Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности в обучении английскому языку»
Оценка 4.7

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности в обучении английскому языку»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
английский язык
Взрослым
12.11.2017
Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности  в обучении английскому языку»
Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности ( аудирование, устная речь, чтение и письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения. С помощью рисунков, фотографий, картин, таблиц, диаграмм, коллажей, кластеров, ассоциативных и семантических карт можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке на заданную тему.При использовании различных видов наглядности происходит развитие памяти и речемыслительной деятельности учащихся.Творческое использование опорных схем способствует развитию не только речевых навыков учащихся, но и критического мышления, умения работать в сотрудничестве, принимать решения.
Опорные схемы - статья.docx
«Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности  в обучении английскому языку» Островерхова Лариса Карловна учитель английского языка КГУ «СО школа­лицей № 7» г. Семей Иностранный   язык   относится   к   числу   предметов,   которыми   учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности ( аудирование, устная речь, чтение и письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно­побудительный уровень общения. С помощью рисунков, фотографий, картин, таблиц, диаграмм, коллажей, кластеров, ассоциативных  и семантических карт   можно   создать   ситуации,   стимулирующие   и   мотивирующие   речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке на заданную тему.  При использовании данных видов наглядности происходит развитие памяти и речемыслительной   деятельности   учащихся.   Творческое   использование   опорных схем   способствует   развитию   не   только   речевых   навыков   учащихся,   но   и критического мышления, умения работать в сотрудничестве, принимать решения.   Опорные   схемы   наиболее   эффективно   применять   для   развития   как монологической, так и   диалогической речи. Монолог дисциплинирует мышление, учит   логически   строить   свое   высказывание.   Монологическая   речь   относится преимущественно   к   контекстной   речи,   поэтому   характеризуется последовательностью,   полнотой,   содержательностью,   завершенностью   и  ясностью мысли,   что   делает   ее   в   большей   степени   независимой   от   ситуации.   Основные характеристики   диалогической   речи     спонтанность, эмоциональность.   ситуативность, ­       Опора   ­   это,   модель   программы   высказывания,   в   которой   должна   быть заложена возможность вариативного использования языковых средств.   Назначение опор одно ­ непосредственно или опосредованно помочь  порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и  речевым опытом учащихся. Различают словесные и изобразительные опоры. Они  часто используются вместе, так как дополняют друг друга. Опоры управляют или  содержанием высказывания, или его смыслом. Отсюда и другое деление опор ­ на  содержательные и смысловые.   Опоры   всегда   информативны.   В   одних   случаях   информация   развернута (содержательные опоры), в других ­ сжата (смысловые опоры), но в любом случае опора   лишь   толчок   к   размышлению.   В   связи   с   этим   у   учащихся   возникают определенные   ассоциации,   которые   могут   быть   направлены   в   нужное   русло установками речевых упражнений. Опорные схемы могут составляться как учителем, так и самими учащимися. В последнем   случае   класс   делится   на   малые   группы   (по   3­5   человек)   и   ученики совместно  создают опорные схемы. Данный подход будет способствовать развитию личных способностей учащихся и эффективности их мышления. Также это позволит учителю активно вовлекать учеников в процесс обучения, которое станет для них более независимым, актуальным, интересным и мотивирующим. Ниже приведены примеры активных форм работы, которые помогут учащимся самостоятельно создавать различные опорные схемы и, в дальнейшем, применять их для   пересказов   текстов,   написания   эссе,   сочинений,   участия   в   дискуссиях, проведения разного рода презентаций, дискуссий и т. п.    СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАРТЫ Семантические   карты   облегчают   процесс   обучения   чтению,   устной   речи   и письма.   Эта   стратегия   позволяет   расширить   словарный   запас   учащихся   и способствуют   развитию     монологической   и   диалогической   речи.   Семантическая карта представляет  собой не просто  набор  ключевых  слов и словосочетаний  по содержанию   текста,   но   и   отражает   взаимосвязи     между   его   основными   идеями. Семантическая   карта   помогает   учащимся   сконцентрироваться   как   на   всей структуре   текста,   так   и   на   его   деталях.   Последовательность   составления семантической карты следующая: 1. Учитель рисует на доске круг красным маркером и пишет в нем название темы.   Затем   он   спрашивает   учащихся   о   том,   что   они   знают   о   данной   теме   и записывает их высказывания   синим маркером, в виде ключевых слов, фраз, дат, цифр и т.п. Название  темы, ключевые слова и фразы соединяются между собой линиями, образуя кластер.  2.   Затем   учащиеся   читают   текст   по   данной   теме   и   семантическая   карта дополняется новыми фактами, о которых они узнали после его прочтения. Новую информацию ученики записывают на доске уже сами зеленым маркером.   Причем между ключевыми словами также должны прослеживаться связи. Благодаря такой графической   организации   текста,   учащимся   будет   не   сложно   пересказать   его содержание,   опираясь   на   ключевые   слова   и   фразы,   а   также   принять   участие   в обсуждении  основных идей или вопросов, написать изложение или сочинение  на заданную тему.        АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ Применение   данного   метода   помогает   учащимся   работать   с   новой информацией,   учит   самостоятельности,   развивает   критическое   мышление   и творческие   способности.   Ассоциативная   память   является   самой   прочной   и долгосрочной.   Необходимая   информация   легко   вспоминается   благодаря ассоциациям, которые с ней связаны. Процесс изучения нового материала также можно   сделать   более   эффективным,   устанавливая   ассоциативные   связи   между фактами, понятиями, основными идеями и т.п. Ассоциативные карты отражают эти связи и помогают учащимся легко воспринимать новые знания, воспроизводить их в монологической   речи,   размышлять   об   основных   идеях     и   обсуждать   их   со сверстниками.  Вначале ученики пишут основную тему в центре на большом листе бумаги. Далее они пишут основные идеи вокруг центральной концепции и соединяют их между   собой   линиями.   Ученики   могут   использовать   различные   цвета   для   того, чтобы отделить одну идею от другой и для того, чтобы выделить ключевые слова. Также они могут добавить рисунки, чтобы усилить визуальный эффект на карте. Ассоциативную карту можно применять в качестве опорной схемы для повторения пройденного   материла,   обсуждения   основных   идей   со   сверстниками,   написания эссе,   статей,   сочинений,   подготовки   презентаций   и   т.д.   Ассоциативные   связи помогают учащимся развивать логику, умение отделить главное от второстепенного, графически изобразить любой текст.  КОЛЛАЖ Данный   вид   работы   способствует   развитию   творческих   способностей,   учит принимать   решения   и   работать   в   команде.  В   этом   кинестетическом   виде деятельности ученики выражают свои взгляды наглядным, творческим способом. Каждой группе дается какое­либо слово, идея или концепция, которую они должны представить   в   коллаже,   используя   для   этого   вырезки   из   журналов   и   газет, фотографии,   анимационные   картинки,   цветную   бумагу,   маркеры,   фломастеры, ножницы  и клей. Закончив работу, ученики  передвигаются  по классу и изучают работы   других   групп.   Они   должны   отгадать   слово,   проблему   или   концепцию, которые представлены в коллажах других групп.    ОЦЕНКА С ПОМОЩЬЮ РОМБОВОЙ ДИАГРАММЫ Данная   стратегия   развивает   навыки   критического   мышления,   умение принимать решения и работать в команде. Основная идея этого вида деятельности ­ умение   правильно   расставить   приоритеты,   предварительно   изучив   новую информацию. Учащиеся должны   объяснять, почему одни проблемы важнее других. Они работают в малых группах у доски или вокруг  стола. Каждая группа получает по девять карточек, на которых написаны идеи по какой­либо теме. Они должны расположить карточки  на доске или столе в форме ромба. В данной схеме самая главная идея будет размещена сверху, а все остальные и менее значимые – ниже. Выполняя   данное   задание,   ученики   должны   вместе   рассуждать,   сравнивать   и сопоставлять идеи, а в конце прийти к согласию и составить диаграмму в форме ромба.   ПИРАМИДА ПРИОРИТЕТОВ Данное   задание   также   как   и   предыдущее   («Ромбовая   диаграмма»)   учит расставлять приоритеты, но в форме пирамиды. Ученики размещают карточки с написанными   на   них   идеями   на   пирамиде,     совместно   решая,   насколько   важна каждая идея для ключевого вопроса. Самые важные идеи располагаются на верху пирамиды, а  менее значимые  ниже.  Затем  группы объясняют  принятое  решение, отстаивая свое мнение, если оно не совпадает с мнением учащихся других групп. СТРАТЕГИЯ   ИСИКАВЫ   (Стратегия   Рыбьей   Кости)  развивает  навыки критического   мышления,   анализа   и   синтеза,   умение   находить   причинно­ следственные   связи,   учит   работать   в   команде.   Учащиеся   получают   описание последствий определенных действий разных людей. Они размышляют о том, какие причины могли привести их к этим последствиям и составляют список этих причин. Далее ученики получают схему рыбьего скелета. На кончике носа рыбы они пишут кратко   сформулированное   последствие   какого­либо   действия.   Четыре   линии, изображающие большие рыбьи кости, расходящиеся вверх и вниз по диагонали от хребта, представляют возможные основные причины. Более мелкие горизонтальные кости добавляются к основным четырем костям и отражают менее важные причины. Данное изображение позволит учащимся провести анализ изучаемой проблемы, т.е. научиться   отделять   главное     от   второстепенного,   расставлять   приоритеты, прослеживать   взаимосвязи   идей   и   концепций,   определять   причины   и   следствия событий.   ЗХУ (Знаю – Хочу знать ­ Узнал) Данный подход учит работе с новой информацией, развивает навыки анализа, критического мышления и саморегулирования. Этот метод может использоваться в качестве   вводной   стратегии,   для   того,   чтобы   ученики     смогли   проверить   свой собственный уровень знаний по изучаемой теме и определить, какие пробелы у них существуют   в   данной   области.   Также   учащиеся   смогут   проследить   собственный прогресс в обучении и проанализировать, какие новые знания они получили. Данный вид   работы   может   выполняться   учащимися   индивидуально,   в   парах   и   малых группах.  В процессе изучения нового материала,  учащиеся постепенно заполняют таблицу, состоящую из 3 колонок: 1. «знаю», 2. «хочу знать», 3. «узнал». В колонке «знаю» они пишут о том, что им уже известно по данной проблеме, «хочу знать» ­ о своих пробелах в знаниях и о том, что их интересует, «узнал» ­ несколько фактов, с которыми они ознакомились в процессе работы с новым материалом.  Информация, внесенная   в   данную   таблицу,   позволит   ученикам   сравнить   свои   первоначальные представления о теме исследования с окончательными выводами, а также сделать анализ всего изученного материала.  Использование опорных схем делает процесс овладения иностранным языком  более интенсивным. Вербальные и изобразительные опоры помогают не только  организовать «поле восприятия», но и предоставляют учащимся свободу для  собственной интерпретации ситуации в зависимости от общего уровня знаний и  степени владения иностранным  языком. Упражнения по формированию устной речи должны быть разнообразными, интересными и увлекательными. Необходимо, чтобы  ученики не были пассивными слушателями, а сами принимали активное участие в  работе по развитию своей монологической  и диалогической речи, находясь при  этом в центре процесса обучения.                                                                                                      Островерхова Л.К.                                        учитель английского языка                                                   КГУ СО школы­лицея № 7.                                                                       г. Семей

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности  в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности  в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности  в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности в обучении английскому языку»

Статья «Опорные схемы как способ активизации речевой деятельности  в обучении английскому языку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017