «цепь реплик» [8]. Д. И. Изаренков   под   диалогом   понимает  «акт   непосредственного   общения   двух людей, протекающий в форме перемежающихся, ситуативно обусловленных речевых действий» [4].  О. С. Ахманова рассматривает диалог как «одну из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора» [2].   Важным вопросом в науке является разграничение понятий «диалог» и «монолог».  Лингвисты   и  методисты   едины   в   мнении   о   том,  что   диалог,   в отличие от монолога, создается двумя или несколькими говорящими (М.М. Бахтин, Н.А Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова, Л.П. Якубинский и др.). В качестве основного формально­организующего признака диалога называется реплицирование, т.е. чередование реплик участников диалога. М.М. Бахтин также   указывает   на   то,   что   высказывания   в   диалоге  достаточно   кратки   и характеризуются более простым синтаксисом [3]. Таким образом, диалогическая речь представляет собой «форму речи, состоящую   из   обмена   высказываниями­репликами,   на   языковой   состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта» [10]. Несмотря на то, что формирование речи ребенка начинается именно с ее диалогической формы, участвовать в диалоге ребенку труднее, чем строить монологическое   высказывание,   поскольку   обдумывание   своих   реплик происходит   одновременно   с   восприятием   чужой   речи.   Кроме   того, диалогическая   речь   требует   от   собеседников   наличия   совокупности достаточно   сложных   умений.   Среди   них:   слушать   и   понимать   мысль, выражаемую собеседником; формировать собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого   взаимодействия;   следить   за   правильностью   языковой   формы; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и др. [1]. Необходимость   работы   по   обучению   младших   школьников   диалогу обусловлена   и   тем,   что   диалогические   умения   лежат   в   основе   обучения выразительному чтению, усвоения обучающимися различных элементов языка, в частности, лексики. Действительно, чем богаче лексический запас человека, тем шире возможность выбора более точного, более выразительного способа вербального оформления мысли, тем более успешным будет его участие в диалоге.  Содержание   лексической   работы   в   курсе   начального   языкового образования проводится по следующим направлениям:  1)  обогащение   словаря,  т.е.   усвоение   новых,   ранее   неизвестных учащимся слов, а также новых значений;  2)  уточнение   словаря,   включающий   в   себя:   наполнение   содержанием слов,   которые   усвоены   учащимися   не   вполне   точно,  изучение   синонимов, антонимов,   фразеологических   единиц,   многозначности   слов,   а   также лексической сочетаемости слов; 3)  активизация   словаря,   т.е.   перенесение   как   можно   большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный;  4) устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный: диалектных, просторечных, жаргонны, усвоенных учащимися под влиянием речевой среды, перевод их из активного в пассивный словарь [6: с. 296]. М.   Р.   Львов   указывает   на   то,   что   процесс   усвоения   младшими школьниками лексики не может быть стихийным. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочивание словарной работы, выделение   основных   ее   направлений   и   их   обоснование,   управление процессами   обогащения,   уточнения,   активизации   словаря.   Обучающиеся начальной школыусваивают новые слова, значения, оттенки значений, сферы употребления   слов,   многозначность   и   переносные   значения,   синонимы, антонимы, паронимы, омонимы [5: с. 176]. При   этом   мы   отмечаем,  что   для   успешного   усвоения   лексики   такая работа   должна   осуществляется   в   постоянной   речевой   деятельности школьников, в диалогическом общении, на всех этапах лексической работы. Таким образом, система работы с лексикой в начальной школе состоит в том, чтобы слово было школьниками правильно воспринято в тексте, понято со   всеми   его   оттенками,   усвоено,   т.е.   вошло   в   их   активный   словарь   и употреблялось   ими   в   собственных   высказываниях   [7:   с.   431].   Для   этого необходимо использовать специальные задания.  С целью совершенствования диалогических   и   лексических   умений   младших   школьников   нами   были разработаны задания. В качестве примера приведем некоторые из них. Задание 1. Объясните значение выделенных слов. 1) Весело сияет месяц за окном. Белый снег сияет синим огоньком. 2) Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. В каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком – о сирени, как о цветке этого растения? 1) Сирень посадили у нас под окном. Весной красивым становится дом. (М.Рудерман) 2) Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень. (А.Плещеев) Методический комментарий.  После объяснения значений каждого из выделенных   слов   учитель   может   предложить   детям   записать   одно   из предложений,   а   рядом   составить   и   записать   свое   предложение   со   словом, употребленным в этом же значении. Данный вид упражнений способствует осознанию   значения   так   называемых   трудных   слов   и   правильному   их использованию в речевой практике. Задание 2.Замените слова в предложениях близкими по значению. 1. 2. Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Пограничники стреляют метко (бьют без промаха). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся). 3. 4. Методический   комментарий.  Цель   такого   упражнения   состоит   в выборе   более   точного,   более   удачного   слова.   Детей   чрезвычайно заинтересовывает   такая   работа.   Замена   синонимов   в   предложении   обычно практикуется   в   процессе   подготовки   к   рассказу   или   к   письменному сочинению.   Задание   можно   представить   в   виде   игры:   ученик   получает карточку   с  предложением   и  формулирует   то  же  предложение,  но   заменяя слова или словосочетания на близкие по значению или, если считает нужным, добавляет их в предложение. Важно, чтобы дети выяснили и усвоили, что среди слов, близких по значению, нет лишних, так как каждое слово заключает в   себе   какой­то   оттенок,   помогает   понять,   что   синонимы   –   это   слова,   не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Они нужны для   более   точного   выражения   мысли.   Такое   наблюдение   поможет   детям учиться чувствовать слово и более осознанно подходить к его выбору. Задание 3.Исправьте  текст: повторяющиеся  слова  замените  словами, близкими по значению. Пудик сидел на краю гнезда и распевал песни. Пел, пел Пудик, да и вывалился из гнезда. А кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут.  Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах. Воробьиха отталкивает его в сторону. Страх приподнял Пудика с земли. Пудик замахал крыльями и оказался на окне.     (М.Горький «Воробьишко») Методический комментарий.  Учащиеся читают текст, находят в нем повторяющееся слово Пудик, заменяют его другими, близкими по значению (воробьишко,   малыш,   птенец,   воробышек).   Эти   слова   не   образуют синонимического   ряда,   но   в   данном   контексте,   называя   одно   и   то   же существо,   являются   контекстуальными   (ситуативными,   функционально­ речевыми)   синонимами.   Важно   акцентировать   внимание   детей   на использовании  синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок.  Задание   4.  К   данным   именам   прилагательным   подберите   имена существительные. Составьте небольшой рассказ с одним из словосочетаний, расскажи его своему соседу по плечу (при работе в парах). мелкий (почерк, дождь, интересы) мягкий (пирог, свет, характер, вода) лёгкий (сверток, задача, ветерок) твердый (камень, характер) Методический   комментарий.  Учитель   вместе   с   детьми   выясняет значение прилагательного в каждом конкретном случае. Для этого учитель использует любой толковый словарь (например, С.И. Ожегова) и выписывает для себя значения тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь   помогает   учителю   установить   общее   между   синонимами,   их различные   оттенки,   обратить   внимание   на   синонимы,   имеющие   разную лексическую   сочетаемость.   Подобная   работа   полезна   для   выбора   слов   с наиболее подходящим значением. Упражнения такого вида  помогают детям при написании творческих работ, а также учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутье. Задание   5.  Запишите   имена   прилагательные   вместе   с   именами существительными.   Объясните   значение   прилагательных   в   каждом конкретном случае.   Составьте предложения с именами прилагательными в разных значениях. Образец: мягкий (хлеб, характер); мягкий хлеб (это какой) свежий; мягкий   характер   (это   какой?)   покладистый,   уступчивый, сговорчивый. Твердый (камень, характер). Теплые (вечера, отношения). Черствый (батон, человек). Сухой (ветер, взгляд). Методический  комментарий.  Данное  задание  дети  могут  выполнять как   индивидуально,   так   и   в   парах,   устно   или   письменно.   Оно   призвано обратить внимание детей на то, что одни и те же слова имеют различные значения,   в   зависимости   от   контекста.   Дети   наблюдают   за   лексической сочетаемостью слов. Таким   образом,   систематическая   и   целенаправленная   работа   по синонимии развивает у детей внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует их умственную деятельность. Задание   6.  Подберите   антонимы   к   данным   словам.   Составьте небольшой текст­описание с использованием любой пары слов. тьма ­ … зима ­ … юг ­ … твердый ­ … мокрый ­ … смелый ­ … пустой ­ … гладкий ­ … правдивый ­ … поднять ­ … взять ­ … расширяется ­ … Методический комментарий. Упражнения даются в связи с изучением   глаголов   и   наречий, имен   существительных, орфографических тем. В целях активизации работы над антонимами следует предложить учащимся составить с ними тексты, предложения или хотя бы словосочетания (для более слабых детей). В качестве дополнительного или домашнего   задания   можно   предлагать   детям   находить   антонимы   в пословицах, поговорках, в текстах произведений художественной литературы, грамматических упражнений, математических задач и т.д.   прилагательных, Задание   7.  Запишите   имена   прилагательные   вместе   с   подходящими именами   существительными.   Составьте   предложения   с   любой   парой словосочетаний. (Дружеский,   дружный)   класс;   (жестокий,   жёсткий)   человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь. Методический   комментарий.  Подобные   упражнения   направлены   на формирование умения распознавать отличительные признаки паронимов, а также на   формирование   умений   употреблять   их   в   речи   в   составе   словосочетаний   и предложений. Задание  8.  К   данным   выражениям   слева   подберите   синонимы   из   колонки справа.   Объясните   их   значение.   Составьте   с   этими   фразеологизмами предложения.   когда употребление этого слова (образного выражения) будет уместно.   Инсценируйте   ситуацию   (составьте   диалог), золотые руки                                     с глазу на глаз закрывать глаза                                 смотреть сквозь пальцы плечом к плечу                                 мастер на все руки одним словом                                   лодыря гонять бить баклуши                                    кот наплакал один на один                                     бок о бок капля в море                                     короче говоря Методический   комментарий.  Дети   сопоставляют   данные фразеологизмы   и   соединяют   их   стрелками,   согласно   заданию   Выполняя данное задание, дети подводятся к выводу, что устойчивые обороты, как и слова,   могут   иметь   синонимы,   упражняются   в   подборе   фразеологизмов­ синонимов.   Важно,   чтобы   дети   не   только   запомнили   то   или   иное фразеологическое сочетание, но и могли употребить его в речи. Для сильного класса лучше предложить написать миниатюру или сказку, в которой были бы использованы знакомые фразеологизмы. Для активизации словаря предлагаем следующее задание. Задание 9. Замените словосочетание одним словом. Составьте с этим словом предложение. Образец. Ездит на велосипеде – велосипедист; Ездит на мотоцикле –  Играет на баяне –  Играет на гитаре –  Играет на скрипке –  Играет на пианино –  Работает на комбайне – Работает на экскаваторе –  Работает на бульдозере –  Работает на кране –  Методический   комментарий..   В   случае,   если   дети   затрудняются   в выборе   нужного   слова,   учитель   может   им   предложить   слова   для   справок (баянист,   экскаваторщик,   мотоциклист,   велосипедист,   пианист,   гитарист, бульдозерист,   скрипач,   крановщик,   комбайнер).Данное   задание   может использоваться,   например,   при   изучении   имени   существительного   для активизации слов с суффиксами лица. Подобный вид работы также может быть   полезен   при   составлении   детьми   рассказов,   написании   сочинений различных типов с использованием различных слов.  1. Составьте рассказ о вашем любимом животном   и приготовьтесь его озвучить. Рассказ был в форме диалога или монолога? Почему? 2. Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Телефон»: У меня зазвонил телефон. ­  Кто говорит? ­ Слон. ­ Откуда? ­ От верблюда. ­ Что вам надо? ­ Шоколада. ­ Для кого? ­ Для сына моего. ­ А много ли прислать? ­ Да пудов этак пять или шесть, больше ему не съесть. Он у меня еще маленький. Данный отрывок   был в форме диалога или монолога? Почему вы так решили?   Сколько   в   нем   реплик?   Сколько   действующих   лиц?   С   какой интонацией   будете   читать?   Разыграйте   диалог   с   использованием соответствующих эмоций и интонаций. 3. Разыграйте ситуацию на тему «Как я был в зоопарке».  Во   время   обсуждения   говорил   один   ученик   или   оба?     Кто   был говорящим, а кто слушателем?  Менялись ли ваши роли? Это был диалог или монолог?  С какой целью вы вступали в диалог? Если это был диалог, то о чем рассказал каждый из участников диалога? 4. Прочитайте   ответы   детей.   Подумайте,   на   какие   вопросы   они отвечали. ­ Я не выполнил домашнее задание, потому что вчера оставил учебник в классе. ­ Я не смогу пойти в кино, так как буду готовиться к контрольной работе. ­ Я опоздал, потому что помог старушке дойти до ее дома. ­ Я не пойду гулять, потому что на улице плохая погода. ­ Я промок, потому что упал в лужу. Игра «Продавец­покупатель». 5. Представьте,   что   один   из   вас   продавец,   а   другой   –   покупатель. Разыграйте ситуацию «в магазине».  Методический   комментарий.  Учитель   может   усложнить   задание, добавив   проблемную   ситуацию:   «Не   нашлось   нужного   товара,   но   есть похожий», «Не хватает денег, а приобрести вещь очень хочется» и т.д. 6. Учитель,   отрабатывая   наиболее   типичные   ситуации диалогического   общения   в   рамках   изучаемой   темы,   предлагает   детям разыграть ситуации, например «У врача», «Разговор по телефону» и т.д. Методический   комментарий.  Для   более   эффективной   и   интересной рекомендуется   использовать   соответствующее   учебное   оборудование (медицинские инструменты, телефонный аппарат). Игровые методы обучения одни из наиболее эффективных в начальной школе, так как способствуют выполнению трех важных задач: 1. Создают психологическую готовность детей к речевому общению; 2.   Обеспечивают   естественную   необходимость   многократного повторения языкового материала; 3.   Тренируют   учащихся   в   выборе   нужного   языкового   варианта,   что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи. Таким   образом,   можно   заключить,   что   формирование   диалогических умений это сложный, многоступенчатый процесс, требующий внимательной и квалифицированной   подготовки,   систематичности,   а   так   же   самых эффективных методов. Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия. Обеспечение совершенствования умений младших школьников в области  при   использовании  будет   эффективным диалогической   речи коммуникативных ситуаций как приема обучения. Лексическая работа, как и работа по совершенствованию диалогических умений младших школьников, в той или иной мере проводится на каждом уроке русского языка и является обязательной частью начального языкового образования. Литература 1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников6 Учебное пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений. – 3­е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд.Стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 576 с. 3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М., Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 444 с. 4. Изаренков Д. И.   Обучение диалогической речи.— 2­е изд., испр.— М.: Рус. яз., 1986.— 160 с.   5.  Львов М.Р.  Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] : пособие для учителей / М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с. 6.  Львов   М.Р.  Методика   преподавания   русского   языка   в   начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. ISBN 5­7695­3638­1 , с. 296. 7.  Рамзаева,  Т.Г.   Методика   обучения   русскому   языку   в   начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин­тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. —— М.: Просвещение, 1979. — 431 с. 8.  Щерба   Л.В.    Современный   русский   язык//Избранные   работы   по русскому языку.­ М.:Просвещеняие,1957. 9.  Якубинский   Л.П.  О   диалогической   речи   /   Л.П.   Якубинский   // Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование / отв. ред. А.А.Леонтьев. – М.: Наука, 196. – С. 17­58. 10.  Ярцева   В.Н.  Лингвистический   энциклопедический   словарь //   М.:   Советская   энциклопедия, 1990.   –  ULR: [Электронный   ресурс]  http://les.academic.ru

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"

Статья на тему "Совершенствование диалогических умений младших школьников в процессе лексической работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019