НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ (НОУ)
«Поиск»
Если путь твой к познанию мира ведёт,
как бы ни был он долог и труден – вперёд!
Фирдоуси
Положение о НОУ «Поиск» начальной школы
1. Общие положения:
1.1. Научное общество учащихся (далее – НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учителей.
1.2. НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз.
1.3. Членами научного общества могут быть рекомендованные учителями учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству.
1.4. Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
2. Цели и задачи деятельности
2.1. Цель НОУ:
активное включение учащихся начальной школы в процесс самообразования и саморазвития.
ЗАДАЧИ: 1. овладение знаниями по предметам, выходящими за пределы
учебной программы;
2. обучение учащихся работе с научной, дополнительной
литературой;
3. обучение методам и приемам проведения опытов,
экспериментов, исследований;
4. подготовка к организации и проведению олимпиад, научно-
практической конференции.
УСТАВ
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к творческой, экспериментальной, научной деятельности.
Возраст вступления в НОУ – 9 – 11 лет
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
v выбрать по желанию тему исследовательской, творческой работы и форму ее выполнения (реферат, доклад и т.д.);
v получить необходимую консультацию у своего руководителя;
v иметь возможность получить консультации в процессе создания работы;
v получить рецензию на написанную работу;
v выступить с окончательным вариантом творческой, исследовательской работы на научно-исследовательской конференции в своем классе, в школе;
v представлять свою работу, получившую высокую оценку, на районной конференции;
v опубликовать работу, получившую высокую оценку;
v принимать участие в работе предметных секций, на олимпиадах.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
v регулярно и активно участвовать в работе предметной секции, в заседаниях НОУ;
v периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований, опытов, экспериментов, наблюдений;
v активно участвовать в проведении предметных недель, во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
v строго соблюдать сроки выполнения работ;
v строго выполнять требования к оформлению научной работы.
3. Организация научно-исследовательской работы учащихся
3.1. Научным руководителем членов НОУ является руководитель НОУ.
3.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется членами НОУ совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
3.3. Научный руководитель консультирует члена НОУ по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
3.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы и др.
3.5. Лучшие работы членов НОУ «Поиск» могут быть поощрены дипломами , могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т. д.
4. Виды научно-исследовательской деятельности членов НОУ «Поиск»
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
– проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
– аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
– диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
– экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
– проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
5. Критерии научно-исследовательской деятельности
5.1. Актуальность выбранного исследования.
5.2 Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
5.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
5.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.
5.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
5.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
5.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
5.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Формы работы:
1. Индивидуальная и групповая работа учащихся над проектами под руководством педагогов;
2. Коллективная работа НОУ «Поиск»:
· заседания;
· творческие мастерские;
· научно-практические конференции;
· предметные школьные и муниципальные олимпиады ;
· Всероссийские дистанционные конкурсы»
· предметные недели.
Направления работы НОУ:
1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы (встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).
Принципы:
1. Применение междисциплинарного подхода;
2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими
учащимися;
3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и
внедрения в жизнь результатов работы;
5. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и
различия с другими, признанию своих способностей;
6. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с
конкретной областью интересов,
7. установка на самоценность познавательной деятельности при
изучении научных дисциплин,
9. установка на готовность к непрагматическому риску в
неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных
ценностей при любых обстоятельствах.
Программа работы школьного научного общества учащихся
«Поиск»
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Поиск».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Шаг в «Поиск”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Список участников НОУ
1 группа (4 классы)
2 группа (2-3 классы)
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НОУ
на 2015 – 2016 учебный год
Месяц
|
Тема |
Цель
|
Результат работы |
сентябрь |
1.Проведение организационного собрания |
Обсуждение целей и задач НОУ, утверждение названия, эмблемы, девиза НОУ и обсуждение и принятие устава НОУ учащихся.
|
Папка материалов |
2. Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений и читательского интереса |
Анализ диагностических материалов участия в НОУ |
Материалы диагностики, диаграммы |
|
октябрь |
1. Тематика творческих и исследовательских работ |
Обучение работе с литературными источниками, научной литературой |
Памятки |
Библиотечный урок. Как работать с научной литературой. |
Обсуждение по тематике работ, составление плана. |
Памятки, образцы
|
|
ноябрь |
|||
2. Практическое занятие «Культура умственного труда. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации научно-исследовательской работы» |
Памятки |
||
декабрь |
1 Как оформить проектную и исследовательскую работу |
Знакомство с требованиями по оформлению исследовательских работ |
Памятки |
2. Основное содержание исследовательской работы. Раскрытие темы |
Памятки |
||
январь |
1. Методы научного исследования. |
Памятки |
|
2. Этапы работы над научным исследованием. Заключение и выводы. |
Памятки |
||
Февраль |
|||
2. Правила написания сообщения |
Памятки |
||
март |
1. Оформление библиографических данных. Приложения |
Памятки |
|
2. Культура выступления. Ораторское искусство |
Памятки |
||
апрель |
1. Индивидуальные консультации по написанию |
Отбор лучших работ на школьную научную конференцию |
Работы учеников |
2. Подготовка и проведение школьной научно-исследовательской конференции |
Анализ выступлений |
Сборник исследовательских работ учащихся |
|
май |
1.Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений |
Анализ диагностики |
Оформление портфолио участниов НОУ. Материалы диагностики |
2.Итоги работы за год. Проблемы и задачи на следующий учебный год» |
Анализ работы за учебный год. |
Портфолио работы НОУ |
Положение о научно-практической конференции учащихся начальной школы
«Я – исследователь»
1. Общие положения
1.1. Научно-практическая конференция учащихся (НПКУ) – одна из основных форм их учебно-исследовательской деятельности.
1.2. НПКУ начальной школы является итогом учебно-исследовательской деятельности младших школьников, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).
1.3. НПКУ является заключительным этапом Дней науки.
1.4. Участниками НПКУ начальной школы являются учащиеся 1-4 классов, интересующиеся и занимающиеся научно-исследовательской работой, учителя школы, администрация школы, все желающие.
1.5. НПКУ начальной школы «Я – исследователь» проводится ежегодно один раз в учебном году.
2. Основные задачи
2.1.Развитие интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся.
2.2. Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках предметов, входящих в базисный учебный план.
2.3. Формирование у учащихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками.
2.4.Создание условий для профессионального самоопределения учащихся гимназии.
2.5. Развитие коммуникативных умений и способностей учащихся.
3. Права участников:
3.1. Каждый участник НПКУ имеет право выступить с сообщением, отражающим собственную точку зрения, которая не обязательно должна совпадать с общепринятой.
3.2. Каждый участник НПКУ имеет право выступить оппонентом по проблемам, рассматриваемым на НПКУ.
3.3. Участники НПКУ имеют право в корректной форме задавать вопросы по заинтересовавшей их проблеме.
4. Ответственность участников
Каждый выступающий несет ответственность за содержание и качество своего сообщения.
5. Организация управления
5.1. НПКУ начальной школы «Я – исследователь» готовится под руководством руководителя НОУ «Поиск».
5.2. Сообщения учащихся готовятся под руководством научного руководителя.
5.3. Все выступления на НПКУ являются регламентированными. Регламент – 10-15 минут на выступление.
5.4. В жюри приглашаются учителя учащихся, администрация школы.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности НОУ «Поиск»
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научных руководителей с членами НОУ. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.
Этап 4
Оформление членами НОУ выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Я – исследователь». По результатам проведенной конференции определяются победители, участники конференции награждаются грамотами и ценными призами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Название научного общества учащихся (НОУ):
«Поиск»
Девиз:
ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОПОЛНЯЮТСЯ
ЕЖЕДНЕВНО, УБЫВАЮТ С КАЖДЫМ ДНЕМ.
ПОМНИ: НАУКА ДАЕТ КРЫЛЬЯ УМУ,
А ЗНАНИЯ ИЗЛЕЧИВАЮТ
ОТ НЕВЕЖЕСТВА.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ [1]
1. Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?
2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
3. Книги в какой области знаний ему интересны?
4. Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?
5. В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?
6. Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?
7. Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
8. Считаете ли вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?
9. На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка?
10. Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ[1]
1. Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?
2. По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?
3. Какая область знаний Вам наиболее интересна?
4. Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где?
5. Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества учащихся начальной школы?
6. По Вашему мнению, чем оно должно заниматься?
7. Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся?
8. Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?
9. Мог бы Ваш учитель стать Вашим консультантом?
10. Какие темы для исследования, наблюдения могли бы быть Вам интересны?
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Список литературы
1. Н.И.Дереклеева , «Научно-исследовательская работа в школе», М, 2001
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.