Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"
Оценка 4.6

Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл
08.07.2019
Статья на тему"Формы и методы организации  урока в условиях малокомплектных  классах"
При объединении классов, возникает проблема,как организовать учебный процесс. Практика показала что некоторые формы работы с такими классами, являются более предпочтительными. В методической литературе этому вопросы уделяется мало внимания,поэтому хочется поделиться своим обобщенным опытом с коллегами. Думаю материал будет полезен для учителей начальных классов.
Статья для конференфии.docx
Шмелева Светлана Юрьевна Учитель начальных классов, МКОУ «Малоатлымская СОШ», п. Заречный, Октябрьскии раион Аннотация. В представленной статье приведен опыт организации  работы в малокомплектном  классе.  Методология исследования – описание  практического опыта.  Ключевые слова: малокомплектный класс,  структура урока,   Тема:  «Формы и методы организации работы в малокомплектных  разновозрастный класс. классах    начальной школы».  После того как наша школа получила статус  малокомплектная, тут же  возникли  сопутствующие проблемы.    Первая проблема решается с помощью СанПиН 2.4.2. 2821­10 вступили в  силу с 1 сентября 2011 г. Оптимальный вариант  объединения классов это 1­ 3класс и 2­4 класс. То вторая проблема, на которую я бы хотела  обратить  внимание, это как организовать учебный процесс в таком классе без ущерба  качества знаний обучающихся  в соответствии с требованиями ФГОС.  В условиях работы с двумя классами у учителей остро стоит вопрос об  рациональном  использовании времени на уроке.  Как показал опыт работы с такими классами, нет определенных  методических рекомендаций по организации и проведению уроков в  малокомплектных классах.  Поэтому пришлось адаптировать структуру урока   комбинированного типа с распределением  видов работ и времени. Структура урока Этап  урока  Кол­во  минут 2 класс 3 класс Примеч ания I 2­3 II 10 Самостоятельная  работа.  Подготовительные  Работа с учителем.  Объяснение нового  материала; упражнения к  усвоению нового  материала. подготовка к  самостоятельной  работе III 10 Работа с учителем.  Проверка результатов  самостоятельной  работы; объяснение  нового материала,  первичное  закрепление;  подготовка к  самостоятельной  работе. Самостоятельная  работа. Раскрывается  содержание.  Самоконтроль IV 10 Самостоятельная  работа.  Раскрывается  содержание работы.  Самоконтроль Работа с  учителем. Проверка  результатов  самостоятельной  работы; подготовка  к выполнению  работы творческого  характера и др. V 8­ 10 Работа с учителем.  Проверка  самостоятельной  работы; работа с  учебником и др. Самостоятельная  работа.  Раскрывается  содержание.  Самоконтроль 5­7 Подведение итогов урока, оценка  деятельности Рассматривая  структуру урока делаем вывод что  основной формой урока  являются: Самостоятельная работа и работа с учителем.  При этом необходимо  в плане  четко сформулировать тему урока для каждого класса в отдельности,  которая определяет его содержание, конкретные ТДЦ и оборудование. Особенности урока в малокомплектной школе. Основное отличие урока в начальной малокомплектной школе: класс разновозрастный. Структура урока в начальной малокомплектной школе не отличается  разнообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока:  1. 2. Мотивация (организационный момент) Входной контроль (проверка домашнего задания), актуализация  пройденного материала. Первичное усвоение знаний.  Проверка понимания.  Первичное закрепление, самостоятельная работа.  Поиск и коррекция допущенных ошибок. Обсуждение домашнего задания, рефлексия. 3. 4. 5. 6. 7. Формы организации . Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в  начальной малокомплектной школе две: работа под руководством учителя; самостоятельная работа учеников. 1. 2. От  80до90% урочного времени  отводится этим видам работы. Учитель осуществляет руководство и  контроль при выполнении  некоторых  подготовительных упражнений; 1.объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной  работы; 2. изложения нового материала и беседа; 3.объяснение, рассказе, инструктаж; 4.первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала; 5.диагностирование уровня усвоения материала; 6.контроль и коррекция усвоенных знаний; 7.показ рациональных приемов применения знаний; 8.тематическое обобщение материала.  На первых этапах учебной работы  в обучении детей  основной прием это  объяснение и  показ. Учитель подробно объясняет и показывает, что  как и  в какой последовательности надо делать, чтобы правильно выполнять   задание. Очень  важно, чтобы каждый ученик усвоил объяснение и смог самостоятельно  воспроизвести необходимое действие. На последующих этапах работы с  однотипными заданиями  можно   и  ограничиться кратким  объяснением. Но при знакомстве  с новым материалом  объяснение и показ рекомендуются. Время для обучения   можно выделять на  первых уроках при введении нового вида работы.   Например, на уроках математики общими могут быть:  устный счёт: «Держи снежок» (например ребята 1 класса решают примеры на  сложение, а 3 класс ­ на умножение), «Альпинисты», «Построй дом», «Собери  грибы» и многие другие. Детям присущ дух соперничества особенно между  классами Работая с  геометрическим материалом, например, учащиеся  1 класса ищут  предметы похожие на треугольник, квадрат, овал, а 3 класс находит периметр этих фигур, так же раба над задачами.  Не редко темы в классах совпадают и  тогда проводится урок на одну тему,  но при этом не забываем, что задания по теме будут отличаться  сложностью и  участием учителя. Привлекательность таких уроков в том что увеличивается  время  работы  под  руководством  учителя.  В таких условиях легче  переключаться с одного класса на другой, и есть возможность разнообразить  формы работы в классе.  Благодаря общей работе всех детей в классе,  увеличивается   продуктивность урока, налаживается микроклимат в классе,  формируется коллектив. Например; разделив детей на группы где старшие дети  выполняют роль наставников, а младшие помощников, дети могут выполнить  кратко срочные проекты  по теме урока, и даже оформить  небольшую  презентацию своей работы.  о   для организации общей работы всех детей  в классе.        Прием комментирование сначала  полное, затем  краткое  дает   положительный  эффект при коллективной работе. Во первых это дает  возможность учимся овладеть новыми приемами работы, во вторых учитель имеет  возможность  про  контролировать  степень усвоения.   Работа  по алгоритму   существенно экономит время на уроке, а так же  способствует  формированию   определенных  ЗУНов  Можно использовать следующие алгоритмы решения  задачи, разбора предложения,  разбор  и предложений, алгоритмы применения  правил, вычислительных способов и приемов пр.  Для лучшего усвоения алгоритма основным методом должно быть приучение детей поэтапно выполнять и проверять учебные действия.  Например  « Алгоритм для решения задачи» 1. 2. 3. Прочитай задачу) Расскажи о чём или о ком идёт речь в задаче Найди ключевые слова в задаче (слова, которые помогут составить  краткую запись). Краткая запись же может быть представлена в виде рисунка, чертежа, схемы –  это условие задачи.  1. 2. 3. Повтори вопрос задачи и включи (запиши) его в краткую запись Представь себе то, о чем говорится в задаче, расскажи об этом Подумай, число, которое получится в ответе задачи, больше или  меньше имеющихся чисел в условии этой задачи. 4. Если задача простая (в одно действие), выбери действие, которым  будешь решать задачу. Если задача сложная составная (в несколько действий),  то подумай, с чего начать решение, используя имеющиеся данные в условии  задачи. 5. Не забывай делать пояснения после каждого выполненного действия задачи.   6. Запиши ответ задачи. Чередуя  вид работы в классе можно существенно повысить  активность и  продуктивность урока. При  этом необходимо учитывать уровень  подготовленности детей, степень   сложности заданий. Поэтому следует уделять больше времени тому классу где изучается новый материал или класс в котором  недостаточны навыки в самостоятельной работы, к примеру 1 класс. И подобная работа должна быть  тщательно спланирована, чтобы ни один из классов не  остался без работы с учителем. Так же необходимо учитывать темп  работы в  классе. Одни учащиеся выполняют работу гораздо быстрее других и в  освободившееся время  работают  в тетрадях  на печатной основе, выполняя  задания соответствующие  теме урока. Учитывая,  что в классе  занимаются дети разного возраста  необходимо  организовывать учебный процесс в соответствии с возрастными и  психологическими особенностями  детей. В совместной работе класса  роли  учащихся распределяются в соответствии с возрастными особенностями,     умениями и навыкам. Например, проверяют домашнее задание, объясняют новый материал – старшие ученики или ученики­консультанты; работа в смешанных  парах, где старший проверяет, подсказывает, при этом, обучаясь сам.      Таким образом, хочется отметить что  УМК "Школа России» по которой идет обучение  в малокомплектных классах  способствует решению задач раскрытия  интеллектуальных и творческих  способностей младших школьников. И в  полной мере удовлетворяет  потребности  обучающегося в соответствии с его  образовательными запросами. А так же способствует  разностороннему,  гармоничному развитию личности, формирует у учащихся    культуру и  творческое мышление;  Влияет на  развитие  нравственно ­эстетических чувств.  Развивает  эмоционально­ценностное позитивное отношение к себе и  окружающим. Служит стимулом развития интереса к учению.

Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"

Статья на тему"Формы и методы организации  урока в условиях малокомплектных  классах"

Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"

Статья на тему"Формы и методы организации  урока в условиях малокомплектных  классах"

Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"

Статья на тему"Формы и методы организации  урока в условиях малокомплектных  классах"

Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"

Статья на тему"Формы и методы организации  урока в условиях малокомплектных  классах"

Статья на тему"Формы и методы организации урока в условиях малокомплектных классах"

Статья на тему"Формы и методы организации  урока в условиях малокомплектных  классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2019