Статья по творчеству Дины Рубиной
Оценка 4.9

Статья по творчеству Дины Рубиной

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
17.01.2019
Статья по творчеству Дины Рубиной
Данный материал - это статья на тему "Поэтика рассказов Дины Рубиной". В данной статье рассматриваются особенности жанра рассказ в творчестве современной писательницы Дины Рубиной, на примере ее рассказа "Яблоки из сада Шлицбутера"; дается анализ этого произведения, раскрывается его тема и проблематика, особенности композиции.
Поэтика рассказов Дины Рубиной.docx
Поэтика рассказов Дины Рубиной. На сегодняшний день авторитет современного прозаика Дины Рубиной не вызывает сомнения. Её книги издаются и переиздаются с завидным постоянством, как в России, так и за рубежом. Каждое новое произведение писательницы становится объектом пристального внимания читателей и исследователей. Художественный мир произведений Дины Рубиной захватывает своим неповторимым колоритом, оригинальностью и яркостью образов. В центре современных споров литературоведов и критиков стоит вопрос о статусе Дины Рубиной и её творчества в литературном процессе. Одни говорят о постмодернистском характере её прозы, другие называют Рубину в ряду русскоязычных авторов Израиля, третьи склоняются к тому мнению, что произведения писательницы не лишены черт, так называемой «женской прозы». Единственное, что не вызывает споров – это то, что Дина Рубина – действительно выдающийся прозаик, создающий неповторимые и оригинальные произведения, сформировавший свой узнаваемый стиль и характер повествования. Жанровое разнообразие литературных сочинений Дины Рубиной велико. Но начинала она свою творческую деятельность именно с рассказов. Рассказ – это малый эпический жанр или малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это хрестоматийно известное определение жанра. В этом кратком событии из рассказа раскрываются существенные типические черты жизни. Особенностью этой жанровой формы также является кратковременность изображаемых событий и небольшое количество действующих лиц. Говоря об особенностях современной литературы, мы всегда обращаемся к жанру романа, в то время как и рассказ не должен оставаться в стороне. Вообще литература как художественно-социальное явление существует на границе двух миров – действительного и воображаемого. Всякое произведение почти всегда является специфическим, индивидуальным суждением автора о жизни, воплощенным при помощи выразительных средств, образом самой действительности, пропущенным через призму авторского восприятия. И рассказы Дины Рубиной представляют собой не один эпизод из жизни, а мир «сложных отношений, взаимосвязей и взаимообщностей, меняющих структурную форму рассказа, предметно- смысловые или характеристические качества в ходе динамического движения сюжета». Как уже отмечалось, одной из центральных тем творчества Дины Рубиной является тема национального самосознания, чувства со-крови. Данная тема нашла свое отражение и в рассказе «Яблоки из сада Шлицбутера», написанном в начале 90-х годов. «Яблоки из сада Шлицбутера» - один из самых сложных рассказов Дины Рубиной. Аркадий Хаенко в одной из своих статей отмечает, что «Яблоки из сада Шлицбутера» - это «небольшой такой текст, но с мощным зарядом идейного динамита». В рассказе действительно появляется и властно заявляет о себе национальная тема, тема определения исторической родины - поиски ответов на тоже вечные вопросы: кто я? чей я? где я? и что я здесь делаю? Проблематику данного рассказа можно определить как идейно- нравственную, так как в центре внимания автора находится глубинная основа человеческой личности, философский поиск, стремление человека ответить на вопросы о смысле своего пребывания на земле и о месте, занимаемом им в обществе. Главная героиня – Дина, она – литератор, писательница. На этот раз Рубина уже не прячется за маски корректора или переводчика, она предстает перед читателями сама собой. Рассказ строится как повествование от первого лица, с одной стороны, повествователь – в данном случае героиня Дина – выступает как непосредственный участник событий и является объектом описания, а с другой стороны, постоянно комментирует и оценивает все увиденное, преломляя происходящее через свое индивидуальное восприятие. Рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» имеет трепетный, открытый и трогательный сюжет. Рубина рассказывает подлинный случай из своей жизни, произошедший где-то в середине 70-х годов в Москве, в редакции некоего еврейского журнала на идиш. По сюжету молодая писательница, прилетев из Ташкента в Москву, выполняет просьбу одного своего знакомого и относит в редакцию еврейского журнала «рассказ узбекского писателя на русском языке на еврейскую тему». Здесь происходит странный, вполне абсурдный разговор со стариком- редактором Гришей и его дочерью, походу которого выясняется то, что старик-редактор оказался земляком её ташкентского деда Давида. Все они из местечка Золотоноша, что под Полтавой. А также героиня рассказа Дина узнала, что этот очень старый уже человек с изможденным лицом был когда- то безнадежно влюблен в родную тетку героини, зеленоглазую красавицу Фриду. О трагической судьбе тети Фриды, в которую «влюбился какой-то немецкий офицер», старик-редактор узнает только сейчас. Её повесили немцы, а до казни «её гнали, обнаженную, десять километров по шоссе – прикладами в спину». Еще оказывается, что и здесь – в маленькой редакции верноподданного журнальчика – люди решают для себя кардинальные вопросы: чей я, где мое место и ехать-не ехать? Трагически и правдиво звучит, поэтому речь старого приспособленца-редактора: «…я прожил здесь жизнь, и я хочу здесь умереть, и оставьте меня в покое!.. Да, я старый ишак, и у меня нет национального самосознания. Например, я плачу, когда слышу украинские песни… Когда я слышу «Марш энтузиастов», я тоже плачу, как старый ишак, потому что Фрида играла этот марш на мандолине… Ну, скажи мне, скажи ты, - обращается он к рассказчице, - я уже ничего не понимаю: вот я – трижды ранен и в качестве видного космополита украшал-таки собой нары. Вот скажи: я – герой или старый хрен?». Вполне законный вопрос. Задается им и героиня. «Я брела к метро, беспокойно вглядываясь в лица проносящихся мимо людей, впервые силясь ощутить – чья я, чья?» И ничего не ощущала. И только, может быть, догадывалась, что это сокровенное чувство со-крови человеку навязать невозможно. Что порою приходит оно поздно, бывает слишком поздно, иногда в последние минуты, когда, беззащитного, тебя гонят по шоссе. Прикладами. В спину. Не только герои рассказа задаются этими вечными вопросами. Рассказывая нам эту историю, автор как бы заставляет задуматься нас над тем кто мы? и чьи? И проверяет можем ли мы ответить на эти вопросы. Именно эта мимолетная встреча с пожилым еврейским литератором и этот почти никчемный разговор в редакции были, кажется, те самым «моментом истины» в жизни писателя, пробудив «сокровенное чувство со- крови», которое приходит однажды, часто, к сожалению, слишком поздно, когда изменить ничего нельзя. Этот «пустяшный эпизод», связавший Рубину с прошлым своей семьи и своего народа, долгое время покоился в недрах памяти, но вдруг, спустя годы, под воздействием новой общественной реальности способствовал «включению неких сокровенных пусковых механизмов сознания»: круто переменил налаженную жизнь «стабильного писателя», вытряхнул из наезженной колеи, вынес на новую дорогу, неведомую и лихую, освоенную в конце концов. «Яблоки из сада Шлицбутера» - рассказ, очень насыщенный изысканными метафорами и сравнениями. Примерами могут служить следующие выдержки из текста: «… изображать евреев в текущей литературе считалось не то чтобы запретным, но нежелательным, а лучше сказать, не совсем приличным… так примерно: не сифилис, нет, но неприятный некий грибок»; «Одну, молодую, но уже плывшую женщину с покорными глазами я сразу мысленно окрестила Жертвенной Коровой»; «…и похожа была на царицу Савскую…» и т.п. В рассказе причудливо всплывают неожиданные мотивы. Вдруг, скажем, в качестве особой, но «сильно и значимо звучащей нотой» возникает заблудившаяся чеховская Каштанка. «…Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам…». Цитата эта, впервые появившаяся в воспоминаниях героини, читавшей в детстве чеховскую повесть, затем отзывается в конце рассказа, когда перед ней возникает мучительный вопрос: чья я? Неслучайно Рубина в свой рассказ вставляет именно эту цитату, она сравнивает состояние главной героини, потерявшейся в этом мире, пытающейся найти себя, с состоянием Каштанки – этого маленького существа в таком большом и страшном городе. Рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» ретроспективен как по форме, так и по содержанию. Действие в нем протекает сразу в четырех временах: «сейчас», сегодня, когда писательница пишет свой текст – это время «повальной гласности»; затем – в недавнем прошлом, когда, собственно, и разворачиваются события рассказа – время «застоя»; а также в том сравнительно далеком времени, куда переносят нас детские воспоминания героини; и еще – в совсем уже далекие военные годы, когда её еще не было на свете и о которых она знает лишь со слов старших. Вообще данный рассказ можно рассматривать как попытку автора обратиться к читателю с серьезными общечеловеческими проблемами, заговорить с ним о предметах вечных, о пространстве безбрежном, о вещах нетривиальных и сокровенных. Именно рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» видится сегодня предтечей творческого прорыва Рубиной, приведшего вскоре к созданию повести «Во вратах Твоих». Каждое произведение писательницы, и рассказ «Яблоки из сада Шлицбутера» не является исключением, заставляет каждого читателя заглянуть в себя, задуматься над самым главным в жизни, переосмыслить свои жизненные принципы и осознать для себя ценность каждой минуты нашей жизни, то есть не оставляет никакого читателя равнодушным.

Статья по творчеству Дины Рубиной

Статья по творчеству Дины Рубиной

Статья по творчеству Дины Рубиной

Статья по творчеству Дины Рубиной

Статья по творчеству Дины Рубиной

Статья по творчеству Дины Рубиной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2019