Статья "Профессиональное самоопределение школьников"

  • Лекции
  • docx
  • 09.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный руководитель 9 класса ведет целенаправленную работу по профориентации. Самая основная форма профессионального просвещения - это классный час, где происходит знакомство с определенной профессией, перспективой дальнейшего трудоустройства, условиями труда и другое. Ожидаемый результат этой работы является формирование полноценных граждан страны
Иконка файла материала Профессиональное самоопределение школьников.docx
Профориентационная работа с учащимися 9 класса Создание   условий   для   профессионального   самоопределения   детей   – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого   класса.   Вообще,   профориентационная   работа   в   школе   является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся. Основные трудности   профессионального самоопределения в подростковом   возрасте связаны с недостатком знаний о выбранной профессии, её  привлекательных и негативных   сторонах,   режиме   работы,   оплате     труда,   о   возможностях профессионального роста. Цели этой работы являются: ­формирования   у   учащихся   основ   профессионального   самоопределения, соответствующего   индивидуальным   особенностям   каждой   личности   и запросам общества в кадрах; ­формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через   расширение   границ   самопознания,   изучение   своих   личностных особенностей, интересов и склонностей; ­получение информации об учебных заведениях и различных профессиях. Актуальность   профориентационной   помощи   подросткам   очевидна.   Во­ первых,   важнейшая   задача   школы   –   формирование   полноценных   граждан своей   страны,   а   это   во   многом   зависит   от   того,   чем   будут   заниматься повзрослевшие   подростки,   какую   профессию   они   изберут,   и     где   будут работать. Во­ вторых, грамотно построенная   профориентационная   работа позволяет   решать   и   многие   насущные   проблемы   ещё   в   период   школьного обучения. Всем  известно, что оптимистичная  перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» ещё в период обучения в школе. Например, если подросток серьёзно намеревается приобрести   сложную   и   престижную   профессию,   к   которой   ему   следует готовиться,   то   он   тысячу   раз     подумает,   стоит   ли   ему   включаться   в негативные социальные проявления. Задачи: 1.   Определение   степени   соответствия   “профиля   личности”   и профессиональных   требований,   внесение   корректив   в   профнамерения учащихся; 2.Приобретение   практического   опыта, склонностям личности школьника;   соответствующего   интересам,3.Формирование   готовности   выпускников   школы   к   непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия; 4.Развитие способности адаптироваться в реальных социально­экономических условиях. Ожидаемые результаты:  сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора  будущей профессии;  выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе  профессии;  будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей  учащихся;  будут привиты навыки нахождения и использования информации о  выборе профессии для обучения;  будет изучена психолого­педагогическая литература по данной  проблеме;  ученики ознакомятся с различными видами профессий;  учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки  профессий»;  с родителями будет расширена работа по профессиональному  самоопределению детей Учащиеся должны знать: ­ Общие представления о психологии ­ Роль самооценки в решении проблемы профессионального выбора ­ Правила выбора профессий ­ Типичные ошибки при выборе профессии ­ Общие представления об интересах и склонностях ­ Основные признаки профессиональной деятельности ­Классификацию профессий Учащиеся должны уметь: ­ Разрабатывать личный профессиональный план­ Работать с опросником профессиональной готовности ­ Ориентироваться в мире профессий. Формы и методы работы по профессиональной подготовке уч­ся 9 кл.                           В   системе   профориентационной   работы   в   школе   классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит   к   школьникам,   доверительнее   всех   общается   с   ними,   кроме   того, является   координатором   всех   воспитательных   воздействий   в   классе.   В выпускных   классах   дети   сосредотачиваются   на   профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии.                   Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются   классные   часы,   на   которых   классный   руководитель   в   доступной форме   знакомит   учеников   с   определённой   профессией,   её   социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии Формы и методы могут быть самые разнообразные:  ­ участие родителей в выставках;  ­ классные родительские собрания;  ­ индивидуальные и групповые беседы;      В   целях   обеспечения   объективного,   динамического   изучения профессиональных   качеств   учащихся,   определения   профессиональных возможностей   ведётся   учёт   результатов   изучения   каждого   ребёнка. Результаты наблюдений фиксируются в картах индивидуального психолого­ педагогического   сопровождения,   картах   индивидуального   развития,   картах личностных   характеристик   качеств   учащихся  ведущихся   классными руководителями   в   течение   всего   периода   обучения.   В   них   отражается динамика   развития   личности   ученика.   Данные,   зафиксированные   в   них, оказываются весьма полезными для дальнейшего самоопределения учащегося. Предлагаю следующую тематику воспитательных часов по  профориентационной работе:    1.   Мир профессий. Человек­техника.    2.   Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в  парикмахерскую.    3.   Мир профессий. На страже закона.     4.   Мир профессий. Книжная выставка.    5.   Мир профессий. Электронные помощники.    6.  Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в  аптеку.7. Познай самого себя.    8. Профориентация и медицинская профконсультация.    9. Мотивы выбора профессии.   10. Психологические характеристики профессий.   11. Выпускники школы­учителя.   12. Профессии с большой перспективой.   13. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.   14. Что век грядущий нам готовит? Если   обучающиеся   после   9­го   класса   не   продолжают   обучение   в   10 классе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти   в   учебное   заведение   среднего   профессионального   образования,   на краткосрочные профессиональные курсы и др.  Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также  и  внутренними   причинами  –  глубоко   личной   потребностью  каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.   Таким   образом,   учащимся   9   кл   в   любом   случае   необходимо   быть готовыми   к   профессиональному   самоопределению.   Чем   быстрее   молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития и подготовки.