Методическая разработка урока на тему "Перестановка слагаемых" (1 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке в ходе практической деятельности, моделирования, наблюдений учащиеся под руководством учителя выводят правило о переместительном свойстве сложения и учатся применять полученные знания при решении текстовых задач. Учащиеся научатся понимать конкретный смысл и название действий сложения, а также использовать названия компонентов и результатов сложения при чтении и записи числовых выражений.
Иконка файла материала МЕТОДЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Перестановка слагаемых 1 класс.docx
МЕТОДЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ для 1 класса Учителя Плотниковой Марины Сергеевны Тема: Перестановка слагаемых.Тема:  Перестановка слагаемых. Цель: в ходе практической работы и наблюдений вывести правило о том, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. Задачи: Развивающие:  ­ развивать речь, память, логическое мышление;  ­ развивать умение использовать полученную информацию на практике. Образовательные:  ­ выучить переместительный закон сложения;   ­   моделировать   действия   сложения   и   вычитания   с   помощью   предметов   (математический   набор,   математические кораблики), рисунков, числового отрезка, наглядного материала. Воспитательные:  ­ воспитывать в детях аккуратность при написании письменных работ; ­ воспитывать в детях усидчивость; ­ воспитывать у детей правила поведения на уроках; ­ воспитывать у детей способность слушать и слышать; ­ воспитывать у детей уважение друг к другу и к окружающим. Планируемые результаты:     Общеучебные: учащиеся научатся понимать конкретный смысл и название действий сложения; ­ научатся использовать при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения; ­ выучат переместительное свойство сложения; ­ научатся выполнять вычисления вида … +­ 1, 2, 3, 4; ­ научатся решать задачи изученных видов;­ научатся дополнять условие задачи одним недостающим данным;     ­   моделировать   действия   сложения   и   вычитания   с   помощью   предметов   (математический   набор,   математические кораблики), рисунков, числового отрезка, наглядного материала.   Метапредметные:   Познавательные УУД:  ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста);   понимать информацию ,представленную в виде текста, схем, рисунков;     сравнивать предметы. Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);   оценивать себя, границы своего знания и незнания. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд; ставить и решать новые учебные задачи. Делать умозаключения по результатам исследования. Коммуникативные   УУД:     соблюдать   простейшие   нормы   речевого   этикета:   здороваться,   прощаться,   благодарить. Вступать в   диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные:  Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; принимать образ «хорошего ученика»; внимательно относиться к собственным, переживаниям и переживаниям других людей; выполнять правила безопасного поведения в школе; адекватно воспринимать оценку учителя. Оборудование: У учителя:  учебник, доска маркерная, маркеры цветные, 5 моделей овощей, 1 модель лопаты, числовая линейка «От 1 до 10», маски Медведя, Ёжика, Кролика, яблоко. У учащихся: учебник, тетради на печатной основе №2, карандаши цветные, ручки, линейки, математические наборы или математические кораблики, счетные бусы, сигнальные карточки­светофоры.Этап урока 1. Организация  начала урока. Дидактическая  задача:  подготовить  учащихся к работе  на уроке. 2.  Подготовка  к  активной УПД на  основном этапе  урока. Дидактическая  задача:  актуализация  опорных знаний и  Ход урока Содержание Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный –  Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. Примечание Дети готовятся к уроку, проверяют  наличие учебных принадлежностей. 1. Логическая разминка ­ Какие числа надо поставить вместо точек? (1,3.) На доске числа ..579 2. Устный счет. ­ Сосчитайте от 1 до 10 через 1, от 10 до 1 через 1. ­ Увеличьте 5 на 2. ­ Уменьшите 7 на 3. ­ На сколько 6 больше 3? ­ На сколько 2 меньше 5?умений, с целью  подготовки  учащихся к  усвоению нового  материала. ­ 1 слагаемое 4, второе слагаемое 5, назовите результат суммы.  ­ 3+6    Назовите 1 слагаемое, назовите второе  слагаемое. ­ 8+2=10   Что такое 8 ,что такое 2, что такое 10. ­ Назовите компоненты сложения. 3.  Самоопределение  к деятельности ­У нас в гостях сегодня Мишка, и ежик. Они собрались в гости к своему другу кролику. Как вы думаете,  какое угощение они ему приготовили?  Дидактическая  задача: подвести  детей к теме и  цели урока.  Постановка  проблемы. ­Какой предмет лишний и почему? (Лопата, т.к. она  кролику не нужна.)  ­Мишка принес Ежику 3 овоща, а Кролик 2.  Кто  принес больше овощей и на сколько? Составьте  решение в кассе. 1 ученик составит у доски. ­Сколько всего овощей принесли Ежику? Составьте  решение в кассе. 1 ученик у доски. Фиксирование затруднения. ­Мишка и Кролик устроили спор. Мишка утверждает,  что верное решение – 5+3, а Кролик, что – 3+5. Кто же прав? ­Прочитаем оба решения по­разному.  ­Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись  местами) ­А можно ли так поступать в математике? На доске 5 овощей и лопата.  Учитель убирает лопату, а овощи  раздает Мишке и Ежику.Постановка проблемы. ­Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять  местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом  вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны? ­Тогда начнём. Исследовать – это значит понять,  установить. Предлагаю превратить наш класс в научно­ исследовательскую лабораторию. Каждый из нас –  сотрудник этой лаборатории, учёный­исследователь.  Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи  по работе. Как будем работать?(дружно, старательно,  внимательно, с уважением) ­ Прочитайте тему урока на с. 14. Рассмотрите первый рисунок. ­ Сколько флажков в одной руке, сколько в другой?  Как узнать, сколько всего флажков?  Посчитайте. (3) ­ Прочитайте пример под рисунком, называя  компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе  1, сумма 3.) ­ Посмотрите на второй рисунок. Что произошло?  (Мальчик поменял флажки местами.) ­ Как узнать ,сколько всего флажков? Посчитайте. (3) Прочитайте пример под рисунком, называя  компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе  2, значение суммы 3.) 4. Усвоение новых  знаний.  Определение темы  урока. «Открытие  детьми нового  знания». Дидактическая  задача:  ввести  детей в тему  урока; вывести  правило о  переместительном  свойстве  сложения. Учитель (или дети) показывает все  действия с бумажными флажками.2. Практическая  работа. 5.  Физкультминутка. 6.  Первичная  проверка  понимания  учащимися нового  материала. Дидактическая  задача: Отработать с  детьми  переместительное  свойство  сложения. ­ Сравните примеры, объясните, чем они похожи и чем  отличаются. Слагаемые поменялись местами, а  значение суммы не изменилось.) ­ Сравните полученные суммы и сделайте вывод. (От  перестановки мест слагаемых результат сложения не  изменяется.) ­ Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли  результат нашего исследования с математическим  законом?  Совпадают ли наши правила? (да) Кто же был прав, Мишка или Кролик? (оба) Объясните почему. (От перестановки слагаемых  значение суммы не изменяется) 1. Работа по учебнику. №1. с. 14. Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на  первой фишке домино? Сколько синих? Назовите  пример. (3+2=5) ­ Как получили второй пример? (Фишку перевернули). ­ Как узнать, сколько всего точек на первой фишке?  Как изменится сумма точек, если фишку перевернуть?  (Сумма не изменится). ­ Объясните, как получили остальные примеры.  Докажите, что ответы этих примеров будут  одинаковые. Дети объясняют по рисунку в  учебнике. Дети считают и повторяют правило.2. Установить  осознанность  усвоения  учащимися нового  материала; Установить  выявленные  пробелы и на этой  основе решить,  можно ли  переходить к  следующему  этапу. 7.  Физкультминутка. 8. Вторичное  закрепление. Включение нового  знания в систему  ­ Сравните рисунки на полях. № 2. С 14. ­ Прочитайте условие и вопрос первой задачи. ­ Запишите решение.  (4­1=3 (с.).) ­ Назовите ответ.  (Сегодня Дима прочитал 2  страницы.) ­ Вставьте полученный ответ в окошечко второй  задачи. Прочитайте, что получилось. ­ Запишите решение. (4=3=7 (с.)) 2. Работа в тетрадях на печатной основе. № 1­3, с.8. ­ Выполните задание в тетради самостоятельно.  Дети сравнивают и делают вывод о  том, что на обеих полосках  одинаковые фигуры, но по­разному  расположены. Независимо от  расположения фигур  их  количество не меняется.  Один ученик записывает решение у  доски, остальные в тетрадях. Дети выполняют с последующей  взаимопроверкой. Если есть  затруднения, то разбирают задания  с учителем. ­Решим задачу. Мишка совершил 3 добрых дела, а Кролик на 6 добрых дел больше. Сколько добрых дел совершил Кролик? Самостоятельное выполнение.Проверка. Дети по очереди читают  полученные равенства. Если  равенство составлено верно,  учащиеся хлопают в ладоши 1 раз,  если нет – молчат.   знаний. Учебник, с.14 (внизу). Дидактическая  задача:  закрепить  новый материал;  оценить себя,  границы своего  знания и незнания.   9. Подведение  итогов урока. Дидактическая  задача: дать анализ  успешности  овладения  знаниями и  способами  деятельности. ­ У вас на столах лежат карточки­светофоры. Оцените  как вы поняли новый материал. ­ Кто понял тему?  ­ Кто может объяснить ошибки товарищам? ­ Те, дети, у которых возникли трудности по новой  теме – спросите у своих товарищей, либо подойдите ко мне после урока. ­ Прочитайте или назовите тему урока. ­ Расскажите правило, которое мы с вами сегодня  вывели.  (От перестановки слагаемых значение суммы  не изменяется.)   ­ Вы сегодня были молодцы! Активнее всех  работали…….. ­ Урок окончен . Всем спасибо. Домашнее задание:   Рассказать взрослым о своем  открытии.