Статья "Профилактика негативного проявления в детской и подростковой среде в условиях специальной школы- интерната"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Взрослым
12.04.2018
Данная статья основана на многолетних наблюдениях и исследовательских выводах в работе с воспитанниками специальной школы-интерната, детьми разных возрастов и уровней интеллекта. Так же указаны причины отклонения в поведении детей и подростков , эффективные меры в воспитательной работе по коррекции их поведения. Составлена воспитателем высшей категории Е.Л. Бельской.
Профилактика негативного проявления в детской и подростковой среде в условиях специальной школы.docx
Профилактика негативного проявления
в детской и подростковой среде в
условиях специальной школы интерната
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой
обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся
поведением и разработку системы мер профилактики и реабилитации этой
группы детей.
Негативным, отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть
социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном
обществе нормам.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, на
основе явной или скрытой психопатологии.
Антисоциальное поведение, нарушающее какието социальные,
культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены
следующими причинами:
социальнопедагогической запущенностью, когда дети или подростки
ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся
негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых
позитивных знаний, умений и навыков;
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным
неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим
микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами,
несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса,
неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны
родителей, учителей, одноклассников;
отклонениями в состоянии психологического, физического здоровья и
развития, вызванные возрастными кризисами и другими причинами
физиологического и психоневрологического характера;
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными
видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и
1.
2.
личностных жизненных целей и планов, а также отсутствием конструктивного
досуга;
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и
развивающейся на этой основе социальнопсихологической дезадаптацией,
смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Способами профилактики являются:
1. Обеспечение эффективного участия семьи.
2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной
перспективы для детей с физическими и психическими отклонениями.
Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 45 раз выше, чем в
среднем у несовершеннолетних изза неадаптированности в нормальной
среде.
3. Совершенствование квалификации, культурного и нравственного уровня
педагогов для создания личного положительного примера воспитанникам.
4. Деятельность органов, способствующих последующему трудоустройству
подростков.
5. Наиболее актуальны для несовершеннолетних мероприятия культурно
воспитательные, спортивные.
6. Профилактика с помощью некоторых запретительных и ограничительных
мер (например, маркировка на изданиях СМИ, запрет продажи алкогольных
напитков детям и подросткам), а также помощь правовой и педагогической
пропаганды.
В нашей школе воспитатели начинают работать с группой обучающихся,
воспитанников младшего школьного возраста. Считаю, что для успешной
социализации обучающихся, воспитанников в первую очередь необходимо
научить детей общаться и действовать в условиях коллектива.
При подготовке воспитательных занятий нужно создавать ситуацию
успеха в любой деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность
каждого ребенка в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге
ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Желая
сформировать у своих воспитанников мотивацию к положительным
достижениям, я не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними
посильные задачи, так как ребёнок должен иметь возможность выбора.
Использование различных приёмов, форм, методов на занятиях ведёт к
пробуждению интереса детей, что помогает активизировать их деятельность, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к
овладению чемто новым. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более
высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным.
Успехи ободряют, воодушевляют воспитанника, помогают ему раскрыться как
личности.
Обучающиеся, воспитанники нашей группы активно принимают участие
направленности как
в различных конкурсах творческой и спортивной
школьного, так и областного уровня.
Основной задачей своей работы по профилактике негативных проявлений у
детей считаю нравственное воспитание, формирование правильного поведения
в различной ситуации. Необходимо воспитывать навыки культурного
поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: обучающиеся,
воспитанники должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на
обращение, уметь защитить себя или избежать опасности. Так же нужно
работать над пробуждением у умственно отсталых детей внимательности,
сострадания, желания оказать поддержку и помощь. Дети с интеллектуальной
недостаточностью в большинстве случаев не понимают жизненных ситуаций во
всей их сложности, но благодаря выработанным у них твердым навыкам и
привычкам следуют общепринятым нормам поведения, умеют общаться с
людьми.
В своей воспитательной группе я организую и провожу воспитательные часы
по направлениям:
Творческое воспитание. Основы социализации и общение
познавательная деятельность – беседы, экскурсии, конкурсы,
интеллектуальные игры;
нравственно – правовая, ценностно – ориентационная, экологическая
деятельность – правила поведения в различных жизненных ситуациях ,
практикумы, художественно – эстетическая деятельность – нормы внешнего
вида, правила этики и эстетики, оформление и дизайн класса, школы;
праздники, досуг.
Эффективность воспитательной и коррекционной работы по
профилактике негативизма зависит от слаженности действий всех участников
образовательных отношений. Наиболее важной является совместная
деятельность педагогов, детей и родителей. Я, как классный руководитель 5а
класса, провожу родительские собрания по следующим темам: «Режим дня в
жизни школьника», «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»,
«Причины и последствия детской агрессии», «Поощрение и наказание детей в
семье», «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»,
индивидуальные беседы, в процессе которых консультирую родителей по
вопросам воспитания детей, составляю рекомендации по правильной
организации режима дня, созданию условия для максимального развития
имеющихся интересов, способностей ребенка, формированию у него привычки
следить за своим внешним видом. Традиционными стали и мероприятия, проводимые совместно с родителями: «Праздник, посвященный Дню матери»,
«Наши посиделки. Профессии родителей», «От всей души хотим поздравить
наших мам» (праздник, посвященный 8 марта).
Таким образом, эффективность мер профилактики негативных проявлений
предполагает совместную деятельность всего педагогического коллектива,
родителей, соц.служб и даже государственную поддержку в этом вопросе.
Статья "Профилактика негативного проявления в детской и подростковой среде в условиях специальной школы- интерната"
Статья "Профилактика негативного проявления в детской и подростковой среде в условиях специальной школы- интерната"
Статья "Профилактика негативного проявления в детской и подростковой среде в условиях специальной школы- интерната"
Статья "Профилактика негативного проявления в детской и подростковой среде в условиях специальной школы- интерната"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.