Статья "Организация ВШК качества управления"
Оценка 5

Статья "Организация ВШК качества управления"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
04.04.2018
Статья "Организация ВШК качества управления"
Организация внутришкольного контроля в образовательной организации в соответствии с требовавшими федеральных государственных образовательных стандартов - требует от администрации четкого понимания процесса осуществления данной деятельности. В статье собрана информация, помогающая заместителю директора понимать, как осуществляется ВШК качества управления, каковы критерии и показатели.
ВШКкачество управления.docx
Подавляющее большинство учителей воспринимает процедуры ВШК как оценку  деятельности одного человека другим, тогда как грамотно спроектированный ВШК ни  что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного  пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходит накопление,  переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания  высокого уровня качества всего образовательного процесса. И не человек оценивает  человека, а договор в виде локального акта, принятого всей школой, лежит в основе  оценки уровня качества деятельности субъекта Система ВШК Структура отчета по результатам контролирующей деятельности:  Цель контроля.  Процедура контроля.  Критерии контроля.  Соответствие проверяемых  объектов параметрам контроля.  Выделение критических точек контроля.  Выделение положительных инициатив, успехов и достижений в  контролируемой сфере.   Перечисление выявленных отступлений от  нормативов.  Анализ причин успехов и неудач.  Предложения по устранению выявленных недостатков. Раздел   "Контроль   качества   управления"   (приложение   3)  редко   присутствует   в ВШК школ. В то же время именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе.  Минимальный объем показателей качества управления:  оптимальность состава и структуры ВШК;   качество   управления   реализацией   требований   государственных   документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);   качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота,   своевременность   и   правильность   ведения   школьной   документации всеми участниками образовательного процесса);   качество управления материально­технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);   качество   управления   профессиональным   ростом   педагогов   школы   (наличие   и реализация   в   ВШК   необходимой   совокупности   показателей   качества профессиональной   деятельности   учителя   для   установления   размера стимулирующей  части зарплаты); (достжения учащихся, достижения условий для развития способностей учащихся, достижения учителя в профессиональном социуме)  компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности   возглавляющих   структурные   специалистов, администраторов   школы, подразделения).  ВШК КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ (реализация требований к структуре основной    образовательной программы общего образования) Критерий Показатель Формат Методы, технологии Качество  образовательной  программы школы Структура  программы,  содержание  и механизмы ее  реализации Мониторинг Периодическое  сопоставление  сетевого графика  и/или "дорожной  карты" с реальным  ходом выполнения  образовательной  программы с целью  коррекции Субъекты реализации ВШК Директор,  руководитель  Управляющего  Совета,  заместитель  директора по  УВР, члены НМС Качество управления  образовательным  процессом Состав и структура  ВШК Микроисследования Критериальная  система оценивания  состава и структуры  ВШК Заместитель  директора по  УВР, члены НМС Качество управления  реализацией  требований  государственных  документов Качество соблюдения  Положения о  документообороте ОУ Качество процесса  реализации ВШК  как ресурса  управления Выполнение СанПиН,  ГОСТ и т. д. Мониторинг Критериальная  система оценивания  качества ВШК как  ресурса управления Оценка отклонений от нормы с целью  коррекции Полнота,  своевременность и  правильность ведения школьной  документации всеми  участниками  образовательного  процесса Заместители  директора по  УВР, по  безопасности, по  АХЧ,  медицинские  работники Заместитель  директора по УВР Качество управления  Достаточность и  Микроисследования Оценка объема и  Заместители материально­ технической базой  образовательного  процесса качество оснащения  образовательной  среды школы качества выполнения  программы развития  школы по данному  разделу директора по УВР и АХЧ,  председатели МО Качество управления  профессиональным  ростом педагогов  школы Компетентность  субъектов управления Наличие и реализация в ВШК необходимой  совокупности  показателей качества  профессиональной  деятельности учителя для установления  размера  стимулирующей части зарплаты Уровень  управленческой  компетентности  администраторов  школы, специалистов, возглавляющих  структурные  подразделения Микроисследования в  режиме выплат  стимулирующей части  зарплаты Оценка соответствия  и коррекция состава  показателей в  зависимости от целей  и задач школы Директор,  руководитель  Управляющего  Совета,  заместитель  директора по  УВР,  члены НМС Мониторинг Критериальная  система оценивания  (мониторинг  профессиональной  компетентности  субъектов управления качеством ОП) Согласно принципам критериального оценивания, качество самого ВШК также должно  быть оценено, если мы хотим управлять деятельностью по его совершенствованию. При разработке модели оценки качества ВШК необходимо рассмотреть его и как  объектную систему (как ВШК спроектирован) и как процессную систему (как он  реализуется). Для системы ВШК как объекта оценивания наиболее важным является соответствие  его состава и структуры принципам социального управления. В этом случае  критериями качества ВШК становятся принципы управления, а показателями ­  характеристики реализации принципов управления в ВШК (табл. 1). Мы воспользовались критериями, предложенными Галеевой Натальей Львовной,  канд.биол.наук,  которая описывая уровневые дескрипторы показателей для  самоаудита и экспертной оценки, выделила три уровня – оптимальный (максимальное  количество баллов), критический и недопустимый. Так, например,  (табл.1). Табл. 1. Соответствие состава и структуры ВШК в школе принципам социального управления Критерии: принципы управления Показатели – характеристики реализации принципов управления в ВШК 1. Принцип системности и целостности в управлении Соответствие состава и структуры ВШК целям и задачам школы, наличие всех направлений ВШК Уровневые дескрипторы показателей для самоаудита и экспертной оценки 1. Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе действует локальный акт, в котором прописан критериальный аппарат всех составляющих ВШК с подробными уровневыми дескрипторами качества: • образовательных результатов (по ученику - на основе требований ФГОС: по обученности, по УУД, по социализированности, уровню здоровья ) • качества образовательного процесса (по урокам, событиям, компетентности учителя, оснащенности кабинетов, экскурсионной деятельности и т.д.) ФГОС, НСОТ • качества управления 2. Критический уровень В школе есть локальный акт, но не все показатели включены в структуру ВШК, и/или нет уровневых дескрипторов показателей 3. Недопустимый уровень В школе нет локального акта, не все показатели включены в структуру ВШК, нет описания показателей 2. Принцип демократизации и гуманизации управления Наличие этапов обратной связи в системе ВШК качества ОП 1. Оптимальный уровень (максимум баллов) 3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Оптимальность распределения управленческих полномочий В школе принят все коллективом регламент ВШК с утвержденной (утверждаемой ежегодно на первом педсовете) циклограммой ВШК; в циклограмме указаны сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования 2. Критический уровень В регламенте ВШК отсутствуют сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования 3. Недопустимый уровень В школе нет регламента ВШК Оптимальный уровень (максимум баллов) В регламенте ВШК реализуется принцип распределенной ответственности: все направления ВШК курируются субъектами, реализующими свое право решения вопросов, входящих в их компетенцию 2. Критический уровень В регламенте ВШК не реализован принцип распределенной ответственности - в направлениях и этапах ВШК полноценно не реализуется управленческая компетентность учителя 3. Недопустимый уровень В школе нет регламента ВШК 4. Принцип научности управления Реализация компетентностного, системно-деятельностного и других научных подходов в проектировании ВШК Оптимальный уровень (максимум баллов) ВШК представляет собой систему, включающую необходимые подсистемы, объединенные целями, формулируемыми диагностично и операционально: • показатели качества результата и процесса, определяющие цели ВШК • план – циклограмма ВШК, описывающая структуру ВШК • технологии мониторинга, инструментарий сбора и/или получения данных • информационно-методическое сопровождение в бумажном и цифровом формате с описанием и программами сбора, систематизации, хранения, распространения и анализа всех полученных данных • субъекты реализации целей и задач ВШК с достаточным уровнем управленческой компетентности 2. Критический уровень В системе ВШК отсутствуют или недостаточно реализуются 1-2 подсистемы. 3. Недопустимый уровень ВШК не представляет собой систему, не реализуется компетентностный подход Оценивая качество процесса, необходимо определить, как ВШК действует в качестве ресурса   управления.   В   качестве   критериев   определены   функции   управленческой деятельности, а показателями служат характеристики процессов (табл. 2). Так   при   оценке   качества   реализации   мотивационно­целевой   функции   управления оценивается   содержание   контрольно­измерительных   материалов  (КИМов)   в  системе ВШК.   При   этом   максимумом   баллов   оценивается   та   система   ВШК,   в   которой   в содержании мониторинга образовательных результатов ученика отражены требования к результатам обучения, прописанные во ФГОС, что мотивирует учителя на изменения в обучающей деятельности. При этом при описании качества уроков и событий отражены требования   к   условиям,   прописанные   во   ФГОС.   А   в   содержании   мониторинга компетентности   учителя   прописаны   показатели,   отражающие   содержание профессионального   стандарта   педагогической   деятельности,   квалификационных требований   к   должности,   внутришкольных   должностных   инструкций,   что   также целенаправленно   мотивирует   учителя   на   профессиональное   самосовершенствование [4]. Если   содержание   контрольно­измерительных   материалов   не   отражает   (или   только частично   отражает)   требований   государственных   документов,   но   отражает   связь   с внутришкольными должностными инструкциями, такую ситуацию можно определить как критическую. Если   же   содержание   КИМов   и   с   должностным   инструкциям   не   соответствует,   то мотивационно­целевая   функция   такого   ВШК   остается   нереализованной.   Уровень показателя определяется как недопустимый. По такому же принципу выстроены и остальные показатели оценки качества ВШК как  процесса (табл. 2). Таблица 2. Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Критерии: функции управленческой деятельности Показатели Уровневые дескрипторы показателей для самоаудита и экспертной оценки Мотивационно-целевая функция Содержание контрольно- измерительных материалов в ВШК Информационно- аналитическая функция Технологичность, информативность и оперативность реализации КИМов в ВШК Контрольно- диагностическая функция Объективность и действенность результатов анализа в ВШК Оптимальный уровень (максимум баллов) В диагностических/контрольных /зачетных работах отражены требования к результатам обучения, ПРОПИСАННЫЕ ВО ФГОС, что мотивирует учителя на модернизацию обучающей деятельности В документах ВШК, описывающих качество уроков и событий, отражены требования к условиям, прописанные во ФГОС, ВШК качества управления спроектировано на основе требований ФГОС к структуре программ В требованиях к компетентности учителя прописаны показатели, отражающие содержание профессионального стандарта педагогической деятельности. квалификационных требований к должности, внутришкольных должностных инструкций 2. Критический уровень содержание контрольно-измерительных материалов не отражает (или только частично отражает) требования государственных документов, но связано с внутришкольными должностными инструкциями 3. Недопустимый уровеньКонтрольно-измерительные материалы ВШК не представлены, либо не отражают требований указанных документов Оптимальный уровень (максимум баллов) Четко и результативно осуществляется параметрический анализ урока, предметных событий, экскурсионных программ , тематический – анализ зависимостей, тенденций, систем работы Высокий уровень информативности итогового и промежуточных этапов анализа Эффективно и оперативно аналитическая информация проходит «по вертикали» до учителя и «по горизонтали» между субъектами управления различными объектами в школе. Массивы информации собираются и анализируются с использованием электронной базы данных 2. Критический уровень В школе используется электронная система сбора и анализа информации частично, не для всех показателей 3. Недопустимый уровень В школе нет возможности в любой момент получить «срез» данных о качестве всех составляющих ОП Оптимальный уровень (максимум баллов) Результаты анализа полученной информации объективны, «прозрачны» для всех субъектов, при анализе отражают как недостатки, так и положительную динамику ОП Данные ВШК используются для проектирования конкретных позитивных изменений, что можно увидеть по динамике измеряемых в ВШК показателей. Используется «Управленческая папка учителя» как инструмент ВШК в системе «учитель-ученик» 2. Критический уровень Результаты анализа данных ВШК периодически сообщаются учителю – на совещаниях, педсоветах 3. Недопустимый уровень Результаты ВШК используются только администрацией и преимущественно для поиска недостатков Организационно- исполнительская функция Качество организации процесса ВШК Оптимальный уровень (максимум баллов) Планово – прогностическая функция управления Качество ВШК как инструмента планирования и прогноза Субъекты – исполнители ВШК реализуют свои функции в соответствии с нормами педагогического управления на высоком уровне профессионального общения – конструктивно и доброжелательно. Выбранные формы и методы деятельности субъектов адекватны поставленным целям, реальным условиям и возможностям исполнителей. Время при планировании и организации ВШК распределяется рационально. 2. Критический уровень По данным анкетирования учителей выявляются недостатки в проведении ВШК – некоторые администраторы осуществляют ВШК неконструктивно и/или не доброжелательно 3. Недопустимый уровень Данные опроса, наблюдения и/или анкетирования учителей выявляют ошибки в ведении ВШК, ведущие к конфликтам учителей и администрации Оптимальный уровень (максимум баллов) ВШК работает как инструмент управления образовательным процессом в режиме функционирования (замеряет отклонения от стандарта, от режима, от требований СанПин и т.д) ВШК работает как инструмент управления образовательным процессом в режиме развития динамику запланированных позитивных изменений) 2. Критический уровень Результаты ВШК используются в планировании и прогнозировании бессистемно, в отдельных случая 3. Недопустимый уровень Результаты ВШК практически не отражаются в планах каждого из субъектов управления в школе: в планах учителя (в системе учитель-ученик), в планах работы М/О и др. Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно,  требует   адаптации   к   реальным   условиям   школы.   Однако,  несмотря   на разнообразие условий, в которых может происходить адаптация, есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения. Только в таких условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия   будут   эффективно   реализованы   контролирующая   функция   ВШК,  а  также остальные   функции   управления:   мотивирующая,   организационная,   регулятивная, плановая. При этом ВШК качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований ФГОС и НСОТ, но и инструмента их внедрения. В специальном разделе ВШК необходимо отслеживать здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для школьного   управленца   цели   и   необходимые   ресурсы   для   изменения   качества образовательной среды. Выступление Ильясовой Г.Ф.

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"

Статья "Организация ВШК качества управления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018