Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании" (из опыта работы)
Оценка 4.6

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании" (из опыта работы)

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
25.12.2018
Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании"  (из опыта работы)
В последние годы педагогам все чаще приходится задаваться следующими вопросами: как заставить детей трудиться, причем трудиться и работать не только на себя, но и на благо общества? Как сделать так, чтобы труд стал для них чем-то естественным и необходимым? В данной статье говорится о том, что одной из базовых ценностей российского общества является труд и творчество. В ФГОС четко прописано как одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания и как личностный результат освоения основной образовательной программы – воспитание трудолюбия, формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, развитие опыта участия в социально значимом труде. Но идеи эти не новы. О важности трудового воспитания говорили и раньше. Так Антон Семенович Макаренко воспитывал своих подопечных колонистов в первую очередь через труд и коллектив. И многие его идеи о трудовом воспитании актуальны и в наше время. Так может быть пришло время и нам вспомнить давно забытое старое, и воспользоваться идеями замечательного педагога?
Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании2 (1).docx
Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании  (из опыта работы) Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.  Из них на первом месте – родители и педагоги.  (Антон Семенович Макаренко) Трудовому   воспитанию   молодого   поколения   в   России   уделялось   и   уделяется достаточно   большое   внимание.   Связь   трудового   воспитания   с   социальными   условиями жизни общества и коллектива особенно характерна для педагогических трудов Антона Семеновича Макаренко.                    Его труды и в настоящее время не утратили своей актуальности. «Воспитание в труде»   ­   невозможно   себе   представить   как   воспитание   нетрудовое.   Труд   всегда   был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры».   В   условиях   становления   рыночных   отношений,   роль   трудового   воспитания подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в любой сфере деятельности   играет   сегодня   решающую   роль.   Современному   обществу   нужен   новый человек, профессионал своего дела. Поэтому   одной   из   базовых   ценностей   российского   общества   является   труд   и творчество.   В   ФГОС   четко   прописано   как   одно   из   основных   направлений   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   и   как   личностный   результат   освоения   основной образовательной   программы   –   воспитание   трудолюбия,   формирование   уважительного отношения   к   труду,   человеку   труда,   трудовым   достижениям   России   и   человечества, развитие опыта участия в социально значимом труде. Умение   трудиться,   работать   на   общее   дело,   заботиться   об   окружающих закладывается   с   детства.   Это   происходит  уже   тогда,     когда   дошколятам   предлагается посильная для них работа. Будь то уборка разбросанных игрушек, помощь в сервировке стола или стирка своих носочков и платьев для кукол и т.д. Все начинается с мелочей. Но если вовремя не заложить эти качества в растущем человеке, то в будущем это сделать будет достаточно проблематично, или вовсе не возможно. Все это было замечено практически сто лет назад, великим педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. Уже тогда он говорил, что «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни, если вы его до пяти лет не воспитываете как нужно, потом придется перевоспитывать».  А   сегодня   и   мы   на   практике   видим,   что   такой   человек,   будет   постоянно противопоставлять себя коллективу, избегать излишней нагрузки и ответственности. На такого человека сложно будет положиться, так как у него будет атрофировано чувство коллективизма. Ведь он эгоист и привык работать только на себя, на свое личное благо и обогащение. Отсюда   возникает   вопрос:   как   заставить   детей   трудиться,   причем   трудиться   и работать не только на себя, но и на благо общества? Как сделать так, чтобы труд стал для них чем­то естественным и необходимым?           Думаю, ответы на этот вопрос были даны много лет назад и сейчас на современном этапе нам стоит к ним обратиться. В своих трудах, основанных на собственном опыте, ценою проб и ошибок, Антон Семенович  говорил о том, что теория должна повернуться лицом   к   практике,   необходимо   помочь   подростку   достичь   того   уровня   духовной   и нравственной   высоты,   чтобы   ему   открылась   красота   труда,   чтобы   он   понял:   в любой профессии можно стать творцом. Антон Семенович утверждал, что воспитывает не воспитатель, а среда, значит необходимо создать такую среду, чтобы пришли в движение внутренние   силы.   Ведущие   к   саморазвитию   личности   ребенка.   Именно   коллектив, совместная работа является такой средой.  Мой педагогический путь складывался так, что мне удалось поработать в детских учреждениях разного типа. Это были и детский сад комбинированного вида, и СРЦН, и школа 8­го вида, и Мариинская гимназия. И с вопросом трудового воспитания, в большей или меньшей степени, приходилось сталкиваться в каждом из них.    Неоднократно   в   СРЦНе   случалось   следующее:   приходили   педагоги   со   стажем, взрослые, умудренные опытом люди, и с первых же дней приступали к дрессуре, стараясь переделать всех и вся и своим авторитетом добиться желаемого результата. Они держались высокомерно   и   в   стороне   от   воспитанников,   наблюдая   за   тем,   как   выполняются   их поручения и указывая на недостатки в проделанной работе. Как правило, такие педагоги долго у нас не задерживались. Дети не принимали таких воспитателей и создавали все условия для их скорейшего увольнения.  И напротив, когда приходил человек не равнодушный, понимающий, трудолюбивый. Тот, кто не принуждал к работе, а сам брал метлу или грабли и начинал трудиться, ребята подключались к его деятельности. Им неловко было стоять в стороне. И самые бывалые из них   шли   убирать   территорию,   копать   картошку,   обрабатывать   елки   в   лесничестве, ухаживать   за   нашим   небольшим   огородиком   и   т.д.   Ребята   переставали   считать   такую деятельность зазорной, они понимали, что работают на себя и на коллектив. А когда мы выезжали   на   озера,   они   становились   незаменимыми   помощниками   на   кухне.   Вместе   с взрослыми (дежурными и воспитателями) мальчишки ставили палатки, помогали младшим воспитанникам, носили воду для приготовления пищи, учились разводить и поддерживать костер, оказывали посильную помощь на кухне. Дети гордились своею причастностью к общему делу. Они гордились своим «правом на труд». Ведь по А. С. Макаренко: «Право на труд в нашем обществе – это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в решении государственных задач». Никто не оставался в стороне, а если у кого­то вдруг и возникал приступ лени, то товарищи быстро напоминали, что так не делается.  Дети были заодно с нами взрослыми, потому что мы не унижали их человеческое достоинство, а относились к ним с уважением. Мы были большой семьей, как бы пафосно это  не  звучало.  Позже  я поняла,  что  в  то  время  мы  жили,  опираясь  на  идеи     Антона Семеновича Макаренко: «Воспитание детей – это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».  Но то были социальные дети, и с ними, как ни странно в этом плане было работать гораздо проще. В гимназии и других школах мы сталкиваемся с огромным влиянием семьи на  ребенка.   И  здесь   начинается   настоящее   противостояние.   Ребенок,  на   первых   порах, вроде   бы   и   стремится   приносить   пользу   классу,   предлагать   свою   помощь.   Но   дома сталкивается     с   тем,   что   родители   (по   разным   причинам)   стараются   оградить   его   от «излишней» работы. Ищут различные уловки, чтобы избежать участия их чада в уборке класса, субботнике и т.д. Не понимая, что таким образом увечат ребенка, делают из него иждивенца и безвольное существо. И как бы здесь школа не сопротивлялась, в большинстве случаев она оказывается бессильной. Ведь все права сейчас на стороне родителей, а нам из всех методов остаются одни увещевания и уговоры.  Как я пыталась выйти из подобных ситуаций? Как обычно. Так, как это делала в СРЦНе, в детском саду и в школе 8­го вида. Своим примером и через коллектив. На словах это выглядит просто, но на практике были, конечно, и трудности. Облегчало дело, то, что в гимназии действует программа трудового воспитания. Когда приходили дети не умеющие мыть пол и не понимающие, зачем им это надо. Ведь дома за них всю грязную работу выполняет   моющий   пылесос.   Мне   приходилось   объяснять   важность   этой   работы   и помогать мыть полы, показывая пример. Таких примеров было множество: генеральная уборка, субботники, дежурство по гимназии, уборка своей комнаты в пансионате, уход за своими вещами и поддержание порядка на своих полочках в шкафу, и даже умственный труд, порой вызывали отторжение.  Когда   были   решены   некоторые   из   перечисленных   вопросов,   а   дети   немного подросли,   нам   предложили   оказать   помощь   ветерану   педагогического   труда   инвалиду­ колясочнику. И большинство воспитанниц класса с радостью отозвались. Безвозмездно, без уговоров, девочки изъявили желание помочь. И выполнили эту работу более чем хорошо. Почему? Потому,   что   за   годы   учебы   в   гимназии   у   них   сложилась   активная   жизненная позиция. Они получили возможность использовать свое право на труд, стать полезными обществу и коллективу. Позже, гимназистки принимали участие в экологической акции «Сделаем вместе», задумывались о том, как облагородить территорию гимназии. В   этом   году   девочки   пробуют   себя   в   правительстве   гимназии.   Организуют сотрудничество   с   домом   малютки,   реализуют   свои   проекты   (такие   как   «Снежный городок»). Стараются сделать жизнь гимназии лучше и интересней. А все начиналось с малого… Читая   «Педагогическую   поэму»   Макаренко   мы   сталкиваемся   с   подобными случаями, что еще раз доказывает, что особо­то дети не поменялись и не испортились. Человек, работающий в педагогике сто лет назад, боролся с теми же проблемами, что и наши современники. И находил выход в самых простых вещах: ­собственном примере; ­положительном влиянии коллектива и общества (воспитательная среда); ­взаимном уважении человеческого достоинства («Я был свидетелем,­ писал Антон Семенович,­ многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчишки, которых выгоняли из всех   школ,   считали   дезорганизаторами,   поставленные   в   условия   нормального педагогического   общества   (читай   ­   воспитательного   коллектива.­   B.   X.),   буквально   на другой   день   становились   хорошими,   очень   талантливыми,   способными   идти   быстро вперед»); ­поддержке инициативы воспитанников; ­вера в лучшее в человеке («Когда вы видите перед собой воспитанника ­ мальчика или девочку,­ вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И это всегда правильно.   Как   хороший   охотник,   давая   выстрел   по   движущейся   цели,   берет   далеко вперед, так и педагог в своем воспитательном деле должен брать далеко вперед, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения». Макаренко А.С.);  ­   «серьезной   системе   требований   к   человеку»   («должна   быть   серьезная   система требований   к   человеку,   и   только   это   и   сможет   привести   к   тому,   что   у   нас   будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь ­ требование к себе».); ­ самоуправлении (Педагогический процесс, организованный Макаренко, выводил детей   из   пассивного   состояния   «объектов   воспитания»   и   превращал   их   в   «субъектов воспитания». Антон Семенович считал, что там, где такой системы нет, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.); ­эффективном сотрудничестве; ­ индивидуальном подходе. Макаренко четко, заявил о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха,   быта   на   формирование   мировоззрения   и   нравственности   личности.   Все воспитывает:   обстоятельства,   вещи,   действия,   поступки   людей,   иногда   и   совсем незнакомых.  Своей   деятельностью   А.   С.   Макаренко   отстаивал   идею   динамического   единства жизни   и   воспитания.   Занимаясь   воспитанием   подрастающего   поколения,   он   боролся прежде всего за гармоническое развитие личности ребенка. Дети, считал он, не «готовятся к труду и жизни», как утверждали иные ученые­педагоги, а живут и трудятся, мыслят и переживают. Он говорил: «Нет, дети ­ это живые жизни» ­ и учил относиться к ним как к товарищам   и   гражданам,   видеть   и   уважать   их   права   и   обязанности,   включая   право   на радость и обязанность ответственности. Макаренко сделал важнейший новаторский вывод: педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе ­ это   общий   и   единый   метод,   обеспечивающий   эффективность   воспитания   коллектива   и социалистической личности. Гениальность   педагогики   Макаренко   в   том,   что   она   всегда   современна,   ибо приоритетом   этой   педагогика   является   жизнь,   законы   развития   личности   в   единстве   с природой и обществом. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе   и   об   окружающем   мире.   Хорошо   организованное   трудовое   воспитание   должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Рюмшина Е.Н. Список использованной литературы: 1. Варнакова Е. Д. Творческое использование педагогического наследия А. С.Макаренко в  воспитании будущих молодых рабочих. – М.: Высшая школа.,1991. – 445с. 2. Макаренко А. С. О воспитании /Сост. и автор вступ. ст. В. С.Хелемендик. – М.:  Политиздат, 1990. – 415с. 3. Макаренко А. С Педагогическая поэма.­ М.:Педагогика,1981.­ 573с. 4. интернет ресурс: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании" (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании"  (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании" (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании"  (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании" (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании"  (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании" (из опыта работы)

Статья "Реализация идей Макаренко о трудовом воспитании"  (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018