В статье приведен опыт работы института с предприятиями и организациями железнодорожного транспорта в г. Перми. Указаны предпосылки для обеспечения непрерывного характера профессионального обучения. Затронуты вопросы технологической практики и трудоустройства выпускником института. Из приведённого анализа взаимодействия института с предприятиями видно, что в новых экономических условиях необходимо искать новые подходы к организации практики и распределения молодых специалистов.
Опыт взаймодействи.doc
УДК 370.182 (075.8)
Е.А. Сазонова
Пермский институт железнодорожного транспорта – филиал УрГУПС,
г. Пермь, Россия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С
ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Приведен опыт работы института с предприятиями и организациями
железнодорожного транспорта в г. Перми. Указаны предпосылки для
обеспечения непрерывного характера профессионального обучения.
Затронуты вопросы технологической практики и трудоустройства
выпускником института.
Современная структура железнодорожной транспортной системы
России определяется двумя федеральными законами: № 17ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и № 18
ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
В результате,
на рынке транспортных услуг действуют
многочисленные предприятия – владельцы железнодорожной
инфраструктуры и организации перевозчики, различных форм
собственности. Продолжается процесс реформирования крупнейшей
компании железнодорожной отрасли ОАО «РЖД», ведущее к
системным изменениям в инфраструктуре железнодорожного
транспорта общего пользования.
В этих экономических условиях меняется роль учебных учреждений
в подготовке специалистов различного уровня, возрастает роль
системы непрерывного образования.
Профессиональная подготовка конкурентоспособного специалиста
предполагает глубокое знание, как теоретических основ профессии,
так и технологии производства, а так же знание корпоративной
психологии.
Эти предпосылки определяют требования по организации «гибкой»
работы с предприятиями различных правовых форм по целевому
спектру направлений.
Учебное заведение должно обеспечить непрерывный характер
профессионального обучения и осуществлять системно, в течении всей
трудовой деятельности работника, планирование и организацию
образовательного процесса, контроль за качеством обучения
регламентированный федеральными и отраслевыми нормативными
документами. Выполняя эти задачи, институт на основе договоров сотрудничает с
филиалами ОАО «РЖД», Ассоциацией железнодорожных предприятий
Пермского края, другими предприятиями и организациями, имеющими
железнодорожную инфраструктуру, а так же с управлением
Росжелдорнадзора.
Одной из форм сотрудничества является целевая подготовка
специалиста для конкретного предприятия.
Целевая подготовка специалистов предусматривает адресное
обеспечение предприятий отрасли специалистами с высшим и средним
образованием, позволяет с достаточно высокой точностью планировать
поступление выпускников школ в учебное заведение, предприятию –
формирование кадров с перспективой до пяти лет.
Целевая подготовка предполагает подготовку специалистов
качественно нового уровня, способных ставить и решать задачи
развития науки, техники и технологии на перспективу, обладающих
повышенным творческим потенциалом, высокой культурой мышления,
умением самостоятельно ориентироваться в современных условиях
общественно – политических и экономических отношений.
Институтом осуществляется целевая подготовка специалистов по
следующим специальностям:
190304 «Техническая эксплуатация и ремонт подвижного состава
железных дорог (вагоны)»;
190701 «Организация перевозок и управление движением на
транспорте (железнодорожный транспорт)»;
220204 «Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном)»;
270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство».
Зачисление абитуриентов по целевому направлению
осуществляется по отдельному конкурсу, в соответствии с планом
целевой подготовки Росжелдора.
Правовые и финансовые отношения между студентом,
предприятием и институтом закрепляются 3ёх сторонним договором на
подготовку специалиста по дневной форме обучения.
В настоящее время в институте обучается 273 студента по
программе целевой подготовки специалистов. Данная форма позволяет
на первом и втором курсах обучения ввести выравнивающую программу.
Контроль со стороны заказчика за качеством обучения, организация
профессиональной подготовки на конкретном предприятии,
регулярные встречи с руководителями и специалистами заказчика обеспечивает полное и качественное выполнение поставленных перед
институтом задач.
Вторым направлением совместной деятельности является
(повышение
дополнительное профессиональное образование
квалификации) руководителей и специалистов.
Задачей
системы дополнительного профессионального
образования является удовлетворение потребностей руководителей и
специалистов железнодорожного транспорта в получении знаний о
новейших достижениях науки и техники, передовом отечественном и
зарубежном опыте.
Учебная деятельность ведётся в соответствии с «Перечнем
основных направлений дополнительного профессионального
образования на железнодорожном транспорте».
Программы
дополнительного профессионального образования разрабатываются,
утверждаются и реализуются институтом с учётом потребности
заказчика.
По узконаправленной тематике программы разрабатываются и
утверждаются заказчиком.
Координацию деятельности системы дополнительного образования
осуществляет Центр дополнительного профессионального образования
(ЦДПО). Основными программами ЦДПО являются:
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка по
профессиям основных образовательных программ института;
Обеспечение безопасности движения на промышленном
транспорте;
Погрузоразгрузочная деятельность применительно к опасным
грузам.
В среднем, ежегодно, повышают свою квалификацию до 900
человек.
Достаточно большой объём в работе занимает подготовка и
повышение квалификации кадров массовых профессий.
Т.е.
профессиональное обучение лиц, пожелавших заключить трудовые
договора с предприятиями, но не имеющих соответствующих
профессий, а также профессиональное обучение, направленное на
последовательное совершенствование профессиональных знаний,
навыков и умений по имеющейся профессии.
Образовательный процесс профессионального обучения кадров
массовых профессий организуется в соответствии с требованиями
закона РФ «Об образовании», других федеральных нормативно
правовых документов в этой области, приказов Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства железнодорожного
транспорта, ОАО «Российские железные дороги».
Контингент обучаемых формируется в соответствии с планом –
графиком, являющимся приложением к договору, заключённому
институтом на подготовку или повышение квалификации по той или
иной профессии.
В настоящее время подготовка и повышение квалификации
осуществляется по 20ти специальностям.
Сроки обучения регламентируются учебными панами и программами,
разработанными учебнометодическим центром ФАЖТ, УМЦ Минтранс
и Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД». В отдельных
случаях планы и программы разрабатываются институтом в
соответствии с моделью учебного плана и утверждаются заказчиком.
Отношения между участниками образовательного процесса
строятся на основе Положения и Правил внутреннего трудового
распорядка института.
В среднем, за год, профессиональную подготовку в институте
проходят 350 человек, а повышение квалификации 400 человек.
Организация производственной (профессиональной) практики
студентов является одним из наиважнейших направлений
взаимодействия с предприятиями.
Практика направлена на выполнение Государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в
соответствии с получаемой специальностью и является начальным
этапом в процессе овладения студентом навыками профессиональной
деятельности в соответствии с программами обучения.
Общий объём времени на проведение практики определён
стандартом и учебным планом специальности. Выделены следующие
виды практик:
Учебная практика, для получения первичных профессиональных
навыков;
Практика по профилю специальности;
Преддипломная практика (стажировка).
Учебная практика проводится на предприятиях ОАО «РЖД»:
Моторвагонное депо ст. Пермь2;
Вагонное ремонтное депо ст. ПермьСортировочный;
Вагонное эксплуатационное депо ст. ПермьСортировочный.
В период практики у студентов формируется представление о
культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, бережном отношении к рабочему времени, соблюдении требований охраны труда,
промышленной безопасности.
Целью производственной практики является закрепление,
расширение и систематизация теоретических знаний, полученных при
изучении специальных дисциплин, их практическое применение.
Производственная практика организуется, как правило, в
структурных подразделения филиалов ОАО «РЖД» и на других
предприятиях, имеющих высокий уровень технической оснащённости и
использующих современные эффективные методы управления
производством.
Представляет интерес опыт работы с Сургутским отделением
Свердловской железной дороги по специальности 220204 «Автоматика
и телемеханика на транспорте». В дистанциях этого отделения
студенты зачисляются в штат, активно привлекаются к общественной
работе, им предоставляются прекрасные условия проживания. Отбор
кандидатов для прохождения практики на этих предприятиях
производится на конкурсной основе, что является дополнительной
мотивации в успеваемости каждого студента.
Однако, следует отметить, что количество рабочих мест на
предприятиях с каждым годом уменьшается и достигает 53 %.
Особенно тяжело предоставляются рабочие места для специальности
190701 «Организация перевозок и управление движением на
транспорте», составляющая 14 %.
Во время преддипломной практики студенты выполняют
обязанности в соответствии с достигнутыми квалификационными
требованиями. Это предполагает изучение методов решения
технических, экономических, управленческих и других специальных
вопросов.
Трудоустройство выпускников представляет не менее важный
раздел в работе с предприятиями. Именно решение этого вопроса в
комплексе с другими, является мотивацией поступления для обучения
на определённой специальности. Наиболее благоприятные условия
трудоустройства у обучающихся по целевому направлению.
В период с 2000 по 2008 год, в среднем, распределялось до 73 %
выпускников.
Из приведённого анализа взаимодействия института с
предприятиями видно, что в новых экономических условиях необходимо
искать новые подходы к организации практики и распределения
молодых специалистов.
Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.