Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Детсад
05.05.2017
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования задатков исследовательских способностей. Главное правильно организовать среду и создать условия для того чтобы этот процесс был успешен.
В данной статье рассказывается о том какие задания способствуют развитию исследовательских способностей у дошкольников на занятиях по развитию речи
Исследовательские способности.docx
Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на
занятиях по развитию речи
Стремительно меняющиеся условия действительности заставляют
пересматривать роль и значение исследовательских способностей в жизни
человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки
исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность
связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные
исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми
являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески
подходить к решению проблем, умение находить и анализировать
информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и
творить.
Проблема исследовательских способностей рассматривалась в работах
И.П. Павлова. В его работах была раскрыта сущность ориентировочно
исследовательского рефлекса, его значение в жизни человека и животных.
В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и
формирования ориентировочноисследовательской деятельности. Данная
проблема разрабатывалась П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Н.Н.
Поддъяковым, В.П. Зинченко. Работы этих ученых позволили выявить
сущность, структуру, закономерности протекания, а также, значение
ориентировочноисследовательской деятельности для познавательного
развития ребенка.
структуры,
Проблема детерминации,
возрастных особенностей
исследовательского поведения отражена в трудах отечественных (Поддъяков
А.Н., Ротенберг B.C., Савенков А.И.) и зарубежных (Берлайн Д., Хатт К.,
Клар Д., Фэй А. и Дунбар К., Шаубл Л. и Глейзер Р., Восс Г. и Хеллер К. и
другие) ученых. Перечисленные работы позволяют ответить на вопрос о
психологической сущности исследовательской деятельности и поведения,
особенностях их детерминации внешними и внутренними условиями, роли
исследовательского поведения в познавательном развитии человека. Часть
работ посвящена изучению вопроса о психических свойствах и качествах,
необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности.
Несмотря на наличие большого количества серьезных исследований по
проблеме способностей, проблема диагностики и развития исследовательских
способностей остается неразрешенной.
Существует мнение, что неправомерно говорить о развитии
исследовательских способностей у дошкольников. Многие ученые считают,
что эти личностные свойства формируются на более поздних этапах.
Однако существует и противоположная точка зрения. Большая группа
ученых: Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, А. И. Савенков. И. А. Майданник считают, что развивать исследовательские способности необходимо начинать
именно в дошкольном возрасте.
являются
Исследовательские способности это индивидуальнопсихологические
особенности личности, которые представляют собой процесс поиска,
приобретения и осмысления новой информации. В основе исследовательских
способностей лежит поисковая активность. Она выступает в качестве мотива
исследовательского поведения. Главными составляющими поисковой
активности
к
экспериментированию. Именно дошкольный возраст характеризуется
повышенной любознательностью и склонностью к экспериментам. С большим
интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя
любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся
поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может
привести к появлению психического новообразования, именуемого
исследовательскими способностями.
любознательность
и
склонность
Таким образом, основы развития исследовательских способностей
закладываются уже в дошкольном возрасте.
Причем, развивать исследовательские способности у дошкольников
можно на любых занятиях, в том числе и на занятиях по развитию речи. На
занятиях по развитию речи дети учатся анализировать, устанавливать
причинноследственные связи, обобщать, делать выводы и умозаключения.
Очень часто в процессе учебной деятельности мы загадываем детям
загадки или просим ребят сочинить загадки самим. Эта работа способствует
развитию у детей умения давать определения, отстаивать свою точку зрения.
При чтении художественной литературы и беседы по прочитанному у
детей развивается умение анализировать, доказывать свою точку зрения,
видеть проблемы, устанавливать причинноследственные связи обобщать,
делать выводы.
Когда педагог просит детей придумать свою концовку произведению,
развивается умение выдвигать гипотезы. Это же умение развивается и при
сочинении сказок и рассказов.
При составлении описательных рассказов («Моя любимая игрушка»,
«Зима пришла» и т. д.) развивается умение давать определения, фиксировать
собственные идеи, видеть проблемы.
Существует мнение, что для развития исследовательских способностей
у дошкольников на занятиях по развитию речи следует отдавать предпочтение
групповым формам работы. Сомнение, догадка, предположение возникает у
ребенка при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.
Наиболее эффективным методом развития исследовательских
способностей у детей дошкольного возраста является проблемное обучение, в
частности постановка проблемных вопросов. Постановка проблемного
вопроса и процесс поиска ответа на него происходит в совместной
деятельности педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний,
разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается
эвристической беседой. При анализе литературных произведений педагог
ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее
приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем
путем рассуждений приходить к выводам.
Например, при обсуждении знакомой детям сказки "Репка", педагог
задает вопрос:
Когда герои сказки смогли вытянуть репку?
Ответы детей:
Когда на помощь пришла мышка.
Педагог:
Согласитесь ли вы с выводом, что мышка самая сильная? Почему? Чьи силы
вытащили репку? А почему пришлось тянуть репку стольким героям?
Формированию исследовательского поведения детей дошкольного
возраста может служить анализ ситуации из басни Крылова "Лебедь, рак и
щука". На вопрос: как вы думаете, что нужно сделать героям, чтобы перевезти
поклажу на телеге? Дети дают различные варианты ответов:
чтобы рак отпустил веревку, а лебедь и щука поплывут в одном
направлении
чтобы отпустили веревку лебедь и щука, а рак потянул телегу
чтобы они втроем стали двигаться в одном направлении и т.д.
Обсуждение высказанных гипотез и совместный поиск верного ответа
являются способами формирования у детей умений осуществлять
самостоятельное исследование сначала под руководством старших, затем
индивидуально.
Таким образом, дошкольный возраст является самым благоприятным
периодом для формирования задатков исследовательских способностей.
Главное правильно организовать среду и создать условия для того чтобы этот
процесс был успешен.
Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Статья: "Развитие исследовательских способностей у старших дошкольников на занятиях по развитию речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.