Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
дефектология
Детсад
20.02.2018
Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР.doc
Государственное Бюджетное Стационарное Учреждение
Социального Обслуживания Московской Области Красно-
Дубравский детский дом-интернат "Журавушка"
Статья
"Развитие тактильного восприятия, как основа
сенсомоторного развития детей с ТМНР"
Подготовила
воспитатель
Фиклеева Елена Станиславовна
2015 Весь окружающий мир ребенок познает через
взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения,
слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно
переоценить значение сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении
в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие
представляет собой развитие ощущений и восприятий,
представлений о предметах,
объектах и явлениях
окружающего мира. Информация от них анализируется в
соответствующих отделах головного мозга и выдает
целостную картину. Сенсорная система - это датчик
восприятия окружающего мира. Это система, которая
считывает информацию извне,
опираясь на ранее
сформированные сенсорные эталоны.
Именно сенсорное
развитие служит базой для совершенствования деятельности
органов чувств и накопления представлений об окружающем
мире.
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов
является важным в развитии и воспитании детей со
сложными и множественными нарушениями развития. Дети
со сложными нарушениями развития – это, как правило, дети
с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии
развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней
жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной
депривации.
Анализ научно-методической литературы, практика
обучения и воспитания, педагогические наблюдения за
2 детьми данной категории позволяют выделить некоторое
своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со
сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое
развитие восприятия оказывается одной из основных причин
замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно
необходимыми двигательными и социально-бытовыми
умениями и навыками, что отрицательно сказывается на
физическом и психическом развитии данной категории
детей.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями
в развитии уделяли большое внимание такие известные
ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С.
Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В
настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А.
Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся
в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции –
это взаимодействие органов чувств ребенка. А для
полноценного развития мозгу необходимо постоянное
поступление сенсорной информации.
Чем больше
информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится
трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то
развивается.
Одной из причин сенсорной депривации может быть
недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых, …
) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного
анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления
построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной
интеграции детей со сложными и множественными
в
психофизическими нарушениями
заключается
3 недоразвитии у них способности к приему, переработке и
хранению информации,
недостаточности словесного
опосредования, а так же в возникновении различного рода
функциональных перестроек. Для детей с ограниченными
возможностями здоровья (со сложными и множественными
психофизическими нарушениями) характерны более поздние
сроки становления сенсорных функций.
Тактильная или, как ее еще называют, кожная
чувствительность и двигательная память становится у детей
со сложными и множественными психофизическими
нарушениями особым способом познания окружающего мира.
Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение
функционирования зрительных и слуховых анализаторов.
Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать
предметы только касанием и действием с предметами в
непосредственном контакте. Интересно, что при помощи
тактильных ощущений ребенок получает достаточно
большой объем информации об окружающем мире. Именно
поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию
относят тактильную, поверхностную чувствительность -
ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и
др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней
для человека. Это те ощущения. Которые мы получаем через
кожу. Это отражение отдельного чувственного качества
предметов. Поэтому необходимы специальные игры-
упражнения на тренировку тактильных ощущений.
С помощью тактильных ощущений,
наряду со
зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает
окружающий мир. Существует множество игр и упражнений,
4 помогающих ребенку совершенствовать тактильную
чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.
Основными задачами игр-упражнений по развитию
тактильных ощущений являются: улучшение осознания
ребенка самого себя через тактильные ощущения;
побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не
вербальный способ), которые вызывает соприкосновение с
различными материалами и поверхностями; расширение
опыта тактильного восприятия ребенком объектов
ближайшего
умений
дифференцировать осязательные ощущения; развитие у
детей умения выражать свое эмоциональное состояние,
чувства через соприкосновения.
окружения;
развитие
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у
детей с ограниченными возможностями здоровья (со
сложными и множественными психофизическими
нарушениями) проводится в несколько этапов, каждый из
которых характеризуется постепенным усложнением, как
самого процесса, так и словесного обозначения качества и
свойства предмета, его основного признака.
На первом этапе работа начинается с определения зон
кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к
положительному реагированию на определенные
раздражители. На данном этапе целесообразно использовать
следующие приемы стимулирования:
засыпка тела
шариками; опутывание тела лентами; поглаживание
различных частей тела; пожатие рук; прикосновение теплой
грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание;
помещение ребенка в сенсорный бассейн.
5 На втором этапе педагог начинает прикасаться
предметами различной фактуры к различным частям тела
ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой
доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук,
ног); поглаживание, используя гипотермию и гипертермию
(марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде,
резиновой грушей, игрушкой, грелкой); поглаживание
поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам,
ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых
мячей (шариков); обдувание обнаженных частей тела феном,
обмахивание веером; растирание (более глубокое и
интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого
пальца рук и ног. Выполняется тремя пальцами:
указательным средним и безымянным; массирование тела
мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.
На третьем этапе педагог побуждает выполнять
сопряженные (совместные) действия по обследованию
различных предметов.
Руки педагога выполняют
направляющие действия: проведение руками ребенка по
поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука
ребенка); упражнение в совместном сжимание поролоновых
игрушек; упражнение в совместном сжимание резиновых
мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с
нашитыми пуговицами различной величины и формы,
побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами
(ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним);
упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки
одной рукой,
упражнять в
удерживании игрушки двумя руками.
манипулирование ею;
6 На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять
полусопряженные, потом самостоятельные
действия с
предметами: упражнение в ощупывание предметов одно,
потом двумя руками; обследование предметов с помощью
рта; упражнение детей в удерживании предметов руками:
двумя, одной; формирование умения манипулирования
предметами: трясти,
толкать,
перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой:
мять, листать, сгибать, комкать; побуждать играть с
лоскутками ткани; побуждать играть с предметами
различной фактуры.
отбрасывать,
толкать,
Игровые упражнения на развитие тактильно-
двигательного восприятия положительно влияют на
развитие мелкой моторики рук, координацию движений
пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные
анализаторы детей,
обогащают сенсорный опыт,
способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти
упражнения обладают колоссальным значением для
развития психики ребенка.
Используемая литература.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция.
Понимание скрытых проблем развития ; М.: Теревинф,
2009.
7 2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со
Пособие для
сложным нарушением в развитии;
родителей, М. : Просвещение, 2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять
ребенка,
помочь обрести
равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.:
Теревинф, 2010.
распознать проблему,
4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание
детей со сложными нарушениями развития. Учебное
пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт,
2009.
8
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Статья "Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.