Новые грани в использовании принципа «говорящих фамилий»
Современные авторы, продолжая лучшие традиции писателей-классиков, используют в своем творчестве прием «говорящих фамилий». И это понятно. Но иногда авторы используют этот принцип как бы «наоборот», методом «от противного». Положительный герой, но о котором читатель еще не знает, что тот положительный, может иметь резко отрицательную фамилию, чтобы надолго сохранить сюжетную интригу: литературный герой – хороший человек или нет? Но бывает и наоборот. Например, в повести «Вспоминая детство» А. Гобулиной, современного интернетовского автора, фамилия деда главного героя – Правов. Казалось бы, герой с такой фамилией просто обязан быть всегда и во всем прав. А он и прав, но лишь в его собственном понимании. А в понимании внука и дочери этого нет. Автор умышленно дает такую фамилию отнюдь не положительному герою. Он хочет, чтобы читатель задумался над тем, что прописные истины могут со временем перестать быть истинами, потому что изменились времена. Поэтому воинствующий атеизм деда, непринятие им молодежной культуры, моды, современных гаджетов вызывает у читателя отрицательное к нему отношение. Правда, происходит это не сразу, а постепенно.
Говоря о современной литературе, нельзя не сказать о новых подходах в использовании принципа «говорящих фамилий». Приведем конкретные примеры.
В журнале «Нижний Новгород» №9 за 1998 год была опубликована пьеса Владимира Ивановича Седова «Полет в Космос». Прошло почти 20 лет со времени ее публикации, а тема, идея произведения звучат по-прежнему актуально. Не ошибусь, если скажу, что для большинства читающей публики эта пьеса осталась незамеченной. Этому есть несколько объективных причин. Во-первых, пьеса была напечатана в журнале, который, к сожалению, мало знаком читателям. Во-вторых, прототипы пьесы – люди, которые сегодня не так популярны, как 20 лет назад, кроме, безусловно, Владимира Вольфовича Жириновского. Имена же Сергея Доренко, ведущего 1 ОРТ канала в конце1990-х, и Евгения Киселева, аналитика и ведущего канала НТВ, сегодня помнят лишь аудитория кому за 40. Поэтому, прежде чем мы расскажем, как изменился в пьесе «Полет в Космос» использованный В.И. Седовым принцип «говорящих фамилий», мы должны рассказать о прототипах произведения более подробно. Итак, начнем с В.В. Жириновского.
Владимир Вольфович Жириновский - советский и российский политический деятель. Личность медийная.
В.В. Жириновский известен достаточным количеством самых разных скандалов, главным действующим лицом которых он часто является. Особенно хорошо помнят нижегородцы произошедший 18 июня 1995 года в прямом эфире программы «Один на один» скандал между В.В. Жириновским и Б.Е. Немцовым, тогдашним губернатором Нижегородской области. Приведя в качестве примера всего лишь один случай, хочу подчеркнуть, что их было много больше. Но так как пьеса была опубликована в конце 1998 года, был упомянут только данный, который мог натолкнуть автора на создание образа героя пьесы Вольдемара Жимановского. Думаю, что многие обратили внимание на созвучие фамилий и имен – Владимир Жириновский и Вольдемар Жимановский. Перейдем к следующему прототипу пьесы.
Сергей Леонидович Доренко – российский журналист, писатель, главный редактор радиостанции «Говорит Москва» (с 2014 года). Нас же интересует деятельность С.Л. Доренко в конце 1990-х годов.
С января 1994 г. — ведущий программы «Подробности» на канале РТР, затем работал на ведущих телеканалах нашего телевидения: НТВ, ОРТ. Послужной список С.Л. Доренко заслуживает внимания, журналисту есть чем гордиться в своей карьере. Он выступает в качестве прототипа героя пьесы журналиста Бороденко. Сопоставим: Доренко – Бороденко. Все ясно без комментариев.
Третий прототип – Евгений Алексеевич Киселев. Он с 1993 по 2001 год работал на телеканале НТВ. В настоящее время работает в сфере телекоммуникаций. Евгений Киселев очень похож и потому узнаваем в лице героя пьесы Компотова. Итак, у нас три пары сопоставлений:
· Жириновский – Жимановский;
· Доренко – Бороденко;
· Киселев – Компотов.
Теперь обратимся к сюжету пьесы В.И. Седова «Полет в космос». Сам автор определил жанр пьесы как политическую трагедию. Действующие лица пьесы легко узнаваемы, это тележурналисты Евгений Компотов и Сергей Бороденко. Сходство имен и фамилий подкрепляется и внешним сходством, и манерой говорить. Общеизвестно, что во время показа телепрограммы «Итоги» или «Герой дня» Е. А. Киселев часто использовал в речи слова-паразиты, такие как: «э-э», «а-а-а», «у-у-у» и другие, иногда неоправданно растягивал слова. Эти особенности телеведущего использовал и автор пьесы для создания образа журналиста Компотова.
Что же показывает читателю В.И. Седов? Автор хочет иносказательно показать нам борьбу ведущих телеканалов страны – 1 ОРТ в лице Сергея Доренко и канала НТВ в лице Евгения Киселева. Именно они, Бороденко и Компотов, разворачивают рекламную кампанию по отправке в космос какого-либо кандидата. А мэр города Лимон, представитель криминального мира, и Банкир, управляющий банка, заключают пари, суть которого сводится к тому, что с помощью подвластного телеканала и денег можно отправить в космос (читай: выбрать депутатом в Госдуму, гордуму, а, может, и президентом страны) любого человека, даже, например, Вольдемара Жимановского. Претендент на полет в космос до смешного напоминает Владимира Жириновского, и дело тут вовсе не в сходстве фамилий, а скорее в сходстве поведения, агрессивного и непредсказуемого, внешнего вида, усиленной жестикуляции, в речи, манерах, проявлении характера. В результате В.И. Седов показывает своеобразную пародию на выборы, но пародия – это мягко сказано. Здесь, как у М.Е. Салтыкова-Щедрина, преувеличение столь велико, что возможностями гротеска рисуется картина, где все продается и все покупается, «деньги решают все». И картина эта безрадостна, страшна. Доверчивый донельзя народ выбирает своим кандидатом на полет в космос Вольдемара Жимановского, поверив той «святой» правде, которую он вещает с высоких трибун.
Пьеса В.И. Седова, я думаю, является политической сатирой, ситуация, представленная в ней, узнаваема. Если б господин Жириновский (или любой другой кандидат) был избран большинством голосов президентом страны, то, наверное, отказался бы от этого поста, потому что это совершенно разные вещи – разговоры о том, что «я сделаю», и действительно тяжелая и ответственная работа на посту президента страны. Так и Жимановский, когда узнает, что должен лететь в космос, категорически отказывается принять в этом участие, умоляет народ «понять его и простить» за то, что не желает отправляться в космос. Поэтому пьеса актуальна и заставляет задуматься о многом.
Но мы анализировали пьесу В.И. Седова «Полет в космос» не для того, чтобы показать ее актуальность. Предмет нашего исследования – принцип «говорящих фамилий», его реализация в современной драматургии. Мы поняли, что если ранее в основе принципа «говорящих фамилий» находилась семантическая составляющая, то сегодня принцип выходит за эти рамки.
Сходство фамилий и манеры поведения реального и вымышленного героя – это новый аспект в реализации принципа «говорящих фамилий».
Конечно, проводя наше исследование, мы обращались к творчеству и других авторов второй половины XX века – Александра Вампилова и Николая Коляды. Но мы не ставили перед собой цели всестороннего изучения их драматических произведений. Тем не менее, хотелось бы заметить, что в произведениях этих авторов прием «говорящих фамилий» используется несколько иначе, чем в творчестве классиков прошлого.
Обратимся к творческому наследию Александра Вампилова – пьесам «Старший сын» (1965 год) и «Утиная охота» (1968 год). Среди имен и фамилий действующих лиц комедии «Старший сын» наше внимание привлекла фамилия главного героя, отца семейства – Андрея Григорьевича Сарафанова. На наш взгляд, Вампилов намеренно выбрал такую простую, незамысловатую фамилию своему герою. В ней ощущается неподдельная доброта и даже некоторая наивность персонажа, который является человеком честным, справедливым и необыкновенно добрым. В пьесе «Утиная охота» фамилия и имя главного героя тоже выбраны не случайно – Виктор Зилов. Значение имени общеизвестно – «победитель», а в фамилии на фонетическом уровне прослеживается рифмовка [зилоф – силоф]. Вот и представляется читателю победитель, сильный, умеющий постоять за себя, не желающий упускать свои возможности. Согласитесь, что прием «говорящих фамилий» использован Вампиловым по-своему оригинально и понятно для читателя.
Имя Николая Коляды получило широкую известность в 80-е годы XX века. Мы хотели бы обратить внимание на пьесу «Мурлин Мурло». Ольга, героиня пьесы, молодая женщина, имеет прозвище «Мурлин Мурло» - грубое, гадкое, подчеркивающее жестокое к ней отношение других героев произведения. Николай Коляда использует принцип «говорящих фамилий» так же, как В.И. Седов, беря за основу сходство фамилии реального человека и вымышленного. Мэрилин (Мерлин) Монро, американская актриса, символ красоты и женственности, и героиня пьесы Коляды по прозвищу Мурлин Мурло – сходство фамилий легко узнаваемо. Прозвище Ольги, очень обидное, звучит как насмешка над доброй, но странноватой женщиной, которая при определенных условиях могла бы стать прекрасной женой и матерью, и никому бы не пришло в голову назвать ее этим прозвищем.
Еще раз подчеркнем, что прием «говорящих фамилий» в современной драматургии претерпел некоторые изменения и имеет теперь новые грани, основанные на сходстве фамилий реальных и вымышленных лиц.
Литература:
1. Вампилов А. В. Утиная охота. Азбука: серия «Азбука – классика», 2016.
2. Вампилов А.В. Старший сын. ИГ Лениздат: Лениздат-классика, 2014.
3. Коляда Н.В. Персидская сирень и другие пьесы. Калан, 1997.
4. Седов В.И. Избранное. В 3-х книгах, г. Нижний Новгород, 2004.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.