Статья Применение элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Оценка 4.8

Статья Применение элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
обществознание
Взрослым
24.03.2017
Статья Применение элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
В статье рассматривается проблема здоровьесбережения обучающихся в современном образовании. Статья предлагает вниманию сравнительную характеристику рационального, с точки зрения здоровьесберегающих технологий, урока. Необходимость использования здоровьесберегающих технологий связана с растущим с каждым годом обучения информационно-нормативным давлением на учащегося. Учитывая эти аргументы, необходимо активизировать свою деятельность, направленную на поиск новых отражений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья студентов.
4-Чернышёва Л.М.-Статья (1).docx

 

Чернышёва Лариса Михайловна

Должность

Преподаватель истории и обществознания

Педагогический стаж

21 год

Ученая степень

нет

Отраслевые награды

Почетная грамота Министерства науки и образования РФ, 2014 г.

Ученое звание

нет

Место работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»

Почтовый адрес

(617160) Пермский край, Очерский  р-н, п. Павловский, ул. Чернышевского, д.11

Телефон

89026366369

e-mail

Larmix71@mail.ru

Страна

Россия

 

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Аннотация. В статье рассматривается проблема здоровьесбережения обучающихся в  современном образовании. Статья предлагает вниманию сравнительную характеристику рационального, с точки зрения здоровьесберегающих технологий, урока. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, рациональная организация урока, эмоциональные разминки, физкультпраузы, благоприятный психологический климат на уроке.

 

Испокон веков в человеке ценилось здоровье. Еще Сократ говорил: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто».

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий связана с растущим с каждым годом обучения информационно-нормативным давлением на учащегося. Учитывая эти аргументы, необходимо активизировать свою деятельность, направленную на поиск новых отражений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья студентов.

Обратите внимание на параметры! (Таб.1) [1] Просто мечта любого педагога, а не студент! Много у вас таких студентов? Я думаю, по пальцам пересчитать, так ещё лишние останутся.

Таблица1.  Нормы здоровья

Аспекты здоровья

Считается нормой, если обучающийся:

1.     физический

умеет преодолевать усталость

2.     интеллектуальный

проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость

3.     нравственный

честен, самокритичен

4.     социальный

коммуникабелен

5.     эмоциональный

уравновешен

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения студентов, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

·организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;

·рациональная организация двигательной активности учащихся;

·система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

[2]Принципы здоровьесберегающей педагогики следущие:

n   оздоровительная направленность

n  комплексный междисциплинарный подход

n  активное обучение

n  формирование ответственности

n  связь теории с практикой

n  активность

n  наглядность

n  систематичность и последовательность

n  повторение

n  постепенность

n  индивидуализация

n  доступность

n  учет возрастных и индивидуальных особенностей

n  непрерывность

n  всестороннее и гармоническое развитие личности

    Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем:

n     Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся;

n     мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»);

n     использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.;

n     индивидуализация и дифференциация заданий для самостоятельной работы;

n     вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор;

n     задания с практическим содержанием для развития любознательности;

n     применение различных форм деятельности: индивидуальной, групповой; взаимообучение, взаимоконтроль;

n     варьирование темпа обучения;

n     создание условий для индивидуальных консультаций;

n     оптимальные объем и сложность домашнего задания и др.

Существуют дисциплины на прямую направленные на сохранение здоровья учащихся. Это физкультура и ОБЖ. Но любой самый обычный урок, независимо от дисциплины, возможно, проводить, в русле здоровьесберегающих технологий.

Следует отметить, что утомляемость студентов в немалой степени зависят от соблюдения простых гигиенических условий – чистота, температура и свежесть воздуха. Рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных раздражителей и т.д.

Часто, стараясь как можно больше изложить материала на уроке, мы забываем о его рациональной организации, которая, предполагает обязательную смену видов учебной деятельности, видов преподавания, эмоциональные разрядки, физкультпаузы и др. (Таб. 2) [3]

Таблица 2. Основные гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Рациональный

Нерациональный

плотность урока

не менее 60%, не более 75-80%

более 90%

число видов учебной деятельности

4-7

1-2

средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

более 15 мин.

частота чередования различных видов учебной деятельности

смена через 7-10 мин.

смена через 15-20 мин.

число видов преподавания

не менее 3

1

чередование видов преподавания

не позже, чем через 10-15 мин.

не чередуются

наличие эмоциональных разрядок

2-3

нет

место и длительность применения ТСО

в соответствие с гигиеническими нормами

в произвольной форме

чередование позы

поза чередуется в соответствие с видом работы, преподаватель наблюдает за посадкой обучающихся

несоответствие позы виду работы, поза не контролируется преподавателем

физкультминутки

две

отсутствуют

психологический климат

преобладают положительные эмоции

преобладают отрицательные эмоции

момент наступления утомления обучающихся

не ранее, чем через 40 мин.

менее, чем через 30 мин.

Из таблицы видно, что норма видов учебной деятельности за урок - 4-7. Это может быть опрос обучащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д

Смена видов преподавания - не менее 3 за урок.  Это - словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Часто случается, что студенты, придя с предыдущей пары, просят: «Давайте поговорим, только не будем писать, мы семь листов исписали!» И это правда. 

 Обращаете ли вы внимание на позы учащихся? О многом могут рассказать! Степень естественности позы на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. У авторитарного преподавателя студенты на уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации, но и губительно отражается на их характере.

В течение пары должно быть проведено минимум 2 двигательных разминки и 4 эмоциональных по 1-2 минуте, не связанных с материалом урока. Эмоциональные разминки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие желания их выполнять.

     Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Студент, мотивированный на учебу, предмет, материал конкретного урока, не напрягается, не нервничает, ему интересно и легко. И, согласитесь, легко преподавателю работать с таким студентом

Упоминаете ли вы на уроке, хоть иногда,  вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни? А надо. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение преподавателя  выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Создаете ли вы для учащихся ситуации успеха? Это просто необходимо. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и     взаимооценки) и др.

Благоприятный психологический климат на уроке очень важен и служит показателем успешности урока.    Заряд положительных эмоций, полученных обучащимися и самим преподавателем, определяет позитивное воздействие на здоровье.

 Личностные и психологические особенности учителя, его характера, отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями и пр. формируют психологический климат на уроке. Состояние здоровья преподавателя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, обремененность своими проблемами, его способность к переключению, профессиональная подготовленность по вопросам здоровьесбережения обучащихся, стиль педагогического общения, степень реализации индивидуального подхода к студентам – все это важнейшие составляющие здоровьесберегающего урока.

Момент наступления утомления учащихся и  снижения их учебной активности должен наступать не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений студентов в процессе учебной работы.

Окончание урока также важно, как и его начало. Удачен ли был и полезен урок покажет состояние и вид студентов, выходящих с урока, а также состояние и вид преподавателя.       

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: студенты  имели возможность задать учителю вопросы, преподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами.

В заключение хочу сказать, что здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Литература

1.                     Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 41. 

2.                     http://www.bestreferat.ru/referat-254581.html

3.                     Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012. – с. 62.


 

Скачано с www.znanio.ru

Чернышёва Лариса Михайловна

Чернышёва Лариса Михайловна

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией

ТСО в соответствие с гигиеническими нормами в произвольной форме чередование позы поза чередуется в соответствие с видом работы, преподаватель наблюдает за посадкой обучающихся несоответствие позы…

ТСО в соответствие с гигиеническими нормами в произвольной форме чередование позы поза чередуется в соответствие с видом работы, преподаватель наблюдает за посадкой обучающихся несоответствие позы…

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: студенты имели возможность задать учителю вопросы, п реподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: студенты имели возможность задать учителю вопросы, п реподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017