Чернышёва Лариса Михайловна |
|
Должность |
Преподаватель истории и обществознания |
Педагогический стаж |
21 год |
Ученая степень |
нет |
Отраслевые награды |
Почетная грамота Министерства науки и образования РФ, 2014 г. |
Ученое звание |
нет |
Место работы |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж» |
Почтовый адрес |
(617160) Пермский край, Очерский р-н, п. Павловский, ул. Чернышевского, д.11 |
Телефон |
89026366369 |
|
Larmix71@mail.ru |
Страна |
Россия |
Применение элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Аннотация. В статье рассматривается проблема здоровьесбережения обучающихся в современном образовании. Статья предлагает вниманию сравнительную характеристику рационального, с точки зрения здоровьесберегающих технологий, урока. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, рациональная организация урока, эмоциональные разминки, физкультпраузы, благоприятный психологический климат на уроке.
Испокон веков в человеке ценилось здоровье. Еще Сократ говорил: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто».
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий связана с растущим с каждым годом обучения информационно-нормативным давлением на учащегося. Учитывая эти аргументы, необходимо активизировать свою деятельность, направленную на поиск новых отражений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья студентов.
Обратите внимание на параметры! (Таб.1) [1] Просто мечта любого педагога, а не студент! Много у вас таких студентов? Я думаю, по пальцам пересчитать, так ещё лишние останутся.
Таблица1. Нормы здоровья
Аспекты здоровья |
Считается нормой, если обучающийся: |
1. физический |
умеет преодолевать усталость |
2. интеллектуальный |
проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость |
3. нравственный |
честен, самокритичен |
4. социальный |
коммуникабелен |
5. эмоциональный |
уравновешен |
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения студентов, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:
·организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
·рациональная организация двигательной активности учащихся;
·система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
[2]Принципы здоровьесберегающей педагогики следущие:
n оздоровительная направленность
n комплексный междисциплинарный подход
n активное обучение
n формирование ответственности
n связь теории с практикой
n активность
n наглядность
n систематичность и последовательность
n повторение
n постепенность
n индивидуализация
n доступность
n учет возрастных и индивидуальных особенностей
n непрерывность
n всестороннее и гармоническое развитие личности
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем:
n Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся;
n мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»);
n использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.;
n индивидуализация и дифференциация заданий для самостоятельной работы;
n вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор;
n задания с практическим содержанием для развития любознательности;
n применение различных форм деятельности: индивидуальной, групповой; взаимообучение, взаимоконтроль;
n варьирование темпа обучения;
n создание условий для индивидуальных консультаций;
n оптимальные объем и сложность домашнего задания и др.
Существуют дисциплины на прямую направленные на сохранение здоровья учащихся. Это физкультура и ОБЖ. Но любой самый обычный урок, независимо от дисциплины, возможно, проводить, в русле здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что утомляемость студентов в немалой степени зависят от соблюдения простых гигиенических условий – чистота, температура и свежесть воздуха. Рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных раздражителей и т.д.
Часто, стараясь как можно больше изложить материала на уроке, мы забываем о его рациональной организации, которая, предполагает обязательную смену видов учебной деятельности, видов преподавания, эмоциональные разрядки, физкультпаузы и др. (Таб. 2) [3]
Таблица 2. Основные гигиенические критерии рациональной организации урока
Факторы урока |
Рациональный |
Нерациональный |
плотность урока |
не менее 60%, не более 75-80% |
более 90% |
число видов учебной деятельности |
4-7 |
1-2 |
средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
не более 10 мин. |
более 15 мин. |
частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена через 7-10 мин. |
смена через 15-20 мин. |
число видов преподавания |
не менее 3 |
1 |
чередование видов преподавания |
не позже, чем через 10-15 мин. |
не чередуются |
наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
нет |
место и длительность применения ТСО |
в соответствие с гигиеническими нормами |
в произвольной форме |
чередование позы |
поза чередуется в соответствие с видом работы, преподаватель наблюдает за посадкой обучающихся |
несоответствие позы виду работы, поза не контролируется преподавателем |
физкультминутки |
две |
отсутствуют |
психологический климат |
преобладают положительные эмоции |
преобладают отрицательные эмоции |
момент наступления утомления обучающихся |
не ранее, чем через 40 мин. |
менее, чем через 30 мин. |
Из таблицы видно, что норма видов учебной деятельности за урок - 4-7. Это может быть опрос обучащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д
Смена видов преподавания - не менее 3 за урок. Это - словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Часто случается, что студенты, придя с предыдущей пары, просят: «Давайте поговорим, только не будем писать, мы семь листов исписали!» И это правда.
Обращаете ли вы внимание на позы учащихся? О многом могут рассказать! Степень естественности позы на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. У авторитарного преподавателя студенты на уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации, но и губительно отражается на их характере.
В течение пары должно быть проведено минимум 2 двигательных разминки и 4 эмоциональных по 1-2 минуте, не связанных с материалом урока. Эмоциональные разминки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие желания их выполнять.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
Студент, мотивированный на учебу, предмет, материал конкретного урока, не напрягается, не нервничает, ему интересно и легко. И, согласитесь, легко преподавателю работать с таким студентом
Упоминаете ли вы на уроке, хоть иногда, вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни? А надо. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение преподавателя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Создаете ли вы для учащихся ситуации успеха? Это просто необходимо. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Благоприятный психологический климат на уроке очень важен и служит показателем успешности урока. Заряд положительных эмоций, полученных обучащимися и самим преподавателем, определяет позитивное воздействие на здоровье.
Личностные и психологические особенности учителя, его характера, отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями и пр. формируют психологический климат на уроке. Состояние здоровья преподавателя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, обремененность своими проблемами, его способность к переключению, профессиональная подготовленность по вопросам здоровьесбережения обучащихся, стиль педагогического общения, степень реализации индивидуального подхода к студентам – все это важнейшие составляющие здоровьесберегающего урока.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности должен наступать не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений студентов в процессе учебной работы.
Окончание урока также важно, как и его начало. Удачен ли был и полезен урок покажет состояние и вид студентов, выходящих с урока, а также состояние и вид преподавателя.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: студенты имели возможность задать учителю вопросы, преподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами.
В заключение хочу сказать, что здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.
Литература
1. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 41.
2. http://www.bestreferat.ru/referat-254581.html
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012. – с. 62.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.