Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
17.06.2017
В статье раскрыты понятия «адаптация» и «дезадаптация», особенности адаптации к школьному обучению, выделены факторы, влияющие на продолжительность протекания и уровень приспособления к новым условиям среды, обозначены уровни адаптации ребёнка к школе: высокий, средний, низкий, и два основных уровня готовности к школьному обучению: физический и психологический. Представлены стили адаптации младшего школьника.
Проблема адаптации ребенка к школьному обучению.docx
Проблема адаптации ребенка к школьному обучению
Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных
проблем начальной ступени образования, сложной для педагогов и
чувствительной для родителей. Поступление ребенка в школу связано со сменой
его социальной позиции, с возникновением важнейшего личностного
новообразования – внутренней позиции школьника, влечет за собой ломку
старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими,
необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему
учителем и родителями.
Рассмотрим понятия «адаптация» и «дезадаптация»,
особенности адаптации к школьному обучению
Адаптация (от лат. adapto) – приспособление строения и функций
организма, его органов и клеток к условиям среды [5].
Адаптация социальная – это: 1) постоянный процесс активного
приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого
процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения,
зависит от целей и ценностных ориентаций человека, возможностей их
достижения в социальной среде. Адаптация – механизм социализации личности,
включение её в систему общественных связей и отношений. Показатели
социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной
деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды,
её требований, умение разрешать межличностные конфликты, преодолевать
трудности, не впадая в состояние фрустрации. Процесс адаптации непрерывен,
так как условия социальной среды постоянно изменяются [1].
В самом распространенном своем значении школьная адаптация
понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий,
новым отношениям,
режиму
видам деятельности,
требованиям,
жизнедеятельности и т.д. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называют
адаптированным [3].
Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют
уровни, механизмы и показатели адаптации. А. Л. Венгер рассматривает
адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков,
обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три
уровня адаптированности первоклассников [1]:
1. Высокий уровень адаптации (ребенок готов к обучению в школе и переживший
кризис 7 лет, у него сформирована произвольность, учебная мотивация,
положительное отношение к школе, развиты коммуникативные навыки).
Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые
требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко;
глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные
задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя,
выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к
самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам),
общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе
благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не
вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если
учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание
учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и
внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его
контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чемто для него
интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда);
общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими
одноклассниками.
2 3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;
нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал
усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при
выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам
готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет
работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для
понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная
помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под
контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по
именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже
показатель «школьной дезадаптации».
Согласно определению В.В. Когана, «школьная дезадаптация –
психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка,
которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и
затрагивает учебную и внеучебную активность ученика».
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения,
конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного
уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Стили (типы) адаптации по Т.В. Дорожовец [1]:
1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному
подчинению своего поведения требованиям среды.
2. Ассимиляционный стиль. Для данного стиля характерно стремление
ребенка подчинить социальную среду своим потребностям.
3. Незрелый. Связан с психологической незрелостью ребенка данного
3 возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации
развития.
Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей
приспособления ведет к школьной дезадаптации [1].
Исследования психологов показали, что в силу возрастных особенностей
первоклассники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего
уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом
учебного процесса и психологической поддержки.
Факторы, влияющие на уровень адаптации
Все дети проходят период адаптации к школе. Этот период продолжается
от 23 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности
ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. Уровень
адаптации зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка,
характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения, уровень
сложности образовательной программы и степень подготовленности ребенка к
школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом
и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и
эмоциональноволевого развития. Учебная деятельность требует определенного
запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.
Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и
дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать
свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности:
физический (физиологический) и психологический [4].
Физический компонент подразумевает общее физическое развитие
мальчиков и девочек 67 летнего возраста в соответствии с нормативными
4 показателями веса, роста, объема груди; состояния моторики, зрения, слуха;
общего состояния здоровья.
Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:
уровень нервнопсихического и физического развития;
показатели функционирования основных систем организма;
уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей [4]:
I группа: психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным
нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют
нормально. По статистике в первый класс поступает таких детей лишь 2025%.
II группа: имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к
школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Таких детей в первом
классе примерно 3035%.
III группа – дети, имеющие хронические заболевания (3035% детей).
IV и V группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями
здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.
По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими
проблемами адаптации он столкнется, что надо обязательно учитывать в самом
начале процесса обучения. Родителям, необходимо помнить, что для многих
детей, имеющих проблемы со здоровьем, противопоказано: обучение в школе
гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и
секций сразу по нескольким направлениям. Первые признаки переутомления,
плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной
программы. Главная задача родителей поддерживать здоровый баланс между
отдыхом и нагрузкой в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это
предполагает установление режима дня,
энергозатрат [ 6, с.37].
правильного распределения
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:
5 1. «Физиологическая буря» или «острая адаптация» (первые 23 недели).
Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия
организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих
систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
2. Неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит
приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует
на нагрузки с меньшим напряжением [5].
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в
соответствии с возрастной нормой;
развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с
детьми, взрослыми);
саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять
инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов) [ 4].
Важным критерием психологической готовности к школе считается
сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную
постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. Данный
параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель
и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия [ 6, с. 26].
Все дети по разному адаптируются в новых для них условиях школьной
жизни. На общую социальнопсихологическую адаптацию в школе влияют [4]:
новый режим дня (продолжительность урока, перемены, число уроков, режим
питания и другие);
проблемы приобретения социального статуса, выстраивания взаимоотношений
со сверстниками;
6 изменение ситуации в домашней обстановке, изменения отношения родителей к
ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству
ответственности;
характер семейного воспитания;
взаимоотношения со школьным учителем, стиль педагогического общения и др.
Кандитат психологических наук Е. А. Дрягалова в своей диссертационной
работе выделила стили педагогического общения, которые поразному влияют
на уровень адаптации к школе [3]:
а) авторитарный обеспечивает высокий уровень усвоения информации, но
перенапрягает адаптационные механизмы, что ведет к изменению его
функционального состояния в сторону перенапряжения или полного истощения
регуляторных механизмов;
б) демократический приводит к переутомлению адаптационных систем;
в) авторитарнодемократический обеспечивает оптимальную нагрузку на
адаптационные механизмы.
Список литературы
1. Ваш психолог. Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7
лет и анализ причин дезадаптации [Электроный ресурс]: электрон. методич.
пособие. – Режим доступа: http://www.psihologu.info
2. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания [Текст] / Н.И.
Дереклеева. – М.:ВАКО, 2007. – 335с.
3. Дрягалова, Е. А. Психологопедагогическое сопровождение процесса
адаптации первоклассников к школе [Текст]: автореф. канд.псих. наук/ Е. А
Дрягалова. – 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com
4. Знаменская, С.И. Адаптация первоклассника к школьному обучению
[Текст]: статья канд. псих. наук/ С.И.Знаменская. – 2010. – Режим доступа:
http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass
5. Коротаева, Г.С.Начальная школа. Адаптация к школе [Текст]: статья/ Г.С.
Коротаева. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru
7 6. Саляхова, Л.И. Родительские собрания 1 – 4 классы [Текст]
/Л.И.Саляхова. – М.: Глобус, 2007. – 315с.
8
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.