Статья «Развитие связной речи детей с ОНР через пересказ сказок» (Из опыта работы)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР через пересказ сказок». Цель: Обучение детей с ОНР пересказу с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм. Задачи: • Формировать умение детей развернуто, логично, последовательно и точно, грамматически и фонетически правильно и образно излагать определенное содержание. • Развивать грамматический строй языка, звуковую культуру речи через обогащение и активизацию словаря, способствовать развитию диалогической и монологической речи. • Совершенствовать способность использовать элементы творческого рассказывания (закончить сказку, изменить начало и т.д.). • Воспитывать правила речевого поведения, умение выслушать товарища, не перебивать. • Развивать умение оценивать высказывания сверстников. • Привлекать к совместной деятельности родителей. Дети с диагнозом ОНР, имеющие отклонения от возрастных норм развития речи не могут соединять слова во фразы, у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги. Они обладают маленьким и бедным запасом слов. Дети испытывают трудности в детском коллективе: не могут объяснить чего хотят, пассивны на занятиях, плохо включаются в игры. Разговорная речь современных детей бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Почему пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике. На занятиях по пересказу я уточняю словарь детей и звукопроизношение, Развиваю речевой слух, внимание, память , мышление, воспитываю чувство языка, формирую интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают эмоциональное, эстетическое, нравственное воздействие на детей. Для обучения детей пересказу я использую сказки. Они служат прекрасным материалом. Персонажи сказок, хорошо знакомя детям, черты их характеров ярко выражены, мотивы поступков понятны. Важно эстетическое воздействие сказок, мелодики их языка на детей. Язык сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для восприятия детьми грамматических форм, выразительностью, образностью, наличием определений, сравнений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу. Нетрадиционный подход вижу в том, чтобы научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и.т.д.
Иконка файла материала развитие св. речи через пересказ.docx
«Развитие связной речи детей с ОНР через пересказ сказок» (Из опыта работы)  Учитель – логопед Иванова Наталья Александровна Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из  главных задач детского сада.  Речь ­ одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.      Ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки,  небольшие рассказы, с выражением читать стихи, правильно используя тембр  голоса и интонацию, легко производить многосложные слова. У него должен  быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас.       Дети с диагнозом ОНР, имеющие отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединять слова во фразы, у них отсутствуют или  присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова,  обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их  речи иногда отсутствуют предлоги. Они обладают маленьким и бедным  запасом слов.  Дети с задержкой в речевом развитии испытывают трудности в детском  коллективе: не могут объяснить, чего хотят, пассивны на занятиях, плохо  включаются в игры. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку и для  дальнейшего успешного обучения в школе.      Почему именно старший возраст является сензитивным периодом для  развития связной речи у детей дошкольного возраста. 1. Потребность в высказывании: педагогический потенциал детей старшего дошкольного возраста – «собеседники», личностная позиция –  «почемучки», коммуникативная позиция – «парное партнерство». У  детей наблюдается стремление расширить свой кругозор, желание  вникнуть в существующие связи и отношения, потребность утвердиться  в своем отношении к миру. 2. Речевая среда: большое количество сюжетно – ролевых игр,  разнообразие дидактического материала, театрализованная  деятельность, формирование воссоздающего воображения. 3. Средства языка: к 5 годам возрастает речевая активность ребенка,  заканчивается естественное становление речевых компонентов. Это  означает, что ребенок правильно произносит все звуки, владеет  значительным словарным запасом, освоил основы грамматического  строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими  ему свободно вступать в контакт с другими людьми.                     Всем педагогам известно, что личность развивается в деятельности.  Так вот для развития активной речевой деятельности наиболее  благоприятен именно старший дошкольный возраст, раскрывающий передребенком и перед педагогом широкие горизонты познания. Такая  совместная деятельность очень важна для формирования детской  личности.   Любая педагогическая деятельность, если она ведется в системе,  характеризуется своей стратегией и тактикой педагога. Развивать речь –  это значит предоставлять детям возможность больше говорить, давать  материал и темы для устных высказываний; совершенствовать речевую  деятельность воспитателя; формировать отдельные речевые умения у  детей:  Ориентироваться в ситуации общения;  Планировать содержание высказывания;  Реализовывать намеченный план, раскрывать тему и развивать  основную мысль;  По заголовку определять тему;  Выделять отдельные факты.      Очень важно, чтобы обучение родному языку было осознанным и  осмысленным ребенком, т.е. мотивированным. Обучение, которое сводится  только к накоплению знаний, умений и навыков и не формирует у детей  умение думать, малоэффективно как для развития речи, так и для  умственного развития в целом. На этот факт указывают многие психологи и  педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,Ш.А.Амоношвили).      Есть одна замечательная мудрость: «Знания – это камни. Если бросать  их ребенку под ноги, то он будет подниматься все выше и выше. А вот если бросать их ребенку на голову, то результат будет плачевный». Ребенок  может пойти в школу хорошо подготовленный (уметь читать, писать, считать), но из обучаемого он так и не станет учащимся (учащим себя).     Развивающий эффект обучения определяется и тем, насколько оно  ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности  детей. Для этого содержание обучения должно предусматривать варианты  решения поставленных задач, чтобы ребенок имел свободу выбора.         Тем, как организованно обучение, определяется многое:  Во – первых, будут ли дети способны только к исполнительской  деятельности, или у них появится инициатива, умение  самостоятельно решать различные задачи;  Во – вторых, возникнет ли у них тяга к знаниям;  В – третьих, разовьется ли способность иметь собственную точку  зрения и при этом воспринимать, и уважать чужое мнение.     По­прежнему, игровая методика является условием и основным средством  обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ  говорил: «Преподавай, милейший, науки посредством игры, тогда ты  лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость  этих слов, следование этому правилу требует от педагога определенныхумений и способностей. Не всегда просто облачить обучающую задачу в  форму игры.    О значении наглядности в обучении дошкольников хорошо сказал  К.Д.Ушинский: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти  словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать  таких слов с картинками, и он их усвоит налету». Использование большого  количества красочного наглядного материала, предназначенного для  фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиться высокой  эффективности занятий. Очень важно, чтобы наглядный материал был  интересен детям, тогда он способствует еще и меньшей утомляемости во  время занятий.     Давно считается, что успех является результатом заинтересованности, а  неудача – результатом ее отсутствия.      Разговорная речь современных детей бедна, малословна. Резко снизился  интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют  родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих  детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое  общение. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее  значение в общей системе дошкольного образования.    Именно поэтому я выбрала тему своей работы «Развитие связной речи детей с ОНР через пересказ сказок».      Почему я выбрала пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих  мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими  исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике  (Глухов В.П., Филичева Т.Б., Тихеева Е.И. и др.).    Какие же средства помогают мне достичь желаемого результата по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста:  Содержательная жизнь детей в детском саду;  Художественная литература;  Изобразительная деятельность (ребенок смотрит на свой рисунок, как  на особый вид речи; с его помощью он пытается рассказать о предмете  все, что о нем знает);  Театрализованная деятельность (вызывает потребность рассказать о  своих впечатлениях);  Окружающая речевая среда;  Совершенствование речи значимыми для ребенка людьми;  Совместная с детьми деятельность.     Я уделяю особое внимание активизации каждого ребенка в процессе  беседы, для чего использую различные приемы:   Предварительную подготовку детей;  Дифференцированные вопросы и задания.К семи годам дети должны овладеть двумя типами устной монологической  речи: пересказом и рассказом.     Монолог более сложная форма речи, развитие и становление которой  требуют от ребенка определенного уровня общего развития. Успешное  овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение,  формирование определенных навыков построения связных текстов.      Важным условием развития монологической речи детей является  формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений, на  основе чего у них развивается произвольность построения развернутого  высказывания, создается основа для успешного овладения в дальнейшем и  письменной монологической речью.     Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и  представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Но  пересказ – это не механическое воспроизведение текста, он обязательно  включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может  пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание, но, осмысливая  текст, он передает его свободно. Кроме того, усвоение значительной части  школьной программы основано на пересказе.    Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи  дошкольников. На занятиях по пересказу я уточняю словарь детей и  звукопроизношение, развиваю речевой слух, внимание, память, мышление,  воспитываю чувство языка, формирую интерес к тому, как следует излагать  мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают  эмоциональное, эстетическое, нравственное воздействие на детей. Структура занятия по пересказу.  Вводная часть;  Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;  Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к  языку произведения;  Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий  пересказ;  Пауза для подготовки детей к ответам;  Пересказ текста детьми;  Оценка работы детей. В водной части занятия, я использую приемы, готовящие детей к восприятию  произведения, формирующие соответствующий эмоциональный, настрой,  организующие внимание.  Рассматривание картины или объекта;  Отгадывание загадок;  Чтение небольшого стихотворного текста;  Прослушивание музыкального произведения.Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Я читаю текст  медленно, четко и выразительно. Ни в коем случае не предупреждаю детей о  последующем пересказе, чтобы обеспечить целостность восприятия  произведения и его максимальное эмоциональное воздействие.    Не менее важную роль играет и беседа после первичного прочтения текста.  Я продумываю вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечить понимание  детьми идеи произведения, выделить основные моменты, охарактеризовать  персонажей и их действия, обратить внимание на особенности языка  произведения. Привлекаю внимание детей к образности языка, использованию  определений, отрабатываю с ними произношение сложных в фонетическом  отношении и по слоговой структуре слов.     Повторное чтение произведения после беседы с детьми провожу уже после  нацеливания детей на пересказ.    После повторного чтения делаю паузу для обдумывания детьми содержания  и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, я напоминаю им план  пересказа.     Пересказ может быть осуществлен по частям несколькими детьми или  целиком одним ребенком, выборочный пересказ, пересказ по ролям, по  цепочке и т.д.      Обязательным этапом работы на занятии я считаю оценку работы детей,  краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов,  оценка образности и точности языка. Это важный обучающий прием. Приемы, используемые на занятиях по пересказу:  Обращение к личному опыту детей;  Показ наглядного материала;  Образец чтения произведения;  Вопросы к детям;  Объяснения;  Упражнения (индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз);  Подсказ слова и фразы педагогом;  Совместный пересказ педагогом и ребенком;  Отраженный пересказ;  Пересказ по ролям;  Хоровое проговаривание коротких реплик;  Игра – драматизация или инсценировка. Для обучения детей пересказу я использую сказки. Они служат прекрасным  материалом. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты их характеров  ярко выражены, мотивы поступков понятны. Важно эстетическое воздействие  сказок, мелодики их языка на детей.Язык сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами,  отсутствием сложных для восприятия детьми грамматических форм,  выразительностью, образностью, наличием определений, сравнений,  несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную  работу.     Сказки для пересказа подбираю в зависимости от уровня развития детей,  состояния их внимания, памяти и речи.                          При подборе текста учитываю следующие требования:  Высокая художественная ценность произведения;  Идейная направленность;  Динамичность, образность изложения, четкость и  последовательность развертывания действия;  Объем пересказа (возрастная особенность детей);  Словарно – грамматическая наполняемость текста.     Нетрадиционный подход вижу в том, чтобы научить детей оригинально, по  – своему не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать  ход повествования, придумывать различные концовки, вводить  непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.     Главная задача при таком подходе – нравственный урок: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».     Именно поиск этого «намека» дает возможность детям рассуждать, а ломка стереотипов развивает творческое воображение.     Пересказ сказок оказывает заметное влияние на речевую деятельность  дошкольников, которые учатся овладевать родным языком, его образным  строем, приобщаются к подлинно художественной речи. В процессе овладения пересказом активизируется образное мышление дошкольников,  стимулируется их творческое воображение. Дети учатся находить точные  слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически  связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким  образом, совершенствуются все стороны речи детей: лексическая,  грамматическая, фонетическая, интенсифицируется процесс овладения  языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чувства  ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. Идет активное  пополнение и расширение словаря, так как работа над пересказом  обеспечивает многократное повторение ребенком нового слова в различных  вариантах: вслед за педагогом, в ответах на вопрос, непосредственно при  пересказе. Если ребенок не только слушает сказки, но и воспроизводит их в  собственной речи, воздействие художественных произведений на его  личность, на его речевое развитие усиливается.      На занятиях по пересказу дети приучаются к умственному труду, у них  формируется умение усваивать речевые образы.Для решения вышеперечисленных задач на занятиях по пересказу сказок я  использую беседу, объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрацию  наглядного материала. Выбор приемов обучения и методики их применения  различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их  активности, самостоятельности.     Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями я стремлюсь сосредоточить внимание детей на содержании сказки, добиваюсь, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным  событиям и поступкам героев. Поскольку языковая практика детей на  занятиях по пересказу строится на языковом материале прочитанного  произведения, я различными приемами привлекаю внимание детей к  словосочетаниям, оборотам, ритмическим особенностям текста и т.п.  Побуждаю детей к повторению тех или иных предложений, то есть к  следованию языковым образцам. В процессе такой работы дети учатся  использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Они приобретают  первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего  отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.      В логопедической группе логопед и воспитатель всегда работают в тесном  контакте.  На занятиях решаются следующие задачи:  Закрепление лексико – грамматических тем;  Расширение словарного запаса;  Развитие умения слушать, воспринимать и воспроизводить текст. Используются специально подготовленные музыкальные произведения,  проводятся интегрированные занятия с элементами драматизации, на которых дети учатся передавать характер и особенности своих персонажей.    На моих занятиях дети имеют возможность не только изучать и познавать  окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать  удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного  выполнения задания.  Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе.         Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,  источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Она должна обеспечивать не только совместную театрализованную деятельность  детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка,  своеобразной формой его самообразования.       При организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей  театрализованную деятельность детей,                                     Следует учитывать:    Индивидуальные социально­психологические особенности ребенка;  Особенности его эмоционально­личностного развития;  Интересы, склонности, предпочтения и потребности; Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;  Возрастные и полоролевые особенности.    Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной  театрализованной деятельности детей в моей группе оборудована театральная зона  «В гостях у сказки».     В группе представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы  для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д.                                     Виды кукольного театра: Куклы для пальчикового театра; Варежковые куклы; Перчаточные куклы; Куклы­ Петрушки (бибабо); Большая напольная (ростовая) кукла; Куклы для настольного театра (резиновые, деревянные); Театр мягкой игрушки.               Принципы построения предметно­пространственной среды:  Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью  детей;  Организация «зон приватности» ­ специальных мест, где ребенок хранит  свое личное имущество;  Предоставление права и свободы выбора;  Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;  Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.      Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и  обыгрывая ту или иную сценку.    Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают  использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем – в  бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.     Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,  приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них  справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое  поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее  друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает  творческий характер, эмоциональную насыщенность.      Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с  ОНР возможна только в результате комплексного подхода, то есть при  активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя, педагога –  психолога и родителей дошкольника.Если родители сами не в состоянии оценивать ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то я стараюсь помочь им стать  самыми заинтересованными, активными и действенными участниками  коррекционного процесса. Важно, чтобы сотрудничество началось как можно  на более ранних этапах, тогда успехи детей будут более значимыми.       Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно,  если усилия учителя – логопеда и родителей будут осуществляться  независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно  своих планов и намерений, поэтому я выстраиваю работу с семьей на основе  партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, что  безусловно способствует развитию личности ребенка и является важнейшим  условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых  недостатков.       Работа с родителями представляет собой отдельный блок различных  моделей взаимодействия:  Педагогическое просвещение родителей;  Информирование родителей о состоянии и перспективах работы  детского сада в целом и группы;  Включение родителей в коррекционно – образовательный процесс;  Сближение родителей и детей;  Работа с семьями «трудных» детей (под «трудными» подразумеваются  дети, у которых имеются личностные особенности, мешающие  коррекционной работе: выраженный негативизм, агрессивность,  конфликтность, повышенная впечатлительность, чувство угнетенности,  состояние дискомфорта, повышенная обидчивость, ранимость, быстрая  утомляемость, истощаемость, двигательные беспокойства) и др. Чтобы родители помогали детскому саду, их надо «впустить» в него.  Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а  полноправный член команды МОУ», я и строю свое общение с родителями.      Привлекаю родителей к активному участию в обучении с первых  месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Даже минимальная  помощь, оказанная родителями, дает им возможность почувствовать свою  причастность к общим заботам.    Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или  обычных зрителей. Они принимают активное участие в изготовлении  костюмов и атрибутов. Они участвуют в проведении совместных занятий и праздников. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают  художественные произведения и просматривают видеофильмы,  рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора,  обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию,  сближает их.Таким образом, проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что  работа над развитием связной речи с помощью сказок способствует  обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.  При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются  нормы построения предложений и целого текста, а также является средством  формирования общих игровых навыков, личных качеств ребенка, его  адекватного поведения в различных ситуациях, вырабатывается  положительная самооценка, уверенность в себе.