Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"
Оценка 4.6

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.06.2017
Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"
Рассматриваются вопросы развития ребенка с ЗПР, дается характеристика видов аномального развития детей, условия обучения в школе и адаптации в обществе, необходимые для детей с ЗПР, соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Статья будет полезна для педагогов, обучающих детей данной категории.Документ WORD
Статья по теме Особенности детей с задержкой психического развития.docx
Тема статьи               «Особенности детей с задержкой психического развития» 1. Темп психического развития       Темп психического развития  ­ степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется и развивается. Это диохронная (дио —   сквозь,   хронос   —   время)   система.   Сюда   относится,   например, закономерная   последовательность   развития   интеллекта,   описанная швейцарским психологом Ж.Пиаже (1896—1980). В процессе психического развития стадии нарастания функций чередуются со стадиями стабилизации. Так происходит переход количественных изменений в качественные. Процесс развития   разных   сторон   целостной   личности,   уровней   ее   индивидуального сознания   также   происходит   неравномерно,   поэтому   в   личности   могут сочетаться   зрелость   —   в   других. Интегральной   характеристикой   физического   и   психического   развития выступает скорость изменений. По этому признаку людей можно разделить на три группы:   1) с ускоренным (примерно 25 %),  2) равномерным (50 %) и   3) замедленным развитием (25 %).   в   одних   отношениях   и   инфантилизм     2.   Понятие   задержки   психического   развития   как   крайнего   варианта нормы.           Развитие   дифференцированного   изучения   детей   с   различными отклонениями   позволило   выделить   категорию   детей,   особенности психического развития которых не позволяют им без специально созданных условий   полноценно   усваивать   учебную   программу   общеобразовательной школы, но в то же время существенно отличают их от детей ­олигофренов, обучающихся   в   коррекционных   школах.   В   эту   категорию   входят   дети   с задержкой психического развития.          Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза. Дети с таким диагнозом развиваются медленнее, чем их сверстники.   Задержка   психического   развития   (ЗПР)   проявляется   рано. Исходной причиной ее могут быть алкоголизм родителей, болезни матери во время   беременности,   родовые   травмы,   инфекции,   перенесенные   в   первые месяцы   жизни,   выражающие слабовыраженную   органическую   недостаточность   центральной   нервной   и   некоторые   другие   вредности, системы.   В   специальной   литературе  задержку   психического   развития иначе называют минимальной мозговой дисфункцией.       Клиническая классификация, разработанная К. С. Лебединской, относит к ЗПР детей с цереброастеническими состояниями, с психофизическим  и психическим   инфантилизмом,   а   также   тех,   у   которых   после   длительных соматических   заболеваний   отмечается   функциональная   недостаточность центральной нервной системы.           При   задержке   психического   развития   наблюдаются   нарушения   как эмоционально­потребностной,   так   и   интеллектуальной   сфер.   В   первых случаях   преобладает   эмоциональное   недоразвитие,   в  других   –  нарушения познавательной   деятельности.   Нарушения   эмоционально­волевой   сферы   и поведения   проявляются   в   слабости   волевых   установок   эмоциональной неустойчивости,   импульсивности,   аффектной   возбудимости,   двигательной расторможенности либо вялости, апатичности.        Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается   с   незрелостью   высших   психических   функций,   с   нарушениями внимания,   памяти,   с   функциональной   недостаточностью   зрительного   и слухового восприятия, с плохой координацией движения. Лепка, рисование, конструирование, письмо даются детям с ЗПР с трудностями из­за малой дифференциации движений кистей рук.          В речевом плане отмечается нарушение звукопроизношения, бедность словаря, аграмматизмы.       Выделяют чаще всего две подгруппы: дети с ЗПР конституционального происхождения (психическим или психофизическим инфантилизмом) и дети с задержкой развития церебрально­органического происхождения.           Характерным   признаком   для   детей   с   ЗПР   является   недостаточная готовность к школе. При ЗПР конституционального происхождения младшие школьники   даже   внешне   похожи   на   дошкольников.   Они   часто   физически менее   развиты,   чем   их   сверстники,   их   отличают   яркие   эмоциональные реакции,   большая   внушаемость, несамостоятельность, игровые интересы. Дети совершенно не воспринимают школьную   ситуацию,   пытаются   играть   во   время   уроков,   не   усваивают программный материал.   детская   непосредственность,       ЗПР   церебрально­органического   происхождения   оказывается,   как   правило, наиболее тяжелой. Недостаточность развития памяти и внимания, инертность   психических   процессов,   их   медлительность   и   пониженная переключаемость  обусловливают   существенные  нарушения  познавательной деятельности.   Непродуктивность   мышления,   неразвитость   отдельных интеллектуальных   операций   могут   подвести   к   установлению   ошибочного диагноза «олигофрения». 3.   Основные   особенности   ЗПР   конституционального,   соматогенного, психогенного, церебрально­органического происхождения       Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит   в   их эмоциональной   незрелости   и   нарушении   познавательной деятельности.   Кроме   того,   нередко   могут   возникать   осложнения   в соматической   и   неврологической   сферах,   но   основное   отличие   –   в особенности   и   характере   соотношений   двух   важных   составляющих   этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций. ЗПР конституционального происхождения       При этом виде задержки психического развития эмоционально – волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления.   Наблюдается   преобладание   игровой   мотивации   поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении   в   общеобразовательной   школе   сохраняется   приоритет   игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной   формой   психического   инфантилизма,   при   которой   наиболее   ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может   указывать   на   связь   данной   патологии   с   развитием   многоплодности. Обучение   детей   с   данным   типом   ЗПР   должно   происходить   в   специальной коррекционной школе. ЗПР соматогенного происхождения Причинами   данного   типа   задержки   психического   развития   являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР   у   детей   может   присутствовать   стойкое   астеническое   проявление, которое   снижает   не   только   физический   статус,   но   и   психологическое равновесие   ребенка.   Детям   присуща   боязливость,   стеснительность, неуверенность   в   себе.   Дети   этой   категории   ЗПР   мало   общаются   со сверстниками из­за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от   лишнего,   на   их   взгляд,   общения,   поэтому   у   них   занижен   порог межличностных   связей.   При   этом   виде   ЗПР   дети   нуждаются   в   лечении   в специальных   санаториях.   Дальнейшее   становление   и   обучение   этих   детей зависит от их состояния здоровья. ЗПР психогенного характера Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода   психические   травмы).   Если   с   раннего   возраста   на   психику   ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это   может   привести   к   серьезному   нарушению   в   нервно­психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативной функции, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности.   Данную   форму   ЗПР   нужно   правильно   дифференцировать   от педагогической   запущенности,   которая   патологическим   состоянием   не характеризуется,   а   возникает   на   фоне   недостатка   знаний,   умений   и интеллектуального недоразвития. ЗПР церебрально­органического происхождения Этот   тип   задержки   психического   развития   встречается   чаще   других. Причиной   нарушения   темпа   развития   интеллекта   и   личности   становятся грубые   и   стойкие   локальные   разрушения   созревания   мозговых   структур (созревание   коры   головного   мозга),   токсикоз   беременной,   перенесенные вирусные   заболевания   во   время   беременности,   грипп,   гепатит,   краснуха, алкоголизм,   наркомания   матери,   недоношенность,   инфекция,   кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое   приводит   к   повышенной   утомляемости,   непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение   памяти   и,   следствие   этого,   познавательная   деятельность значительно   снижена.   Мыслительные   операции   не   совершенны   и   по показателям   продуктивности   приближены   к   детям   с   олигофренией.   Такие дети   знания   усваивают   фрагментарно.   Стойкое   отставание   в   развитии интеллектуальной   деятельности   сочетаются   у   этой   группы   с   незрелостью эмоционально­волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога. 4. Условия обучения, необходимые для детей с ЗПР            Чтобы помощь ребенку с ЗПР оказывалась в правильном направлении, очень   важно   верно   дифференцировать   данный   прогноз   от   других   форм интеллектуальной недостаточности. Выводы исследователей показывают, что детям   с   задержкой   психического   развития   во   всех   ее   клинических проявлениях можно помочь при определенной коррекционно­педагогической работе с ними (Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития).         Для   этой   категории   детей   создаются   специальные   коррекционные   школы VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии заключения психолого­медико­педагогической комиссии и с согласия родителей   либо   опекунов   ребенка.   Прием   детей   по   возрасту   происходит таким   образом:   если   ребенок   до   поступления   в   коррекционную   школу обучался в массовой школе с 6­летнего возраста, то он принимается в 1­й класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то зачисляется   во   2­й   класс   коррекционного   учреждения.   Если   же   ребенок показывает   неспособность   к   освоению   программы   массовой   школы   и   не обучался в ней, то он зачисляется в 1­й класс коррекционной школы данного вида с 7­летнего возраста со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.           В   ходе   коррекционно­педагогической   работы   детям   с   задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира.   Преподавателю   необходимо   индивидуально   подходить   к   каждому ученику,  чтобы,  понять,  где   его   слабое   место,  и затем   еще   раз   объяснить, показать   и   донести   до   ученика   не   понятый   им   материал.   Также   учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает   очень   быстро   и,   как   следствие,   материал   ими   усвоен   в   полном объеме не будет.     В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам ­ таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд – и предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром.             Кроме   учебной   коррекционной   работы   проводится   и   лечебно­ профилактическая   работа   с   данными   детьми.   Она   включает   различные лечебно­физкультурные занятия.       Вся учебно­воспитательная работа в данной школе должна основываться на   принципах   коррекционной   педагогике   и   понимания   первопричины отклонений   в   психическом   развитии   у   этих   детей,   должна   обеспечиваться подготовка   в   личностно­развивающей   сфере   ребенка.   При   правильно организованном   подходе   к   каждому   ребенку   такие   дети   способны   на значительный   прогресс   в   знаниях,   умениях   и   навыка.   (А.Д,   Гонеев,   Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. Основы коррекционной подготовки). Положительная динамика дает возможности детям нормально адаптироваться в обществе. 5.   Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка 1. Возрастная норма —  количественные   среднестатистические   параметры, характеризующие   морфофизиологические   особенности   организма.   Такое представление   о   норме   уходит   своими   корнями   в   те   времена,   когда практические потребности заставили выделить некоторые средние стандарты развития,   от   которых   отличали   многочисленные   уродства   и   аномалии. Несомненно,   что   на   определенном   этапе   развития   биологии   и   медицины подобный   подход   сыграл   прогрессивную   роль,   позволив   определить среднестатистические   параметры   морфофункциональных   особенностей развивающегося   организма.   В   настоящее   время   при   использовании среднестатистических   показателей   обязательно   учитывают   их   разброс, отражающий вариативность нормы развития. 2. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития.       Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и  индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе  воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.  Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в  развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти  наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же  возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в  должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и  невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и  попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и  нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и  правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в  процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.  Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя  из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей  возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по ­ разному.  Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об  учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые  присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к  знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж. Ж.  Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из  того, что ребенок от природы является существом совершенным и что  воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним,  выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в  одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и  опираться на них в процессе воспитания. Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К.  Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других  ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать  особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не  сумеем хорошо осуществлять воспитание. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие  периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний  детский возраст (2­3 года), преддошкольпый возраст (3­5 лет), дошкольный  возрост (5­6 лет), младший школьный возраст (6­10 лет), средний школьный,  или подростковый возраст (11­15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15­18 лет). 6.  Аномальное развитие К   основным   категориям   аномальных   детей   в   дефектологии   относятся следующие: 1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые); 4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты); 5)   дети   с   комплексными   нарушениями   психофизического   развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые); 6) дети с нарушениями опорно­двигательного аппарата; 7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.  Каких детей считают аномальными? К   аномальным   (греч.   anomalos   неправильный)   относятся   дети,   у которых   физические   или   психические   отклонения   приводят   к   нарушению общего   развития.   Дефект   (лат.   defectus   недостаток)   одной   из   функций нарушает   развитие   ребенка   только   при   определенных   обстоятельствах. Наличие   того   или   иного   дефекта   еще   не   предопределяет   аномального развития.  Потеря   слуха   на   одно   ухо   или   поражение   зрения   на   один   глаз   не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются   причиной   аномального   развития.   Дефект   у   взрослого   человека, достигшего   определенного   уровня   общего   развития,   не   может   привести   к отклонениям,   так   как   его   психическое   развитие   проходило   в   нормальных условиях. Таким   образом,   аномальными   считаются   дети   с   нарушением психического   развития   вследствие   дефекта   и  нуждающиеся   в  специальном обучении и воспитании. Чем,   по   мнению   Л.С.   Выготского,   определяется   процесс   формирования ребенка?         По Л.С.Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Обучение,   по   Л.С.Выготскому,   есть   внутренне   необходимый   и   всеобщий момент   в   процессе   развития   у   ребенка   не   природных,   но   исторических особенностей   человека.   Обучение   не   тождественно   развитию.   Оно   создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение  внутренние  процессы развития, которые вначале для ребенка   возможны   только   в   сфере   взаимоотношения   с   окружающими   и сотрудничества   с   товарищами,   но   затем,   пронизывая   весь   внутренний   ход развития, становятся достоянием самого ребенка.       Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.          Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.          Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, – писал   Л.С.Выготский,   –   когда   оно   идет   впереди   развития".   Тогда   оно пробуждает   и   вызывает   к   жизни   много   других   функций,   лежащих   в   зоне ближайшего развития.

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"

Статья по теме "Особенности ребенка с задержкой психического развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017