Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"
Оценка 4.7

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
информатика +1
9 кл—11 кл
19.02.2017
Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление моделей, презентаций, проведение исследований (с последующим оформлением), подготовка рефератов, докладов, сообщений, схем, диаграмм, макетов и т.д. Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Статья ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ.doc
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ                                                                                  Кудинова Л.Г., учитель математики и информатики                                                                                                   МОУ «Мамоновская ООШ»                                                                                        Пронского района Рязанской области В   наши   дни   умение   учащихся   добывать   знания   самостоятельно   и   совершенствовать   их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки,   гораздо   важнее  прочности  приобретаемых   знаний,   потому   что   именно   добыванием   и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».    Чтобы   развить   у   школьников   способность   работать   с   информацией,   научить   их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Проектная деятельность на уроках имеет следующие преимущества:   становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению; расширяется кругозор учащихся;   формируется позитив в отношении к продуктивной, творческой ошибке;    возникают способности самостоятельности в выдвижении новых идей и методов;  учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование; возможность   развития   разносторонних   навыков,   таких   как   новый   тип   мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение. В   современной   педагогике   проектное   обучение   используется   не   вместо   систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Под проектом будем понимать совместную учебно­познавательную, творческую или игровую деятельность   учащихся,   имеющую   общую   цель,   согласованные   методы,   способы   деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Важная   роль   учителя   в   организации   проектной   деятельности   учащихся   –   умение типологизировать   проект   –   определить   в   нём   приоритетное   направление   и   соответственно разработать цели, содержание и методику реализации.  Для   учащихся,   которые   привыкли   к   более   традиционным   способам   проведения   занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности: от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности, от знания фактов, условий и сущности   к   пониманию   изучаемого,   от   теории   к   практике;   от   зависимости   от   учителей   к самостоятельности.  Преимуществом   учебного   проекта   является   формирование   чувства   ответственности, приобретается индивидуальный опыт деятельности учащегося на всех этапах. Работая в группах, учащиеся приобретают навыки сотрудничества.  Проект – это особая философия образования, философия цели и деятельности. Современная школа и школа будущего немыслима без проектов. В  настоящее   время   принципы   личностно­ориентированного   образования   приобретают   новые формы.   Развивающее   образование   требует   новых   методов   и   технологий   обучения.   В   основу технологии   проектного   обучения   положена   идея   о   направленности   учебно­познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или   теоретически   значимой   задачи.   При   такой   форме   обучения   содержание,   формы,   методы должны максимально учитывать индивидуальные особенности учащегося, а также предпочитаемые способы работы с учебным материалом. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Технология   проектного   обучения   является   одной   из   наиболее   эффективных,   гибких   и универсальных технологий обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным,  а также формировать и далее развивать  мотивацию обучения. Исходя  из опыта работы, элементы технологии проектного обучения, в частности метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики и информатики и ИКТ, так и во внеклассной работе   с   учащимися.   При   применении   метода   проектов   реализуется   искусство   планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления.  Проект   –   это   возможность   учащимся   выразить   свои   собственные   идеи   в   удобной   для   них творчески продуманной форме: изготовление моделей, презентаций, проведение исследований (с последующим   оформлением),   подготовка   рефератов,   докладов,   сообщений,   схем,   диаграмм, макетов и т.д.                    Наша   школа   является   площадкой   для   проведения   педагогических   экспериментов, направленных   на   поиск   оптимальных   форм   и   методов   личностно­ориентированного   обучения. Метод   проектов   является   одной   из   технологий   личностно­ориентированного   обучения применяемых   в   школе.   Формы   и   направления   проектной   работы   меняются   в   соответствии   с изменениями в концепции преподавания учебных предметов. Проектный   метод   я   использую   как   на   уроках,   так   и   во   внеурочной   деятельности   на факультативах и кружках при подготовке к олимпиадам, к участию в творческих конкурсах. С 2005 года у нас в школе проводится эксперимент по поиску оптимальных форм использования метода проектов. Проект   —   это   итог,   самостоятельное   развитие   выработанных   умений,   приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный   метод   активизирует   познавательные   способности,   раскрывает   творческие возможности,   учитывает   интересы   учащегося.   Но   каждый   урок   не   может   быть   свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким­то специальным методом обучения — это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. «Уместить» его в классно­урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя. Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно­ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. В учебных планах обязательно отводится определенное количество часов на проектную деятельность. Я   стараюсь     найти   оптимальное   количество   часов,   предусматривающих   проектную деятельность, использую любые способы демонстрации материала, а также программные средства и компьютерную технику. Наиболее   прочные   знания   по   использованию   программных   средств   учащиеся   получают   в результате   практической   работы   за   компьютером   при   решении   задач.   Хотя   сейчас   появилось большое количество практикумов, задачников, тетрадей по математике и информатике, стараюсь разрабатывать свои задания и практические работы.  За годы педагогического эксперимента в школе   сложились оптимальные формы и методы организации проектной деятельности учащихся: ­ выполнение проектов в малых группах;  ­   закрепление   материала   по   конкретной   теме   в   виде   творческого   задания   и   итоговое повторение в форме проекта;  ­ использование типовых учебных проектов.  Как   показал   опыт   организации   проектной   работы,   на   уроке   нельзя   предлагать   учащимся выполнять   одновременно   тематически   и   технологически   разнородные   проекты.   При   таком «подходе»   к   проектной   деятельности   в   группе   преподаватель   просто   физически   не   сможет проследить   за   правильным   ходом   выполнения   проектов,   обеспечить   учащихся   необходимой методической   и   справочной   литературой   и   одновременно   решить   все   текущие   инженерно­ технические   проблемы   компьютерного   класса.   Такая   организация   самостоятельной   проектной деятельности при малом количестве отведенных на нее часов не даст результата. Для оптимального учебного процесса целесообразно, чтобы большая часть группы выполняла один учебный проект, а несколько учащихся работали над своими оригинальными проектами.  Мои   уроки,   занятия   на   факультативах   с   использованием   новых   технологий,   а   именно технологии проектов, школьникам очень нравятся.                   В процессе реализации проектов ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся   с   реалиями   современной   жизни,   учатся   активизировать   свое   творчество   и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.          Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции  учителя.  Из носителя   готовых знаний   он   превращается   в  организатора   познавательной деятельности своих учеников.         Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою   учебно­воспитательную   работу.   Из   авторитетного   источника   информации   преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. На таких уроках происходит единение учителя и учеников. А это и есть подлинное сотрудничество.          Литература: 1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996. 2. Организация проектной деятельности в школе: система работы, автор­составитель  С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.  3. Информатика. 9­11 классы: проектная деятельность учащихся/ автор­составитель Э. С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. Сведения об авторе: Кудинова Людмила Геннадьевна; МОУ «Мамоновская ООШ»  Пронского района Рязанской области, учитель математики и информатики.

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"

Статья "Проектная деятельность на уроках математики и информатики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017