Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"
Оценка 4.9

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
23.03.2017
Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"
Данная статья содержит теоретические основы организации внеурочной деятельности. Кроме того, в ней можно найти информацию об инновационных технологиях, а также примеры применения этих технологий на практике. Статья включает в себя конспекты двух классных часов разной направленности. Данный материал может быть полезен классный руководителям.
воспит. тех..docx
Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий. 1. Внеурочная проектная деятельность. XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, то есть   способных  ориентироваться   в  незнакомой   ситуации,  умеющих  извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя,   классного   руководителя.   Необходим   такой   метод,   который   бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал   бы   исследовательские,   самооценочные   и   рефлексивные   навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы   принцип   связи   обучения   с  жизнью.  Ведущее   место   среди   таких   методов, обнаруженных   в   арсенале   зарубежной   и   отечественной   педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов. В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного   стандарта   второго   поколения   особым   приоритетом   при организации   внеурочной   воспитательной   деятельности   является   внеурочная проектная деятельность. Сегодня   понятие   «проект»   включает   в   себя   не   только   образ   желаемого результата,   но   и   саму   деятельность   по   его   получению,   все   стадии   его производства   от   зарождения   идеи   до   ее   воплощения   в   действительности.   В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения   проблем.   Проектный   способ   решения   проблем   нужен   тогда,   когда плохоопределен образ желаемого результата, и его нужно спроектировать, когда возможно   спланироватьпроцесс   достижения   желаемого   результата,   когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий. Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности, внутренний результат ­ опыт деятельности ­   становится   бесценным   достоянием   учащегося,   соединяя   в   себе   знания   и умения, компетенции и ценности. Актуальность   этой   технологии   в   наше   время   очевидна.   Проектная деятельность   помогает   развивать   самостоятельность   мышления,   творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие   качества   личности,   которые   обеспечивают   успешную   адаптацию   и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему   полноценную   жизнь   уже   сейчас.   Ведь   полноценная,   обогащенная ценностным   личностным   опытом   жизнь   «сегодняшнего   дня»   –   лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности,   имеющей   активную   жизненную   позицию,   готовую   к   нравственному поведению   и   творческой   деятельности     посредством   методов   социального проектирования. Задачи: ­   способствовать   формированию   основ   культуры   общения   и   построения межличностных отношений; ­ создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; ­ формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности. ­ предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств   подростков   посредством   участия   в   проектировании   и   проведении социально­значимых дел. Под   проектной   деятельностью   понимаются   разные   виды   деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1) направлены на достижение конкретных целей; 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4) в определенной степени неповторимы и уникальны. Цель работы над проектами в школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: ­ умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; ­ способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; ­ формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: ­ воспитание целеустремленности и настойчивости; ­ формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ­ формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; ­ формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5.   Формирование   умения   работать   с   информацией   (сбор,   систематизация, хранение, использование).    Проекты отличаются друг от друга 1. Результатом: ­ поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.); ­ мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); 2. Числом детей ­   индивидуальная   деятельность   (получаемый   продукт   —   результат   работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); ­ работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); ­ коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями,   одна   большая   общая   поделка,   видеофильм   с   участием   всех желающих детей в какой­либо специализации и т.д.); 3. Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); 4.   Числом   этапов   и   наличием   промежуточных   результатов   (например,   при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов); 5. Набором и иерархией ролей; 6. Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; 7. Необходимостью привлечения взрослых Таблица 1. Направления и содержание проектной деятельности. Этапы Содержание работы на Деятельность Деятельность работы Подготовите льный этап этапе а) выбор темы и целей проекта; учащихся Обсуждают   тему с   учителем   и учителя Знакомит с сутью проектной   б) определение количества   участников   при получают необходимости технологии мотивирует   и   состава проекта, группы. Плановые а)   определение дополнительную информацию, учащихся, помогает   в устанавливают цели. Вырабатывают постановке целей. Предлагает   идеи, работы источников план   действий. высказывает информации; б)   планирование Формулируют задачи. предположения, определяет сроки способов   сбора   и анализа информации; работы (поэтапно).   планирование в) итогового продукта;   установление г) процедур   и   критериев   процесса оценки работы;   распределение д) обязанностей   членов Исследовате льская деятельность команды. Сбор   решение информации, Проводят исследования, промежуточных   задач. Основные   формы решая промежуточные Наблюдает, советует, косвенно руководит задачи. работы: опросы,   интервью,   наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала.  Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка Анализируют информацию. выводов,   оформление результатов. Представлен Представление Оформляют результаты. Отчитываются, деятельностью, организует   и координирует   в случае необходимости отдельные   этапы проекта. Наблюдает, советует. Слушает,   задает ие   готового продукта разнообразных   форм результата работы. полемизируют, отстаивая   свою вопросы   в   роли рядового Оценка процесса   и результатов работы зрения, участника. точку   делают окончательные выводы. Участвуют   в Оценивает   путем оценке коллективного усилия участников обсуждения   и самооценок. проекта, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы   выбранному по направлению, качество отчета. Примером   внеурочной   проектной   деятельности   может   послужить конспект классного часа, проведенного в преддверии Нового 2014 года. Классный час «Новогодняя игрушка: история и современность». Цель:  1. Познакомить с историей новогодней игрушки в России. 2. Выявить знания детей о новогодних традициях в России. Задачи:        1. Углубить знания обучающихся о новогодних традициях в России. 2. Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны. 3. Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения.    Оборудование:   ёлка,   украшенная   старыми   игрушками;   выставка   игрушек; цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры или карандаши, заготовки для  игрушки. Пояснение.   Дети   во   время   классного   часа   не   сидят   за   партами.   Они передвигаются   от   одного   объекта   к   другому:   от   экрана   к   ёлке,   от   ёлки   к выставке, от выставки снова к экрану. Только во время изготовления игрушки дети могут присесть. Для работы над игрушкой заранее оборудована зона. Ход мероприятия: 1. Формулировка темы. Прежде чем мы начнем нашу беседу, я предлагаю вам, посмотрев презентацию, определить, о чем же пойдет речь сегодня. Просмотр презентации (слайды презентации содержат изображения новогодних игрушек). ­ Ребята, как вам кажется, какова тема нашей сегодняшней встречи? О чем мы будем говорить?          Да, сегодня, в преддверии Нового года, мы с вами поговорим об истории новогодней игрушки, посмотрим, какие игрушки бывают, из чего их делают. А еще вы самостоятельно изготовите новогоднюю игрушку. 2.Эвристическая беседа с обучающимися. ­   Какие   новогодние   традиции   вам   известны?   Что   мы   делаем   перед   Новым годом? Теперь предлагаю вам пройти к нашей ёлке и посмотреть, какими игрушками мы украшаем новогоднюю ёлку.  ­Расскажите, что вы видите? ­Из какого материала сделаны новогодние игрушки? ­ Посмотрите, как игрушки прикрепляются к веточкам новогоднего дерева? ­ Что представляют собой игрушки? Кто или что изображено в виде игрушки?  ­ А теперь обратите внимание на выставку новогодних игрушек. Что мы можем наблюдать здесь? Какие интересные новогодние украшения вы видите? ­ Может  вам встречались подобные игрушки раньше? Может быть, у вас в семье сохранились такие елочные украшения? Обратите внимание на экран. 3. Информация учителя об игрушках, сопровождающаяся презентацией.                  Новый год стали отмечать только в 1700 по указу Петра 1. На Руси новогоднее   дерево   украшали   съедобными  игрушками.  Обычай   наряжать  ёлку фабричными   новогодними   изделиями   появился   в   России   лишь   в   1817   году. Самыми популярными в то время были картонные игрушки и изделия. Но в 1918 году зимний праздник был вычеркнут из жизни страны. Всё вернулось на круги своя лишь в 1935 году, Новый год реабилитировали. После   того,   как   Новый   год   был   реабилитирован   в   России,   изменились   и   клоунов,   балерин,   птиц, новогодние   ёлочные   игрушки.   Фигурки   детей,   животных,   фруктов   и   овощей   остались.   Но   появились   фигурки   пионеров, красноармейцев.   Появились   игрушки­подвески   в   форме   звезды   с   серпом   и молотом, шары со звёздами.  По   новогодним   игрушкам   времён   СССР   можно   в   буквальном   смысле изучать историю нашей страны.  В 1937 году была также выпущена серия ёлочных шариков с изображениями членов Политбюро. Во время Великой Отечественной войны украшение новогодней ёлки было обязательным  –  это   напоминало   солдатам  о   мирной   жизни,  придавало   сил  и надежду на скорую победу. При этом на фронтах ёлки украшали фигурками, которые   мастерили   из   погон,   бинтов,   носочков.   Фабрики   также   продолжали выпускать   новогодние   игрушки,   правда,   ограниченными   сериями.   «Военные» ёлки   украшались   «солдатами»,   «   танками»,   «сталинскими   броневиками», «пистолетами», «собаками­санитарами». После войны ёлочные игрушки снова стали «мирными». В 1949 году, к юбилею   А.С.Пушкина   были   выпущены   игрушки   с   изображением   персонажей сказок поэта. Все помнят фильм Э.Рязанова «Карнавальная ночь», после выхода его на экраны и после исполненной в нём     песни «Пять минут», появились ёлочные игрушки   в   виде   часов,   на   которых   стрелки   замерли   в   положении   «без   пяти двенадцать».  В   1960­е   годы   на   ёлках   красуются   «початки   кукурузы»   и   «снопы пшеницы». 60­е же годы ознаменовались освоением космоса и это событие также нашло   своё   место   на   ёлочной   игрушке.   Появились   игрушки   –   «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тему.   4.Беседа с обучающимися.  ­ Какое самое яркое спортивное событие ждет нас в 2014 году? (Олимпиада ­ 2014) ­   Давайте   запечатлим   это   важное   для   нашей   страны   событие   в   новогодней игрушке. Я предлагаю вам своими руками сделать новогоднюю игрушку.  ­   Как   вы   думаете,   что   мы   можем   изобразить?   (символы   Олимпиады: олимпийского мишку – 2014, леопарда; а также символы Паралимпийских игр – Лучика и Снежинку) ­ Я вам предлагаю сегодня потрудиться и создать белого медвежонка – символ Олимпиады 2014.  ­   Вы   видите,   что   на   партах   у   вас   лежат   заготовки   для   создания   игрушки. Давайте вместе составим план ваших действий по созданию игрушки.  План (на слайде презентации) 1) На белой бумажной заготовке нужно изобразить медвежонка. 2) Приклеить нарисованного медвежонка на картонную основу. 3) Приклеить к получившейся игрушке тесьму для того, чтобы игрушку можно было повесить на ёлку. 5. Дети делают игрушки.  6. Давайте украсим нашу елочку теми игрушками, которые вы сами выполнили. 7. Рефлексия «Плюс, минус, интересно».  Наше занятие близится к концу. И мы должны подвести итоги. Я прошу вас   выполнить   упражнение,   которое   называется   плюс­минус­интересно.   Это упражнение   мы   выполним   письменно.   Для   письменного   выполнения предлагается   заполнить   таблицу   из   трех   граф.   В   графу   «П»   ­   «плюс» записывается   все,   что   понравилось   на   уроке,   информация   и   формы   работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» ­ «минус» записывается все,   что   не   понравилось   на   уроке,   показалось   скучным,   вызвало   неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу   «И»   ­   «интересно»   учащиеся   вписывают   все   любопытные   факты,   о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме. Прошу вас прочитать, что вы записали, но выберите только одну графу. В ходе данного классного часа каждый ребёнок создает свой проект: ёлочную игрушку в виде олимпийского медвежонка. Кроме того, на данном мероприятии используется   еще   один   инновационный   методический   прием   (упражнение «Плюс, минус, интересно»), относящийся уже к другой технологии, технологии развития критического мышления. Данное   мероприятие   способствует   формированию   сразу   нескольких ключевых   компетенций:   ценностно­смысловые,   общекультурные,   учебно­ познавательные.   Это   проявляется   в   том,   что   ребёнок,   знакомясь   с   историей новогодней игрушки, а через неё и с историей своей страны, учится видеть и понимать   окружающий   мир,   ориентироваться   в   нём,   осознавать   свою   роль   и предназначение. А это область ценностно­смысловой компетенции. В   тот   момент   внеклассного   мероприятия,   когда   ребята   вспоминают   о новогодних   традициях   в   целом   и   традициях   свой   семьи,   затрагиваются культурологические   основы   семейных,   социальных,   общественных   явлений   и традиций. А это область общекультурных компетенций. Безусловно,   предлагая   ребятам   составить   алгоритм   действий   по изготовлению   игрушки   или   проанализировать   прошедшее   мероприятие,   мы работаем над формированием учебно­познавательных компетенций. Таким   образом,   предоставляя   обучающимся   возможность   создать   свой, индивидуальный,   проект,   мы   работаем   не   только   над   развитием   творческих способностей обучающихся, но и над формированием ключевых компетенций. 2. Технология развития  критического мышления во внеурочной деятельности. Стандарты   второго   поколения   разработаны   с   учетом   принятого международным сообществом современного понимания состава и   содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы   не   только   на   индивидуальные   достижения   школьников   в когнитивной   области   в   рамках   отдельных   предметов,   но   и   на   результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом   развития   школьников   считается   формирование   критического мышления. Включение в учебный и воспитательный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности. По   поводу   определения   понятия   «критическое   мышление»   существует большое   разнообразие   мнений   и   оценок.   Это   открытое   мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением   уже   известных   знаний   умений   и   навыков,   а   также   поиск недостающего для решения знания и умения[24]. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных   методических   инструментов.   Структура   данной   технологии стройна   и   логична,   так   как   ее   этапы   соответствуют   закономерным   этапам когнитивной деятельности личности. Основу   технологии   критического   мышления  составляет   базовая   модель трёх стадий: вызов – осмысление – рефлексия. На каждой стадии используется ряд   приёмов.   Так   на   стадии   вызова   –   мозговая   атака   и   стратегия   решения проблем.   На   стадии   осмысления   учащиеся   вступают   в   контакт   с   новой информацией,   систематизирует   сведения,   соотносят   их   с   собственными знаниями.   Стадия   рефлексии   (размышления)   характеризуется   целостным осмыслением присвоения и обобщением информации, выработкой собственного отношения к полученным сведениям. Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету беседы. Задачи: Актуализировать   имеющиеся   у   учащихся   знания   в   связи   с   предметом • беседы.  • • Пробудить познавательный интерес к предмету беседы.  Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним. Задачи: • • Помочь активно воспринимать новые сведения.  Помочь соотнести старые знания с новыми.  Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов. • Помочь учащимся самостоятельно обобщить полученные сведения.  Помочь   обучающимся   самостоятельно   определить   направления   в • дальнейшем изучении материала.   которые Элементы   новизны   содержатся   в   методических   приемах, ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Остановимся   на   тех,   которые   можно   успешно   применять   во   внеурочной деятельности. «Составление кластера»  Это   способ   графической   организации   материала,   позволяющий   сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или 1. предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.  Вокруг   «накидать»   слова   или   предложения,   выражающие   идеи,   факты, 2. образы, подходящие для данной темы. По   мере   записи,   появившиеся   слова   соединяются   прямыми   линиями   с 3. ключевым понятием.  В   итоге   получается   структура,   которая   графически   отображает   наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила: – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции; – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; – постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. «Техника постановки вопросов»  Большое   значение   в   технологии   развития   критического   мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная   движущая   сила   мышления.   Учащихся   необходимо   обращать   к   их собственной   интеллектуальной   энергии.   Только   ученики,   которые   задаются вопросами   или   задают   их,   по­настоящему   думают   и   стремятся   к   знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.  На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. «Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их       противоположными… Что еще можно использовать вместо данного    объекта? «Синквейн»  Происходит от французского « cing» – пять.  Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1строка – тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2 строка –описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными; 3   строка   –   описание   действия   в   рамках   этой   темы   тремя   словами,   обычно глаголами; 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5   строка   –   одно   слово,   синоним   к   первому,   на   эмоционально­образном   или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание;   для   работы   в   парах;   реже   как   коллективное   творчество.   Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Синквейны могут быть очень полезны в качестве: • инструмента для синтезирования сложной информации;  • • способа оценки понятийного багажа учащихся;  средства развития творческой выразительности. «Плюс­минус­интересно».  Это   упражнение   можно   выполнять   как   устно,   так   и   письменно,   в зависимости  от наличия времени. Для  письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы,   которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось намероприятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И»   ­   «интересно»   учащиеся   вписывают   все   любопытные   факты,   о   которых узнали,  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Применение технологии «Критическое мышление» во внеурочной деятельности: – способствует активизации мышления, повышает мотивацию; –   способствует   самовыражению   учащихся,   дает   возможность   проявить   себя, свои творческие способности; – учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; –   способствует   взаимоуважению,   поощряет   взаимодействия,   развивает коммуникативные навыки; – заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Задача   педагога   обеспечить   возможность   для   становления   и   развития личности. Критическое мышление учит детей активно действовать и помогает понять,  как  надо  поступать   в соответствии  с полученной  информацией.  При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимосотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и   находить   точки   соприкосновения.   Когда   мы   мыслим   критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. В рамках проводимого   исследования   был организован классный час с использованием некоторых методических приемов, составляющих технологию критического мышления. Классный час в 7 классе на тему «Моя семья – моё богатство». Цель: 1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;  2. Осознание детьми ценности семейных отношений Задачи: 1. Углубить знания о ценности семьи; 2. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким; 3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности. Ход мероприятия: Заходя   в   кабинет,   дети   берут   жетоны.   У   жетонов   разный   цвет.   В зависимости от того, какого цвета жетон взял ученик, происходит деление на группы. Ребёнок садится за стол, на котором лежит конверт того же цвета, что и жетон. 1.Формулировка темы. Предмет разговора формулируют дети после просмотра презентации. ­ Вы посмотрели презентацию. Думаю, что вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь. Как вам кажется, о чём мы будем говорить? 2.  Слово учителя. Действительно, сегодняшний  классный час посвящен семье. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и   опора,   одна   из   главных   ценностей   в   жизни   человека.   Семья   –   это   наше богатство. Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?  Сейчас я вам предлагаю проанализировать, что вы вкладываете в понятие семья. Заниматься этим вы будете в группах. И я вам предложу два вида работы. Вы, разделив   обязанности,   должны   будете   выполнить   оба   задания.   И   не   просто выполнить, а еще и представить свои творения. Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях  в семье. В создании плаката вам помогут   картинки,   которые   вы   найдете   в   конверте,   фломастеры,   клей.   Это первое задание. Задание   второе   –   синквейн   на   тему   «Семья».   Если   вы   забыли   или   не знаете, как составляется синквейн, то у каждой группы на столе есть схема составления синквейна с примером. Правила составления синквейна (у детей на партах): 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5   строка   –   заключение   в   форме   существительного   (ассоциация   с   первым словом). Пример: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. 3. Работа детей. Пока дети работают, можно включить спокойную, ненавязчивую музыку. Она поможет создать теплую атмосферу. 4. Представление работ детьми. 5. Слово учителя. Ребята,   теперь   нам   осталось   только   подвести   итог,   из   чего   складывается понятие «семья». И если посмотреть на ваши плакаты, обратиться     к вашим синквейнам, то получается, что  Семья – это счастье, любовь и удача,  Семья – это летом поездки на дачу.  Семья – это праздник, семейные даты,  Подарки, покупки, приятные траты.  Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,  Мечты о хорошем, волненье и трепет.  Семья – это труд, друг о друге забота,  Семья – это много домашней работы.  Семья – это важно!  Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! 3. Сотрудничество с родителями в технологическом обеспечении внеурочной деятельности. Концепция   модернизации   российского   образования   подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются   первыми   педагогами.   Они   обязаны   заложить   основы   физического, интеллектуального   и   нравственного   развития   личности   ребёнка   уже   в младенческом возрасте”[71]. Для   ребёнка   духовным   центром,   нравственным   основанием   является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние   годы   особую   важность   и   значимость   приобретает   работа образовательного учреждения с семьёй. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Семья   и   общеобразовательные   учреждения   представляют   собой   два   важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Целью   сотрудничества   учителей   и   родителей   является   создание неформальной   дружеской   атмосферы   жизнедеятельности   школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании  и образовании детей разного возраста.  Задачами являются:  ­   усиление   нравственных   аспектов   школьной   жизнедеятельности   детей   и молодежи;  ­ гуманизация взаимоотношений семьи и школы;  ­   развитие   у     школьников   опыта   формального   и   неформального   общения   со взрослыми;  ­ освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;  ­ оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно­ воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.  Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей   во   внеурочной   деятельности   может   успешно   осуществляться   по следующим направлениям (содержание сотворчества):  –   непосредственное   участие   родителей   в   организации   различных   форм совместной внеурочной работы с детьми; –   развитие   сотрудничества   с   учителями   и   детьми   в   учебно­познавательной, исследовательской,  конструкторской и других видах деятельности в школе и в домашних условиях и др.;  –   оказание   помощи   учителям   в   ремонте   и   оборудовании   помещений   для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.  Средства   и   способы   привлечения   родителей   к   учебно­воспитательной работе.       Внеурочные       занятия       ­       вид     учебно­воспитательной   работы, позволяющий организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей. Многообразие форм занятий и уникальные условия для совместной деятельности  всех субъектов учебно­воспитательного процесса позволяют качественно осуществлять преобразования личности ученика и среды его жизни, в частности школьной. Привлечение родителей к сотрудничеству во внеурочной   работе   возможно   посредством   различных   средств   и   способов.   В ряду значимых средств выделим: ­ заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений; ­   заинтересованность   родителей   внеурочной   работой   с   учащимися   с   целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению; ­ стремление помочь учителю в эффективной организации занятий, проводимых вне школы (на производстве, в семье); ­   потребность   родителей   в   совместном   выполнении   учебно­познавательных   и других видов заданий в домашних условиях; ­ потребность родителей в получении дополнительных материальных средств за внеурочную работу со школьниками. К   участию   во   внеурочной   деятельности   школьников   можно   привлечь родителей различными способами.  Среди них выделим следующие: ­ скрытое привлечение, когда учитель незаметно, исподволь включает родителей во   внеурочную   работу,   опираясь   на   интересы   и   потребности   родителей,   их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми на кружковых занятиях, в индивидуальной и массовой деятельности; ­   открытое   привлечение,   когда   педагог   не   только   высказывает   свое   желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы   (как   совместной,   так   и   отдельно   родительской   ­   проведение   кружка флористики, автоматики и т.п.); ­ использование комбинированного способа (сочетающего два  вышеуказанных): в этом случае учитель может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в   определенных   видах   внеурочной   деятельности   и   изложить   часть   причин, побуждающих   его   к   совместному   труду;   по   мере   развития   сотрудничества педагог   может   находить   и   иные   причины,   побуждающие   его   подключать родителей к работе с учащимися. Первоначально   для   привлечения   родителей   ко   внеурочной   работе   со школьниками   следует   использовать   различные   способы   психического воздействия   (заряжение,   убеждение,   внушение)   и   их   многочисленные модификации.   Вместе   с   тем   по   мере   развития   содружества   с   родителями целесообразно   использование   убеждения.   Родители,   в   своем   большинстве, желают сотрудничать с учителями. Их может отпугнуть не только авторитарный способ   привлечения   к   внеурочной   работе   с   детьми,   но   и   общий   фон взаимодействия   с   учителем   (неумение   последнего   общаться   на   равных, отсутствие   способности   четко   излагать   цели   и   содержание   совместной деятельности   и   т.п.).   Родители   учащихся   не   приемлют   авторитарности   в общении:   их   необходимо   заинтересовать   предстоящей   деятельностью   или перспективой   ее,   выраженной   через   различные   результаты   (например, повышение   уровня   воспитанности   своего   ребенка,   потребность   в   передаче своего ремесла детям, получение родителями материальных средств и др.). Педагогу   целесообразно   чаще   привлекать   к   внеурочной   работе   родителей подростков, но желанием сотрудничать родителей старшеклассников также не следует пренебрегать.  Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной,   так   и   (даже   в   большей   мере)   во   внеурочной   внешкольной жизнедеятельности детей.  Родители,   как   показывает   опыт   передовых   школ,   стремятся   к продуктивному   сотрудничеству   с   детьми   и   учителями   в   системе   групповой, массовой   и   индивидуальной   внеурочной   деятельности.   Многие   родители   с увлечением организуют кружковую работу с подростками и старшеклассниками. Школьники   данного   возраста   испытывают   потребность   в   неформальном общении   со   взрослыми   людьми,   желающими   помочь   им   овладеть перспективными   специальностями,   приобрести   знания   и   навыки   в   новых отраслях науки и производства.  Своеобразно   протекает   сотрудничество   родителей   и   детей   в экскурсионной работе. Родители могут совместно с учителем определить объект предстоящей   экскурсии,   выделить   основные   задачи   ее   проведения,   а   также провести   перед   экскурсией   вводное   занятие,   на   котором   дать   школьникам дифференцированные   индивидуальные   и   групповые   задания,   в   том   числе творческого   характера.   В   процессе   проведения   экскурсии   родители   могут выступать как экскурсоводы­обозреватели и как экскурсоводы­консультанты. А по завершении экскурсии ­ как аналитики, эксперты выполненных учащимися работ. Чаще всего такие работы являются отсроченными во времени, требуют подготовки   и   продуктивного   сотрудничества.   Родители   в   этот   период   ведут интенсивную   консультационную   деятельность,   а   на   завершающем   этапе организуют   круглые   столы   защиты   творческих   работ   или   проектов, представленных школьниками. На этом этапе они выступают как независимые, но компетентные эксперты. Важно, чтобы родители ориентировали всю работу на   возможность   подростков   или   старшеклассников   совершить   небольшое открытие, внести рационализаторское предложение и т.п.  Многообразны   формы   сотворчества   родителей   и   учащихся   в   процессе подготовки и проведения массовых внеурочных мероприятий.  При   подготовке   вечера,   спектакля,   КВН   родители   сотрудничают   с подростками   и   старшеклассниками   в   написании   сценариев   (включая   стихи   и песни),   в   изготовлении   костюмов,   в   оформлении   сцены   и   зрительного   зала (подготавливая   совместно   изопродукцию),   в   настройке   аудиовизуальной техники, в постановке опытов, в репетициях и т.д.  Иногда  родители  выступают  на вечере, спектакле  вместе  с  детьми  как актеры. Родители также помогают школьникам  в процессе проведения таких мероприятий, в управлении свето­ и звукотехникой.  Сотворчество родителей и детей при подготовке к вечерам и спектаклям осуществляется   как   в   школе,   так   и   дома.   В   домашних   условиях   родители выполняют со своими детьми и их одноклассниками самые разнообразные виды   направленные   на   качественное   проведение   запланированного работ, мероприятия,   так   как   под   рукой   оказываются   необходимые   материалы   и инструменты,   а   также   вследствие   психологически   позитивной   домашней неформальной атмосферы.  При подготовке познавательных игр, викторин, конкурсов взрослые могут оказать   школьникам  помощь   в  отборе  теоретического   материала,  подготовке опытов, освоении технических устройств. Нередко в этих формах внеурочной деятельности   родители   выступают   в   качестве   арбитров.   Еще   интереснее проходят   конкурсы,   викторины,   игры,   если   в   них   наряду   со   школьниками участвуют   родители.   Подросткам   и   старшеклассникам   полезно   ощущать поддержку   отца   или   матери   в   совместном   познавательном   или   спортивном состязании. Познавательные игры, викторины и конкурсы можно проводить в форме  традиционных   спортивных  соревнований «Папа, мама, я ­ спортивная семья».   Интеллектуальная   сторона   внеурочной   деятельности   подростков   и старшеклассников при педагогически правильной организации этих состязаний нисколько   не   проиграет,   а,   наоборот,   выиграет.   Родители   ­   эрудиты   усилят интеллектуальный и эмоциональный фон и подготовительного этапа, и самого соревнования.  Сотрудничество родителей с подростками осуществляется также в период подготовки   и   проведения   выставок.   На   подготовительном   этапе   взрослые совместно   с   детьми   проектируют   и   конструируют   модели,   собирают   и оформляют коллекции минералов, составляют гербарии и т.д. Важно, чтобы ни родители,   ни   дети   не   боялись   этой   взаимной   деятельности.   Учителю целесообразно накануне проведения выставок оповещать учащихся о возможном приготовлении   экспонатов   совместимо   с   родителями.   На   табличках, характеризующих   изделие,   должны   быть   указаны   фамилии   изготовителей экспоната, то есть и ученика, и родителя. В некоторых случаях родители могут быть записаны как руководители или консультанты. Такой порядок оформления изготовленных моделей,  пособий,  коллекций позволит избежать лжи и обмана, простимулирует   дальнейшее   сотворчество   ребенка   со   взрослыми   в   семье, привлечет   родителей   других   учащихся   к   домашнему   сотрудничеству   в различных видах деятельности.  Партнерство   взрослых   и   детей   осуществляется   и   при   подготовке познавательных   выставок.   Родители   выступают   в   этом   случае   в   качестве консультантов, осуществляют совместно с детьми разработку плана проведения таких выставок, ведут отбор экспонатов, готовят школьников к выступлению в роли   экскурсоводов   по   выставке,   изготовляют   необходимый   наглядный материал, а также в случае необходимости проводят магнитофонные записи, ведут кино­ и фотосъемки. Своеобразно   строится   работа   родителей   с   подростками   при   организации лекториев   и   конференций.   Здесь   взрослые   выступают   в   роли   компетентных ораторов и консультантов в определенных областях науки и искусства, отраслях производства. Лекции или беседы могут предлагаться учащимся в виде циклов или одноразового выступления. В любом случае при их организации родителю целесообразно согласовать тематику и содержание лекций и бесед с учителями­ предметниками.   Лекции   или   беседы   могут   иметь   как   познавательную,   так   в профориентационную   направленность.   В   качестве   помощников   и   ассистентов родителей   выступают   их   дети,   которым   могут   делегироваться   полномочия субъектов   данной   деятельности   (школьник   может   самостоятельно   изложить определенный теоретический материал, поставить опыт, провести демонстрацию модели, показать и прокомментировать коллекцию, любительский фильм). Весьма   эффективной   формой   внеурочной   деятельности   родителей   и учащихся   являются   домашние   творческие   задания.   Такие   задания   готовятся   Конструкторские, учителями   по   различным   учебным   дисциплинам. исследовательские,   познавательные   и   прикладные   домашние   задания   для школьников   и   их   родителей   могут   оцениваться   педагогами   по   учебным предметам наряду с нормативными. Эти задания направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей   с   родителями.   Не   так   часто   родители   бывают   реально   включены   в педагогический процесс. Данная же форма внеурочных занятий предполагает активное участие взрослых в учебно­воспитательной работе.  Среди   заданий   конструкторского   характера   выделим   проектирование   и изготовление   приборов,   внесение   предложений   по   рационализации   школьного демонстрационного   и   лабораторного   оборудования,   способов   выполнения практических работ, постановки опытов.  Целевые   исследовательские   домашние   задания   для   детей   и   родителей позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать   интеллектуальные   силы   детей   и   взрослых,   создать   дома творческую   атмосферу   и,   как   следствие,   исключить   глобальные   семейные конфликты.   Наблюдения   за   ростом   растений   и   животных,   проведение систематизации   и   классификации   природных   явлений,   бытовых   приборов   и конструкций, выращивание в домашних условиях кристаллов соли и выявление {закономерностей их роста и зависимости от различных условий и  другие виды исследований могут вызвать интерес и плодотворное сотрудничество детей и взрослых.   Важное   место   в   домашней   исследовательской   работе   занимает   не только   сам   процесс,   но   и   оформление   и   анализ   полученных   результатов. Педагогу   целесообразно   регулярно   проводить   консультации   по   вопросам организации исследования на дому и анализа получаемых результатов. Особый интерес   проявляют   родители   к   совместному   с   подростками   и   юношами выполнению   познавательных   заданий.   Поиск   исторических   фактов,   изучение неизвестных   литературных   произведений,   разгадка   тайн   природных   явлений, «совершение путешествий» мореплавателями, покорителями пустынь и ледовых пространств,   подготовка   обзоров   творческого   пути   композиторов   и   многие другие   виды   деятельности   позволяют   взрослым   не   только   участвовать   в развитии   и   воспитании   детей   в   семье,   но   и   развивать   свою   эрудицию, совершенствовать волевые качества, культуру чувств.  Большую   пользу   педагогу   и   учащимся   приносят   домашние   задания прикладного   характера.   Такие   задания,   как   правило,   имеют   вещественно­ полезную   и   личностно­семейную   направленность.   Ремонт   и   изготовление   по образцам   лабораторного   и   демонстрационного   оборудования,   изготовление наглядных   пособий   по   различным   учебным   дисциплинам,   электрификация   и ремонт школьных кабинетов, изготовление кино­, фото­, изопродукции ­ далеко неполный перечень возможных видов прикладной деятельности.  Эффективны для развития у учащихся навыка творческой деятельности декоративно­прикладные   виды   работ.   Изделия   из   соломки,   макраме, инкрустированные столики, выполненные подростками или старшеклассниками совместно   с   родителями,   украсят   интерьер   любого   школьного   помещения, сделают уютной любую квартиру.  Разработку   отдельных   видов   конструкторских,   исследовательских, познавательных  и прикладных заданий педагог может вести в содружестве с родителями и школьниками. Важно, чтобы каждый участник педагогического процесса был заинтересован таким делом и ощущал общественную и личную значимость как процесса, так и его результата.  Домашние   творческие   задания   по   учебным   предметам   для   учащихся средних и старших классов позволяют использовать интеллектуальные резервы родственников детей, расширить базу школьного образования, интегрируя его с образованием   внешкольным.   Системное   управление   семейным   или   домашним образованием   учащихся   позволяет   школе   реально   связать   развивающийся личностный   вариативный   внешкольный   компонент   образования   с   базовым школьным   компонентом.  Перспективное   использование   домашних   (семейных) заданий   определяется   изменяющимися   условиями   получения   подростками   и старшеклассниками среднего образования, а также большими воспитательными и   развивающими   возможностями   процесса   приобретения,   расширения   и углубления   знаний,   практических   умений   и   способов   конструкторской, исследовательской и познавательной деятельности в содружестве с родителями.  Определенный   вклад   в   совершенствование   материально­технической   базы школы вносят родители и школьники, осуществляющие ремонт и оборудование учебных помещений. Данная деятельность является чрезвычайно важной  как в материально­техническом,   так   и   в   воспитательном   аспектах.   Планируя   и организуя   ремонт   и   оборудование   школьных   учебных   помещений,   и администрация,   и   учителя   вправе   рассчитывать   на   помощь   учащихся   и   их родителей. Практическая ценность данной деятельности должна быть осознана субъектами, выполняющими ее. Ученикам и родителям следует знать не только объекты внеурочной работы, но и технологический режим ее выполнения. Дети и взрослые должны знать цели и содержание своей деятельности.  Если педагог сумеет раскрыть перед ними значимость ремонта и оборудования   описать   сложности   совершенствования   учебно­ учебного   кабинета, воспитательного процесса в старых, малооснащенных техническими средствами, неудобных   для   эффективной   работы   помещениях,   показать   ученикам   и   их родителям   перспективы   учебно­познавательной,   научно­исследовательской   и конструкторской   деятельности   в   переоборудованных   помещениях,   описать будущий дизайн и техническую оснащенность таковых, то он сумеет включить в   обладающих совместное   дело   многих   родителей   и   школьников, профессиональным   потенциалом,   практическими   знаниями   и   навыками, необходимыми для соответствующего дела. Взрослым, подросткам и юношам важно   не   только   указать   объект   деятельности,   но   показать   схематическую цепочку ремонта или переоборудования, чтобы четко знать последовательность выполнения добровольными помощниками операций.  Как   правило,   ремонтные   и   иные   виды   работ,   направленные   на совершенствование   школьных   учебных   кабинетов   и   лабораторий, осуществляются летом, но локальные виды работ такого рода могутпроводиться учителями, родителями и школьниками в течение учебного года. Приглашая к сотрудничеству   взрослых   и   детей,   администрация   и   педагоги   должны позаботиться   о   необходимых   материалах   и   принадлежностях   для   работы. Родители и дети могут привлекаться к составлению проектов реконструкции будущих школьных помещений. Все виды ремонтно­строительных работ должны выполняться в соответствии со стандартами по технике безопасности. Осуществляя   сотрудничество   с   подростками   во   внеурочной   работе, родители   обязаны   помнить   о   возрасте,   их   склонности   к   самостоятельности, потребности в самовыражении. Родителям нужно стремиться к стимулированию у   детей   активности   и   самодеятельности:   развивать   интересы   подростков   к творческому поиску, преодолению трудностей, усовершенствованию трудовой культуры, выработке у них гражданских качеств и духовности. Организация   и   проведение   концерта   к     Дню   матери,   новогоднего маскарада, совместная поездка в Суздаль,   цирк способствуют формированию ценностно­смысловой и общекультурной компетенций. Интеллектуальная   игра   «Арбузник»,   проведенная   совместно   с родителями, поможет в формировании учебно­познавательной компетенции. А   спортивно­игровой   праздник,  посвященный   Дню   защитников   Отечества,  на который   приглашаются   папы   обучающихся, формированию компетенции личностного самосовершенствования.   будет   способствовать Таким   образом,   активное   взаимодействие,   сотворчество   учителей   и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности способствует   полноценному   развитию   обучающихся,   способствует   развитию ключевых компетенций.

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации инновационных технологий"

Статья "Организация  внеурочной деятельности  в условиях реализации инновационных технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017