Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.8

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
русская литература +1
2 кл—5 кл
21.05.2017
Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
В статье "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы" поднимается одна из актуальных проблем сельских школ - проблема обучения детей с особыми образовательными возможностями. Целенаправленная коррекционная работа по формированию учебной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении, может не только устранить недостатки, но и компенсировать недостатки в их интеллектуальной и психической деятельности.doc
Обучение детей с ОВЗ.doc
Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. Одна из актуальных проблем  сельских школ ­ проблема обучения детей с  особыми образовательными возможностями (ОВЗ). Наша не исключение. В  школе обучается более 40% детей с ОВЗ. По заключению ПМПК  дети с  такими нарушениями обучаются в коррекционных классах, где обучение  ведётся в соответствии с их особыми образовательными возможностями.  Целенаправленная коррекционная работа  по формированию учебной  деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении, может не  только устранить недостатки, но и компенсировать  недостатки  в их  интеллектуальной и психической деятельности.  Считаю, что успешность обучения детей по всем предметам  школьного курса  зависит  от того, как сформированы навыки чтения. Ведь чтение  ­ это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление  воспринятой информации. Несформированность  процесса чтения приводит к возникновению   нарушений письменной речи,  возникают трудности социальных связей с окружающим миром, оказываются  расстроенными  взаимоотношения в социумом, нарушаются коммуникативные функции. Практика показывает, что многие учащиеся второй ступени  слабо  владеют навыками чтения, так как не могут за период обучения  в начальной  школе в полной мере овладеть  полноценными навыками  чтения, а это мешает получать  информацию при чтении, а, как известно,  основным источником  информации является чтение. Такие учащиеся  испытывают трудности в  понимании смысловой  стороны текста, установлении причинно­следственных зависимостей между отдельными информационными единицами. Низкий  навык чтения обусловлен «неполноценностью интеллектуальных, психических процессов, сниженной анализаторной деятельностью» ( ИМ Бгажнокова).  Поэтому на учителях русского языка и литературы лежит большая  ответственность в формировании и совершенствовании полноценного чтения,  которое включает в себя:  правильность, беглость, выразительность и  осознанность. Под правильностью чтения понимают чтение без искажений,  ошибок, под беглостью – темп чтения, способствующий сознательному и  правильному  восприятию содержания  текста, под осознанностью – умение  ребёнка ясно, глубоко понять содержание текста. Последнее умение  складывается из понимания  смысла как отдельных слов и выражений, так и  всего произведения в целом.  Работа  по формированию и совершенствованию  всех качеств  полноценного  чтения должна осуществляться в ходе изучения текста, на специально  структурно выделенных частях урока литературы и русского языка.  Например, это речевая разминка, речевая гимнастика, литературная  пятиминутка.  Речевая гимнастика и речевая разминка  направлены на  решение нескольких задач: совершенствование чёткости произношения,  развитие дикции, правильного дыхания, способа чтения и увеличения темпа;  1 способствуют совершенствованию выразительности речи, развитию приёмов   выразительного чтения. Остановлюсь на речевой разминке.  Речевая разминка ­ это такой приём, который является наиболее действенным в плане влияния  на совершенствование  способов чтения и увеличения его  темпа. Подбор текстов не одинаков. Предлагая познавательные тексты  учащимся, нужно ориентироваться на темп чтения, осознанность читаемого и  уровень сформированности  правильности чтения. После прочтения про себя,  учащийся должен так прочитать текст, чтобы  вовлечённые в работу  одноклассники поняли содержание текста и смогли ответить на вопросы.  Первый вопрос информационный, второй – на понимание смысловых связей  между  отдельными информационными единицами текста. Он направлен на  выяснение  способности делать выводы на основании  содержания текста.  Далее, опираясь на текст, находят важные слова и определяют  его главную  мысль. Указанный приём  дополняет игровая функция, тем более, что игра  была, есть и будет излюбленной формой работы на уроках для детей 10 – 12  лет.   Зная, что  не менее значима  для формирования техники чтения   оперативная память,  так как она позволяет читающему  помнить не только   ранее прочитанные слова, но и весь текст в целом, целесообразно  использовать  зрительные диктанты в процессе зрительной пятиминутки.  Речевым материалом для диктанта  является одно предложение  с  постепенным  увеличением  общего количества букв (знаков)   (см  Приложение №1) Пятиминутка – этап урока, который позволяет совершенствовать  технику  чтения и увеличивать  время, отводимое  на чтение каждым учеником.  Также для совершенствования техники чтения можно вводить специальные  тренировочные упражнения: ­ упражнения на развитие  зоркости, внимания, памяти ­ упражнения на развитие анципации ­ метод динамического чтения ­ психологические упражнения (Приложение №  2) Формирование и совершенствование навыка чтения продолжается и на уроках литературы в 7 – 9  классах. Изучение  произведений у детей с ОВЗ  вызывает  затруднение при  его чтении и понимании содержания, так как  произведения  разные по жанру и при работе с ними нужна вариативность. Дети  учатся   отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно  передать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события  произведения, называть главных и второстепенных героев, оценивать их  действия и события, устанавливать причинно­следственную зависимость,  делать обобщение, вывод.  Таким образом, формирование и совершенствование  навыка чтения   происходит в течение всего периода обучения ребёнка.  Думаю, если в  системе  применять на уроках  русского языка и литературы указанное выше,  то можно развить общие способности учащихся, одновременно  2 корректировать индивидуальные недостатки,  что приведёт к положительной  социальной адаптации, а это является основной задачей коррекционно –  развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ. Использованная литература : 1. АК Аксёнова . Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе». «Владос»,2000 г. 2. А.Т Арсирий , ГМ Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике  русского языка.  3.ИВ Булгакова  «нестандартные уроки русского языка»  (5 ­ 7 классы).  Ростов­на­Дону «Феникс», 2002 г 4. РИ Лалаева.  Нарушение чтения и пути их коррекции. Учебное пособие.  СПб: Союз, 1998г. 4. ЮА. Костенкова. Методические рекомендации к обучению чтению   учащихся коррекционно – развивающих классов . Дефектология, 1998 г, № 3.  3 Приложение №1 Тексты для учащихся 5 – 7 классов Речевая разминка  Снег. Снег укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белый шарф. Молодая ёлочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям зимний холод и лютый мороз.  Вопросы: 1.Куда спряталась ёлочка?      2.Как выглядят деревья в снеженном лесу? 3.Почему не боятся деревья холода и мороза? Синица. Была холодная зима. Синица прилетела к окну  и стала  по нему стучать носом. Дети  открыли форточку. Птица влетела в комнату, села на стол и стала клевать крошки. Решили дети оставить синицу дома. Жила птица у детей в комнате. Весной выпустили они её на  волю.  Вопросы: 1. Что открыли дети?  2. 3.  2. Что сделали дети весной?   3.Почему дети решили оставить синицу?  Давным–давно люди задумывались над тайной происхождения  языка. Сколько  увлекательных легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает  история  человечества! Загадка языка. Одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность  к речи  пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в  результате длительного, многовекового превращения обезьян в человека. Четвёртые  думают, что человеческий язык  ­ это подарок какой­то неведомой космической  цивилизации. Пока загадка остаётся загадкой, и только в одном  единодушны современные  учёные: язык делает человека человеком. Мы постоянно  разговариваем,  общаемся, слушаем, читаем, пишем, поём, думаем,  мечтаем….  И всегда  используем родно язык. Вопросы: 1. Над какой тайной задумывались люди  с давних времён? 2. Какие предположения о происхождении языка существуют? 3. Почему именно язык делает человека человеком? Зрительный диктант.  Дни стали короче (14 слов – 12 секунд) Деревья украсились хлопьями снега (30 – 10) 4 В пушистый снег зарылись маленькие ёлочки (36 – 13) Для учащихся 5 – 7 классов Приложение № 2 (дополнительный игровой материал) 1. Упражнения на тренировку слухового внимания.  Раздать карточки с изображёнными предметами, о которых пойдёт речь в стихотворении,   учащимся. Услышав о «своём» предмете, дети должны отдать карточку учителю. Можно  усложнить задание загадкой­складкой. Так бегите же за мною                                            Горошина, горошина, На зелёные луга,                                                      Какая ты хорошая! Где над синею рекою                                              Какая ты хорошая, Встала радуга – дуга.                                              Зелёная горошина! (река, радуга, луг)                                                   (горошина) Смело в небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это? …             (самолёт) 2. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза, слухового внимания, памяти,  зрительного внимания, памяти. После прочтения стиха выбираются два ученика, каждый должен запомнить один из слогов  обыгрываемого слова. Затем встают рядом Первым произносит свой слог ребёнок слева,  затем – справа, класс проговаривает слово целиком.  Потом дети­ «слоги» меняются  местами и снова произносят слоги. Остальные отвечают на вопросы: «что изменилось?  Какое слово получилось?»  Я – дерево в родной стране. Найдёшь меня в лесах повсюду. Но слоги переставь во мне –  И воду подавать я буду  (сос – на, на – сос) Если учащиеся не могут угадать слово, шараду можно сопровождать картинкой. Или отгадывают просто шарады. Моё начало – буква алфавита,            А целое летает и жужжит, Она всегда шипит сердито;                То сядет на цветок, то снова полетит. Вторую корабли боятся                       (ш – мель) И обойти её стремятся. 3. Отработка интонации при чтении. Чтение речеговорок с  движениями. «Летал, летал воробей». Дети при выполнении упражнения дети сопровождаю речь  движениями. Игра «Наборщики». Предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять минут  составить другие слова.  4.Запоминанию правописания  некоторых слов с двойной согласной, а также ударения в них способствуют загадки. Он на вокзалах есть всегда,                                    Чтоб скорей в библиотеке К нему подходят поезда,                                         Отыскать ты книгу смог, 5 Двойное Р содержит оно                                         В ней бывает картотека, И называется …….перрон                                      Специальный …………. каталог. 6

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2017