Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Оценка 4.7

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Детсад
05.05.2017
Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования задатков исследовательских способностей. Главное правильно организовать среду и создать условия для того чтобы этот процесс был успешен. В данной статье рассказывается о том какие задания способствуют развитию исследовательских способностей у дошкольников на занятиях по развитию речи
Исследовательские способности.docx
Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи Стремительно   меняющиеся   условия   действительности   заставляют пересматривать   роль   и   значение   исследовательских  способностей   в   жизни человека. В  XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского   поиска   требуются   не   только   тем,   чья   деятельность связана   с   научной   работой,   но   и   всем   людям.   Универсальные исследовательские   способности,   среди   которых   наиболее   значимыми являются   способность   быстро   ориентироваться   в   ситуации,   творчески подходить   к   решению   проблем,   умение   находить   и   анализировать информацию,   позволяют   человеку   активно   действовать,   преобразовывать   и творить.  Проблема исследовательских способностей рассматривалась в работах И.П.   Павлова.   В   его   работах   была   раскрыта   сущность   ориентировочно­ исследовательского рефлекса, его значение в жизни человека и животных. В   отечественной   психологии   накоплен   богатый   опыт   изучения   и формирования   ориентировочно­исследовательской   деятельности.   Данная проблема   разрабатывалась   П.Я.   Гальпериным,   А.В.   Запорожцем,   Н.Н. Поддъяковым,   В.П.   Зинченко.   Работы   этих   ученых   позволили   выявить сущность,   структуру,   закономерности   протекания,   а   также,   значение ориентировочно­исследовательской   деятельности   для   познавательного развития ребенка.   структуры, Проблема   детерминации,   возрастных   особенностей исследовательского поведения отражена в трудах отечественных (Поддъяков А.Н., Ротенберг B.C., Савенков А.И.) и зарубежных (Берлайн Д., Хатт К., Клар Д., Фэй А. и Дунбар К., Шаубл Л. и Глейзер Р., Восс Г. и Хеллер К. и другие)   ученых.   Перечисленные   работы   позволяют   ответить   на   вопрос   о психологической   сущности   исследовательской   деятельности   и   поведения, особенностях   их   детерминации   внешними   и   внутренними   условиями,   роли исследовательского   поведения   в   познавательном   развитии   человека.   Часть работ   посвящена   изучению   вопроса   о   психических   свойствах   и   качествах, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности. Несмотря на наличие большого количества серьезных исследований по проблеме способностей, проблема диагностики и развития исследовательских способностей остается неразрешенной.  Существует   мнение,   что   неправомерно   говорить   о   развитии исследовательских способностей у дошкольников. Многие ученые считают, что эти личностные свойства формируются на более поздних этапах. Однако существует и противоположная точка зрения. Большая группа ученых:   Л.  А.  Венгер,   А.  Н.  Леонтьев,  А.  И.   Савенков.  И.  А.  Майданник считают, что развивать исследовательские способности необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. являются   Исследовательские способности ­ это индивидуально­психологические особенности   личности,   которые   представляют   собой   процесс   поиска, приобретения и осмысления новой информации. В основе исследовательских способностей лежит поисковая активность. Она выступает в качестве мотива исследовательского   поведения.   Главными   составляющими   поисковой активности     к экспериментированию.   Именно   дошкольный   возраст   характеризуется повышенной любознательностью и склонностью к экспериментам. С большим интересом   дети   участвуют   в   исследовательской   работе,   проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести   к   появлению   психического   новообразования,   именуемого исследовательскими способностями.  любознательность   и   склонность Таким   образом,   основы   развития   исследовательских   способностей закладываются уже в дошкольном возрасте. Причем,   развивать   исследовательские   способности   у   дошкольников можно на любых занятиях, в том числе и на занятиях по развитию речи. На занятиях   по   развитию   речи   дети   учатся   анализировать,   устанавливать причинно­следственные связи, обобщать, делать выводы и умозаключения. Очень   часто   в   процессе   учебной   деятельности   мы   загадываем   детям загадки или просим ребят сочинить загадки самим. Эта работа способствует развитию у детей умения давать определения,  отстаивать свою точку зрения. При чтении художественной литературы и беседы по прочитанному у детей   развивается   умение   анализировать,   доказывать   свою   точку   зрения, видеть   проблемы,   устанавливать   причинно­следственные   связи   обобщать, делать выводы. Когда педагог просит детей придумать свою концовку произведению, развивается умение выдвигать гипотезы. Это же умение развивается и при сочинении сказок и рассказов. При   составлении   описательных   рассказов   («Моя   любимая   игрушка», «Зима пришла» и т. д.) развивается умение давать определения, фиксировать собственные идеи, видеть проблемы. Существует мнение, что для развития исследовательских способностей у дошкольников на занятиях по развитию речи следует отдавать предпочтение групповым формам работы. Сомнение, догадка, предположение возникает у ребенка при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.  Наиболее   эффективным   методом   развития   исследовательских способностей у детей дошкольного возраста является проблемное обучение, в частности   постановка   проблемных   вопросов.   Постановка   проблемного вопроса     и   процесс   поиска   ответа   на   него   происходит   в   совместной деятельности   педагога   и   детей.   Педагог   увлекает   воспитанников   в совместный   умственный   поиск,   оказывает   им   помощь   в   форме   указаний, разъяснений,   вопросов.   Познавательная   деятельность   сопровождается эвристической   беседой.   При   анализе   литературных   произведений   педагог ставит   вопросы,   которые   побуждают   детей   на   основе   наблюдений,   ранее приобретенных  знаний   сравнивать,  сопоставлять  отдельные   факты,  а  затем путем рассуждений приходить к выводам. Например,   при   обсуждении   знакомой   детям   сказки   "Репка",   педагог задает вопрос:  ­ Когда герои сказки смогли вытянуть репку? Ответы детей: ­ Когда на помощь пришла мышка. Педагог:  ­ Согласитесь ли вы с выводом, что мышка самая сильная? Почему? Чьи силы вытащили репку? А почему пришлось тянуть репку стольким героям?  Формированию   исследовательского   поведения   детей   дошкольного возраста может служить анализ ситуации из басни Крылова "Лебедь, рак и щука". На вопрос: как вы думаете, что нужно сделать героям, чтобы перевезти поклажу на телеге? Дети дают различные варианты ответов:   чтобы рак отпустил веревку, а лебедь и щука поплывут в одном направлении  чтобы отпустили веревку лебедь и щука, а рак потянул телегу  чтобы они втроем стали двигаться в одном направлении и т.д. Обсуждение высказанных гипотез и совместный поиск верного ответа являются   способами   формирования   у   детей   умений   осуществлять самостоятельное исследование сначала под руководством старших, затем ­ индивидуально. Таким  образом, дошкольный  возраст  является  самым  благоприятным периодом   для   формирования   задатков   исследовательских   способностей. Главное правильно организовать среду и создать условия для того чтобы этот процесс был успешен.

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"

Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017