Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—6 кл
28.09.2019
в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.
Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, возможности, способности, развитие творческих умений, развитие индивидуальности ребенка.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Происходящие изменения в системе образования и воспитания, ориентированные на гуманизацию всей педагогической работы, создающие условия для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому поставить проблему одаренности школьников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
участие в олимпиадах;
презентации;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность;
исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на всём этапе обучения. В развитии школьника ведущую роль играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка:
Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям».
Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. Индивидуальный план работы с одаренными детьми предполагает мотивирование на более глубокое изучение большего радиуса материала.
система работы с одаренными детьми.doc
А.Р.Мухаметгалимова
учителя МБОУ «Школа №175»,г.Казань.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ,56 КЛАСС.
Одной из инициатив, выдвинутой президентом в проекте «Наша новая
школа» является поддержка талантливых детей. Задатки есть у всех или почти у
всех детей. Развернуть их в способности очень сложная задача. И школа
совместно с психологами, малым социумом и родителями должна кропотливо
находить склонности, задатки, потребности, интересы каждого ребенка и
помнить, что и обычных детей надо учить как талантливых.
Современное общество предъявляет сегодня к школе высокие требования.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного быстро
коммуникабельного и
адаптироваться к меняющимся условиям,
конкурентоспособного. Одной из актуальных проблем является работа с
одаренными детьми.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы
подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии
умений, навыков, познавательных способностей.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных задач современного общества.
Цель нашей деятельности в этом направлении видим в том, чтобы
технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми
на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы
деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Мы согласны с тем что дети, целенаправленно решающие личностно
значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это
с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован.
Поэтому, начиняя работу с детьми, надо стремиться привить устойчивый
интерес детей к предметам. «Познание начинается с удивления тому, что
обыденно», говорил Платон.
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание
условий для развития и реализации их способностей, причём не только
специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы
в данном направлении выделяем следующие:
обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня,
обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в
соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
развитие духовнонравственных основ личности одаренного ребенка
развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые
требования к личности педагога:
желание работать нестандартно,
поисковая активность, любознательность;
знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают
одарённые дети. Одаренные дети характеризуются:
1) познавательной потребностью;
2) интеллектом;
3) креативностью.
В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1) с ранним подъемом интеллекта;
2 2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и
видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен
быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные
вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко
опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны, что
не заметить их невозможно.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего
характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой
склонностью к какойлибо области искусства, науки, техники. Специальные
способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются
особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они
обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не
опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие
умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В чем
заключается это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности
суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно,
эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам
деятельности, для развития которых в школе нет условий.
Уверены, что успешность профессиональной деятельности учителя в
значительной степени определяется его умением управлять ученическим
общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в
работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко
испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и
неприязнь с их стороны.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение
предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их
3 проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны,
заседание клуба знатоков.
В рамках недели математики проводятся мероприятия по следующим
направлениям:
задания по поиску информации;
выпуск стенгазет;
создание проектных и исследовательских работ;
конкурс презентаций для сопровождения уроков;
интеллектуальные игры;
математические турниры;
предметные олимпиады.
Исследовательская деятельность занимает главенствующее место в
процессе познания. Формирование элементов исследовательской деятельности
способствует овладению математической культурой, и, как следствие,
повышению уровня математического развития учащихся. Исследовательская
работа – деятельность творческая. Поэтому важно привить обучаемым умения
самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе
воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в умения и
навыки.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми
позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных
синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память,
воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы
познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и
умелого усвоения знаний.
Примерный план и тематика занятий с одаренными детьми.
Темы занятий
№
1
2
3
4
5
Математические игры
Числовые задачи
Задачи на проценты
Логические задачи
Текстовые задачи
4 6
7
8
9
Задачи на делимость
Задачи на принцип Дирихле
Задачи на инвариант
Задачи с геометрическим содержанием
Приведенная последовательность тематических занятий может быть
изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть
необходимость вернуться к какойто ранее пройденной теме, либо включить в
рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.
При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед
собой цель научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на
показе способов решения определённых видов задач, после чего ученики
начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге,
этот метод обучения может привести к тому, что ученики, встретив задачу с
необычной формулировкой, сразу же" споткнутся".
Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание
самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам.
Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы
применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики.
Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь
к решению той или иной задачи. Задачи взяты из различных сборников
олимпиад, математических журналов и газет.
Темы для проектных работ:
Числа великаны и числа малютки.
Как люди научились считать.
История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.
История календаря и т. п.
Одаренные ребята есть в любой школе, благодаря системной работе с
каждым годом наши ряды пополняются новыми талантливыми детьми.
5 Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся. Работа с одаренными
должна прослеживается в различных формах работы: уроки,
детьми
внеклассная работа, кружки. Педагог должен увидеть в ребенке его
способности, талант. Наши с Вами дети уникальны тем, что интересуются
абсолютно всем, хотят знать больше и умеют получать эти знания. Это
действительно новое поколение, светлое будущее нашей России. Наша задача—
поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы
сможем многое.
Список использованных источников:
1.
"О резолюции всероссийского семинара совещания по вопросам
введения ФГОС общего образования" (15.06.2012)
2.
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО
«Издательство АСТ» , 2003.
3.
4.
Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. – М., 1998.
Волович М.Б Математика:
Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф; МозаикаСинтез, 2006
Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике.
5.
1994.
6.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991
6
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.