Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Оценка 5

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
17.06.2017
Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
В статье раскрыты понятия «адаптация» и «дезадаптация», особенности адаптации к школьному обучению, выделены факторы, влияющие на продолжительность протекания и уровень приспособления к новым условиям среды, обозначены уровни адаптации ребёнка к школе: высокий, средний, низкий, и два основных уровня готовности к школьному обучению: физический и психологический. Представлены стили адаптации младшего школьника.
Проблема адаптации ребенка к школьному обучению.docx
Проблема адаптации  ребенка к школьному обучению Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем   начальной   ступени   образования,   сложной   для   педагогов   и чувствительной для родителей. Поступление ребенка в школу связано со сменой его   социальной   позиции,   с   возникновением   важнейшего   личностного новообразования   –   внутренней   позиции   школьника,   влечет   за   собой   ломку старых   стереотипов   поведения   и   взаимоотношений   с   окружающими, необходимость   освоения   новых   норм   и   требований,   предъявляемых   к   нему учителем и родителями.  Рассмотрим понятия «адаптация» и «дезадаптация», особенности адаптации к школьному обучению   Адаптация   (от   лат.   adapto)   –   приспособление   строения   и   функций организма, его органов и клеток к условиям среды [5].  Адаптация   социальная   –   это:   1)   постоянный   процесс   активного приспособления   индивида   к   условиям   социальной   среды;   2)   результат   этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит   от   целей   и   ценностных   ориентаций   человека,   возможностей   их достижения в социальной среде. Адаптация – механизм социализации личности, включение   её   в   систему   общественных   связей   и   отношений.   Показатели социальной   адаптации   –   это   умение   работать,   жить   в   условиях   совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, её   требований,   умение   разрешать   межличностные   конфликты,   преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации. Процесс адаптации непрерывен, так как условия социальной среды постоянно изменяются [1]. В   самом   распространенном   своем   значении   школьная   адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым   отношениям,   режиму   видам   деятельности,   требованиям, жизнедеятельности и т.д. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований,   норм   и   социальных   отношений,   чаще   всего   и   называют адаптированным [3].  Рассматривая   адаптацию   ребёнка   к   школе,   исследователи   выделяют уровни,   механизмы   и   показатели   адаптации.   А.   Л.   Венгер   рассматривает адаптированность   как   систему   качеств   личности,   умений   и   навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников [1]: 1. Высокий уровень адаптации (ребенок готов к обучению в школе и переживший кризис   7   лет,   у   него   сформирована   произвольность,   учебная   мотивация, положительное отношение к школе, развиты коммуникативные навыки). Первоклассник   положительно   относится   к   школе,   предъявляемые требования   воспринимает   адекватно;   учебный   материал   усваивает   легко; глубоко   и   полно   овладевает   программным   материалом;   решает   усложненные задачи,   прилежен,   внимательно   слушает   указания,   объяснения   учителя, выполняет   поручения   без   внешнего   контроля;   проявляет   большой   интерес   к самостоятельной   учебной   работе   (всегда   готовится   ко   всем   урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. 2. Средний уровень адаптации. Первоклассник   положительно   относится   к   школе,   ее   посещение   не вызывает   отрицательных   переживаний,   понимает   учебный   материал,   если учитель   излагает   его   подробно   и   наглядно,   усваивает   основное   содержание учебных   программ,   самостоятельно   решает   типовые   задачи,   сосредоточен   и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле;   бывает   сосредоточен   только   тогда,   когда   занят   чем­то   для   него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные   поручения   выполняет   добросовестно,   дружит   со   многими одноклассниками. 2 3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник   отрицательно   или   индифферентно   относится   к   школе; нередки   жалобы   на   нездоровье;   доминирует   подавленное   настроение; наблюдаются   нарушения   дисциплины;   объясняемый   учителем   материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится   нерегулярно,   необходимы   постоянный   контроль,   систематические напоминания   и   побуждения   со   стороны   учителя   и   родителей;   сохраняет работоспособность   и   внимание   при   удлиненных   паузах   для   отдыха,   для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь   учителя   и   родителей;   общественные   поручения   выполняет   под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам   и   фамилиям   лишь   часть   одноклассников.   Фактически   это   уже показатель «школьной дезадаптации».   Согласно   определению   В.В.   Когана,   «школьная   дезадаптация   – психогенное   заболевание   или   психогенное   формирование   личности   ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика». Школьная   дезадаптация   –     это   образование   неадекватных   механизмов приспособления   ребенка   к   школе   в   форме   нарушений   учебы,   поведения, конфликтных   отношений,   психогенных   заболеваний   и   реакций,   повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Стили (типы) адаптации по Т.В. Дорожовец [1]:  1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.  2. Ассимиляционный стиль. Для данного стиля характерно стремление  ребенка подчинить социальную среду своим потребностям.  3. Незрелый.  Связан с психологической незрелостью ребенка данного  3 возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.  Повышенная   степень   выраженности   каждого   из   этих   стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации [1].  Исследования психологов показали, что в силу возрастных особенностей первоклассники   шестилетнего   возраста   могут   достигнуть   только   среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки. Факторы, влияющие на уровень адаптации Все дети проходят период адаптации к школе. Этот период продолжается от 2­3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. Уровень адаптации зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения, уровень сложности образовательной программы и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых.   Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и   социальном   отношении,   достичь   определенного   уровня   умственного   и эмоционально­волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок   должен   владеть   мыслительными   операциями,   уметь   обобщать   и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Адаптация   первоклассника   включает   два   основных   уровня   готовности: физический (физиологический) и психологический [4]. Физический   компонент   подразумевает   общее   физическое   развитие мальчиков   и   девочек   6­7   летнего   возраста   в   соответствии   с   нормативными 4 показателями веса, роста, объема груди; состояния моторики, зрения, слуха; общего состояния здоровья.  Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:  ­ уровень нервно­психического и физического развития;  ­ показатели функционирования основных систем организма;  ­ уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям. На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей [4]:  ­ I группа: психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам;   дети   редко   болеют;   органы   и   системы   организма   функционируют нормально. По статистике в первый класс поступает таких детей лишь 20­25%. ­  II  группа: имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Таких детей в первом классе примерно 30­35%. ­ III группа – дети, имеющие хронические заболевания (30­35% детей). ­  IV  и  V  группы   состоят   из   детей,   страдающих   серьезными   нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.  По   состоянию   здоровья   ребенка,   можно   предположить,   с   какими проблемами адаптации он столкнется, что надо обязательно учитывать в самом начале  процесса   обучения.  Родителям,  необходимо   помнить,  что   для   многих детей, имеющих проблемы со здоровьем, противопоказано: обучение в школе­ гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по  нескольким направлениям. Первые  признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы. Главная задача родителей ­ поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает   установление   режима   дня, энергозатрат [ 6, с.37].   правильного   распределения В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов: 5 1. «Физиологическая буря»  или «острая адаптация» (первые 2­3 недели).  Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. 2. Неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит  приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.         3. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением [5]. Психологическая готовность к обучению в школе включает:  ­ развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;  ­   развитие   коммуникативной   сферы   (навыков   общения   и   взаимодействия   с детьми, взрослыми);  ­   саморегуляцию   и   произвольность   (умение   слышать,   слушать   и   выполнять инструкцию;   вести   себя   в   соответствии   с  общепринятой   нормой   поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов) [ 4]. Важным   критерием   психологической   готовности   к   школе   считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия [ 6, с. 26].  Все дети по ­ разному адаптируются в новых для них условиях школьной жизни. На  общую социально­психологическую адаптацию в школе влияют [4]: ­ новый режим дня (продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания и другие);  ­ проблемы приобретения социального статуса, выстраивания взаимоотношений со сверстниками;  6 ­ изменение ситуации в домашней обстановке, изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности; ­ характер семейного воспитания;  ­ взаимоотношения со школьным учителем, стиль педагогического общения и др. Кандитат психологических наук Е. А. Дрягалова в своей диссертационной работе  выделила стили педагогического общения, которые по­разному влияют на уровень адаптации к школе [3]:   а)   авторитарный  ­   обеспечивает   высокий   уровень   усвоения   информации,  но перенапрягает   адаптационные   механизмы,   что   ведет   к   изменению   его функционального состояния в сторону перенапряжения или полного истощения регуляторных механизмов;  б) демократический ­ приводит к переутомлению адаптационных систем;  в)   авторитарно­демократический   ­   обеспечивает   оптимальную   нагрузку   на адаптационные механизмы.  Список литературы 1. Ваш психолог. Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7  лет   и   анализ   причин   дезадаптации   [Электроный   ресурс]:   электрон.   методич. пособие.  – Режим доступа: http://www.psihologu.info 2. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания [Текст] / Н.И. Дереклеева. – М.:ВАКО, 2007. – 335с. 3. Дрягалова, Е. А. Психолого­педагогическое сопровождение процесса  адаптации первоклассников к школе [Текст]: автореф. канд.псих. наук/ Е. А Дрягалова. – 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com  4. Знаменская, С.И. Адаптация первоклассника к школьному обучению [Текст]: статья   канд. псих. наук/ С.И.Знаменская. – 2010. – Режим доступа: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass 5. Коротаева, Г.С.Начальная школа. Адаптация к школе [Текст]: статья/ Г.С. Коротаева.  – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru 7 6. Саляхова, Л.И. Родительские собрания 1 – 4 классы [Текст] /Л.И.Саляхова. – М.: Глобус, 2007. – 315с. 8

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"

Статья по теме "Проблема адаптации ребенка к школьному обучению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2017