Статья "Различные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы"

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Особые потребности
  • doc
  • 22.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются некоторые формы работы на уроках русского языка и литературы, обеспечивающие активное участие в уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствующие созданию атмосферы сотрудничества учителя и ученика. На конкретных примерах рассматриваются такие формы работы, как лекция, семинар, урок-зачет, игра.Данная статья может пригодиться при подготовке к методическому семинару, к выступлению на ШМО. Она содержит описание некоторых видов организации деятельности на уроке.
Иконка файла материала Выступления на ШМО.doc
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.   В учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают   активное   участие   в   уроке   каждого   ученика,   повышают   авторитет знаний   и   индивидуальную   ответственность   школьников   за   результаты   учебного труда,  способствуют   созданию  атмосферы  сотрудничества  учителя и  ученика.  К таким формам урока можно отнести лекции (или лекции­беседы) семинары, уроки­ зачеты, уроки­диспуты, уроки игры и т. д. Семинар  представляет собой такую форму организации классных занятий, при которой на уроке заслушиваются заранее подготовленные сообщения (доклады, рефераты) учащихся и проводится их обсуждение под руководством учителя. Семинар предполагает большую подготовительную работу. Ученикам заранее сообщаются основные вопросы по теме будущего семинарского занятия, в число которых обязательно должны входить и вопросы проблемного характера. Например, для   семинара   по   теме   «Сложноподчиненное   предложение»   вопросы   могут   быть такими:   «Структура   сложноподчиненного   предложения»,   «Средства   связи придаточного   предложения   с   главным»,   «Место   придаточного   предложения». Ответы   на   эти   вопросы   учащиеся   могут   найти   в   учебнике.   Но   необходимо предложить и такие вопросы, которые требуют самостоятельного поиска, например: «В   чем   сходство   и   различие   сложносочиненных   и   сложноподчиненных предложений?».  В число вопросов целесообразно включить задания практического характера: «Найти   в   тексте   изучаемого   литературного   произведения   сложноподчиненные предложения,   дать   их   характеристику»,   «Проследить,   какого   типа   сложные предложения употребляются в данном тексте», «Отредактировать текст, заменив в нем   неоправданно   повторяющиеся   придаточные   предложения   синонимичными конструкциями» и т.д.   Семинарское   занятие   обычно   включает   вступительное   слово   учителя,   в котором   учитель   формулирует   цели   и   задачи   семинара,   далее   заслушиваются выступления учащихся, в их обсуждении принимает участие весь класс, выполняя при   этом   практические   задания,   которые   помогут   учащимся   убедиться   в справедливости сказанного.   Другой   формой   занятий,   которая   помогает   решать   задачи   активизации деятельности   учащихся,   являются  уроки­зачеты.   Это   одна   из   разновидностей повторительно­обобщающих   уроков.   Главное   назначение   уроков­зачетов   – обеспечить   контроль   и   оценку   знаний,   умений   и   навыков   учащихся   по   теме, одновременно   решая   задачи   обучения   и   воспитания.   Темы   зачетов   можно предложить разные. Так, в 9 классе можно выбрать следующие: «Сложносочиненные предложения»,   «Сложноподчиненные   предложения»,   «Бессоюзные   предложения», «Сложные предложения с различными видами связи».В 8 классе – «Различные типы сказуемых», «Односоставные предложения», «Обособленные члены предложения». Особенно важны  в системе обучения зачеты при повторении материала. При   отборе   вопросов­заданий   для   зачета   учитель   ориентируется   на программные требования, можно использовать имеющиеся в учебниках вопросы для повторения. Чтобы подготовка класса к зачету шла успешно, целесообразно делить класс на группы. В ходе зачета необходимо разумно сочетать устные и письменные формы опроса.      Помимо тематических зачетов, можно рекомендовать проведение зачетов­ практикумов по различным видам разбора, которые проводятся как в устной, так и в письменной форме. В любом классе можно провести зачеты­практикумы на такие, например, темы: «Синтаксический разбор предложения (простого или сложного)», «Морфологический разбор», «Пунктуационный разбор» и др.      Лекция, представляя собой монологическое высказывание учителя на одну из тем школьного курса, позволяет формировать такие важные навыки учащихся, как умение   слушать,  умение   понимать   и   анализировать   информацию,   выделяя   в   ней главное   и   второстепенное.   Лекция   для   учеников   должна   стать   образцом монологического высказывания научного стиля.   Целесообразно использовать лекцию при проведении вводных уроков. Эти лекции помогут учителю дать представление ученикам о том, что им предстоит узнать   в   новом   учебном   году.  Возможность   использовать   лекцию   дает   материал темы «Общие сведения о языке».      На большинстве уроков русского языка при изучении теории речь может идти только об элементах лекции, особенно в 5 – 7 классах.. В этих классах лекция может   занимать   на   уроке   не   более   5   –   10   минут   и   лишь     в   8   –   9   классах   ее продолжительность   возрастает   до   15   –   20   минут.   Чтобы   привлечь   внимание школьников, можно дать задание по ходу лекции составить ее план. По ходу лекции учащимся можно ставить вопросы, т.е. включать в лекцию фрагменты беседы. Этот прием   также   активизирует   внимание   и   мыслительную   деятельность   учащихся, помогает им лучше понять основные положения лекции.     Особо мне хотелось бы остановиться на такой форме урока, как игра. Нельзя забывать, что   игра – естественная потребность для детей младшего и среднего школьного возраста. Только в игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он   может   и   творить,   и   познавать   в   творчестве.   Развитие   интереса   к   предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес – основа   при   углубленном   изучении   русского   языка   и   литературы,   при дифференцированном   обучении.   Интерес   к   учебной   деятельности   у   детей   резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению,   а   по   внутреннему   побуждению.   Цель   игры   –   помочь   серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.     Чаще всего в практике уроков русского языка мы используем дидактические игры. Их особенностью является то, что игра вводит в определенную часть урока всоответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент   состязания,   а   успешность   выполнения   задания   связывается   с   игровым результатом.       Игры­упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий   кругозор.   Так,   пятиклассникам   очень   нравятся   задания   «Подскажи словечко»:    Дремлет пашня, дремлет сад, Сонно яблоки …     (висят). Поступают маки мудро – Зацветают маки…      (утром). Чуть поднимешься – а мак Под окном стоит, как …   (флаг). Перед зеркальцами луж Принимают елки …    (душ)  и др. В   игровой   форме   ребята   учатся   различать   звуки   и   буквы   на   конце рифмующихся слов: сад  (т), флаг (к), луж (ш). Думают над вопросом, почему эти слова рифмуются, хотя буквы на конце разные. Отвечают на вопрос: какое правило действует в написании этих слов?           Как   видим,   упражнение   преследует   несколько   целей:   развитие   речи   и творческих способностей детей, различение звуков и букв (дидактическая задача), ответы на проблемные вопросы, требующие обобщения знаний по теме «Фонетика».       Или,   например,   при   изучении   темы   «Многозначные   слова»   можно предложить   такую   игру:   «Кто   больше?»,   попросив   назвать   как   можно   больше значений у глаголов ИДТИ (20), ПРОТЯНУТЬ (12), предварительно показав, как это делается   на   примере   стихотворения   Г.Демыкиной   «Обо   всем».   На   доске прикрепляются   рисунки,   иллюстрирующие   значение   глагола   СТАВИТЬ.   Читая стихотворение, необходимо показать соответствующую картинку.                                                  Обо всем.  Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном (он растит такую рожь – с головой в нее уйдешь). Ставит счетчики монтер, Ставит фильмы режиссер. (Снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!) Мама ставит пироги(подойди и помоги). А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь!» Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз.     Игра «Угадай слово» не только активизирует мыслительную деятельность, но содействует расширению кругозора учащихся. Такие задания можно предлагать при изучении различных орфограмм, например, «О – Е после шипящих в корне слова». Задание: по толкованию лексического значения слова узнать само слово, написать его, показав проверку. Небольшая лодка, выдолбленная из цельного куска –  Плод дуба – Профессиональный наездник на скачках и бегах – Цирковой артист –  Тот, кто любит нарядно одеваться – Очень   нравится   детям   исправлять   Петю   Ошибкина,   выступая   в   качестве корректоров.   Ученикам   предлагается   найти   ошибки   в   употреблении   слов   или построении предложений и исправить их.        Найди лишнее слово: Он написал свою автобиографию. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Снег выпал в декабре месяце. Очень   нравятся   школьникам   ролевые   игры,   так   как   они   дают   учащимся возможность   проявить   творчество,   самостоятельность,   эрудицию.   Ролевая   игра привлекает нас тем, что позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность   шире   использовать   межпредметные   связи,   опереться   не   только   на литературу,   но   и   на   другие   виды   искусства,   создать   атмосферу   приподнятости, доверительности, задушевности.       Например, при изучении глагола можно предложить ребятам путешествие в страну Глаголию, где путешественников встретит его величество Глагол со своими помощниками. Помощники будут предлагать путешественникам задания, выполнив которые, они будут награждены «по­королевски»: Надо отгадать, как зовут первых помощников Его величества Глагола, разделив слова на две группы и вставив нужные буквы: (объяснить). Пиш…шь, рису…шь, держ…т, стро…м, приглаша…т, дыш…шь.Чем отличаются глаголы? Высказать – высказывал Идти – прийти Наполняло – наполнило Объяснить разницу в написании: Человек должен трудиться. Мой дед всю жизнь трудится.                                                                                      И другие задания. При   знакомстве   с   различными   словарями   можно   предложить   игру «Знакомьтесь,   я   словарь».   Участниками   этой   игры   являются   словари: орфографический,   толковый,   словарь   иностранных   слов   и   др.   Каждый   из   них рассказывает о себе (представляет свою визитную карточку) и предлагает вопросы и задания, кроссворды и загадки. Затем предлагается задание, в котором учащиеся должны отгадать, какой это словарь. В конце игры словарям вручаются «паспорта», и они становятся друзьями класса. Средством активизации учащихся в процессе преподавания русского языка является   деловая   игра.   Деловая   игра   помогает   на   уроке   повышать   интерес   к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения, использовать знания на практике,   активизирует   различные   виды   общения.   Учителю   такая   игра   дает возможность избежать дублирования знаний, по­новому преподнести уже знакомый материал, воспитывать чувство ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.        Ведущий игры (чаще всего это учитель) является «экспертом». В помощь себе он может подобрать консультантов и ассистентов. Класс делится на группы или команды, которым раздаются карточки с заданиями. Ответы команд могут быть оспорены   противниками   и   тогда   разворачивается   дискуссия,   делаются   выводы. Итоги заданий подводят консультанты вместе с учителем. Дух соревнования команд способствует активизации мыслительной деятельности.         Таким   образом,   использование   на   уроках   различных   форм   обучения позволяет увлечь школьников учебной деятельностью, изучением русского языка.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.      Уроки литературы призваны воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Но как же можно определить сущность   этого   нравственного   начала?   Как   писал   Ф.М.Достоевский, «нравственность   не   рассуждение,   не   выгода,   это   скорее   чувство,   чувство неизвестное, почти инстинктивное, но природное: венец его, последнее слово этого чувства, этого влечения человечества, не прерывающееся в нем с начала веков, есть уже   объявленная,   открытая   уже   нами   формула.   Именно,   что   верх   счастья   есть жертва за ближнего».        Иными словами, нравственные идеалы Достоевского заключаются в умении сопереживать. А искусство сопереживать начинается с открытия мира человеческой души.   Поэтому,   создавая   нравственную   атмосферу   урока,   необходимо сосредоточить   внимание  школьников  на  постижении  внутреннего  мира  человека. Целесообразно, вглядываясь в образ литературного героя, в мир «в нем» и вокруг него, показать его старшеклассникам в социальном деянии, в нравственном поиске, в духовном самоопределении.      Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве   она   мыслима   без   понимания   развития   законов   личности,   без   адекватной нравственно­психологической   самооценки,   без   умения   осмыслить   душевное состояние   героя?   Уроки   литературы   должны   раскрыть   перед   учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию  собственного  внутреннего  мира.  Принципиально  важно, по словам И.Кона, что, «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное   существо   открывает   целый   мир   новых   эмоций,   красоту   природы,   звуки музыки, новые краски». Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.       Нелегко   учиться   постижению   психологии   литературного   персонажа, постижению самого себя. Но необходимо. В связи с этим в 9 классе особое значениеприобретают   уроки,   посвященные   роману   М.Ю.Лермонтова   «Герой   нашего времени».   Образ   Печорина   в   силу   своей   неоднозначности   вызывает   особую потребность   в   постижении   психологии   этого   героя.   Особое   внимание   следует уделить   дневнику   Печорина.   Необходимо   привести   учеников   к   мысли,   что настоящий   дневник –  это  анализ,  причем искренний,  своего  внутреннего  мира  с целью его совершенствования. Разве может человек лгать себе? А если лжет, то стоит   ли   делать   записи?   Итак,   через   дневниковые   записи   Печорина     идет постижение   психологической   сущности   героя,   объяснение   (оправдание   или порицание) его поступков, рождается чувство сопереживания.     Работа по постижению себя, по соотнесению своих поступков с поступками героев   происходит   на   всех   уроках   литературы,   будь   то   А.С.Грибоедов   или А.С.Пушкин.   Благодатный   материал   для   этой   работы   дают   уроки   внеклассного чтения   по   произведениям   современной   художественной   литературы.   Здесь затрагиваются самые разнообразные вопросы нравственности: человеческая красота и   ее   внешнее   и   внутреннее   проявление,   человеческая   подлость   и   благородство, место  человека   в  жизни,  человеческое   равнодушие  и  всепричастность,  любовь   и дружба, жестокость и доброта.          Удачно прошел урок по произведениям современной литературы: «Мои сверстники   в   художественной   литературе».   К   уроку   были   предложены   книги А.Рыбакова, Железникова «Чучело» и др. по выбору учеников. Был использован в обсуждении и фильм по роману А. Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого». На уроке решались  вопросы нравственные и этические. Ребята рассуждали о том, что такое доброта истинная и показная, откуда берется жестокость, к чему приводит равнодушие. Главным итогом урока, на мой взгляд, явилось то, что дети задумались над многими нравственными категориями.       Урок тогда удастся, когда будет побеждено равнодушие учащихся. Если они будут неравнодушно воспринимать произведение, задумаются над некоторыми вопросами, то главная цель урока будет достигнута.        Соглашаясь с мыслью, что литература – это учебник жизни, стремлюсь каждый   урок   сделать   жизненно   важным.   Герои   Л.Толстого,   Ф.   Достоевского, Н.Некрасова   и   других   классиков   русской   литературы,   мучаясь,   ошибаясь, разочаровываясь, ищут смысл жизни, постигают ее премудрости. Методом проб и ошибок они находят свое место в жизни, давая нам образцы для подражания. Мы учимся   у   Пьера   Безухова   искренности   и   добросердечию,   у   А.   Болконского   – честности   и   порядочности,   у   Наташи   Ростовой   –   непосредственности   и доверчивости.   Литературные   герои   дают   нам   жизненные   ориентиры,   становятся нашими   спутниками   жизни.  И   в  самые   трудные,  запутанные   моменты   жизни   мы пытаемся   искать   ответы   в   любимых   книгах.   Такова   нравственная   ценность художественной литературы, тайны которой раскрываются на уроках словесности.