Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"
Оценка 4.9

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа
11 кл
20.02.2017
Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"
В настоящий период времени достаточно остро встает вопрос о духовно – нравственном воспитании обучающихся, формировании их мировоззрения. Проблема в том, что в школах часто преобладает нравственное воспитание. При этом очень часто нравственные качества не принимаются обучающимися личностно, не становятся их убеждениями, не отражаются на их мировоззрении. По-моему мнению, решить эту проблему позволит объединение духовного и нравственного направлений в воспитании. При этом важно понимать, что понимаем под «духовностью». По словам Ш. Амонашвили : «Духовный аспект гуманной педагогики составляет фундаментальные допущения…Такими допущениями являются: идея Творца, идея бессмертия духа и идея его устремленности к вечному усовершенствованию и восхождению». В своей работе я рассматриваю формирование мировоззрения на уроках математики. Считаю, что именно на уроках математики, можно создать условия, когда обучающиеся через новые факты и маленькие открытия самостоятельно делают выводы о необходимости жить по духовно- нравственным законам , начинают осознавать себя частицей мироздания, задумываются о своем месте в этом мире. Каким образом строится работа на уроках? Через исторические факты, прослеживая связь науки с религией. При решении практических заданий, когда постепенно рождаются строки высказываний из Евангелия. Через математические термины и формулы, устанавливая их связь с жизнью общества и человеческими отношениями. Через геометрические тела и их связь с законами построения Вселенной. В итоге я делаю вывод о том, что необходимо пересмотреть программу обучения, объединив изучение созвучных тем различных предметов школьного цикла.В своей работе я рассматриваю формирование мировоззрения на уроках математики. Считаю, что именно на уроках математики, можно создать условия, когда обучающиеся через новые факты и маленькие открытия самостоятельно делают выводы о необходимости жить по духовно- нравственным законам , начинают осознавать себя частицей мироздания, задумываются о своем месте в этом мире. Каким образом строится работа на уроках?
мировоззрение.docx
МБОУ «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа»                                              СТАТЬЯ             по теме: «О мировоззренческом содержании                         образования в реформируемой школе»                                                                                                                                                                                        Выполнила: Попкова Т.Н.                                                               Учитель математики: 1 квалификационная категория                                                  П.Нижнесортымский                                                              2017г О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕФОРМИРУЕМОЙ  ШКОЛЕ.                                    В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта сформирована  идея реализации личностно ­ ориентированного воспитания. Принципы государственной  политики в образовании отдают приоритет общечеловеческим ценностям.                               Отсюда следуют главные цели современного  образования: формирование целостного  восприятия мира, приобретение опыта познания и самопознания личности. Одним из  важнейших направлений  воспитания личности является духовно – нравственное  воспитание, которое может быть построено только на определенной мировоззренческой  основе.                                                                                                                                                Под мировоззрением понимается  совокупность взглядов, оценок, принципов и образных  представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем  человека, а также – его жизненные позиции, программы поведения, действия.1                                 Оно создает ориентиры в мире и заставляет задуматься над вопросами: «Зачем я пришел в  этот мир? Каково мое предназначение?». Мировоззрение – сложное явление духовного  мира человека.                                                                                                                                   Поле мировоззрения включает в себя такие составляющие, как: знания (стремление к  истине); система ценностей (представления о добре и зле, красоте); способы жизни,  программа действий.                                                                                                                         Перед учителем встают вопросы: как обобщить у обучающихся  представления о мире,  воссоздать его целостную картину, установить общие тенденции и закономерности,  воспитать духовные и нравственные ценности?                                                                       Новые технологии обучения современной реформируемой школы позволяют учителю  раскрыть свой творческий потенциал и направить деятельность обучающихся на уроке не  только на приобретение знаний, но и на формирование мировоззрения, воспитание  духовных и нравственных качеств личности.                                                                                 По словам Ш.А. Амонашвили: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем  воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут  впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности  школьника».                                                                                                                                  Формирование мировоззрения должно осуществляться систематически в учебной  деятельности, на уроках.                                                                                                                  В ненавязчивой форме необходимо знакомить учащихся с научными фактами, проблемами, связанными с мировоззрением человека, отношением к природе, отношениями между  людьми и   т. д. Способствовать тому, чтобы возникали вопросы и потребность поиска  ответов на протяжении всей жизни. Каждый урок должен стать носителем духовности и  нравственности. Именно на уроке  обучающиеся концентрируют внимание, волю, память,  активизируют мыслительный процесс. Срабатывает годами выработанная установка  слушать, думать, запоминать, задавать вопросы, искать ответы.  Все, что приобретается на  уроке ляжет ценным грузом на умы и сердца наших детей и найдет свое отражение в их  будущей жизни, в их миропонимании.                                                                                             Математика, по­моему, мнению, занимает особое положение в системе формирования  мировоззрения и духовно­нравственного воспитания. «Пробуждая ум», урок математики формирует почву для  принятия информации от окружающего мира, мышление становится  гибким и дисциплинированным, способным к самопознанию и самоуправлению. Если  вдуматься, то математика воспитывает такие же черты человеческой личности, как и  религия. Учит слушать и считывать информацию из окружающего мира.                                  ­ Умение видеть знаки, признаки, символы, всматриваться и вчитываться в их смысл.            ­ Делать не то, что хочется, а подчинять свои действия и поступки законам и правилам.        ­ Сначала думать, а потом делать.                                                                                                   ­ Контролировать себя на уровне мысли.                                                                                        ­ Искать ошибки, исправлять их и верить в то, что можно все исправить, но для этого  нужны знания и действия.                                                                                                                 ­ Не возноситься и не гордиться: каждый из обучающихся знает, что стоит  отвлечь  внимание, и ты начинаешь падать и спотыкаться, совершать ошибки.                                        ­ Ставить цели и создавать модели действий.                                                                                 ­ Предвидеть, думать о будущем.                                                                                                    ­ Мыслить абстрактно, выражать мысли в сжатой и вместе с тем объемной фразе.                  ­ Забывать о земном  (это умение является основой истинной жертвенной любви).                  Математика словно открывает мозг ребенка, его интеллект для восприятия мира и его  понимания, готовит почву для изучения языка и законов Бога, для диалога с Ним или  диалога с Природой.                                                                                                                    Каким же образом можно осуществлять процесс формирования мировоззрения  на уроках  математики?                                                                                                                                       Через исторические факты, беседы об ученых ­ математиках, их высказывания.  Подобные беседы можно проводить на вводном уроке в начале учебного года, на  факультативных курсах и элективных занятиях, а также на уроках в соответствии с  содержанием темы. Например, сведения о том, что на протяжении всей истории  христианство способствовало развитию науки, если это не противоречило нормам  христианской морали и этики, использовало научные знания для объяснения истинности  веры. Многие ученые были религиозны, а церковнослужители ­ великими учеными.                Галилей в 14 лет поступил послушником в орден иезуитов и покинул его только по воле  отца. Монахи иезуиты доказали, что его  теория не противоречит Писанию.                             Математик и физик У. Томпсон писал: «Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».                                                    А. Эйнштейн: «…нельзя верить в безбожную науку».                                                                   Математик и физик Б. Паскаль утверждает: «Бог является Творцом всего: от математики  до порядка элементов».                                                                                                                    Создатель теории дифференциального исчисления Лейбниц главный труд жизни посвятил  «теодицее»­ оправданию Бога. Ньютон писал толкование на библейские книги, написанные  Пророками Даниилом и Ап. Иоанном Богословом. Б. Шварц – химик, изобретатель пороха, занимался наукой в стенах монастыря. Р. Бэкон – философ, естествоиспытатель принял  монашеский сан, чтоб заниматься наукой.                                                                                      У. Кеплер учился на богословском факультете Тюбингенского университета, но его  избрали против воли преподавателем математики    и дорога к службе священником  оказалось закрыта. Он писал: «Я стал славить Бога моими работами по астрономии… Я показал… славу Твоих дел; во всяком случае, в той мере, в которой мой ограниченный  разум смог постичь Нечто Твоего безграничного величия». Благодаря монахам  сохранились античные  научные, литературные и другие труды. В средневековье, когда  наука прекратила развитие, то именно христианство способствовало ее развитию и  возвращению моральных ценностей в искусстве.                                                                           Можно познакомить обучающихся с фактом: последние исследования ученых говорят о  том, что у « верующих» мозг имеет особые функции, меньше активность в передней части  коры. Канадские неврологи установили, что «верующие» страдают меньше нервными  расстройствами. Ученые из Торонто, что вера помогает избавиться от стрессов.  Оксфордские ученые на экспериментах показали, что у « верующих» боль ощущается на  12% меньше.                                                                                                                                  Д. Ментон, преподаватель Вашингтонского университета пишет: «Вот уже 30 лет я занимаюсь анатомией. В каждом моем исследовании я сталкиваюсь с истиной. Все существует  благодаря Совершенному Божественному творению».                                                                 Таким образом, наука и религия находятся не в противостоянии, а существовали в мире  как единое целое. Осознание этого факта подготовит почву для понимания различных  точек зрения о теории  создания мира, позволит по­новому всмотреться в религиозные  учения и науку. Религия – это образное восприятие мира, а математика – просчитывает   это восприятие, устанавливает логические связи.  При выполнении практических заданий на вычисления можно включать  зашифрованные фразы: изречения из Евангелия, высказывания Святых Отцов. Выполняя  правильно задание, обучающиеся  по ответам выписывают буквы, которые складываются в  очень глубокие и мудрые  высказывания.                                                                                       ­ «Верь, чтобы понимать» (А. Блаженный).                                                                                    ­ «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая» (А. Блаженный).                                      ­ « Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь» (А. Блаженный).                    «Просящему у тебя дай  и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Евангелие, глава  5.42).                                                                                                                                                   ­ «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»  (Евангелие, глава 7.12).                                                                                                                     ­ « Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому» (А. Блаженный).          ­ « Не будьте побеждены злом, но победите зло добром» (Апостол Петр).                                ­ « Не хлебом одним будет жить человек» (Евангелие, глава 4.4) и т.д.                                       На учебных занятиях по математике.                                                                                      Многие темы являются глубоким источникам формирования мировоззрения,  духовности и нравственности.                                                                                                                                 Тема « Функция». Математическое понятие рассматривается как зависимость между  двумя переменными величинами: зависимой и независимой. Математика устанавливает  связь в отвлеченном виде: изменение одной величины влечет изменение другой по  определенному закону. На уроке обучающиеся пытаются установить связь между  основными понятиями функции и законами жизни человеческого общества. Каждая  функция имеет свой закон формирования как государство или семья. Зависимость между  величинами говорит о том, что все в мире взаимосвязано различными отношениями, но ничего не происходит без последствий: «…какою мерою мерите, такою и вам будут  мерить». Функция – это семья.  Формула задания функции – это закон, по которому  создается семья. Свойства – ее особенности и возможности. График функции –  практическое творение: то, что создает данная семья.  Преобразование графиков ­  возможные изменения в плоскости, пути совершенствования.                                                     При изучении свойств функции можно использовать пословицы и поговорки: утверждения  устойчивых закономерностей, выверенных  многовековым опытом:                                           1) возрастание и убывание функции: « Чем дальше в лес, тем больше дров»;                            2) неубывающая функция: «Каши маслом не испортишь» (с добавлением масла функция не  изменится, она или увеличится, или останется на месте)                                                             3) убывающая функция: «Дальше кумы – меньше греха». Если провести аналогию с  человеческими отношениями: развитие человека, не подчиняющегося правилам, движется в сторону убывания и обязательно придет к регрессу в отношениях и достижениях;                  4) ограниченная функция: « Выше меры конь не скачет»;                                                            5) экстремумы функции: « Как аукнется, так и откликнется». Как взлет и падения в  человеческих достижениях и отношениях;                                                                                     Система координат представляет собой крест – образ плоскости. Горизонтальная линия  креста символизирует мир людей. Вертикальная линия – Бога и Царствие Небесное. Крест  несет в себе тайну уничижения и тайну воскресения. Каждый из нас живет, в плоскости  своего креста. Эта плоскость делает нашу жизнь однозначной. Мы – бесчисленные  маленькие точки и должны находиться в кресте иначе наступит хаос, неопределенность и  бессмысленность. Крест несет положительное начало. Очень важно отметить, что  существуют различные системы координат: декартова, полярная и т. д. Возможен перевод  из одной системы в другую, но при этом вид линии меняется. Формируется понимание, что  в окружающем мире могут происходить удивительные деформации и изменения, которые  сложно представить нашему ограниченному сознанию.  Обучающиеся приходят к  пониманию того, что существуют удивительные и сложные законы построения нашего  мира, человеческих отношений. Нужно учиться искать и находить закономерности во всех  явлениях окружающих нас, во всех человеческих проявлениях по отношению к нам и  наоборот.                                                                                                                                       ­  На протяжении всего школьного курса математики обучающиеся знакомятся с  различными  множествами чисел: натуральные, целые, рациональные, действительные,  комплексные.  Среди чисел существует удивительная гармония и точность.                            В царстве чисел действуют Божественные законы: правила действий для всех чисел  одинаковы. Каждое число имеет свое предназначение, и отсутствуют какие – либо  преимущества. Если нарушить закон или правило в одном месте, то результат верным не  получится. Если  делать это часто, то наступит хаос. Мир был бы другим, если в  человеческом обществе выполнялись бы законы как в математике. Числа и знаки молчат, а  мы учимся считывать информацию на уровне символов. Таким образом,  формируются  умения понимать окружающий мир и Бога.                                                                                    Работая с числами, обучающиеся учатся расставлять приоритеты и оптимизировать  деятельность, т.к. постоянно встает вопрос: что делать в первую очередь, как быстрее и  проще; учатся работать и жить с рассуждением. На уроках необходимо отметить, что с помощью чисел и математических законов мы  способны творить чудеса: без каких – либо физических действий просчитываем расстояния до звезд, вычисляем скорость движения планет, их траекторию движения; строим здания,  корабли. Если задуматься, то здания нет, а уже существует его образ, где все до мелочей  просчитано: размеры, количество комнат, освещенность, количество воды и т.д. Все  совершается на уровне мысли. Формируется сознание, способное приобщиться к Богу,  осознание бесконечных возможностей. Действительно, если пронаблюдать за расширением  множества чисел, то мы видим, как невозможные операции в одном множестве становятся  возможными в другом: невозможное деление во множестве натуральных чисел становится  возможным во множестве рациональных.  Появилась мнимая единица i2= ­1 и многое  меняется.  На определенной ступени развития человеческого общества совершается  открытие и вместе с ним появляются новые возможности. Удивительно, но комплексные  числа имеют различные формы и существуют законы перевода из одной формы в другую.  Данные факты продолжают работу по расширению сознания. Все имеет способность  видоизменяться.                                                                                                                                Обыкновенные дроби позволяют  воспитывать критическое отношение к себе. Дробь  a b   означает: a ­ то, что думают окружающие о тебе; b – то, что ты думаешь о себе. Чем  значительнее ты себя считаешь сам, тем меньше твое значение в действительности.                Обучающиеся учатся видоизменять дроби: одна и та же величина записывается в различных видах: 6= 5 3 3 = 5 6 6 =…. Они приобретают умения самостоятельно выполнять  преобразования в окружающем мире, не нарушая законы и сохраняя значения величин.         Учатся видеть невидимое: коэффициент 1 подразумеваем, но не пишем; деление и  умножение на 1, показатель степени подразумеваются. Мы представляем 1, но не видим.  Воспитывается умение не отступать перед сложностями и понимание, что невидимое также реально, как и видимое.                                                                                                                    В старших классах, рассматривая удивительную цепочку расширения множества чисел от  натурального ряда до комплексных чисел и матриц, определителей, создается почва для  осознания  того, что человечество достаточно примитивно и окружающий мир содержит   бесконечное число неизвестных.                                                                                                      Из чисел создаются матрицы и определители, которые представляют собой более  высокий уровень организации. Действия над матрицами представляют собой удивительную  гармонию и ритмичность как в  музыке. Матрицы и определители как новые государства со своими законами и правилами.                                                                                                         Большое воспитательное значение имеет знакомство с  фактом, что ученые на основе чисел создают модели пространства. Но это лишь попытки приблизиться к Истине. В статье А.  Волкова «Математика как единый источник мировых религий» указывается на то, что  любое планирование основывается на определенных законах натурального числового ряда,  который можно представить в виде развертки конуса.                                                                 Если в конических развертках оставить только простые числа, то вырисовывается  бесконечно ветвящееся древо последовательности – «Древо Познания» в Библии. Автор утверждает: «Истина Проста, потому, что очищая таблицы – развертки от составных чисел, мы вырываем плевелы. Остаются только Простые числа – зерна Истины». При кончине века собирают плевелы и сжигают. Иисус напутствует: «Будьте Мудры, как Змии, и Просты,  как голуби» (Евангелие от Матфея 10.16).                                                                                    Подобные утверждения в очередной раз убеждают: « Истина не пришла в мир обнаженной,  но она пришла в символах и образах» (Апокриф от Филиппа).                         Тема  «Пределы» позволяет также ставить новые вопросы: создать почву для поиска ответов,  заставляет задуматься над терминами: «предел», «бесконечность», «бесконечно малая  величина», «неопределенность». В них заложен глубочайший философский смысл. Автор  статьи  « Математика и религия», Курман, называет «бесконечность» ­ «силой Бога», 0  ­«ничто»,   lim b→0 a b   ₌∞   означает: если увеличивать свое «ничто», то мы становимся  α ,α  из произведения   ×0 =  ближе к Богу. Обозначив бесконечную силу через   m, он делает  вывод о том, что бесконечная сила создает все из ничего. Данная идея представляет собой  один из вариантов математического обоснования сотворения мира. Важно отметить, что  приобретая знания, в будущем кто – то из учащихся, может, создаст свою математическую  модель. Рассматривая пределы  отношений ∞/∞ и 0/0, которые являются  неопределенностями, автор обосновывает возможность накормить огромное количество  людей малым количеством пищи. «Четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» были  накормлены «семью хлебами» (Евангелие от Матфея, гл.15).                                                     Член – корреспондент Академии наук  БССР, доктор технических наук, В.И. Вейник в  статье  « Почему я верю в Бога» пишет о сотворении мира: «Из невидимого произошло  видимое»2, т.е. мир создан из невидимого, тонкого, вещественного гравитационного  нанополя.                                                                                                                                          При вычислении  определенных типов пределов, встречая неопределенность, обучающиеся  выполняют преобразования, чтобы неопределенность исчезла. Мы рассуждаем и делаем  вывод, что и в жизни нужно убирать все, что создает неопределенность. Если человек  стремится быть лучше и выше всех, то он никогда не достигнет этой цели, как и  последовательность, предел которой равен ∞(не случайно ее называют расходящейся). Темы «Уравнения» и «Неравенства» Обучающиеся учатся видеть и считывать признаки,  воспитывается чувство меры и гармонии: нельзя делать ничего лишнего, чтобы не  нарушилось равенство или неравенство. Как  религиозные учения  учат думать об итогах  жизни, так и решение уравнений формирует умения предвидеть результат и добиваться его. При решении отдельных типов уравнений и неравенств используется искусственный способ введения, какой – либо формулы или величины с целью приведения условия к такому виду, когда уравнение или неравенство становится решаемым. Мы выполняем преобразования, не разрушая, а сохраняя первоначальное значение. Учимся быть осторожными в отношениях с  окружающим миром. Религия учит гибкости в отношениях: не оскорблять, не обижать, не  унижать другого человека.                                                                                                               Формируется понимание того, что необходимо быть разборчивым в путях и средствах  достижения целей: «Цель не оправдывает средства»: можно получить правильный ответ в  результате ряда совершенных ошибок. Все преобразования, производимые в практических упражнениях как постоянный поиск истины. Здесь нет места суетливости и поспешности:  все четко и однозначно. Действует закон: всему свое время и место. В процессе решения  идет постоянная борьба с желанием делать, как хочется. Очень нравится сокращать без  всяких правил, приводить подобные, переносить из одной части в другую, не меняя знака.  Но в поисках истины мы учимся усмирять свои желания, ограничивая себя законами.   Анализируя создавшуюся математическую ситуацию: знак, число, символ, действие  ­ мы  учимся считаться с мнением окружающих в разумных пределах. Получая запутанное  решение, понимаем, что совершили ошибку, возвращаемся в начало решения и ищем  проблему до тех пор, пока не найдем. Формируется понимание, что любая ошибка может  быть исправлена.                                                                                                                       Раздел «Комбинаторика. Теория вероятности» позволяет в очередной раз задуматься о  многообразии окружающего мира. Просчитывая количество комбинаций, которые могут  быть составлены из различных объектов, обучающиеся каждый раз удивляются их  количеству. Оказывается, в мире существует столько комбинаций какого – либо действия,  сколько не может вместить наше сознание. Можно сделать вывод о нашей ограниченности.  Таким образом, мы учимся побеждать  главный грех человечества – гордыню. Постепенно  приходит понимание того, что личное мнение, которое ты считаешь самым умным и  значительным, может оказаться далеко не самым лучшим и утонуть во всем многообразии  различных вариантов.                                                                                                                        Особое место в воспитании духовности и нравственности занимает геометрия. По словам  Платона: « Божество, слагая вселенную, принимает законы геометрии». На различных  этапах изучения геометрии  можно ставить различные вопросы и знакомить с различными  фактами в целях формирования мировоззрения и расширения сознания.                                   Изучая тему «Многоугольники» в 8 классе, можно познакомить обучающихся с  интересными фигурами, например:                                                                                                 ­октаграмма – восьмилучевая звезда, крестострел: если вписана в окружность –  олицетворяет порядок, созидание. Без окружности – символ хаоса. Цель хаоса – разрушить гармонию;                                                                                                                                  ­  пятиконечная звезда – символ идеограмм образуется соединением линий одинаковой  длины под углом 360. Продолжение линий внутрь звезды до схождения линий под углом 360 образует пентаграмму. Пятиконечная звезда является религиозным и идеологическим  символом. Поиск новых фигур и форм продолжается. Совсем недавно был открыт новый  вид пятиугольника, который покрывает плоскость без пустот.                                                   Формируется понимание, что мир полон тайн. Мы должны стремиться разгадать эти тайны, чтобы встать на новую ступень развития. Постепенно приходит понимание того, что   можно видеть в плоскости, но существует пространство, оно ближе к восприятию Бога. В  пространстве действуют свои закономерности и правила, воспринимать их сложнее.  Именно здесь мы учимся видеть невидимое в системе: невидимые линии внутри тела,  сечения тел. Соответственно человеческое мышление может быть ограниченным своей  плоскостью, а может быть пространственным. Вера – пространственное понятие.                   Тема « Правильные многогранники» позволяет задуматься о построении Вселенной.  Именно с помощью 5 правильных многогранников  ученые пытались создать модель  построения  Вселенной. Отсюда названия: куб (гексаэдр) – земля. Октаэдр – воздух. Тетраэдр – огонь. Икосаэдр – вода. Додекаэдр – вселенная. Додекаэдр имеет центр  симметрии, 15 осей симметрии, проходящих через середины противолежащих  параллельных ребер, 15 плоскостей симметрии (проходят через вершину и середину  противоположного ребра). Он напоминает Солнце, оси симметрии как лучи.                           Существует множество вопросов, на которые пока не найдены ответы.                                     – Почему залежи полезных ископаемых расположены вдоль икосаэдро – додекаэдровой  сетки?                                                                                                                                                 ­ Почему очаги древних культур и цивилизаций расположены в местах пересечении ребер?   ­ Почему в точках пересечения ребер максимум и минимум атмосферного давления,  гигантские завихрения Мирового океана, озеро Лох ­ Несс, Бермудский треугольник? О  том, что жизнь построена по законам геометрии, говорит строение молекулы ДНК, она  состоит из чередования додекаэдра (вселенная), икосаэдра (воздух) и вращения через куб  (земля).                                                                                                                                               Изучая тему «Пирамида» можно отметить, что она символизирует вечность. Исследования  ученых привели к разработке технологий  в здравоохранении, сельском хозяйстве, для  решения экологических проблем, возникла идея о беспроводной передачи информации с  помощью пирамиды. Пирамида – это еще одна из загадок окружающего мира.                         Шар – удивительное тело, совершенное, способствующее осознанию человека как частицы  Вселенной. Он занимает меньшую площадь поверхности при одинаковом объеме. Так же  как мысль шар не имеет начала и конца. Шар формирует сферическое мышление, т.е.  приближает человека к Богу. Не случайно, в древности его считали символом удачи.  Изображая его на плоскости, обучающиеся встречаются с определенными сложностями  для восприятия. Так например, радиус  одного и того же шара имеет различную длину на  рисунке. Обучающиеся делают вывод: не все, что мы видим, является таковым на самом  деле. Необходимо учится понимать внутреннее содержание предмета, используя знания и  закономерности и не спешить с выводами.                                                                                     Диаметр шара соединяет противоположные точки. Можно сделать массу важных выводов.   ­ Если условно принять диаметрально противоположные точки за точки зрения личности,  мнения и прокрутить шар, то видим: твоя точка зрения, находящаяся вверху, оказывается  внизу. Вывод: не следует считать свое мнение абсолютно верным. Наш переменчивый мир  как движущийся шар.  Проходит время, и убеждения могут измениться. Каждый имеет  право на свою точку зрения и следует терпимо относиться к противоположному мнению  окружающих.                                                                                                                                ­  Все вращается и возвращается к тебе же: не делай зла ближнему. Сегодня ты в верхней  части шара, но проходит время и ты – внизу: не станет ли тебе стыдно. И, наоборот, из  нижней части шара всегда есть путь в высшую часть.                                                                   Таким образом, формируется новое сферическое мышление: мысль учится летать и  воспринимать мир во всем его многообразии, а не упираться в прямые углы. Новое  мышление учит нас побеждать эгоизм, потребительские желания, усмирять свою гордость.  Следует отметить, что Солнце имеет форму самого совершенного тела, шара. Земля – не  шар. Солнце имеет неизменную форму, диаметр Солнца приблизительно равен 1,4 млн. км  (109 диаметров Земли).                                                                                                                     При изучении темы «Конус» можно познакомить обучающихся с фактом: конус, обвитый спиралью, является символом Мироздания. В книге В.Н. Демина «Тайны русского народа»  говорится о том, что в  Мюнхенском музее хранится модель древнего храма, состоящая из  6 конусов, украшенных спиралями.                                                                                                 Если вспомнить о геометрически числовой модели пространства – конусе, то можно  отметить высказывание Волкова А. в статье «Математика как единый источник мировых  религий»: «…числовая ось – одно измерение, числовая развертка – два измерения,  числовой конус – 3 измерения – это наш новый мир. Бесконечно растущий конус – три  измерения + время»3.  Бог – источник времени. Человеческий грех – источник сокращения  жизни. В настоящее время очень часто люди отмечают, что ничего не успевают, словно  время бежит быстрее. Ученые просчитали, что 24 часа в настоящий период времени,  длятся как  раньше 16 часов. Преподобный  Нил Мироточивый предсказывал: «День будет  вращаться как час, неделя – как день, месяц как неделя и год как месяц». Все это  заставляет задуматься о смысле жизни и скоротечности времени. « Жизнь человека –  непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень воды, колебаемые волнами». Стоит ли тратить время на пустые  разговоры, осуждение, злобу, на пустое времяпрепровождение? Необходимо научиться  ценить время, чтобы каждая минута жизни была наполнена смыслом и содержанием. Новые вопросы встают перед нами, чтобы постепенно мы постигали истину.                                       Обучающиеся изучают тему «Векторы» первоначально на плоскости, а затем в  пространстве. Мы говорим о том, что отсутствие векторов в нашей жизни значительно  усложнило бы наше передвижение. По мере развития цивилизации количество вариантов  перемещений и передвижений возрастает, как и количество соблазнов и очень легко  запутаться, потерять свой путь. Необходим указатель направления ­ ориентир. Вектор  необходим в плоскости нашей  земной жизни. Но если говорить о пространстве,  подразумевая смысл и цель жизни человека, то необходим главный вектор, направленный  вверх. Ибо это путь усовершенствования, восхождения. Путь ЧЕЛО ­ ВЕЧНОСТИ.               При изучении всех видов симметрии, обучающиеся учатся видеть красоту и гармонию  окружающего мира, познавать язык Природы. Мир до такой степени гармоничен, что он не  мог возникнуть хаотично.                                                                                                                 Очень важно познакомиться с золотым сечением – « Божественной пропорцией». Вера –  это стремление человека найти золотую середину во всех сферах жизни и деятельности  человека. Интересна последовательность Фибоначчи: 1,1,2,3,5,8,13,… Каждое число,  начиная с третьего, представляет собой сумму двух предыдущих. Графически эта  последовательность представляет спираль Фибоначчи. Еще Гете заметил тенденцию в  природе к спиральному закручиванию: ураган, молекула ДНК, винтообразное  расположение семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Лучшие  архитектурные здания, среди них храмы и Соборы, обладают симметрией либо подчинены  «Божественной пропорции»: Парфенон, Казанский Собор и т.д. Невозможно не прийти к  выводу: окружающий нас мир  просчитан  Высшим Разумом. И в «Божественной  пропорции», в спиралевидных закручиваниях природных явлений прячется ключ к  разгадкам тайн Природы.                                                                                                                 Способность выйти из плоскости своего мышления и шагнуть в пространство Вселенной  позволяет  знакомство с фактом существования различных геометрий. Невозможное в одном виде геометрии становится возможным в другой.                                   Мы изучаем геометрию Евклида. Основная теорема о параллельности  прямых  гласит:  через точку вне прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной. В  геометрии Лобачевского данная аксиома не выполняется. В Евклидовой геометрии,  например, не существует фигура двуугольник. Но данная фигура существует в  сферической геометрии. Сферическая геометрия изучает фигуры, расположенные на  сфере. Удивительная и сложная для нашего ограниченного понимания геометрия  ,формирует сферическое  мышление.                                                                            Обучающиеся приходят к выводу, что не все нам открыто в этом мире. Если мы не видим,  то это не значит, что данное явление отсутствует. Не можем представить только потому,  что не развито сознание и отсутствуют знания. Мы живем в удивительном мире: знания  открываются постепенно и на протяжении всей жизни человек должен пытливо  всматриваться в окружающий мир. Задавая себе вопросы, искать на них ответы.                     Новейшим разделом в геометрии является фрактальная геометрия. Нельзя не обсудить  это на одном из уроков.                                                                                                                    Фрактальная геометрия – это ключ к некоторым разгадкам природы.  Например, чем  объясняется тенденция в природе к закручиванию в спиралевидную форму. Возможность  глубже познать мир и природу, человека. Приобрести умения общаться с Богом, природой  и человеком  на более высоком уровне.                                                                                          С помощью математических формул, включая комплексные числа, можно описать  формулу облака так же, как архитектор с помощью чертежа здание. Таким образом, с  помощью мнимых чисел можно описывать и создавать объекты. Наш мир просчитан. Наука  стоит на пороге новых открытий. Возможно, мы станем более открытыми для диалога с  миром, природой и Богом, исчезнет чувство одиночества существования человечества во  Вселенной.                                                                                                                                          Таким образом, обдумывая каждую тему урока,  учитывая возрастные особенности и  особенности данного класса, очень важно продумать  какие вопросы можно поставить  перед детьми и с какими фактами познакомить, чтобы числа, фигуры, тела «ожили», стали  интересными. Чтобы возникло желание найти ответы на поставленные вопросы и  стремление отыскать истину. Чтобы каждый урок стал носителем духовности и  нравственности, способствовал пониманию мира и места в нем человека.                                 По словам Святых Отцов: «Конец света, когда каждый будет считать, что в нем истина: то, что он делает,  правда та, которую он считает и ему удобна, и такими станет больше; люди  не видят добра и света, чистота уходит чистота…».                                                                     Математика не позволяет концентрироваться на своем «я», она воспитывает стремление к  чистоте и совершенству во всех  проявлениях. По­моему мнению, учебные программы  должны быть разработаны таким образом, чтобы при изучении нового материала  перекликающиеся темы рассматривались бы одновременно на разных учебных предметах.  Это позволит изучить материал объемно, выявляя все взаимосвязи и закономерности в  окружающем мире. Чтобы учащиеся прослеживали и видели связь между объектами и  явлениями, которые они изучают, пытались проникнуть в тайны мироздания, задумались о  духовной составляющей жизни. Например, шар, как математическое понятие, как образ  сферического мышления и шар с физической точки зрения: атомы, частицы из которых состоит окружающий мир и человек. Напрашивается вывод: сферическое сознание –  естественно для человека. Или шар в живописи: символ удачи. Стоит задуматься, что же  такое удача.  В итоге изучения темы или на каком­либо этапе проводить интегрированные  уроки, внеклассные мероприятия, на которых духовные законы звучат как основные законы жизни.                                                                                                                                               Таким образом, математика формирует новое воззрение на мир: мировоззрение, учит  новому мышлению. Устанавливая на уроках математики связи между математическими  понятиями, терминами и явлениями в окружающем мире, обучающиеся встают на более  высокую ступень самопознания; учатся понимать математический язык окружающего мира, устанавливать взаимосвязи и закономерности, задавать вопросы и осуществлять поиск  ответов. Для них открывается окно в мир Вселенной.                                                                                 :// www . ice . su / rus /(дата / departments ЛИТЕРАТУРА 1. Амонашвили Ш.А. Педагогика будущего – Гуманная педагогика (Электронный ресурс).URL: http / human обращения 28.08.2015). 2. Вейник В. И.. Почему я верю в Бога (Электронный ресурс).orthedu.ru >books /veinik / veinik.htm.- Минск: Белорусский Экзархат, 1998 (дата обращения 18.06.2015). 3. Волкова А. «Математика как единый источник мировых религий (Электронный ресурс).https: //Ksenyag.word pess. сom /2012/01/07/ александр_волков_математика_как_един/(дата обращения 20.06.2015). 4. Евангелие. – Санкт – Петербург: Синодальная типография - изд.74, 1914 5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012, №273 - ФЗ 6. Ильин И.А. Путь к очевидности//Собр. Сочинений в 3 т.- М.,1994.- т.3 7. Конституция РФ 8. Kurman. ru (Электронный ресурс)/ www arminerussia.ru/index.php? newsid=2725/(дата обращения 10.07. 2015). 9. Kurman. Примеры научных фактов в Библии (Электронный ресурс)/O – religii.ru 10.Лившиц В. М. Фракталы и монотипия // Химия и жизнь, №9, 2009. 11. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. – М.: Ижевск, 2010. 12. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П.. Происхождение духовности.- М.: Наука, 1989 13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"

Статья "О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017