Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
классное руководство
Взрослым
18.04.2017
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. . Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Применение АМО на уроках в начальных классах.docx
Применение активных методов обучения
на уроках в начальных классах.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки
новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения
государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены
новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к
обучению. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым
школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен
превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Главная
задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую
сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю
необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить
ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему
мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Так что же такое АМО?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и
творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных
коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта
обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в
процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении
и рефлексии.
В технологии АМО можно выделить две составляющих – структуру и
содержание. деятел
ьность
разноо
бразие
комму
никаци
й
интера
ктивно
сть
АМ
О
вовлеч
ение
всех
органо
чувств
в
практи
ческая
направ
леннос
ть
творче
ство
итогов
действ
ое
ие
По содержанию входящие в технологию методы представляют
упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на
протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на
практической направленности, игровом действе и творческом характере
обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и
полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме
организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,
деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное
мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
инициация
(приветствие,
знакомство)
вхождение или
погружение в тему
(определение целей
урока )
определение
ожиданий
обучающихся
(планирование
личностного смысла
урока и формирование
безопасной
образовательной Фаза 2. Работа над темой
среды)
закрепление
изученного материала
(обсуждение
домашнего задания)
интерактивная
лекция (передача и
объяснение педагогом
новой информации)
проработка
содержания темы
(групповая работа
учащихся над темой
урока)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
эмоциональная разрядка
подведение итогов (рефлексия,
(разминки)
анализ и оценка урока)
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного
мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями
урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и
задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока.
Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы
занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса,
придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию, создают
надежную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этап
Инициация
Погружение в тему
Назначение
методов
Создание
позитивной и
комфортной
атмосферы,
настрой на
рабочий лад.
Обеспечение
мотивации
обучения и
осмысленности
процесса
обучения
Определение
ожиданий
обучающихся
Концентрация
внимания,
обеспечение
ответственности
за результат
обучения,
создание
психологически Фаза 2. Работа над темой
Этап
Закрепление
изученного
Интерактивная
лекция
Контроль и
коррекция ЗУН
Сообщение
нового
материала
Назначение
методов
комфортной
обстановки
Проработка
содержания
темы
Усвоение
нового
материала,
развитие
ЗУНиК
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этап
Эмоциональная разрядка
Рефлексия
(разминка)
Назначение
методов
Снятие напряжения и
усталости
Получение эмоциональной
и содержательной оценки
процесса и результатов
обучения
Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны
соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям
и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную
картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании
АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка
взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на
общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует
современную образовательную технологию АМО.
Для каждого этапа урока используются соответствующие активные
методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе
проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с
учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей.
Приведу примеры АМО на разных этапах и фазах образовательного
мероприятия.
I фаза Этап
Инициация
Погружение в тему
Определение
ожиданий и опасений
«Транспорт».
Членам экспедиции
предлагается
на
выбор одно из
транспортных
средств, с помощью
которого
можно
добраться до страны
АМОзонии.
1. Теплоход
2. Автобус
3. Поезд
4. Самолет
В пути, чтобы не
заскучать,
можно
спеть песню. Группам
предлагается спеть
фрагмент песни о
своем транспортном
средстве.
Метод
«Иллюстрация».
Учитель заранее
скачивает фильм
(мультфильм) или
фрагмент. После
просмотра фильма
(мультфильма) и
обсуждения в парах
возможного варианта
ответа, участники
формулируют тему
урока и цели.
Примеры
АМО
«Мой цветок».
Учитель раздает
ученикам заранее
заготовленные
разноцветные
лепестки цветка.
Ученики заполняют
их. Отвечаю на
вопросы: мой лозунг,
моя цель в жизни, мои
увлечения, что я ценю
в людях, что я люблю.
Метод
«Комплименты».
Учитель спрашивает
детей, как они себя
чувствуют, и просит
их поднять карточку,
цвет которой
соответствует их
настроению.
Интерпретация
цветов дана на
слайде, например:
оранжевый
довольный,
радостный и т.д.
После этого учитель
говорит, что
настроение в группе
«Билет». Учитель
вручает
каждому
участнику
входной
билет на транспортное
средство.Билет
состоит из
двух
частей. На одной части
ученики пишут свои
ожидания
от
предстоящей работы, а
на другой
(зона
– свои
контроля)
опасения.
Учитель
открывает
область
контроля (опасения) и
забирает себе, а часть
билета, на которой
написаны ожидания,
остается у ученика.
Все
ученики
прикрепляют
свои
ожидания на планшет
своей группы. После
этого
учитель
обобщает полученный
результат.
Метод «Летоосень».
На листе ватмана
схематично рисуется
дерево, в листики
которого вписывается,
что ученики ждут от
урока, чему хотели
научиться, чего
опасаются. В конце
занятия ученики
заклеивают свои
ожидания и опасения
цветными листиками:
сбывшиеся ожидания и
не сбывшиеся
опасения – зелёными;
несбывшиеся
ожидания и различное и
предлагает улучшить
его, сделав соседу по
парте комплимент.
подтверждённые
опасения – жёлтыми
Закрепление
изученного
(домашнее задание)
Инпут
Проработка
содержания темы
II фаза
Этап Примеры
«Парный выход».
Учитель вызывает к
доске ученика. Тот
подбирает себе пару,
а затем записывает по
памяти любое
словарное слово,
обозначающее
предмет. Его товарищ
находит подходящее
к этому слову
название действия и
записывает рядом.
Учащиеся записывают
слова с их
предварительным
орфографическим
проговариванием
Игра «Чистая
доска». Перед
объяснением нового
материала учитель в
разных концах
школьной доски, в
произвольном
порядке, записывает
вопросы (для
удобства игры
необходимо
пронумеровать),
которые могут быть
выражены как в
обычной форме, так и
рисунком, схемой,
фрагментом карты и
так далее. Они
должны быть
построены на
материале изучаемой
темы.
Учитель говорит, что
по ходу объяснения
нового материала
класс будет
участвовать в игре
«Чистая доска».
«Посмотрите на
доску. Она совсем не
чистая, а наоборот
заполнена разными
вопросами. Ответы на
них будут находиться
в моём рассказе. Я,
время от времени,
буду спрашивать вас
готовы ли вы
ответить на какой
нибудь вопрос. Если
вы даёте ответ на
него, то этот вопрос
будет стираться с
доски. Задача этой
игры состоит в том,
чтобы к концу урока
доска оказалось
чистой».
но по
Метод «Написание
синквейна».
Составление
синквейна требует от
ученика в кратких
выражениях
резюмировать учебный
материал. Это форма
свободного
творчества,
определенным
правилам.
Правила
написания синквейна
таковы:
На первой строчке
одно
записывается
слово
существительное. Это
и есть тема синквейна.
На второй строчке
надо написать два
прилагательных,
раскрывающих тему
синквейна.
На третьей строчке
записываются
три
глагола, описывающих
действия, относящиеся
к теме синквейна.
На четвертой строчке
размещается целая
фраза. Это может быть
крылатое выражение,
чувство, цитата или
составленное
учеником предложение
в контексте темы.
Последняя строчка
это словосиноним,
своё отношение к
данной теме, чувство
или сравнение.
синквейна:
Пример
Гласные
ударные,
безударные
проверить, запомнить,
записать.
безударные гласные нужно
орфограмма
проверять.
Метод « Магазин».
На доске картинки с
изображениями
предметов. Каждый
ученик подходить к
доске, произносит
Работа в группах.
Учащиеся в группах
обсуждают по плану
вопрос и готовят
небольшое сообщение
для других групп.
«Составь цепи». На
доске картинки с
изображением
животных и растений.
Задача учащихся
составить цепи IIIфаза
Этап
Примеры АМО
питания .
Информацию дети
фиксируют
схематически на
листах.
фразу: « Я покупаю
молоко потому, что
слово с
непроверяемой
безударной гласной в
корне слова» Или: « Я
покупаю дерево
потому, что слово с
проверяемой
безударной гласной в
корне слова». Оценка
результата: после
покупки всех
картинок подводится
итог (чей ряд купил
больше картинок).
Эмоциональная разрядка
Рефлексия
(разминка)
«Тряпичная кукла и солдат».
Исходное положение – стоя.
Полностью выпрямитесь и
вытянитесь в струнку как
солдат. Застыньте в этой позе,
как будто вы одеревенели, и не
двигайтесь. Теперь наклонитесь
вперед и расставьте руки, чтобы
они болтались как тряпки.
Станьте такими же мягкими и
подвижными, как тряпичная
кукла. Слегка согните колени и
почувствуйте, как ваши кости
становятся мягкими, а суставы
очень подвижными. Теперь
снова покажите солдата,
вытянутого в струнку и
абсолютно прямого и
негнущегося, как будто
вырезанного из дерева.
«Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую
руку. Каждый палец – это какаято
позиция, по которой надо
высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным
и интересным…
Указательный – по этому
вопросу я получил конкретную
рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне
не понравилось).
Безымянный – моя оценка
психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было
недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
За что бы вы себя могли
похвалить?
Метод «Пантомима».
Класс
делится на 3 группы. У каждой
группы есть задание,
они
должны изобразить предмет или
какоелибо действие. При этом
Вернемся к нашим листочкам, где
вы написали свои ожидания и
опасения перед началом работы.
Если ваши ожидания сбылись, а
опасения развеялись, приклейте нельзя ничего говорить, а можно
показывать только мимикой,
жестами или действиями.
зеленые листочки. Несбывшиеся
ожидания и подтвержденные
опасения – желтыми.
Таким образом, благодаря АМО учащиеся вовлекаются в насыщенный
образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их
мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю
или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь,
собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В
технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное,
насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором
самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной
технологии.
В статье использованы материалы дистанционного курса «Разработка
урока в начальной школе по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»
(Образовательный портал “Мой Университет” http://www.moiuniversitet.ru/)
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Статья "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.