Статья «Обучение детей с ТМНР гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания».
Оценка 4.6

Статья «Обучение детей с ТМНР гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания».

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
Детсад
19.02.2018
Статья «Обучение детей с ТМНР гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания».
Создание здорового образа жизни для ребёнка является первоосновой его полноценного воспитания. Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Жизнь ребёнка должна быть социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: умывание, раздевание, одевание, прием пищи, пользование туалетом, сон. От ребёнка требуется много усилий для постоянного овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.Статья «Обучение детей с ТМНР гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания».
Статья (Обучение детей с ТМНР гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания).doc

ГКУЗ "Орехово-Зуевский дошкольный

туберкулезный санаторий"

 

 

 

 

 

 

Статья «Обучение детей с ТМНР гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания»

 

 

 

 

                                                                               Подготовила воспитатель

                                                   Фиклеева

                                                                          Елена Станиславовна

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год.


По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, «режим дня в жизни ребёнка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребёнка в кормлении, а также в бытовой деятельности».

Жизнь ребёнка должна быть социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: умывание, раздевание, одевание, прием пищи, пользование туалетом, сон. От ребёнка требуется много усилий для постоянного овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребёнок младшего дошкольного возраста осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Создание здорового образа жизни для ребёнка является первоосновой его полноценного воспитания.

Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Дети к двум годам обычно уже умеют кушать самостоятельно, хотя делают это ещё медленно и не достаточно аккуратно. Из опыта своей работы, я знаю, что последовательные упражнения, поощрения самостоятельности на данном этапе обучения дают хорошие результаты. В это время необходимо использовать все возможности для поощрения ребёнка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения.

Однако, любое новое действие достаточно сложно для малыша по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребёнку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Кроме того необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания.

Например, формирование навыка мытья рук я теоретически разбила на 4 шага: включать воду, намыливать руки, споласкивать руки, выключать воду.

Сначала необходимо выполнять за ребёнка все необходимые действия. Далее предоставлять ребёнку возможность самому только закончить задание – выключить воду: попросить ребенка: «Закрой», для того что бы он смог выключить воду и завершил бы весь процесс умывания.

Продолжая работу по формированию навыка, необходимо делать за ребёнка с каждым разом  чуть - чуть меньше; тем самым отодвигая стартовую черту немного дальше от финишной; до тех пор, пока не доберётесь до самого начала задания.

 Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребёнок обязательно придет к финишу.

Обучение навыкам самообслуживания я провожу: на специальных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх.

В процессе обучения обязательно отрабатываю алгоритм действий. Это вызывает у детей чувство уверенности в своих возможностях:

1) Необходимо выработать навык, который надо формировать.

2) Сообщить ребенку чего от него хотят («возьми мыло»). Сообщение взрослого должно быть: кратким, чётким, последовательным.

Указания произносить медленно и лишь в тот момент, когда ребёнок смотрит на взрослого.

3) Разделить процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему собирается обучить ребёнка.

4) Процесс показа выполнения. Показ должен быть: чётким, неторопливым, последовательным.

Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребёнка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Подготовка к овладению навыком самообслуживания я провожу в игре.

В своей работе по формированию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания я использую следующие игры-упражнения, включая их как в занятия, так и в проведение режимных моментов.

Вид деятельности

Цель

Оборудование

Игра-упражнение «Умывалочка»

учить ребёнка умываться

зеркало, полотенце

Игра-упражнение «Почистим зубки»

учить ребенка чистить зубы

две зубные щетки, стакан с водой, зеркало

Игра-упражнение «Фонтанчики»

учить ребёнка полоскать рот

стакан

Игра-упражнение «Кукла заболела»

учить ребёнка пользоваться носовым платком

кукла, носовые платки

Игра-упражнение «Вымой кукле руки»

создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение

кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье

Игра-упражнение «Мыльные перчатки. Пузырики»

учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи

умывальник, мыло, полотенце

Игра-упражнение «Носики-курносики»

учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком

индивидуальные носовые платки

Игра-упражнение «Кукла Маша обедает»

закрепить знания детей о столовой посуде, воспитать культуру поведения во время еды

кукла, стол, детская посуда

 

В ходе формирования гигиенических навыков я использую тематические детские стихотворения:

1)      Ах вода, вода, вода,

         Будем чистыми всегда.

         Руки мы намылим мылом,

         Чтобы чисто, чисто было.

         Пальчик каждый мы помоем,

         А потом водой смоем.

         Руки мы соединим,

         И водичке стечь дадим.

         Полотенчиком пушистым,

         Вытрем руки чисто, чисто.

 

2)      Каждый день я

         Мыло мою

         Под горячею водою

         И в ладонях поутру

         Очень сильно его тру:

         - Мойся мыло, не ленись!

         Не выскальзывай, не злись!

         Ты зачем опять упало?

         Буду мыть тебя сначала!

 

3)      Чтоб чисты ладошки были,

         Славно их намылим мылом.

         Три ладошки, давай!

         Их от грязи оттирай!

 

4)      Льётся чистая водица,

         Не пора ли нам помыться?

         Льётся чистая вода,

         Приходите к нам сюда!

 

5)      Ручка ручку трёт

         Грязь с неё течёт.

         Ручки ароматные,

         Чистые, приятные.

При формировании гигиенических навыков в воспитательном процессе применяю такие методы и приёмы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого создаю такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку.

Использую разнообразные приемы в воспитании: игра с куклой, подражание действий воспитателя, совместные действия воспитателя и ребёнка, самостоятельные действия ребёнка, формирую у детей положительное отношение к выполнению гигиенической процедур.


ГКУЗ "Орехово-Зуевский дошкольный туберкулезный санаторий"

ГКУЗ "Орехово-Зуевский дошкольный туберкулезный санаторий"

По определению известного физиолога и педагога

По определению известного физиолога и педагога

Кроме того необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания

Кроме того необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания

Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребёнка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения…

Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребёнка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения…

Игра-упражнение «Мыльные перчатки

Игра-упражнение «Мыльные перчатки

И в ладонях поутру

И в ладонях поутру

ребёнка, самостоятельные действия ребёнка, формирую у детей положительное отношение к выполнению гигиенической процедур.

ребёнка, самостоятельные действия ребёнка, формирую у детей положительное отношение к выполнению гигиенической процедур.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018