Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"
Оценка 4.6

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
русский язык
Взрослым
20.04.2018
Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"
В данной статье описаны факторы, способствующие развитию профессиональной компетентности учителя. В современном мире система образования претерпевает значительные изменения: появляются новые педагогические технологии, методы и приемы преподавания. В связи с этим, педагог должен стремиться к самосовершенствованию. Он должен развивать профессиональную компетентность.Научная статья
Научная статья .doc
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Вхождение   Казахстана   в   мировое   образовательное   пространство,   обусловившее переход   на   12­летнее   образование,   требует   от   педагогической   общественности   нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность,   акцентирует   внимание   на   самосовершенствовании   педагогов.  Учитель   — ключевая   фигура   в   модернизации   образования,   статус   которого   определяется   его высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, личностными качествами.     [1]   Возрастает   роль   педагога,   умеющего   креативно   мыслить,   владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно­ экспериментальной деятельностью,   мастерство.           стремящегося   повышать также свое     а     В   настоящее   время   почти   каждая   школа   живет   в   условиях   модернизации образования, которая, по сути, является процессом внедрения инноваций. В связи с новыми образовательными   стандартами   особый   статус   приобретает   инновационный   процесс.   В настоящее время, резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно   способную   личность   учителя,   способную   воспитывать   личность   в современном, динамично меняющемся мире.  Следовательно, на сегодняшний день учителю необходимо обладать определенным набором   компетенций,   развивать   и   повышать   уровень   своих   профессиональных компетенций:   информационной, общекультурной, правовой. [2, с.7]   коммуникативной,   методической,   предметной, Современный   этап   развития   казахстанского   общества   характеризуется   быстрой сменой   технологий,   что   обусловливает   формирование   новой   системы   образования, предполагающей   постоянное   обновление.   Успешность   реализации   непрерывного образования зависит от того, насколько будут способны все субъекты системы образования поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества   личности,   как   активность,   инициативность,   способность   творчески   мыслить   и находить нестандартные решения. Поэтому одним из перспективных направлений развития образования   в   нашей   стране   становится   повышение   профессионального   мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды.  [3] Сегодня образование в нашей республике ориентировано на активного и мобильного педагога,   проявляющего   инициативу,   четко   осознающего   свои   профессиональные   цели, открытого для всего нового и оптимистично настроенного по отношению к инновациям. Именно   такой   педагог   сможет   эффективно   реализовать   ключевые   направления, отраженные   в   новой   образовательной   программе.   В   связи   с   обновлением   современной системы образования и внедрением новых педагогических технологий, особые требования предъявляются, прежде всего, к развитию профессиональной компетентности педагога. Проблему   профессиональной   компетентности   педагога   исследовали   многие философы,   педагоги,   психологи.   Вопросы   формирования   и   развития   профессиональной компетентности рассматриваются в трудах В.А. Адольфа, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней,   Н.В.   Кузьминой,   М.И.   Лукьяновой,   А.К.   Марковой,   А.М.   Новикова,   Г.С. Трофимовой.   профессиональная   компетентность преподавателя   определяется,   с   одной   стороны,   анализом,   процессом   (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя) и результатом (обученность и воспитанность   обучаемых)   его   труда,   с   другой   стороны,   соотношением   объективно   По   мнению   А.К.   Марковой, необходимых профессиональных знаний и умений и психологических качеств, которыми он обладает. По   мнению   И.А.Зимней,   компетентность   как   специфическое   качество   учителя предполагает умение выбирать оптимальные решения, аргументировать выбор, отвергать ложные пути, то есть обладать критичностью мышления. [4, с. 22]. В.Д.   Шадриков   считает,   что   профессиональная   компетентность   –   это новообразование  субъекта деятельности,  формирующееся в процессе  профессиональной подготовки и представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и   личностных   качеств,   которые   позволяют   успешно   решать   функциональные   задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [1, с. 19]. В   исследовании   В.Я.   Адольфа,   профессиональная   компетентность   выступает фактором,   снижающим   психическую   напряженность   и   улучшающим   эмоциональную устойчивость, тем самым повышая качество усвоения знаний учащимися. [1, с. 23]. Согласно   Л.М.   Митиной,   понятие   «педагогическая   компетентность»   включает «знания, умения, навыки, а также способы и прием их реализации в деятельности, общении, развитии   (саморазвитии)   личности».   Здесь   также   подчеркнута   сложная   интегративная природа компетентности. Так, по­мнению Н.Ю. Емельянова, компетентность – это уровень обученности   социальным   и   индивидуальным   формам   активности,   которая   позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе [5, с. 36]. Из вышесказанного следует, что профессиональная компетентность – это качество высокопрофессионального   работника,   способного   максимально   реализовывать   себя   в конкретных видах  трудовой деятельности и способного адаптироваться к изменяющимся условиям в современной системе образования. При   определении   путей   развития   профессиональной   компетентности   учителя, необходимо   учитывать   некоторые   факторы.   Одним   из   ведущих   факторов   является изменение социальной ситуации развития, что как бы «вынуждает» человека к изменению привычных для него способов поведения и мотивирует поиск новых возможностей для реализации   в   профессии.   Развитие   личностного   компонента   обусловлено   следующим фактором   –   субъектностью   человека   (повышение   социально­профессиональной активности,   готовность   к   профессиональному   самоопределению,   стремление   к саморазвитию   и   самореализации,   субъективное   чувство   остановки   в   развитии).   Среди выделенных факторов наибольшее значение имеют, прежде всего, условия образовательной среды, а именно ее инновационный характер. Ведь инновационная образовательная среда предполагает включение учителя в активное выполнение профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает развитие профессиональной компетентности. Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что   система   образования   в   настоящее   время   характеризуется   значительными инновационными   преобразованиями.   В   сложившихся   условиях   педагог,   чтобы   быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно   адаптироваться   к   новым   условиям,   проявлять   стремление   быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять   толерантность   к   неопределенности,   быть   готовым   к   риску,   т.е.   быть профессионально   компетентным.     Однако,   как   показывает   социальная   практика,   эти характеристики формируются далеко не у всех педагогов. Напротив, значительная их часть испытывает большие трудности при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических,   профессиональных   условиях,     и   тогда     отсутствие   профессиональной компетентности   может   стать   причиной   серьезных   социально­психологических   проблем личности – от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии.   Успешность   развития   инновационного   образования   в   свою   очередь   во   многом определяется готовностью профессиональных кадров, работающих в сфере образования, к работе   в   инновационном   режиме,   к   гибкому,   оперативному   реагированию   в   своей профессиональной   деятельности   на   постоянно   изменяющиеся   потребности   общества   и личности.   Поэтому   развитие   профессиональной   компетентности   педагогов   становится одним из важнейших факторов реформирования казахстанского образования. В этой связи становится   значимым   разработать   такую   программу   психолого­педагогического сопровождения   педагога,   которая   бы   способствовала   развитию   его   профессиональной компетентности,   что   приводит   к   повышению   качества   образования   и   формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Е.   Н.   Костылева   считает,   что   профессиональная   компетентность   –   это   сложное индивидуально­психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний,   практических   умений   и   значимых   личностных   качеств,   обусловливающие готовность учителя к выполнению педагогической деятельности.  [6, с.252] Изменение социальной ситуации развития способствует развитию профессиональной компетентности, так как «вынуждает» человека к изменению привычных для него способов поведения   и   мотивирует   поиск   новых   возможностей   для   реализации   в   профессии. Преобразования, происходящие в настоящее время в системе образования, предъявляют новые   требования   к   уровню   профессионализма   учителя.   В   сложившихся   условиях конкурентоспособными   будут   те   педагоги,   у   которых   происходит   развитие профессиональной   компетентности   сообразно   инновационным   преобразованиям.   Среди выделенных факторов наибольшее значение имеют, прежде всего, условия образовательной среды, а именно ее инновационный характер. Ведь именно инновационная образовательная среда   предполагает   включение   учителя   в   активное   выполнение   профессиональной деятельности,   что,   в   свою   очередь,   предполагает   развитие   профессиональной компетентности. В настоящее время инновационные изменения идут по различным направлениям, таким, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов освоения новых программ; создание условий для самоопределения учащегося в процессе обучения; перемена в стиле мышления как   учителей,   так   и   учеников,   изменение   взаимоотношений   между   ними,   создание   и развитие творческих инновационных коллективов образовательных учреждений. Всеми   исследователями   подчеркивается   потребность   образования   в   новом теоретическом   осмыслении   сущности   инновационных   процессов,   в   разработке педагогических   условий,   обеспечивающих   непрерывное   инновационное   движение.   Эта потребность, в свою очередь, актуализирует  проблему специальной  подготовки кадров, прежде   всего   –   учителей,   компетентных   в   сфере   педагогических   инноваций.   Именно готовностью   педагогов   к   инновационной   деятельности,   к   работе   в   непрерывном инновационном режиме определяется успешность развития инновационного образования. Таким   образом,   компетентность   учителя   становится   одним   из   важнейших   условий устойчивости, стабильности развития инноваций в образовании. Поэтому целенаправленное развитие профессиональной компетентности педагогических кадров – важнейший фактор инновационного развития образования.   Список литературы: 2. 3. 1. Калжанова   Г.   М.   Модернизация   системы   образования   в   Казахстане   [Текст]   // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 52­55.   Хуторской,   Ключевые   компетенции   как   компонент   личностно­ ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. ­ 2003. ­ №2.­ С. 58­64.   А.А.Печеркина,   Э.Э.Сыманюк,   Е.Л.Умникова   Развитие   профессиональной компетентности педагога:// теория и практика//Екатеринбург, 2011. ­С.2­51.   А.В. 4. Зимняя   И.А.   Ключевые   компетентности   как   результативно­целевая   основа компетентностного   подхода   в   образовании.   Авторская   версия.   –   М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 39 с. 5. Емельянов   Ю.Н.   Теоретическое   формирование   и   практика   совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дисс… д­ра психол. наук – М., 1991 – 36 с. 6.   Костылева   Н.Е.   Психолого­педагогические   условия   эффективности   управления развитием профессиональной компетентности учителей в процессе гуманизации и демократизации школы: Дисс… канд. пед. наук –  Казань, 1997. –  252 с.

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога как важнейший фактор инновационной образовательной среды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018