Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Оценка 4.8

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Оценка 4.8
Документация
doc
воспитательная работа
Взрослым
04.03.2018
Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
В статье приведен опыт работы института с предприятиями и организациями железнодорожного транспорта в г. Перми. Указаны предпосылки для обеспечения непрерывного характера профессионального обучения. Затронуты вопросы технологической практики и трудоустройства выпускником института. Из приведённого анализа взаимодействия института с предприятиями видно, что в новых экономических условиях необходимо искать новые подходы к организации практики и распределения молодых специалистов.
Опыт взаймодействи.doc
УДК 370.182 (075.8)  Е.А. Сазонова Пермский институт железнодорожного транспорта – филиал УрГУПС,  г. Пермь, Россия  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Приведен   опыт   работы   института   с   предприятиями   и   организациями железнодорожного   транспорта   в   г.   Перми.   Указаны   предпосылки   для обеспечения   непрерывного   характера   профессионального   обучения. Затронуты   вопросы   технологической   практики   и   трудоустройства выпускником института.  Современная   структура   железнодорожной   транспортной   системы России   определяется   двумя   федеральными   законами:   №   17­ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и № 18­ ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». В   результате,   на   рынке   транспортных   услуг   действуют многочисленные   предприятия   –   владельцы   железнодорожной инфраструктуры   и   организации   перевозчики,   различных   форм собственности.   Продолжается   процесс   реформирования   крупнейшей компании   железнодорожной   отрасли   ОАО   «РЖД»,   ведущее   к системным   изменениям   в   инфраструктуре   железнодорожного транспорта общего пользования. В этих экономических условиях меняется роль учебных учреждений в   подготовке   специалистов   различного   уровня,   возрастает   роль системы непрерывного образования. Профессиональная  подготовка  конкурентоспособного  специалиста предполагает   глубокое   знание,   как   теоретических   основ   профессии, так   и   технологии   производства,   а   так   же   знание   корпоративной психологии. Эти предпосылки определяют требования по организации «гибкой» работы   с   предприятиями   различных   правовых   форм   по   целевому спектру направлений. Учебное   заведение   должно   обеспечить   непрерывный   характер профессионального обучения и осуществлять системно, в течении всей трудовой   деятельности   работника,   планирование   и   организацию образовательного   процесса,   контроль   за   качеством   обучения регламентированный   федеральными   и   отраслевыми   нормативными документами. Выполняя эти задачи, институт на основе договоров сотрудничает с филиалами ОАО «РЖД», Ассоциацией железнодорожных предприятий Пермского края, другими предприятиями и организациями, имеющими железнодорожную   инфраструктуру,   а   так   же   с   управлением Росжелдорнадзора.   Одной   из   форм   сотрудничества   является   целевая   подготовка специалиста для конкретного предприятия. Целевая   подготовка   специалистов   предусматривает   адресное обеспечение предприятий отрасли специалистами с высшим и средним образованием, позволяет с достаточно высокой точностью планировать поступление  выпускников  школ  в  учебное  заведение,  предприятию   – формирование кадров с перспективой до пяти лет. Целевая   подготовка   предполагает   подготовку   специалистов качественно   нового   уровня,   способных   ставить   и   решать   задачи развития   науки,   техники   и   технологии   на   перспективу,   обладающих повышенным   творческим   потенциалом,   высокой   культурой   мышления, умением   самостоятельно   ориентироваться   в   современных   условиях общественно – политических и экономических отношений. Институтом   осуществляется   целевая   подготовка   специалистов   по следующим специальностям: ­ 190304 «Техническая эксплуатация и ремонт подвижного состава железных дорог (вагоны)»; ­   190701   «Организация   перевозок   и   управление   движением   на транспорте (железнодорожный транспорт)»; ­   220204   «Автоматика   и   телемеханика   на   транспорте (железнодорожном)»; ­   270204   «Строительство   железных   дорог,   путь   и   путевое хозяйство». Зачисление   абитуриентов   по   целевому   направлению осуществляется   по   отдельному   конкурсу,   в   соответствии   с   планом целевой подготовки Росжелдора. Правовые   и   финансовые   отношения   между   студентом, предприятием и институтом закрепляются 3­ёх сторонним договором на подготовку специалиста по дневной форме обучения. В   настоящее   время   в   институте   обучается   273   студента   по программе целевой подготовки специалистов. Данная форма позволяет на первом и втором курсах обучения ввести выравнивающую программу. Контроль со стороны заказчика  за качеством  обучения, организация профессиональной   подготовки   на   конкретном   предприятии, регулярные   встречи   с   руководителями   и   специалистами   заказчика обеспечивает полное и качественное выполнение поставленных перед институтом задач. Вторым   направлением   совместной   деятельности   является (повышение дополнительное   профессиональное   образование   квалификации) руководителей и специалистов. Задачей   системы   дополнительного   профессионального образования является удовлетворение потребностей руководителей и специалистов   железнодорожного   транспорта   в   получении   знаний   о новейших  достижениях  науки и техники,  передовом отечественном  и зарубежном опыте. Учебная   деятельность   ведётся   в   соответствии   с   «Перечнем основных   направлений   дополнительного   профессионального образования   на   железнодорожном   транспорте».   Программы дополнительного   профессионального   образования   разрабатываются, утверждаются   и   реализуются   институтом   с   учётом   потребности заказчика. По   узконаправленной   тематике   программы   разрабатываются   и утверждаются заказчиком. Координацию деятельности системы дополнительного образования осуществляет Центр дополнительного профессионального образования (ЦДПО). Основными программами ЦДПО являются: ­ Повышение квалификации и профессиональная переподготовка по профессиям основных образовательных программ института; ­   Обеспечение   безопасности   движения   на   промышленном транспорте; ­   Погрузо­разгрузочная   деятельность   применительно   к   опасным грузам. В   среднем,   ежегодно,   повышают   свою   квалификацию   до   900 человек. Достаточно   большой   объём   в   работе   занимает   подготовка   и повышение   квалификации   кадров   массовых   профессий.   Т.е. профессиональное   обучение   лиц,   пожелавших   заключить   трудовые договора   с   предприятиями,   но   не   имеющих   соответствующих профессий,   а   также   профессиональное   обучение,   направленное   на последовательное   совершенствование   профессиональных   знаний, навыков и умений по имеющейся профессии. Образовательный   процесс   профессионального   обучения   кадров массовых   профессий   организуется   в   соответствии   с   требованиями закона   РФ   «Об   образовании»,   других   федеральных   нормативно­ правовых   документов   в   этой   области,   приказов   Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «Российские железные дороги». Контингент   обучаемых   формируется   в   соответствии   с   планом   – графиком,   являющимся   приложением   к   договору,   заключённому институтом   на   подготовку   или   повышение   квалификации   по   той   или иной профессии.  В   настоящее   время   подготовка   и   повышение   квалификации осуществляется по 20­ти специальностям. Сроки обучения регламентируются учебными панами и программами, разработанными учебно­методическим центром ФАЖТ, УМЦ Минтранс и Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД». В отдельных случаях   планы   и   программы   разрабатываются   институтом   в соответствии с моделью учебного плана и утверждаются заказчиком. Отношения   между   участниками   образовательного   процесса строятся   на   основе   Положения   и   Правил   внутреннего   трудового распорядка института. В   среднем,   за   год,   профессиональную   подготовку   в   институте проходят 350 человек, а повышение квалификации 400 человек. Организация   производственной   (профессиональной)   практики студентов   является   одним   из   наиважнейших   направлений взаимодействия с предприятиями. Практика направлена на выполнение Государственных требований к минимуму   содержания   и   уровню   подготовки   выпускников   в соответствии   с   получаемой   специальностью   и   является   начальным этапом в процессе овладения студентом навыками профессиональной деятельности в соответствии с программами обучения. Общий   объём   времени   на   проведение   практики   определён стандартом   и   учебным   планом   специальности.   Выделены   следующие виды практик: ­ Учебная  практика,  для получения  первичных профессиональных навыков; ­ Практика по профилю специальности; ­ Преддипломная практика (стажировка). Учебная практика проводится на предприятиях ОАО «РЖД»: ­ Моторвагонное депо ст. Пермь­2; ­ Вагонное ремонтное депо ст. Пермь­Сортировочный; ­ Вагонное эксплуатационное депо ст. Пермь­Сортировочный. В   период   практики   у   студентов   формируется   представление   о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, бережном отношении к рабочему времени, соблюдении требований охраны труда, промышленной безопасности. Целью   производственной   практики   является   закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, их практическое применение. Производственная   практика   организуется,   как   правило,   в структурных   подразделения   филиалов   ОАО   «РЖД»   и   на   других предприятиях, имеющих высокий уровень технической оснащённости и использующих   современные   эффективные   методы   управления производством. Представляет   интерес   опыт   работы   с   Сургутским   отделением Свердловской железной дороги по специальности 220204 «Автоматика и   телемеханика   на   транспорте».   В   дистанциях   этого   отделения студенты зачисляются в штат, активно привлекаются к общественной работе, им предоставляются прекрасные условия проживания. Отбор кандидатов   для   прохождения   практики   на   этих   предприятиях производится   на   конкурсной   основе,   что   является   дополнительной мотивации в успеваемости каждого студента. Однако,   следует   отметить,   что   количество   рабочих   мест   на предприятиях   с   каждым   годом   уменьшается   и   достигает   53   %. Особенно тяжело предоставляются рабочие места для специальности 190701   «Организация   перевозок   и   управление   движением   на транспорте», составляющая 1­4 %. Во   время   преддипломной   практики   студенты   выполняют обязанности   в   соответствии   с   достигнутыми   квалификационными требованиями.   Это   предполагает   изучение   методов   решения технических,   экономических,   управленческих   и   других   специальных вопросов.   Трудоустройство   выпускников   представляет   не   менее   важный раздел в работе  с предприятиями.  Именно решение  этого вопроса в комплексе с другими, является мотивацией поступления для обучения на   определённой   специальности.   Наиболее   благоприятные   условия трудоустройства у обучающихся по целевому направлению. В период с 2000 по 2008 год, в среднем, распределялось до 73 % выпускников. Из   приведённого   анализа   взаимодействия   института   с предприятиями видно, что в новых экономических условиях необходимо искать   новые   подходы   к   организации   практики   и   распределения молодых специалистов.

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"

Статья "Опыт взаимодействия ОУ с предприятиями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018