Статья - обобщение своего педагогического опыта по теме "Лексикология. Фразеология"
Оценка 4.9
Научные работы
doc
русский язык
5 кл
30.01.2019
Чем больше человек познаёт окружающий мир, тем больше он открывает в нём нового, и всё новое, соответственно, называет словами. Весь познанный мир, таким образом, отражает в словарном составе языка, сведения о котором изучается на уроках русского языка. Вот тут-то и необходимо учителю проявить свои творческие способности, чтобы не просто донести до ученика программный материал, но и привить детям умение в будущем грамотно и красиво общаться, используя все ресурсы одно из самых богатых в мире языков – русского языка.
Лексикология. Фразеология.doc
Лексикология. Фразеология.
Словом я учу, словом я лечу
Слов наделила я всем тем, чего хочу.
Слову я дала всю свою любовь.
Словом я любить научилась вновь.
Словом я смогла выразить мечты:
Для меня оно – символ красоты.
И не важно, стынет иль горит, как жар,
Слово, только слово – мой бесценный дар.
Чем больше человек познаёт окружающий мир, тем больше он открывает
в нём нового, и всё новое, соответственно, называет словами. Весь познанный
мир, таким образом, отражает в словарном составе языка, сведения о котором
изучается на уроках русского языка. Вот тутто и необходимо учителю
проявить свои творческие способности, чтобы не просто донести до ученика
программный материал, но и привить детям умение в будущем грамотно и
красиво общаться, используя все ресурсы одно из самых богатых в мире
языков – русского языка.
Как же добиться достижения поставленной цели предельно легко и
занимательно? Этот вопрос заставляет учителя становиться творцом.
Не всегда понятны учащимся термины, пришедшие в русский язык из
других языков, не всегда запоминаются правила, вызывает живой интерес.
Потому при изучении любого раздела русского языкознания я использую свои
творческие способности.
Правило можно зарифмовать и донести до учащихся в более доступной и
образной форме, ведь нет секрета в том, что дети любят стихи и легко
воспроизводят их в памяти. Предлагаю вашему вниманию материал, который
поможет на уроках русского языка при изучении раздела «Лексикология».
Лексика.
Знаем мы наверняка, что такое лексика. Лексика есть совокупность слов любого языка.
Омонимы.
Омонимы – это слова – близнецы.
При схожести внешней они молодцы,
В значеньях своих совершенно различны –
И это для них очень даже привычно.
Если волосы сплетают.
Называем их косой.
Часто косы замечают
У девчонок за спиной.
С чем идём на покосы, назовём их тоже косы
Только вовсе эти косы
Друг на друга непохожи.
Это редкое явленье
Вызывает удивленье.
Всё ж «косой» запомним мы
И назовём «омонимы».
Синонимы
Жить можно без скуки, ещё – без тоски:
Друг друга такие слова заменяют.
Различны в звучанье по смыслу близки.
Синонимы – так их язык называет.
Смотреть, глядеть, взирать, глазеть,
А, может, пялиться слегка.
По смыслу слово рассмотреть
Задача будет нелегка.
Смотреть, глядеть – одно и то же:
По смыслу очень уж похожи.
Свой взгляд нам нужно направлять, Чтобы когото увидать.
Взирать – уж очень необычно,
Для стиля книжного привычно:
Чтобы спокойный взгляд иметь,
Нужно взирать, а не смотреть.
Смотреть и пристально, и долго
Мы тоже можем заменить;
Хоть прозвучат немного колко,
Но можно всё, же употребить
Слова глазеть и пялить глазки,
Что будут сказаны без ласки.
А в целом, все слова подряд
Войдут в синонимичный ряд.
Антонимы
День и ночь так не похожи.
Что об этом скажем мы?
Смысл их противоположен,
Ведь они – антонимы.
Материал к разделу «Фразеология».
Устойчивые сочетанья слов
Для речи нашей – ценный клад:
Состав их полностью готов,
У них особый свой разряд.
Их точность, образность твердят,
Что фразеологизмы
Все слышать очень уж хотят.
Хотя они капризны:
Слова в них разрывать нельзя, Слова в них – целая семья.
Раздельно – смысл они теряют,
А вместе – речь нам украшают.
Такой языковой материал позволяет не только усвоить теоретический и
практический материал, но и разнообразит цели и задачи, которые учитель
может поставить перед учащимися. Использовать его можно, поясняя,
закрепляя, развивая и даже контролируя знания.
Статья - обобщение своего педагогического опыта по теме "Лексикология. Фразеология"
Статья - обобщение своего педагогического опыта по теме "Лексикология. Фразеология"
Статья - обобщение своего педагогического опыта по теме "Лексикология. Фразеология"
Статья - обобщение своего педагогического опыта по теме "Лексикология. Фразеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.