Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Оценка 4.6

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
английский язык +1
Взрослым
28.03.2018
Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
В статье содержится материал по теме "Инклюзивное образование". Также я рассказываю о методах работы с инклюзивными детьми. Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; оно основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность использовать разные программы (адаптированные программы) для детей с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Необходимо понимать, что процесс образования приспосабливается под ребёнка, а не наоборот. Результаты многочисленных исследований доказали, что образовательная интеграция может быть эффективна только для части детей с ограниченными возможностями здоровья, например: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьмиФайл содержит статью.
инклюзивного образования на уроках английского языка.docx
Статья по теме: «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Автор: Дыреева Екатерина Евгеньевна, учитель английского языка МБОУ СШ №2 г. Димитровграда. Основным и наиболее актуальным направлением реформы системы образования в России является  «инклюзивное образование», выступающее в качестве единственного  международно­признанного инструмента реализации права каждого человека на  образование. Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для  всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  индивидуальных возможностей [5 ]; оно основано на том, что все дети, несмотря на  физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а  также социально­экономический статус семьи, имеют равные права и включены в  общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими  сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и  возможность использовать разные программы (адаптированные программы) для детей с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Необходимо понимать,  что процесс образования приспосабливается под ребёнка, а не наоборот. Результаты многочисленных исследований доказали, что образовательная интеграция  может быть эффективна только для части детей с ограниченными возможностями  здоровья, например: с нарушением слуха, зрения, опорно­двигательного аппарата,  задержкой психического развития и педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми [2]. Существуют следующие принципы инклюзивного образования:  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;  Каждый человек способен чувствовать и думать;  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;  Все люди нуждаются друг в друге;  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они  могут делать, чем в том, что не могут;  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.  Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь  возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.  Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и  учебные потребности.  Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные  программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих  особенностей и потребностей. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми  образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию  общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и  социального равенства[3]. В связи с этим огромное значение имеет создание условий для реализации  инклюзивного образования  на уроках иностранного языка как одного из предметов,  являющимся наиболее трудными для изучения. На сегодняшний день в современной  практике уже имеется определённый положительный опыт  внедрения инклюзии в  процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям  социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в  общении со сверстниками. При реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ (ограниченными  возможностями здоровья)   на уроках иностранного языка     рекомендуется:  формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые  обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;  использовать информационно­коммуникационные технологии, что позволяет  «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;  создавать благоприятный психологический климат;  использовать здоровьесберегающие технологии, адаптированную программу с  учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей,  иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на  CD;  формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы  ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного  задания. Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей и у них не возникает  ощущения того, что его усилия напрасны. При овладении диалогической речью в ситуациях  повседневного общения ребенок с  особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог  побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что­либо.  Разнообразие упражнений и игр помогает ребенку легче и быстрее запомнить  изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора.                    Инклюзивное образование предполагает работу с педагогически запущенными и  трудновоспитуемыми детьми. Учителю, работающему с такими учениками,  приходится уделять повторению гораздо больше внимания. Так же для  слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе  формирования учебных умений по иностранному языку не менее важным является  систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя   переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию.           Организация системы работы с трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми на уроках иностранного языка строится по следующему алгоритму[4]:  подбор посильных индивидуальных заданий;  разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов  обучающихся;  конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов работы,  предупреждающих ошибки;  совместное выполнение образцов заданий;  предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путях их  совместного (с учителем) преодоления. На уроках английского языка следует обратить внимание на следующие моменты: В инклюзивном классе дети не всегда  могут следить за ходом урока, поэтому им  необходима помощь. Дети не могут долго удерживать внимание во время чтения. Ребенку нужно помочь открыть учебник и показать, где читаем. При ответах на вопросы ребенку необходимо дать больше времени на обдумывание, так как реакция может быть замедленной. Приходится сокращать время на выполнение  письменных заданий на уроках. Письменные задания в основном даются на дом.  Диктанты занимаю гораздо больше времени, так как некоторые дети пишут очень  медленно. Приходится сокращать количество слов для диктанта.  При выполнении устных заданий целесообразно разбивать детей на пары ( ребенок с  ограниченными возможностями ­ ребенок без ограниченных возможностей), что  позволяет ускорить процесс обучения ­ дети  помогают друг другу открыть книжку,  достать тетрадь и т.д. Плюсы инклюзивного образования Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой  образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей  индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям. Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация детей с ОВЗ  (ограниченными возможностями здоровья). Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение  дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное  образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения  такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из  них, кто относится к социально­уязвимым группам[4]. Минусы инклюзивного образования Мировая практика подобного обучения не выявила никаких отрицательных  последствий ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их соучеников, но  на данный момент в российских реалиях существует ряд препятствий к внедрению  инклюзии. Они носят как объективный, так и субъективный характер. В первую очередь, многие школы и, более того, педагоги не готовы к изменениям в  традиционных формах, принципах и методах обучения. Далее, отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа  дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги­ психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников. Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность  общества и, в частности, нежелание родителей здоровых детей, чтобы их дети учились  вместе с инвалидами. Нелегко преодолеть и материальные трудности – многие школы  попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ. Рассмотрев некоторые примеры обучения иностранным языкам детей с особыми  образовательными потребностями  в общеобразовательных школах, необходимо  отметить, что в нашей стране работа по организации инклюзивного обучения только  начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных  с широким  внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом. Однако именно эта модель  обучения видится как  основной инструмент, способствующий оптимизации коррекционно ­ развивающего  направления в работе с  учениками с особыми образовательными потребностями на  уроках иностранного языка[1]. Инклюзивное обучение предоставляет таким детям  возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком,  что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить  количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры  детей и подростков.Мастер – класс по инклюзии ПЕРВЫЕ ШАГИ ШКОЛЫ ­ Во­ первых учитель и администрация школы прошли обучение по инклюзивному  образованию. ­ Создана нормативная база по реализации  инклюзивной  практики в школе. ­ Конечно, существуют большие трудности с созданием безбарьерной среды, хотя бы  минимальных специальных условия, облегчающих ребенку передвижение и  самообслуживание.  Сделаны уже первые шаги: сооружён  пандус,  в Министерство  образования благодаря содействию Управления образования было направлено заявление о  включении школы в федеральную программу «Доступная среда» в рамках которой  Татьяне  Владимировне будет оказана помощь в приобретении подъёмника ­ Осуществляется психолого – педагогическое сопровождение ребёнку ­ ­_Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и  личностную самореализацию. Это  и предотвращение наступления утомления, используя для  этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности,  преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного  дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих  познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и  формирующих необходимые учебные навыки.  Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,  своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные  силы и возможности. Обязателен индивидуальный подход • • • • • • • учёт психофизических, личностных особенностей; опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;  смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения; переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;  поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные  силы и возможности; снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и  контрольных работ по русскому языку; освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники  чтения. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и  познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в  области лица и кистей рук. Подбор условий организации обучения • • • выбор места в классе; заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания; предоставление дополнительного времени;  оценки понимания задания Важно создать в группе атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания.    Ключевыми позициями учащихся на уроке в адаптивной школе должны стать:  активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке учится сам и учит других.   Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке­ дирижёр, создающий  условия для развития учащихся.  Ключевая позиция­ сотрудничество, сотворчество. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов альтернативного ответа;   помощь в заполнении оценочных бланков;   предоставление неограниченного времени;  возможность выполнения работы дома   • • • • Среди технологий адаптивного обучения, являющихся условием и средством создания  адаптивной образовательной  среды, наиболее соответствующими поставленным целям  являются следующие:  проблемное обучение;  игровая деятельность;  групповое самостоятельное обучение;  коллективный способ обучения;  уровневая дифференциация;  проектное обучение;  модульное обучение. Индивидуализация формы выполнения заданий • Поэтапное разъяснение инструкции;  • • • • выделение ключевых слов;  листы с упражнениями, требующие минимального заполнения; краткое содержание параграфа;  заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.  Качественный подход при оценивании результатов ежедневное оценивание;  • • меньшего количества заданий для получения оценки; • • внимание на понимание прочитанного;  оценивать правописание отдельно от содержания работы  САМЫЕ ГЛАВНЫЕ  требования к уроку с  детьми ОВЗ: . воздействие на все органы чувств; 2. разнообразные виды деятельности; 3. обращение к опыту ребенка; 4. комфортные условия на уроке; 5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; 6. содружество учителя; 7. задания малыми дозами; 8. игра; 9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок,  но не личность). Методы и приемы работы  применяемые учителем: 1.Использование символов, оказывающих позитивное влияние на периферическое восприятие: плакаты, картины, наглядности и т. п. 2. Для освоения тех или иных алгоритмов учебных действий учащимся с ОВЗ необходимо  подкрепление в виде карточек — схем, памяток  на которых наглядно представлены шаги при решении задач, выполнении математических действий, проверке орфограммы и т.д.  3.Для контроля над уровнем усвоения образовательной программы использую  индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями,  перфокарты. 4.Для более эффективной организации учебно – воспитательной работы использую  информационно – коммуникативные средства: планшет, компьютер, электронное приложение  к УМК «Перспектива» 5. Для преодоления дезориентации учеников в расположении материала на доске, в тетради,   использую  метки .(обозначить по договоренности с детьми верх и низ доски, правую и левую  сторону, указать стрелками направление движения —слева направо, сверху вниз, отметить  место начала письма в тетради и т. д. Это помогает сэкономить время и силы, которые  учитель тратит на объяснение, откуда начинать писать или читать). Следующим шагом в  работе учителя с особым ребенком стало введение его в коллектив  детей класса. В данном случае, когда его физические особенности были всем видны,  необходимо было создать такие условия, чтобы это воспринималось другими детьми как  должное. Наверное, самым главным на первых парах при включении Сергея в коллектив  класса стало то, что   Елена Сергеевна  не указывала детям на его недостатки и не призывала  относиться к нему «как к нормальному ребенку, такому же, как вы».  В итоге, за короткий  срок дети перестали обращать внимание на физические особенности  Сергея и приняли его,  как любого другого новенького в классе.  Важный момент — прогнозировать действия   конфликтных учеников и предотвратить их  агрессию, проводя беседы по толерантному отношению. Регулярно учитель  использует метод работы в парах, так как работа в группе, где у каждого  ребенка есть своя важная роль, способствующая коллективному достижению успеха,  обеспечивает то, что ребенок с особыми потребностями также будет ценен и не окажется  лишним, никому не нужным.   Учитель  часто применяет метод проекта во внеурочной и учебной деятельности. В этом году  Сергей  принял  участие в заседании НОУ «САМИ», с удовольствием выступал, находился в  центре внимания. За то, что ребенок так активно участвует в жизни класса, благодарить надо, конечно, маму.  Первые месяцы мама сидела вместе с ним  за партой, но постепенно  он стал более  самостоятельным и старается успевать за темпом работы в классе, хотя не всегда это  получается.  Учитель с мамой совместно разбирали возможные задания и варианты их  выполнения.   Мама старается всячески развивать мальчика. Вместе с ним ходит в муз школу. Уже имеются  небольшие результаты. Литература: 1. 1 Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И.  Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33. 2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр  «Школьная книга», 2010. – С. 272 . 3. Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100­летию  Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд­во НГАСУ, 2010. – С.  214–217. 4. Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и  отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. ­С.76­83 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,  2012, ­ С. 2

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья по теме "Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018