Материал предназначен для воспитателей групп с ОНР.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
— речевыми недостатками;
— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
Особенности работы воспитателя в группах для детей с
общим недоразвитием речи
В любой специальной группе основное внимание должно уделяться
коррекционным процессам. Но поскольку полноценное формирование
личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как
подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются в общеобразовательные
школы, необходима реализация программы массового детского сада. Однако
нельзя одновременно заниматься всесторонней коррекцией ОНР и
сопутствующих нарушений, подготовкой к школьному обучению, а также
выполнением возрастной программы массового детского сада в полном
объеме.
памяти,
Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием
речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
— речевыми недостатками;
— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой
деятельностью (внимания,
словеснологического мышления,
пальцевой и артикуляционной моторики);
— характерологическими особенностями.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых
нарушений,
осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий,
предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся
умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей,
привитие им культурногигиенических навыков и пр. Из двух направлений
первое — коррекционновоспитательное — является ведущим, а второе —
общеобразовательное — подчиненным.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и
контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше
знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания
каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя относят:
— закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по
заданию логопеда;
— проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой
системе);
— пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в
процессе всех режимных моментов;— систематический контроль за поставленными звуками и
грамматической правильностью речи детей;
— развитие у детей внимания и памяти — процессов, тесно связанных с
речью;
— совершенствование словеснологического мышления ребенка как
одной из функций речи;
— развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также
связанной с речевой функцией.
Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это
организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда. Цель
ее развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление
навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной
программ. Состав детей и содержание коррекционноразвивающей работы
вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им
один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:
Логопедические пятиминутки.
Игры и упражнения.
Индивидуальная работа.
Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со
стороны всех участников коррекционноразвивающего процесса позволяет
объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование
формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в
условиях специального учреждения.