Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Оценка 4.8

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—6 кл
28.09.2019
Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома. Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, возможности, способности, развитие творческих умений, развитие индивидуальности ребенка. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Происходящие изменения в системе образования и воспитания, ориентированные на гуманизацию всей педагогической работы, создающие условия для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому поставить проблему одаренности школьников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Цели работы с одаренными детьми: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей. Формы работы с одарёнными детьми: групповые занятия; конкурсы; интеллектуальные игры; участие в олимпиадах; презентации; работа по индивидуальным планам; исследовательская деятельность; исследования динамики развития. Формы работы с родителями Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на всём этапе обучения. В развитии школьника ведущую роль играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка: Пристальное внимание к особенностям развития ребенка. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку. Содействие развитию личности ребенка и его таланта. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей. Формы работы с родителями: Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям». Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка. Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации. Совместные проекты исследовательской деятельности детей. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. Индивидуальный план работы с одаренными детьми предполагает мотивирование на более глубокое изучение большего радиуса материала.
система работы с одаренными детьми.doc
А.Р.Мухаметгалимова учителя МБОУ «Школа №175»,г.Казань. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ,5­6 КЛАСС. Одной   из   инициатив,   выдвинутой   президентом   в   проекте   «Наша   новая школа» является поддержка талантливых детей. Задатки есть у всех или почти у всех   детей.   Развернуть   их   в   способности   очень   сложная   задача.   И   школа совместно с психологами, малым социумом и родителями должна кропотливо находить   склонности,   задатки,   потребности,   интересы   каждого   ребенка   и помнить, что и обычных детей надо учить как талантливых.  Современное общество предъявляет сегодня к школе высокие требования. Жизнь   требует   от   школы   подготовки   выпускника,   способного   быстро   коммуникабельного   и адаптироваться   к   меняющимся   условиям, конкурентоспособного.   Одной   из   актуальных   проблем   является   работа   с одаренными детьми.  Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы  подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии  умений, навыков, познавательных способностей.   В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ Создание   условий,   обеспечивающих   выявление   и   развитие   одаренных детей,   реализацию   их   потенциальных   возможностей,   является   одной   из приоритетных задач современного общества. Цель   нашей   деятельности   в   этом   направлении     видим   в   том,   чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей. Мы     согласны   с   тем   что   дети,   целенаправленно   решающие   личностно­ значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с   большим   успехом,   нежели   те,   кто   более   одарён,   но   менее   заинтересован. Поэтому,   начиняя   работу   с     детьми,   надо   стремиться   привить   устойчивый интерес   детей   к   предметам.  «Познание   начинается   с   удивления   тому,   что обыденно», ­ говорил Платон. Основной     задачей     работы   с   одарёнными   детьми,   является  создание условий   для   развития   и   реализации   их   способностей,   причём   не   только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяем следующие: ­обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся; ­развитие духовно­нравственных основ личности одаренного ребенка ­развитие индивидуальности одаренного ребенка. Работа   с   одарёнными   или   талантливыми   детьми   диктует   определённые требования к личности педагога:   ­ желание работать нестандартно,  ­ поисковая активность, любознательность;  ­ знание психологии подростка и психологии одарённых детей;  ­ готовность педагога к работе с одарёнными детьми.    В   первую   очередь,   необходимо   знать,   какими   чертами   обладают одарённые дети. Одаренные дети характеризуются:  1) познавательной потребностью;  2) интеллектом;  3) креативностью.  В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:  1) с ранним подъемом интеллекта;  2 2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);  3) с потенциальными признаками одаренности.  Для   учащихся   с   ранним   подъемом   общих   способностей   характерен быстрый   темп   обучения   в   школе.   Некоторые   из   них   (интеллектуальные вундеркинды)   стремительно   развиваются   в   умственном   отношении   и   далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны, что не заметить их невозможно.  Дети   с   ярким   проявлением   специальных   способностей   чаще   всего характеризуются   обычным   общим   уровнем   развития   интеллекта   и   особой склонностью   к   какой­либо   области   искусства,   науки,   техники.   Специальные способности   раньше   проявляются   в   тех   видах   деятельности,   где   требуются особые   специальные   задатки   или   формальные   качества   ума.   Позже   они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.  Способные   дети,   которых   можно   отнести   к   третьей   категории,   не опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной   работы,   указывающее   на   незаурядные   способности.   В   чем заключается  это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти   особенности   ребенка   указывают   на   высокие   способности   к   тем   видам деятельности, для развития которых в школе нет условий.  Уверены,   что   успешность   профессиональной   деятельности   учителя   в значительной   степени   определяется   его   умением   управлять   ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе   с   одаренными   детьми,   поскольку   творчески   одаренные   дети   нередко испытывают   трудности   общения   со   сверстниками,   непонимание,   а   порой   и неприязнь с их стороны.  Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных   недель.  Применяются   самые   разнообразные   методы   и   формы   их 3 проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков.  В   рамках   недели   математики   проводятся   мероприятия   по   следующим направлениям:   задания по поиску информации;   выпуск стенгазет;   создание проектных и исследовательских работ;   конкурс презентаций для сопровождения уроков;   интеллектуальные игры;   математические турниры;   предметные олимпиады.  Исследовательская   деятельность   занимает   главенствующее   место   в процессе познания. Формирование элементов исследовательской деятельности способствует   овладению   математической   культурой,   и,   как   следствие, повышению   уровня   математического   развития   учащихся.   Исследовательская работа – деятельность творческая. Поэтому важно привить обучаемым умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая   информация   перерабатывается   в   знания,   а   знания   в   умения   и навыки. Целенаправленная   и   систематическая   работа   с   одарёнными   детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических   характеристик   мышления   (гибкость   ума,   внимание,   память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.  Примерный план и тематика занятий с одаренными детьми. Темы занятий № 1 2 3 4 5 Математические игры Числовые задачи Задачи на проценты Логические задачи Текстовые задачи 4 6 7 8 9 Задачи на делимость Задачи на  принцип Дирихле Задачи на инвариант Задачи с геометрическим содержанием Приведенная   последовательность   тематических   занятий   может   быть изменена,   если,   например,   при   решении   разных   задач   выясняется,   что   есть необходимость вернуться к какой­то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок. При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель ­ научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе   способов   решения   определённых   видов   задач,   после   чего  ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики,  встретив задачу с необычной формулировкой, сразу же" споткнутся". Правильным,   наверное,   путём   обучения   будет   разумное   сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим  методам и подходам. Таким   как:   принцип   Дирихле,   метод   инвариантов   и   др.   Все   эти   методы применимы   к   различным   типам   задач   из   геометрии,   алгебры   и   арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к   решению   той   или   иной   задачи.   Задачи   взяты   из   различных   сборников олимпиад, математических журналов и газет. Темы для  проектных работ:  Числа великаны и числа малютки.  Как люди научились считать.  История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.  История календаря и т. п.   Одаренные ребята есть в любой школе, благодаря системной работе с каждым   годом   наши   ряды   пополняются   новыми   талантливыми   детьми. 5 Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся. Работа с одаренными   должна   прослеживается   в   различных   формах   работы:   уроки, детьми   внеклассная   работа,   кружки.   Педагог   должен   увидеть   в   ребенке   его способности,   талант.   Наши   с   Вами   дети   уникальны   тем,   что   интересуются абсолютно   всем,   хотят   знать   больше   и   умеют   получать   эти   знания.   Это действительно новое поколение, светлое будущее нашей России. Наша задача— поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы сможем многое. Список использованных источников: 1. "О резолюции всероссийского семинара совещания по вопросам  введения ФГОС общего образования" (15.06.2012) 2. Энциклопедия.   Я   познаю   мир.   Великие   ученые.   –   М.:   ООО «Издательство АСТ» , 2003. 3. 4. Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. – М., 1998. Волович   М.Б   Математика:   Учебник   для   5   класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф; Мозаика­Синтез, 2006 Сафонова   В.Ю.  Задачи   для   внеклассной  работы  по  математике. 5. 1994. 6. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991 6

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"

Статья по теме:"Система работы с одаренными детьми, 5-6 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2019