Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
Оценка 4.9

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
математика +2
3 кл—4 кл
14.09.2019
Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
В этой статье подробно описывается опыт работы учителя начальных классов по использованию разных видов групповой работы в режиме технологии сотрудничества на разных этапах уроков по разным предметам. Этим материалом могут воспользоваться педагоги, работающие в старших классах и в среднем звене.
Статья.doc
Комлева Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»  «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»   Древняя   мудрость   гласит:   можно   привести   коня   к   водопою,   но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной   дисциплины.   Однако   без   пробуждения   интереса   к   учению,   без внутренней   мотивации   освоения   знаний   не   произойдёт,   это   будет   лишь видимость   учебной   деятельности.   Как   же   пробудить   у   ребят   желание «напиться   из   источника   знаний?   Как   мотивировать   познавательную деятельность   школьников?   Эта   проблема   волнует   учёных,   методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет   на  качество   знаний,  а,  следовательно,  на   результативность   учебной деятельности.  Многочисленные   исследования   показывают,   что   для   формирования полноценной   учебной   мотивации   у   младших   школьников  необходима целенаправленная,   специально   организованная   работа.     Учебно­ познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения,   формируются   только   в   ходе   активного   освоения   учебной деятельности. Для этого необходимо включать детей в совместные формы работы. При   помощи   специально   организованного   взаимодействия   детей   – сотрудничества,  учитель   может   стимулировать  формирование   у   них мотивации и последовательно переводить её на более высокий уровень. Для  создания   мотивации   взаимодействия  надо   показывать школьникам, что делать что­то вместе – это весело и интересно. Дети должны пережить   радость   сотрудничества.   Например,   работая   индивидуально,     на уроке технологии   в 1 классе ученики изготовили оригами фигурки разных животных. В конце урока детям можно предложить составить композицию, которая   украсит   класс   и   станет   первым   общим   делом.   Дети   приходят   в восторг, когда видят превращение их фигурок в героев какого­либо сюжета. Они   на   деле   понимают,   вместе   можно   гораздо   больше   сделать,   чем   в одиночку, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество создаёт для этого благоприятную атмосферу. Повышается интерес к знаниям и продуктивность процесса познания. С   целью   обучения   учащихся  правилам   эффективного взаимодействия необходимо с первого класса говорить о пользе обсуждения своих   замыслов   и   планов,   стараться   понять   точку   зрения   другого,   решать вопросы с партнёром мирно. Учиться приходить к единому мнению в спорных 1 вопросах,   говорить   партнеру   о   своих   мыслях   и   чувствах   в   корректных формах.  Правила   эффективного   взаимодействия   формируются   постепенно. Для   начала   можно   предложить   детям   памятку:   (Выскажи   своё   мнение, выслушай мнение партнёра, придите к единому мнению, действуйте)   Приобретение   школьниками   опыта   совместной   деятельности проходит постепенно. Сначала   лучше   организовывать   обучение   в  сотрудничестве   на  основе малых групп. Важно, что перед группой стоит двойственная задача: с одной стороны   –   достижение   познавательной   или   творческой   цели,   с   другой   – реализация определённой культуры общения Обучение   в   малых   группах   можно   использовать   на   любом   учебном предмете. Группа состоит из 4 человек разного уровня подготовленности и мотивации   учения.   Распределить   детей   по   группам   помогает  приём «звездочка»    Детям   предлагаются   три   утверждения:   «Я   с   желанием выполняю любое задание на уроке»; «Я с желанием выполняю лёгкие задания на уроке»; «Я без желания выполняю задания на уроке». Каждому   утверждению   соответствует   картинка.   Если   дети   выбирают для себя первую установку, то берут звездочку, если вторую – солнце, третью – месяц. В каждой группе есть «звёздочки», «солнышки» и, как правило, не более   одного   «месяца».   Затем   предлагается   одинаковое   задание   для   всех групп   и   общее   для   каждой   группы.   (Например,   текст   с   пропущенными буквами на одну или несколько орфограмм). Задание разбивается на части и выполняется по «вертушке» с комментированием.  При такой работе поощряется максимальная помощь друг другу. Проверку   можно   провести   на   основе   теста,  эталона,   взаимопроверка групп. Оценивание идёт не каждого участника, а группы в целом. Работу в группах можно организовать на основе «турнира столов». За столами собираются по одному ученику от каждой группы. Важно, что за каждым   столом   сидят   равносильные   ученики.   Подбираются дифференцированные задания разного уровня сложности: «сильному столу» предлагается задание повышенного уровня – творческого  или проблемного характера,   «среднему»   ­   конструктивного,   «слабому»   ­   репродуктивного характера   с  памятками.  Причём   уровень   сложности   задания   не   влияют   на балловую   оценку.   При   правильном   выполнении   задания   любая   группа получает   «отлично».   Это   позволяет   каждому   ребёнку   пережить   ситуацию успеха, а значит повысить мотивацию учения. Групповая   работа   с   ассистентом    удачно   используется   на   уроках математики в 3 – 4 классах. При организации групповой работы контроль над формированием   знаний   и   умений,   выполнением   домашних   и   классных заданий   ведут   ассистенты   (оценщики   –   консультанты).   Они   проверяют задания, не только указывают на ошибки, но и объясняют материал. При такой 2 групповой   работы   активно   развиваются   не   только организации   коммуникативные навыки, но и   усвоение материала поднимается на более высокий уровень. Кроме того, уровень мотивации тоже повышается, потому что в роли ассистента хотят быть многие, а могут только те, кто правильно сами выполняют задания учителя и умеют чётко и последовательно объяснять материал.   Поэтому   перед   такими   уроками   проводятся   консультации   для ассистентов.  Ассистент даёт каждому члену группы качественную оценку, а они в свою очередь, дают оценку деятельности ассистента. Когда   учебный   материал   естественным   образом   можно   разбить   на фрагменты, то групповую работу можно построить по методу «пила». Причём число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы.   Оптимальный   вариант   –   5­6   человек.   Тогда   каждый   участник назначается экспертом за свой фрагмент учебного материала. Его задача не просто изучить свой материал, но и добиться того, чтобы все члены группы усвоили   его.   После   такой   работы   проходит   встреча   экспертов   из   разных групп. Они располагаются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. Затем участники – эксперты возвращаются в свои группы, и начинается   индивидуальная   проверка   знаний.   Каждой   группе   предлагается продемонстрировать свои знания в разных формах. Одной можно предложить карточки, другой – вопросник, третьей ­  совместный доклад. Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех. Из опыта работы можно сказать, что этот метод удачно используется    на уроках окружающего мира. Например, на уроке обобщающего  повторения по теме «Природные зоны» группы получают задания: рассказать  о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом  положении какой – либо природной зоны. В каждой группе есть зоолог,  ботаник, социолог, метеоролог, геолог. Совместная работа экспертов  приводит к целостному восприятию материала и повышает познавательную  активность. (Проигрывание ситуации с аудиторией) При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, посторонним делом. Принцип   личной   ответственности   каждого   за   успехи   всех,   правило распределения ролей и работы, а также принцип рефлексии приводят к тому, что   ученики   стремятся   выбрать   себе   форму   внутригруппового   участия   с учётом максимальной пользы для общего дела, это способствует повышению адекватной   самооценки   и   самоопределению   школьника,   помогает   его личностному росту.  Наблюдается   положительная   динамика   в   качестве   знаний   и   уровне обучаемости.   Обучение   в   сотрудничестве   на   основе   парной   и   групповой работы помогает каждому ученику лучше усвоить учебный материал, глубоко 3 вникнуть   в   его   содержание,   так   как   даёт   возможность   каждому   ученику систематически   проговаривать   учебный   материал,   выражать   свои   мысли вслух. Это способствует осознанному обобщению знаний. Организация   сотрудничества   в   учебной   деятельности   через групповую работу позволила не только повысить мотивацию учения, но и привела к качественным изменениям в развитии личности ребёнка. 4

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019