Статья "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Оценка 4.7
Лекции +2
docx
администрации
Взрослым
13.06.2019
В настоящее время всё чаще говорят об одарённости школьника. Что же такое одарённость? В чём она проявляется? Какой ребёнок может считаться одарённым? Всякий ребёнок может быть одарён? Возможно ли развивать одарённость? Можно ли развивать одарённость во время образоваительного процесса? Нуждаются ли одарённые дети в индивидуальном сопровождении? Надо ли разрабатывть маршрут для одарённого ребёнка и контролировать процесс динамики одарённости?
статья по одарённости Савинова С.В.,Таболаева И.В..docx
РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Савинова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
к.п.н.,
МОУ Лицей № 2, г. Волгоград
svetlanasavinova@mail.ru
Таболаева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МОУ Лицей № 2, г. Волгоград
temnaia75@mail.ru
Аннотация: В настоящее время всё чаще говорят об одарённости школьника. Что же
такое одарённость? В чём она проявляется? Какой ребёнок может считаться одарённым?
Всякий ребёнок может быть одарён? Возможно ли развивать одарённость? Можно ли
развивать одарённость во время образоваительного процесса? Нуждаются ли одарённые
дети в индивидуальном сопровождении? Надо ли разрабатывть маршрут для одарённого
ребёнка и контролировать процесс динамики одарённости?
Ключевые слова: одарённость,урочная деятельность,внеурочная деятельность,
диагностика, индивидуальный образовательный маршрут,исследовательская
деятельность
В настоящее время под одарённостью понимают способность к выдающимся достижениям
в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в
академической области. Одарённость следует рассматривать как достижения и как
возможность достижения, т.е. нужно принимать во внимание и те способности, которые
уже проявились, и те, которые могут проявиться. Советский психолог Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно
своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения
большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».
Одарённость обеспечивает не успех в какойлибо деятельности, а только возможность
достижения этого успеха.
К признакам, которые говорят об одарённости, относят раннее развитие способностей или
более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.
Как же понять в какой области ребёнок одарён?
Для этого следует проводить диагностику.
Проведённая диагностика показала, что ребёнок обладает одарённостью в какойлибо
области деятельности? Каков следующий шаг?
После того как выявлена одарённость ребёнка в той или иной деятельности необходимо
наметить маршрут работы с таким ребёнком.
Одни виды одарённости можно развивать в урочной деятельности, другие во внеурочной.
располагает более широким спектром
Внеурочная деятельность,
возможностей. В идеале развивать одарённость младшего школьника нужно и на уроке, и
несомненно,
во внеурочной деятельности.
Каким же должен быть учитель, работающий с одарёнными детьми?
Прежде всего, это должен быть педагог, готовый работать с одарёнными детьми.
В чём же проявляется эта готовность?
Это должен быть учитель, который может работать с «нестандартными» детьми.
Это должен быть учитель, умеющий создать атмосферу эмоциональной вовлечённости,
пробудить интерес к той или иной деятельности.
И, конечно, учитель, закладывающий основы мастерства, т.е. сам обладающий
исключительными умениями, высоким искусством в определённой области.
Существует ли такая деятельность, которая может создать предпосылки развития
любого младшего школьника? Существует ли такая деятельность, которая
способствует развитию одарённости детей к разным видам деятельности?
Понашему мнению,
такими возможностями обладает исследовательская
деятельность.
Исследовательская деятельность – вид познавательной деятельности, который
характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Она
предполагает решение учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением, при этом ученики выбирают актуальную тему, ставят социально значимую цель, выдвигают
гипотезу исследования, намечают этапы выполнения работы. Работая над исследованием,
учащиеся занимаются поисковой деятельностью: изучают теорию, освещающую данную
проблему, подбирают методики, диагностики.
В ходе
экспериментальной
деятельности подобранные методики апробируются, сравниваются результаты,
полученные в процессе эксперимента в начале исследования и после его завершения.
Осуществляя исследовательскую деятельность, школьники не просто собирают
необходимый материал, но анализируют его, делают собственные выводы, сопровождают
научным комментарием.
Завершив работу над исследованием, дети готовятся к его защите. Для этого выбирают то
самое главное и интересное в их работе, что может привлечь внимание оппонентов, готовят
презентацию.
Во время защиты работы дети учатся выступать перед различной аудиторией, отвечать на
вопросы оппонентов, отстаивать собственное мнение на основе аргументов.
Помимо того занятия исследовательской деятельностью учат младших школьников
находить необычное в обычном, планировать, контролировать
и оценивать свою
деятельность, общаться и сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми,
управлять своими эмоциями; а также
придают ребёнку уверенность в себе.
Таким образом, исследовательская деятельность способствует развитию у детей
интеллектуальной,
творческой,
художественной,
психомотрной,
лидерской,
коммуникативной, артистической, духовной, социальной одарённости.
Один из вариантов реализации образовательных потребностей школьников в процессе
обучения и фиксации результатов исследовательской деятельности — индивидуальный
образовательный маршрут учащегося. В плане организации процесса обучения ИОМ можно
рассматривать как новый подход, соединяющий в себе и особую форму организации
учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка и
развития
Однако как и любое новое явление, ИОМ требует специальной разработки организационно
одарённости
.
методической стороны своей реализации. Этот аспект, как, впрочем, и его теоретическая
проработанность, в научных исследованиях представлены крайне слабо. Но несомненно то,
что ИОМ ребенка, обучающегося в начальной школе, должен отражать не столько
индивидуальное содержание образования (как это практикуется в профессиональной школе и вузе), сколько специфические для данного школьника средства овладения
необходимым (программным) содержанием. В этом плане индивидуальным маршрутом
ребенка будут те способы деятельности, с помощью которых он постигает необходимые
знания, умения, навыки и продвигается в развитии, а также способы организации
психологопедагогической помощи,
необходимой именно этому ученику.
Принципами построения ИОМ в начальной школе можно считать следующие.
1. Принцип систематической ступенчатой диагностики.
2. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
3. Принцип контроля и корректировки.
4.Принцип систематичности наблюдений.
5. Принцип пошаговой фиксации.
Мы считаем, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных
маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности
учащегося. Чтобы ученики были людьми думающими, развивали свой нравственный
потенциал, могли осуществить обдуманный выбор дальнейшего жизненного и
образовательного маршрута. Поэтому образовательные программы направлены на
формирование личности образованной, нравственной, активнотворческой, инициативной,
ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека,
способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно
действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию
В заключение, мы бы хотели отметить, что каждый ребёнок может стать одарённым,
учителю важно только помнить при этом, что без регулярной «тренировки» способностей
школьника, невозможно развить его одарённость.
В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.(Сократ)
Список литературы
1. Кукушкин В. С. , БолдыреваВараксина А. В.
Педагогика начального
образования /под общ. Ред. В. С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:
Издательский центр «МарТ», 2005 – 592с. (Серия «Педагогическое образование»)
2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в образовательных учреждениях // Рекомендательное письмо департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 г.
3. Педагогика начальной школы: учеб.длястуд.пед.училищ и колледжей /И.П.
Подласый. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004 – 399с.:ил.
4. Савинова, С.В. Роль исследовательской деятельности в формировании социального
здоровья младших школьников / С.В. Савинова // Начальная школа + До и После. –
2012.– № 3. – с. 85–87
5. Теплов Б.М. Способности и одарённость//Хрестоматия по психологии: учебное
пособие для студентов/ составитель В.В. Мироненко, под редакцией профессора
А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987 –с. 281285
6. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. 2009. №1. С.116120.
7. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие
осуществления психологопедагогической коррекции младших школьников с ЗПР/
Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. 2005. №1.
8. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до
после. 2007. №12
Статья "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.