Статья "Определение понятия метапредметных компетенций в образовательной области «Технология» "
Оценка 4.6
Научные работы
docx
математика +1
Взрослым
02.06.2018
Стандарты второго поколения российского образования выдвигают новые требования к системе школьного образования. Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, работать с информацией, способные к сотрудничеству, инициативные, мобильные и конструктивные, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Они внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Статья (1).docx
Определение понятия метапредметных компетенций в
образовательной области «Технология»
Стандарты второго поколения российского образования выдвигают новые
требования к системе школьного образования. Современному обществу
нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, работать с
информацией, способные к сотрудничеству, инициативные, мобильные и
конструктивные, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.
Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос
формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на
протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Они внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно
новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще
всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний,
который формируется и используется не в процессе преподавания какогото
определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения.
Метапредметные знания необходимы для решения, как образовательных
задач, так и различных жизненных ситуаций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано
двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать
метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой
основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько
групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед
расширять
собой новые учебные или познавательные задачи,
познавательные интересы;
проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она
должна быть реализована;
сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и
умениями;
самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей,
находить эффективные пути достижения результата, умение искать
альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
способность сопоставлять собственные действия с запланированными
результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для
достижения целей;
рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь
реализации поставленных задач;
оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих
требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои
имеющиеся возможности ее достижения;
уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и
осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной
деятельности.
Умение работать в коллективе:
организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и
одноклассниками, сотрудничать;
эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои
интересы коллективным;
находить общее решение, которое будет удовлетворять общим
интересам;
проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и
аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
определять суть понятий, обобщать объекты;
находить аналогии;
самостоятельно находить критерии и основания для классификации,
осуществлять классификацию;
устанавливать причинноследственные связи;
выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и
собственные выводы;
создавать, использовать и изменять символы, знаки;
создавать схемы и модели для решения различных познавательных или
учебных задач;
осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его
содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
использовать различные источники получения информации с помощью
компьютера;
определять надежность и достоверность источника;
уметь выбирать нужную информацию;
знать способы передачи, копирования информации;
использовать возможности Интернета для продуктивного общения,
взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
полноценное владение устной и письменной речью;
уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от
ситуации и задачи коммуникации;
с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции,
мысли, потребности;
поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво
донести до него свои мысли и доводы;
требует
компетентностей
иметь высокую культуру речи.
Развитие экологического мышления, которое ребенок должен применять во
всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.
Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением
метапредметных
реализации нового
методологического подхода к учебновоспитательному процессу, ориентируя
практику обучения не только на осознание и осмысление учебной
информации, но и на формирование универсальных учебных действий.
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет
традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным
предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной
картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и
общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность
начальной, средней и старшей ступени. Подобная смена целевых ориентиров в
образовании обусловила необходимость серьёзных изменений, как в
содержании, так и в образовательных технологиях. Значимым достижением
современного образования являются разработка и внедрение на всей
территории России технологического образования обучающихся.
Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка
учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Традиционные
формы и методы организации трудового обучения не вовлекали в
исследовательскую и проектную работу, наиболее для них привлекательную.
Основным предназначением предмета «Технология» в системе общего
образования является формирование у обучающихся трудовой и
технологической культуры, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых и гражданских качеств личности, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения, профессионального
самоопределения в условиях современного рынка труда.
Результатами освоения учебного предмета «Технология»
являются:
личностные, предметные и метапредметные результаты. Остановимся
подробнее на метапредметных результатах: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной
деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой
деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи
на основе заданных алгоритмов;
комбинирование
известных
алгоритмов технического и
технологического творчества в ситуациях, не предполагающих
стандартного применения одного из них; поиск новых решений
возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов,
имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и
выполнение различных творческих работ по созданию изделий и
продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов,
продуктов и технологических процессов; проявление инновационного
подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию техникотехнологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для
решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет
ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; согласование и координация совместной
познавательнотрудовой деятельности с другими её участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательнотрудовой
деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; диагностика результатов познавательно
трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил
культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
оценивание своей познавательнотрудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные) способность их
использования в учебной и, познавательной и социальной практике,
самостоятельность и осуществления учебной деятельности и организация
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории.
Ресурсы:
1. Бабушкина Е. А., Кузьмина И. И., Никонова Т. В. Формирование
метапредметных результатов обучения на уроках технологии // Научно
методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 13–16. –
URL: http://ekoncept.ru/2017/574004.htm
2. Даутова О. Б., Иваньшина Е.В. Современные педагогические технологии
основной школы в условиях ФГОС. – СанктПетербург: КАРО, 2015. – С.
3. Тищенко А.Т. Технология: программа : 58 классы / М. : ВентанаГраф,
2012. 144с.
4. Зуева Ф. Рабочая программа предметной области «Технология».
Технологии ведения дома: учебное пособие / Ф.А. Зуева. Челябинск: ООО
«Пронто», 2014. 118с.
Статья "Определение понятия метапредметных компетенций в образовательной области «Технология» "
Статья "Определение понятия метапредметных компетенций в образовательной области «Технология» "
Статья "Определение понятия метапредметных компетенций в образовательной области «Технология» "
Статья "Определение понятия метапредметных компетенций в образовательной области «Технология» "
Статья "Определение понятия метапредметных компетенций в образовательной области «Технология» "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.