Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Оценка 4.8
Семинары
docx
дефектология
Взрослым
26.03.2019
Статья содержит основные направления и аспекты медицинской, психологической и педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Она способствует созданию представления о системе работы с детьми, имеющими диагноз РАС в современном обществе. Раскрывает современные методики обучения и воспитания детей, имеющими РАС с самого раннего возраста.
статья для публикацииМозговой Ю.Е..docx
«Медицинские и психологопедагогические аспекты ранней помощи детям с расстройствами
аутистического спектра».
Ю.Е.Мозгова, учитель филиала ОГКОУШ №39, г.Ульяновск
Аннотация.
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи
и наиболее
эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами
аутистического спектра, реализуемым на территории РФ.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра, социализация,
адаптация, коррекция, медикаментозное лечение.
В апреле 2018 г. Минтруд утвердил и разослал в регионы пакет документов и методические
рекомендации по организации ранней помощи детям, родившимся с различными нарушениями, и
их семьям.
В настоящий момент времени в нашей стране активно развивается система ранней помощи, в
основе работы которой лежит «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации до
2020 года.
В результате работы в России пилотного проекта стало ясно, что основой для развития системы
помощи лицам с расстройствами аутистического спектра должены стать региональные
ресурсные центры, которые могут быть созданы на базе организации любой ведомственной
принадлежности. Основная
цель ресурсных центров — внедрение и распространение
современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по сопровождению,
воспитанию и обучению детей с РАС, оказание методической, экспертной и информационно
аналитической поддержки организациям, работающим с детьми. Важной составляющей развития
региональной системы комплексной помощи детям с РАС является информационное
обеспечение родителей, специалистов и широкой общественности. Особенности и способы
освещения проблем аутизма и помощи людям с РАС в средствах массовой информации, к
сожалению, далеки от современных научных достижений и актуальных проблем детей с
аутистическими нарушениями и их семей. Изменение такого положения необходимо для людей с
аутизмом, их близких, для всего общества.
В целом, модель региональной системы помощи детям с РАС и их семьям состоит из нескольких
важнейших элементов:
— максимально раннее выявление детей группы риска по РАС и внедрение в практику
эффективных диагностических методов, способных помогать как врачам, так и педагогам в их
работе с такими детьми;
— максимально раннее начало коррекционной работы с детьми с РАС, осуществляемое в рамках
повсеместно реализованной системы ранней помощи;
— обеспечение эффективного и постоянного медицинского сопровождения;
— создание условий для максимальной социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка с
РАС, системы образования семей, повышение уровня родительской компетентности; — создание условий для максимальной социальной инклюзии детей с РАС, создание условий
доступности для них всех объектов инфраструктуры, культурной, спортивной и общественной
жизни;
— создание условий для профессионального образования и дальнейшего трудоустройства (как в
условиях поддерживаемого и сопровождаемого трудоустройства, так и в условиях специально
созданных рабочих мест);
— создание системы социальной занятости для людей с тяжелыми формами РАС;
— создание системы поддерживаемого проживания для взрослых людей с РАС;
— создание условий для эффективной подготовки кадров как высшего, так и средне
специального звена для систем здравоохранения, образования и социальной защиты;
—просветительская деятельность, распространение достоверной информации о людях, имеющих
РАС.
В связи со значительным увеличением числа лиц, которым поставлен диагноз аутизм в
научной среде всего мира всё больше возрастает интерес к изучению причин возникновения
этого специфического расстройства и методов его лечения и коррекции. На сегодняшний
момент существуют и достаточно успешно, особенно в комплексе, реализуются несколько
наиболее эффективных методов оказания ранней помощи людям с расстройствами
аутистического спектра. Их можно разделить на группы: медикаментозные и психолого
педагогические.
К выработанным на основе многолетнего лечебного опыта принципам медикаментозной
коррекции можно отнести следующие:
1. Диагноз РАС не должен автоматически вести к назначению медикаментозного лечения, но
должен автоматически запускать процесс интенсивной педагогической коррекции;
2. Значительная часть детей с РАС (порядка 50%) может обучаться без медикаментозной
поддержки при условии интенсивности и эффективности педагогического воздействия.
3. Состояние определенной части детей с РАС (около 10—15%) на момент первичной врачебной
консультации таково, что занятия без предварительной медикаментозной коррекции
невозможны; в остальных 35— 40% случаев медикаментозная поддержка ведет к повышению
эффективности занятий, облегчает и ускоряет приобретение ребенком необходимых навыков;
4.
Несомненными показаниями к медикаментозному вмешательству являются:
нецеленаправленное психомоторное возбуждение с импульсивностью и негативизмом;
выраженная дезорганизация поведения обычно в сочетании с грубым нарушением или
невозможностью контакта; стойкая агрессия и аутоагрессия, не связанные с ситуацией и/или не
поддающиеся коррекции поведенческими методами; брутальность и разрушительность в
поведении. Квалифицированная клиническая оценка психического состояния должна исключать
смешение таких понятий как «гиперактивность» и «возбуждение», «дефицит внимания» и
«психическая дезорганизация».
5. Среди используемых препаратов чаще всего наиболее предпочтительны нейролептики с
дозозависимым стимулирующим действием: перфеназин, трифлуоперазин, сульпирид.
Атипичные нейролептики рисперидон и арипипразол также используются, но не всегда удобны
вследствие большого процента метаболических побочных эффектов и наблюдаемого у части
детей выраженного синдрома отмены. Нейролептикиседатики: хлорпромазин, промазин,
хлорпротиксен, перициазин бывают необходимы в ряде случаев, но применение их нередко
осложняется особенностями проявлений их побочного действия у невербальных детей раннего эффективность
медикаментозного вмешательства.
возраста. Ноотропы и ингибиторы холинэстеразы применяются после ЭЭГисследования, обычно
в комбинации с нейролептиками. Противосудорожные препараты используются и для прямого
антиэпилептического, и для нормотимического действия. Фармакотерапия приводит к
улучшению психического состояния в 65% случаев.
6. Для подбора эффективной схемы лечения необходимы тесное сотрудничество и взаимное
доверие между родителями и врачом. К сожалению, именно данный пункт представляет
наибольшую проблему. В этой связи особенно важна психотерапевтическая компетентность
врачейпсихиатров, умеющих работать с тяжелой психической травмой, каковой является для
родителей диагноз «аутизм» у ребенка. Психотерапевтическая поддержка семьи в случае
диагноза «аутизм» у ребенка не может быть переоценена и по важности не уступает, а часто и
превосходит,
Своевременное
информирование о методах коррекции, обучение родителей этим методам с учетом их
образовательного уровня и интеллектуальных и эмоциональных ресурсов — вот краткий
перечень минимальной психотерапевтической помощи, оказываемой родителям детей с РАС.
Симптомы и проблемы, на которые обычно нельзя повлиять с помощью препаратов
— Невыполнение устных инструкций
— Проблемное поведение с целью отказа от того, чего ребенок не хочет (например, ребенок
ложится на пол или пытается убежать, когда приходит время занятий)
— Низкая скорость обучения
— Отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией
— Низкие социальные навыки.
Но фактически на сегодняшний момент лекарственные препараты не могут полностью вылечить
аутизм.
Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем, такие как
гиперактивность, истерики, нарушения сна и тревожность. Это может облегчить для ребенка
участие в жизни семьи, посещение общественных мест и обучение в школе. Благодаря этому
ребенку может стать более комфортно, и он может лучше учиться. Препараты не помогают
каждому ребенку с аутизмом. Как правило, даже если препарат хорошо помогает, он не
избавляет от проблемного поведения полностью. Кроме того, не каждый вид проблемного
поведения может быть скорректирован с помощью препаратов.
Важно начинать только один новый метод коррекции поведения в один момент времени. Так
родители и врачи смогут понять, какой вид лечения помогает, а какой вызывает проблемы.
Кроме медикаментозных способов лечения при аутизме рекомендовано соблюдение диеты. В
настоящее время, согласно результатам многочисленных исследований, было установлено, что
аутизм, а также синдром Аспергера не только являются психическими расстройствами, но и
выражаются в нарушениях обменных процессов. Ученые полагают, что у детей, страдающих
аутизмом, два белка (глютен, казеин), попадающие в желудок с молочными и мучными
продуктами разлагаются неокончательно. Правильная диета при аутизме должна исключить из
своего меню молоко, пшеницу, рожь, овес, ячмень. Дело в том, что злаковые богаты глютеном
или по простому клейковиной. У здоровых людей эти белки без проблем усваиваются, а у людей
с аутизмом белки проникают в кровь, как эндорфины. Это вещества по аналогии схожи с
наркотиками. А результат от эндорфинов таков, что дети — аутисты плохо ведут себя и странно
реагируют на ближайшее окружение. А многие заболевшие предпочитают мучные и молочные продукты из — за зависимости от эндорфинов. Поэтому при аутизме должна быть безглютеновая
и безказеиновая диета. Большинство родителей детей — аутистов, которые придерживается
этой правильной диеты — через некоторое время получают достаточно хорошие результаты.
При безглютеновой диете категорически запрещается:
— злаковые (ячмень, перловка, пшеница, рожь, полба, ячневая крупа, овес) и мюсли
— изделия из муки (хлеб, выпечка сладкая, пицца, пироги с маслом и сыром)
— продукты без этикеток о составе
— продукцию, в которой присутствует солод (ячмень), а также амидон.
При безказеиновой диете запрещается:
— молоко, маргарин животного происхождения, творог, йогурты, сыр, молочные сладости,
мороженое, масло.
Лекарственные препараты следует рассматривать только после того, как остальные виды
коррекции поведения потерпели неудачу. Даже если к лечению ребенка будет добавлен
лекарственный препарат, следует продолжать применять психологопедагогические методы.
К одним из самых распространенных, наиболее исследованных, и чаще приносящих
положительные результаты относятся следующие методы коррекции аутистических расстройств.
1.Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) является старейшим и наиболее полно исследованным
методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной
системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретным
навыкам.
2.Речевая терапия и логопедия.
Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают
очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются
речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой
речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно
часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.
3. Трудотерапия или оккупационная терапия.
В трудотерапии или оккупационной терапии акцент делается на формировании навыков
повседневной жизни. Поскольку многие люди с аутизмом обладают неполноценно развитыми
навыками мелкой моторики, такая терапия может иметь для них большое значение.
Профессиональные оккупационные терапевты также могут иметь подготовку в области
сенсорной интеграции, представляющей собой особую технологию, которая помогает аутичным
людям справиться с повышенной чувствительностью к звуку, свету или прикосновениям.
4. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных
навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков,
необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на
игровой площадке. Терапевты, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в
создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.
5. Физиотерапия.
Аутизм представляет собой «первазивное», всепроникающее нарушение развития. У многих
аутичных людей наблюдается задержка развития навыков большой моторики, а некоторые имеют считаются примерами развивающей
очень низкий мышечный тонус. Физическая терапия может воспитать силу, выносливость,
координацию, а также сформировать основные спортивные навыки.
6. Игровая терапия.
Как бы странно это ни звучало, дети с аутизмом нуждаются в помощи при обучении игре. Кроме
того, игра также может служить инструментом для построения речи, коммуникативных и
социальных навыков. Игровые терапевты могут иметь подготовку в области определенных
терапевтических методов, таких как Floortime или Play Project, или же они могут включать
игровую терапию в речевую, оккупационную или физическую терапию.
7. Поведенческая терапия.
Дети с аутизмом часто испытывают фрустрацию. Они сталкиваются с непониманием, с трудом
могут сообщить о своих потребностях, страдают от гиперчувствительности к звуку, свету и
прикосновениям, и т.п. Неудивительно, что иногда они проявляют нежелательное поведение.
Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также
рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня,
которые улучшат поведение ребенка.
8. Развивающая терапия.
Floortime, Sonrise и Развитие партнерских отношений (RDI)
терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных
сторонах и уровне развития. Цель развивающей терапии заключается в повышении
эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей. Развивающая терапия часто
противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения
конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.
9. Визуальная терапия.
Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с
системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS). Видео
моделирование, видеоигры и электронные системы коммуникации также используют
преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения
коммуникации.
В настоящее время в России проведена адаптация существующих мировых методик
оперативного обучения в рамках традиционного российского подхода к коррекции детского
аутизма, способных реально помочь в адаптации аутичного человека как дома, так и за его
пределами. В последние годы возрастает количество исследований по практической социальной
работе, специальной педагогике и психологии по проблемам помощи детяминвалидам. Вместе с
тем сама структура и содержание системы ранней помощи и адаптации ребенка с детским
аутизмом находят свое теоретическое и практическое подтверждение в практической
деятельности стационарных и полустационарных учреждений. Работа по оказанию психолого
педагогической и социальной помощи лицам с РАС является индивидуально направленной,
систематизированной и структурированной и должна носить адресный, комплексный характер.
Основная часть психокоррекционной работы ведётся на занятиях с ребенком как в
школе, так и вне ее. На занятиях следует создавать условия для социальной адаптации, развитию
коммуникативных навыков, подготовке к обучению, всестороннему развитию ребенка,
реализовывать связанные с местом проживания индивидуальные программы воспитания,
сопровождение ребенка во внеучебной жизни, оказания своевременной медицинской помощи,
осуществлять подготовку членов семьи к работе с аутичными детьми в сложных условиях. Дети с расстройствами аутистического спектра должны быть интегрированы в общество на
специальных условиях, а не приспособлены к правилам здоровых детей. Список литературы 1. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К.
Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 312 с. 2. Детский аутизм: Хрестоматия /
Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика плюс, 2001. – 368 с. 3. Жукова Н.С. Если ваш
ребенок отстает в развитии. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1993. – 112
с. 4. Каган В.Е. Аутизм у детей. / В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1981. – 190 с. 5. Лебединская
К.С. Диагностика раннего детского аутизма. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М.:
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Статья посвящена современным способам организации ранней помощи и наиболее эффективным методам коррекции специфических отклонений у детей с расстройствами аутистического спектра, реализуемым на территории РФ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.