В данной статье рассматривается важность игры, как основного вида деятельности дошкольников, кроме того, выясняется какие игровые технологии применяются исходя из направлений развития в соответствии с ФГОС ДО. Почему следует применять те или иные технологии, на чем это основывается, учитывая мнения разных учёных.Статья
УКД 373.2
Аккуратнова Т.Н., Россия, город Калуга, КГУ им. К.Э.Циолковского
akkuratnova
75@
mail
. ru
Akkuratova T. N., Russia, city of Kaluga, KGU. K. E. Tsiolkovsky
akkuratnova75@mail.ru
Применение игровых технологий
в образовательном процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Educational technologies, tools and techniques of career guidance in the conditions of
preschool educational organizations
Аннотация: в статье рассматривается применение игровые технологий, как совокупность
психологопедагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОО.
Annotation: the article discusses the use of gaming technologies as a soup of psychological and
pedagogical approaches that define a set of forms, methods, methods, prim training, bottles of funds for the
implementation of the educational process in the preschool educational organization.
Ключевые слова: игровые технологии, игровое пространство, технологический подход,
деятельность, образовательные ориентиры, социализация личности, педагогическая игра.
Key words: gaming technology, gaming space, a technological approach, activities, educational
guidance, socialization of a personality, pedagogical game.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не
спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным
играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом?
Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы
обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей
к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта
педагогических инноваций, результатов психологопедагогических исследований.
Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к
организации образовательной работы с детьми.
Понятие игры как технологии условно и вызвано необходимостью научного
уточнения параметров рассматриваемого явления. Рассмотрим два подхода к
определению понятия «игровые технологии».
1По определению Г. К. Селевко, игровая технология – вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [4; 50].
В рамках подхода Т. М. Михайленко понятие «игровые технологии» трактуется
как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще
педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы,
направленностью [3; 143].
выделены в явном виде и характеризуются познавательной
В данной статье мы разделяем мнение Т. М. Михайленко и под игровыми
технологиями понимаем обширную группу методов и приёмов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта [3; 143].
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой
совокупность психологопедагогических подходов, определяющих комплекс форм,
методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации
образовательного процесса в ДОО.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена
следующими причинами:
социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО);
образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная
программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической
технологии в том, что
она:
конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать
на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс
в его развивающемся состоянии.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра
рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
2В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют
собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
Цель игровой технологии не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его
какимто специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре
волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
о
н
педагогическим
о
н
результатом,
о
н
которые
о
н
могут
о
н
быть
о
н
обоснованы,
о
н
выделены
о
н
3в
о
н
явном
о
н
виде
о
н
и
о
н
характеризуются
о
н
учебнопознавательной
о
н
направленностью.
Л.
о
н
В.
о
н
Загрекова
о
н
о
н
выделяет
о
н
4следующие
о
н
компоненты
о
н
игровых
о
н
технологий:
•
о
н
мотивационный;
•
о
н
ориентационноцелевой;
•
о
н
содержательнооперационный;
•
о
н
ценностноволевой;
•
о
н
оценочный.
Все
о
н
5рассмотренные
о
н
компоненты
о
н
находятся
о
н
в
о
н
тесной
о
н
взаимосвязи
о
н
и
о
н
включают
о
н
ряд
о
н
структурных
о
н
элементов:
о
н
6установочный
о
н
элемент,
о
н
игровые
о
н
ситуации,
о
н
задачи
о
н
игры,
о
н
правила
о
н
игр,
о
н
игровые
о
н
действия,
о
н
игровое
о
н
7состояние,
о
н
результат
о
н
игры.
о
н
С
введением
о
н
ФГОС
о
н
ДО
о
н
перед
о
н
нами
о
н
встали
о
н
следующие
о
н
задачи,
о
8н
направленные
о
н
на
о
н
введение
о
н
игровых
о
н
технологий
о
н
в
о
н
ДОО:
о
•
н
Необходимость
о
н
объяснения
о
н
родителям
о
н
важности
9о
н
игры;
•
о
н
Обеспечение
о
н
безопасного
о
н
пространства
о
н
для
о
н
игры
о
н
;
о
•
н
Наличие
о
н
соответствующей
о
н
развивающей
о
10н
предметно
о
н
–
о
н
пространственной
о
н
среды,
о
н
поддерживающей
о
н
игру;
о
н
•
Свободное
о
н
время
о
н
детей
о
н
не
о
н
должно
11о
н
быть
о
н
жестко
о
н
программируемым,
о
н
Педагог
о
н
должен
о
н
наблюдать
о
н
за
о
н
детьми,
о
н
понимать
о
н
их
о
н
игровые
12о
н
замыслы,
о
н
переживания.
Ему
о
н
необходимо
о
н
завоевать
о
н
доверие
о
н
детей,
о
н
установить
о
н
с
о
н
ними
о
н
контакт.
о
н
13Это
о
н
легко
о
н
достигается
о
н
в
о
н
том
о
н
случае,
о
н
если
о
н
воспитатель
о
н
относится
о
н
к
о
н
игре
о
н
14серьёзно,
о
н
с
о
н
искренним
о
н
интересом,
о
н
без
о
н
обидного
о
н
снисхождения.
Место
о
н
и
о
н
роль
о
н
игровой
о
н
технологии
о
15н
в
о
н
образовательном
о
н
процессе,
о
н
сочетание
о
н
элементов
о
н
игры
о
н
и
о
н
обучения
о
н
во
о
н
многом
о
н
зависят
о
16н
от
о
н
понимания
о
н
педагогом
о
н
функций
о
н
и
о
н
классификации
о
н
педагогических
о
н
игр.
о
н
В
первую
о
н
очередь
о
н
следует
17о
н
разделить
о
н
игры
о
н
по
о
н
виду
о
н
деятельности
о
н
на
о
н
физические
о
н
(двигательные),
о
н
интеллектуальные
о
н
(умственные),
о
н
трудовые,
18о
н
социальные
о
н
и
о
н
психологические.
Согласно
о
н
ФГОС
о
н
ДО
о
н
содержание
о
н
образовательной
о
н
программы
о
н
в
о
н
ДОО
о
н
19должно
о
н
обеспечивать
о
н
развитие
о
н
личности,
о
н
мотивации
о
н
и
о
н
способностей
о
н
детей
о
н
в
о
н
различных
о
н
видах
о
н
20деятельности
о
н
и
о
н
охватывать
о
н
следующие
о
н
структурные
о
н
единицы,
о
н
представляющие
о
н
определенные
о
н
направления
о
н
развития
о
н
и
о
н
21образования
о
н
детей
о
н
(далее
о
н
–
о
н
образовательные
о
н
области):
•
о
н
социальнокоммуникативное
о
н
развитие;
•
о
н
познавательное
о
н
развитие;
•
о
н
22речевое
о
н
развитие;
•
о
н
художественноэстетическое
о
н
развитие;
•
о
н
физическое
о
н
развитие.
о
н
Рассмотрим
о
н
применение
о
н
игровых
о
н
технологий
о
н
23в
о
н
образовательном
о
н
процессе
о
н
ДОО
о
н
о
н
по
о
н
каждому
о
н
направлению
о
н
развития.
о
н
Социальнокоммуникативное
о
н
развитие
о
н
24направлено
о
н
на
о
н
усвоение
о
н
норм
о
н
и
о
н
ценностей,
о
н
принятых
о
н
в
о
н
обществе,
о
н
развитие
о
н
общения
о
н
25и
о
н
взаимодействия
о
н
ребёнка
о
н
со
о
н
взрослыми
о
н
и
о
н
сверстниками;
о
н
развитие
о
н
эмоциональной
о
н
отзывчивости,
о
н
сопереживания,
о
н
26формирование
о
н
готовности
о
н
к
о
н
совместной
о
н
деятельности
о
н
со
о
н
сверстниками.
о
Игровая
н
о
н
технология
о
н
включает
о
н
в
о
27н
себя:
•
о
н
Игровые
о
н
тренинги
о
н
;
о
•
н
Сюжетно
о
н
–
о
н
ролевые
о
н
игры;
•
о
н
Театрализованные
о
н
игры
о
28н
о
н
и
о
н
др.
о
н
Познавательное
развитие
о
н
предполагает
о
н
развитие
о
н
интересов
о
н
детей,
о
н
любознательности
о
н
и
о
н
познавательной
о
29н
мотивации;
о
н
формирование
о
н
познавательных
о
н
действий,
о
н
становление
о
н
сознания;
о
н
развитие
о
н
воображения
о
н
и
о
н
творческой
о
н
активности;
о
30н
формирование
о
н
первичных
о
н
представлений
о
н
о
о
н
себе,
о
н
других
о
н
людях,
о
н
объектах
о
н
окружающего
о
н
мира,
о
н
о
о
31н
свойствах
о
н
и
о
н
отношениях
о
н
объектов
о
н
окружающего
о
н
мира.
о
н
о
н
Здесь
выбор
о
н
игр
о
н
огромен
о
н
и
о
32н
разнообразен,
о
н
но
о
н
следует
о
н
выделить
о
н
игровые
о
н
технологии,
о
н
направленные
о
н
на
о
н
формирование
о
н
знаний,
о
н
умений
о
33н
и
о
н
навыков
о
н
–
о
н
это
о
н
так
о
н
называемые
о
н
обучающие
о
н
игры,
о
н
проблемные
о
н
игровые
о
н
ситуации
о
34н
и
о
н
игровые
о
н
технологии,
о
н
направленные
о
н
на
о
н
закрепление
о
н
полученных
о
н
знаний,
о
н
развитие
о
н
познавательных
о
н
способностей.
35Речевое
о
н
развитие
о
н
включает
о
н
владение
о
н
речью
о
н
как
о
н
средством
о
н
общения
о
н
и
о
н
культуры;
о
н
обогащение
о
н
36активного
о
н
словаря;
о
н
развитие
о
н
связной,
о
н
грамматически
о
н
правильной
о
н
диалогической
о
н
и
о
н
монологической
о
н
речи;
о
н
развитие
о
н
37речевого
о
н
творчества;
о
н
развитие
о
н
звуковой
о
н
и
о
н
интонационной
о
н
культуры
о
н
речи,
о
н
фонематического
о
н
слуха;
о
н
знакомство
о
н
38с
о
н
книжной
о
н
культурой,
о
н
детской
о
н
литературой,
о
н
понимание
о
н
на
о
н
слух
о
н
текстов
о
н
различных
о
н
жанров
о
н
39детской
о
н
литературы;
о
н
формирование
о
н
звуковой
о
н
аналитикосинтетической
о
н
активности
о
н
как
о
н
предпосылки
о
н
обучения
о
н
грамоте.
Применение
о
н
игровых
о
40н
технологий
о
н
о
н
в
о
н
работе
о
н
учителялогопеда
о
н
позволяет
о
н
повышать
о
н
успешность
о
н
обучения
о
н
детей
о
н
с
о
н
41речевыми
о
н
нарушениями.
о
н
о
Проведение
н
специально
о
н
подобранных
о
н
игр
о
н
создает
о
н
максимально
о
н
благоприятные
о
н
условия
о
н
для
о
н
42развития
о
н
речи
о
н
детей.
о
н
В
о
н
нашем
о
н
ДОО
о
н
мы
о
н
применяем
о
н
следующие
о
н
игровые
о
н
технологии:
о
43н
Игровые
о
н
технологии
о
н
направленные
о
н
на
о
н
развитие
о
н
мелкой
о
н
моторики
о
н
;
о
н
Игровые
о
н
технологии
о
н
направленные
44о
н
на
о
н
развитие
о
н
артикуляционной
о
н
моторики;
о
н
Игровые
о
н
технологии
о
н
направленные
о
н
на
о
н
развитие
о
н
дыхания
о
н
45и
о
н
голоса.
Художественноэстетическое
о
н
развитие
о
н
предполагает
о
н
развитие
о
н
предпосылок
о
н
ценностносмыслового
о
н
восприятия
о
н
и
о
н
понимания
о
н
произведений
о
46н
искусства,
о
н
мира
о
н
природы;
о
н
формирование
о
н
элементарных
о
н
представлений
о
н
о
о
н
видах
о
н
искусства;
о
н
восприятие
о
н
музыки,
о
47н
художественной
о
н
литературы,
о
н
о
н
фольклора,
о
н
изобразительного
о
н
искусства.
Использование
о
н
игровых
о
н
технологий
о
н
в
о
н
рамках
о
н
о
н
48художественно‐эстетического
о
н
развития
о
н
позволяет
о
н
педагогу
о
н
уйти
о
н
от
о
н
авторитарности,
о
н
стать
о
н
партнером
о
н
для
о
н
обучающихся.
о
н
49Партнерство
о
н
дает
о
н
детям
о
н
возможность
о
н
почувствовать
о
н
свою
о
н
значимость,
о
н
перейти
о
н
от
о
н
пассивного
о
н
обучения
о
н
50к
о
н
активному
о
н
самостоятельному
о
н
поиску,
о
н
где
о
н
знания
о
н
не
о
н
даются,
о
н
а
о
н
добываются.
о
н
Игровые
о
н
51технологии
о
н
могут
о
н
охватывать
о
н
определенную
о
н
часть
о
н
о
н
деятельности,
о
н
объединенную
о
н
общим
о
н
содержанием,
о
н
сюжетом.
Игровые
о
н
52методы
о
н
и
о
н
приемы
о
н
условно
о
н
можно
о
н
разделить
о
н
на
о
н
группы:
Методы
о
н
и
о
н
приемы
о
н
«информационнодидактического
о
53н
характера»,
о
н
игровые
о
н
методы
о
н
мотивирующие
о
н
деятельность,
о
н
приемы
о
н
активизирующие
о
н
разнообразную
о
н
деятельность,
о
н
игровые
о
н
методы
о
54н
стимулирующие
о
н
присвоение
о
н
освоенного,
о
н
творческого
о
н
его
о
н
отражения,
о
н
методы
о
н
и
о
н
приемы,
о
н
обеспечивающие
о
н
развертывание
о
55н
художественноигровой
о
н
деятельности.
о
н
Участвуя
о
н
в
о
н
такой
о
н
работе,
о
н
дети
о
н
проявляют
о
н
интерес
о
н
к
о
н
миру
о
56н
природы,
о
н
гармонии
о
н
цвета
о
н
и
о
н
форм.
Выбор
о
н
о
н
и
о
н
направленность
о
н
используемых
о
н
методов
о
н
и
о
57н
приемов
о
н
определяется
о
н
возрастом
о
н
и
о
н
особенностями
о
н
опыта
о
н
детей.
Физическое
о
н
развитие
о
н
включает
о
н
приобретение
о
н
опыта
58о
н
в
о
н
следующих
о
н
видах
о
н
деятельности
о
н
детей:
о
н
двигательной,
о
н
способствующих
о
н
правильному
о
н
формированию
о
н
опорнодвигательной
о
н
системы
59о
н
организма
о
н
развитию
о
н
равновесия,
о
н
координации
о
н
движения,
о
н
крупной
о
н
и
о
н
мелкой
о
н
моторики
о
н
обеих
о
н
рук,
60о
н
а
о
н
также
о
н
с
о
н
правильным,
о
н
выполнением
о
н
основных
о
н
движений,
о
н
формирование
о
н
начальных
о
н
представлений
о
н
о
61о
н
некоторых
о
н
видах
о
н
спорта,
о
н
овладение
о
н
подвижными
о
н
играми,
о
н
становление
о
н
ценностей
о
н
здорового
о
н
образа
о
н
жизни.
62На
о
н
физкультурных
о
н
занятиях
о
н
в
о
н
нашем
о
н
детском
о
н
саду
о
н
детям
о
н
предлагается
о
н
самостоятельно
о
н
организовать
о
н
63подвижные
о
н
игры.
о
н
Такие
о
н
игровые
о
н
задания
о
н
проводятся
о
н
и
о
н
как
о
н
часть
о
н
занятия,
о
н
так
о
н
64и
о
н
целое
о
н
занятие
о
н
выстроено
о
н
на
о
н
играх,
о
н
предложенных
о
н
детьми.
о
н
Также
о
н
детям
о
н
предлагается
о
н
65придумать
о
н
новый
о
н
вариант
о
н
игры.
Этот
о
н
класс
о
н
игр
о
н
представляется
о
н
наиболее
о
н
продуктивным
о
н
для
о
н
развития
о
66н
интеллектуальной
о
н
инициативы,
о
н
творчества
о
н
ребенка,
о
н
которое
о
н
проявляется
о
н
в
о
н
постановке
о
н
себе
о
н
и
о
н
другим
о
67н
играющим
о
н
новых
о
н
игровых
о
н
задач;
о
н
для
о
н
возникновения
о
н
новых
о
н
мотивов
о
н
и
о
н
видов
о
н
деятельности.
о
68н
Игры,
о
н
возникающие
о
н
по
о
н
инициативе
о
н
самих
о
н
детей,
о
н
наиболее
о
н
ярко
о
н
представляют
о
н
игру
о
н
как
о
69н
форму
о
н
практического
о
н
размышления
о
н
на
о
н
материале
о
н
знаний
о
н
об
о
н
окружающей
о
н
действительности.
о
н
Дети
о
н
должны
о
70н
за
о
н
очень
о
н
короткое
о
н
время
о
н
суметь
о
н
договориться,
о
н
принять
о
н
решение.
Таким
о
н
образом,
о
н
игровые
о
н
технологии
71о
н
тесно
о
н
связаны
о
н
со
о
н
всеми
о
н
сторонами
о
н
воспитательной
о
н
и
о
н
образовательной
о
н
работы
о
н
детского
о
н
сада
72о
н
и
о
н
решением
о
н
его
о
н
основных
о
н
задач.
о
н
Составление
о
н
игровых
о
н
технологий
о
н
из
о
н
отдельных
о
н
игр
73о
н
и
о
н
элементов
о
н
–
о
н
забота
о
н
каждого
о
н
педагога.
о
н
Обучение
о
н
в
о
н
форме
о
н
игры
о
н
может
74о
н
и
о
н
должно
о
н
быть
о
н
интересным,
о
н
занимательным,
о
н
но
о
н
не
о
н
развлекательным
Игра
о
н
о
н
это
о
н
75и
о
н
радость
о
н
и
о
н
познание,
о
н
и
о
н
творчество.
о
н
Это
о
н
то,
о
н
ради
о
н
чего
о
н
ребёнок
о
н
76идет
о
н
в
о
н
детский
о
н
сад.
1.
о
н
Волошина
о
н
Л.Н.
о
н
Игровые
о
н
программы
о
н
и
о
н
технологии
о
н
физического
Литература
77о
н
воспитания
о
н
детей
о
н
57
о
н
лет
о
н
//
о
н
Физическая
о
н
культура
о
н
2003.
о
н
о
н
№4.
о
н
–
78о
н
С.
о
н
16.
о
2.
н
Загрекова
о
н
Л.В.
о
н
Теория
о
н
и
о
н
технология
о
н
обучения.
о
н
Учеб.
о
н
пособие
о
н
79для
о
н
студентов
о
н
пед.
о
н
вузов
о
н
/
о
н
[Текст]
о
н
о
н
Загрекова
о
н
Л.
о
н
В.,
о
н
Николина
о
н
В.
80о
н
В.
о
н
–
о
н
М.:
о
н
Высш.
о
н
шк.,
о
н
2004.
о
н
–
о
н
157
о
н
с.
о
н
3.
Михайленко
о
н
81Т.М.
о
н
Игровые
о
н
технологии
о
н
как
о
н
вид
о
н
педагогических
о
н
технологий
о
н
/
о
н
Т.
о
н
М.
о
н
Михайленко
о
н
82//[Текст]
о
н
о
н
Педагогика:
о
н
традиции
о
н
и
о
н
инновации:
о
н
материалы
о
н
междунар.
о
н
заоч.
о
н
науч.
о
н
конф.
о
н
(г.
83о
н
Челябинск,
о
н
октябрь
о
н
2011
о
н
г.).Т.
о
н
I.
о
н
—
о
н
Челябинск:
о
н
Два
о
н
комсомольца,
о
н
2011.
о
н
—
84о
н
С.
о
н
140146
4.
о
н
Селевко
о
н
Г.К.
о
н
Современные
о
н
образовательные
о
н
технологии[Текст]:
о
н
Учебное
о
н
пособие
о
н
/
о
н
85Г.
о
н
К.
о
н
Селевко
о
н
–
о
н
М.:
о
н
Народное
о
н
образование,
о
н
1998.
о
н
–
о
н
256
о
н
с.
8687