Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»
Оценка 4.9

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
09.04.2018
Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»
Статья посвящена проблеме внедрения регионального компонента в преподавании литературы студентам первого курса технического колледжа. Актуальность определяется ролью литературы в воспитательном процессе. В статье поставлена задача - обучение студентов глубокому пониманию истории и культуры своей страны через изучение отечественной литературы. приобщение к эстетическим ценностям народа рассматривается как одна из важнейших составляющих воспитания чувства патриотизма.
Статья.Рег.docx
«Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа» Понять литературу, не зная мест,  где она родилась,  не менее трудно, чем понять чужую мысль,   не зная  языка, на котором она выражена. Д.С. Лихачёв. Важность изучения литературы  родного края, использование местного материала   в   обучении   и   воспитании   подчеркивали   в   своих   трудах   Я.   А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что поля Родины,   ее   язык,   ее   предания   и   жизнь   никогда   не   теряют   непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают им  возгореться искрами любви к Отечеству.              Не   секрет,   что   преподавание   школьных   предметов   чаще   всего изолировано   от   литературы   и   культуры   родного   края,   а   учебники   не учитывают   местный   (региональный)   материал.   Поэтому,   планируя   работу, считаю   необходимым   предусмотреть   занятия,   с   изучение литературы родного края.  связанные     и   возродить     Задачи     таких   занятий   –   изучить     традиций литературного наследия Якутии, вызвать у   подростков   интерес к своей "малой"   Родине,   пробудить   чувство   любви   к   своему   городу,   развить творческие способности.  Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения   учебной   дисциплины   «Русский   язык   и   литература»     на   базе основного   общего   образования   получаемой   профессии   или   специальности среднего профессионального образования. Литературе принадлежит ведущее место   в   эмоциональном,   интеллектуальном   и   эстетическом   развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература   как   феномен   культуры   эстетически   осваивает   мир,     выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она   обладает   большой   силой   воздействия   на   читателей,   приобщая   их   к нравственно   ­   эстетическим   ценностям   нации   и   человечества.     Именно литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения,     что   является   в   современном   обществе,   пожалуй,   одной   из главных   задач.     И   для   решения   этой   задачи   способствует   достижение следующих целей: ­ воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,   способной   к   созидательной   деятельности   в современном мире; ­формирование   гуманистического   мировоззрения,   национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; ­     совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов. А достижение этих   целей   возможно     благодаря     включению   в   содержание   программы занятий, связанных с региональным компонентом. О   важном   значении   формирования  патриотических  чувств   в духовном развитии подрастающего поколения пишут и видные якутские ученые (Данилов Д.А., Егоров П. И., Неустроев Н. Д., Оконешникова А. П., Попов Б. Н., Попов Г. В., Томский И. Е., Уткин К. Д. и др.).  Тема Якутии в русской литературе занимает значительное место. О   Якутии,   начиная   со   времен   вхождения   её   в   состав   Русского государства, писали многие писатели. Впервые тема Якутии была поднята корифеем русской и мировой науки, крупнейшим русским поэтом XVIII века М.В. Ломоносовым в “Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны”. “...Там Лена чистой быстриной Как Нил народы напояет… Коль многим смертным неизвестны Творит натура чудеса...” Автор   стремился   обратить   внимание   русского   правительства   на   эту отдаленную окраину и указывал на богатые ее перспективы. Якутская тема в русской   художественной   литературе   была   продолжена   писателями­ декабристами. Декабристы – это первое поколение русских революционеров, отбывавших   ссылку   в   Якутии.   К.Ф.   Рылеев   принадлежит   к   “людям   14 декабря”.   К   числу   лучших   произведений   К.Ф.   Рылеева   относится   его знаменитая   поэма   “Войнаровский”     (напечатана   в   отрывках   в   1824   году, целиком – в 1825 году.   Особое   место   в   русско­якутских   литературных   взаимоотношениях занимает проблема “Пушкин и Якутия”. Свободолюбивая поэзия Пушкина пришла в Якутию в 30­х годах XIX века вместе с поэтами­декабристами. Именно ссылка декабристов в отдаленные места России обостряет интерес А.С.Пушкина   к   народам   Сибири.    Н.Г.  Чернышевский  12  лет   (1871­1883) томился   в   вилюйском   остроге.   Большую   ценность   представляют   письма Чернышевского из Вилюйска, адресованные родным и знакомым. В письмах он говорит о бедственном положении якутского народа,   страдающего под гнетом   царизма   и   местных   богачей,   описывает   убогие   жилища   бедняков, скудную   пищу,   отсталые   нравы.  Известный   русский   писатель,   автор   трех известных романов “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” в 1852­ 1854   годах   совершил   кругосветное   путешествие   на   фрегате   “Паллада”   в качестве   секретаря   адмирала   Е.В.   Путятина.   В   путевых   очерках   И.А. Гончарова “Фрегат Паллада” большое место занимает описание Якутии, быт и нравы жителей малоизвестной тогдашней окраины России, природа, вера писателя   в   расцвет   Якутского   края,   развитие   его   экономики   и   культуры. Природа   потрясающей   красоты,   быт   и   обычаи   аборигенов   влекли   сюда многих путешественников. И.А. Гончаров писал: “Нет сомнения, что будет езда и дальше по Аянскому тракту». В то время Якутия была одной из самых отсталых,   захолустных   окраин   России.   С   забытыми   народами   она   веками стонала под тяжким временем двойного гнета ­ русского царизма и местной тойоно­феодальной   верхушки.   Веками   в   глубине   души   народной вынашивались мечты об иной светлой, счастливой жизни и не угасла вера в то, что час такой жизни непременно пробьет. Этим мечтам суждено было осуществиться   лишь   после   Великой   Октябрьской  революции.   Советская власть,   Ленинская   Коммунистическая   партия   принесли   народам   Якутии избавление от вековечных угнетателей, зажгли над древней землёй зарю новой жизни.  Вот уже более трехсот лет якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи с помощью русского народа преобразуют свою землю, развивают её. И сегодня Якутия – удивительный край с вековыми традициями.   У народов Якутии богатая   героико­нравственная   традиция,   изучение   которой   должно   дать основное   содержание   для   воспитания   у   молодежи   высоких  нравственных качеств, в первую очередь, чувства подлинного патриотизма. В   методических   статьях   и   пособиях   освещен   опыт   проведения спецкурсов,   отдельных   занятий   по   литературе   родного   края.   Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские   и   практические   занятия,   диспуты   и   читательские конференции),так   и   нестандартные   (музейные   уроки,   уроки   в   концертном зале, театре, уроки­фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых   познавательных   методик,   литературные   марафоны,   литературные ринги,   уроки­встречи   с   писателями,   литературные   и   литературно­ музыкальные салоны, гостиные и др.).  Используя опыт коллег,  нами запланировано проведение серии уроков по   литературе родного края. Одним из таких   занятий стал урок « Тема Родины в творчестве якутских поэтов». Целью урока   стало не только знакомство с творчеством писателей и поэтов Якутии, но и  анализ произведений, посвященных теме родного края. Ведь в литературе сложно найти писателя, не отдавшего дань своей Родине:  «Родина! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Родина…. Какой поэт обошел стороной эту поистине вечную тему? Пожалуй, никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве». Д.С.Лихачев говорил: «Любовь к родному краю… начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своему городу… Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А   поэт А.Твардовский говорил, что «у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной   страны,   отчизны   –   дополняется   еще   чувством   родины   малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки».  Наш урок посвящен нашей малой Родине – Якутии,  отсюда и вытекала основная задача – проследить,     какое место в своём творчестве уделяли якутские поэты теме Родины, как воспевали её красоту и неповторимость. В ходе урока  студенты представляли  самостоятельно подготовленные работы групп по заранее объявленному плану: 1.   Рассказать   о   жизни   и   творчестве   поэта.     (   Форма   выбирается студентами). 2. Раскрыть тему Родины и её особенность в творчестве поэта. 3. Чтение стихотворения. 4. Анализ стихотворения (вся группа). 5.  Обсуждение. Одновременно     шла   работа   творческой   группы   по   составлению поэтического сборника. Выступление первой группы было по теме «Творчество  Анемподиста Ивановича Софронова   АЛАМПЫ.  (презентация, стихотворение «Родина» ­ анализ). Вторая группа представила материал  по творчеству Алексея  Елисеевича Кулаковского.  ( презентация, сообщение  « Поэт­пророк»,  стихотворение  «Армия снежно­ледяной страны»).  Выступление третьей группы было посвящено творчеству Семёна Данилова.  (презентация, сообщение «Образ берёзы в творчестве поэта», чтение  стихотворений на тему « Певец таёжного края»).  В ходе выступлений было отмечено, что писатели и поэты якутской    горячие   патриоты     своей   Родины,   пропагандировавшие   идею земли   ­   свободолюбия, вечные темы добра и зла, неиссякаемого оптимизма и веры в светлое будущее родной Якутии. Тема Родины в творчестве  поэтов окрашена яркими красками якутской природы.   В стихах показана   неповторимость, красота, очарование, великолепие нашей северной суровой природы,   поэты создают       образ   Родины,   вкладывая   в   произведение   колоритные   картины, близкие духу и восприятию своего народа.   Был представлен  сборник стихов о Родине   группой художников – оформителей. А в конце урока был сделан вывод о том, что патриотизм – это не проходящая       ценность   для   человечества.   Патриотизм   делает   человека высоконравственным,   ответственным   перед   другими,   гуманным.   Именно сегодня, в XXI веке   особо остро стоит этот вопрос.   Уважение к родному краю,   гордость   за   нее   формирует   такие   ценные   качества   личности,   как гуманность,   добродетель,   бережливое   отношение   ко   всему   окружающему, ответственность.   На   занятии  мы    могли  ещё  раз  убедиться,   как   высоко ценили   великие   люди   свою   Родину,   свой   народ,   культуру   своей   нации, несмотря  на  те  трудности, падения,  испытания,  которым  они  подверглись начале XX века. Великий поэт потому и называется великим, что его имя закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа, с событиями истории и времени.   Великим их делает, на мой взгляд, родина. Да, единая тема их породнила ­ тема  родины, и сегодня на уроке голоса разных якутских поэтов слились в единую сложную и беспредельную любовь к Якутии.   Мы   уверены, что роль таких занятий для подростков значительна и велика.     Именно   в   ходе   проведения   таких   уроков   у   преподавателей появляются большие  возможности для формирования сознания, творческих способностей, воспитания любви к родине, вызывает живой интерес к жизни родного края. С   целью   распространения   опыта   работы,   данная     методическая разработка   была   опубликована   на   сайте   ИНФОУРОК,   номер   материала 347836. За   конспект получено свидетельство о публикации, и на сегодня разработку посмотрело 1857 участников. Отрадно отметить результаты занятий, одним из таких стала научно­ исследовательская работа студентки 2 курс специальности « Бухгалтерский учёт»     Годзевич   В.   на   тему   «Алмаз   как   изобразительно­выразительное средство в стихотворениях русских и якутских поэтов». Целью работы стал  анализ лирических произведений поэтов Якутии и города Мирного с целью   определения   употребления   свойств алмаза как средства     художественного   приёма     для   выразительности   стиха.     В   ходе работы была   изучена история возникновения алмазной темы в литературе, определён   вклад   в   развитие   темы   как   якутских   поэтов,     так   и   русских поэтов,   проживающих       в  городе   Мирном.      Изучив   творчество   наиболее известных     «кимберлитовцев»   (   М.М.   Софианиди,   Е.   Шлионский,   А. А.Васильев,  С.С.Овчинников),     проанализировав     их   стихотворе6ния   было выявлено,   что     авторы     используют   алмаз     для   создания   определённых образов,   для   раскрытия   тем,   для   употребления   различных   выразительных средств, а сам     алмаз   в стихах начинает сверкать всеми     разноцветными гранями.     В первую очередь   отмечено, что   в стихах  алмаз – это  царь самоцветов, он  стоит у поэтов на первом месте, он   традиционно является символом   власти   и   высокого   общественного   положения.  Большинство поэтов     использовали     алмазную   тему   с   целью   создания   величественного, неповторимого,   завораживающего   взгляд   образа   Якутии.  В   большом количестве стихов  удалось  увидеть использование  авторами  алмазов  для создания внешнего облика своих героев, подчеркивая их индивидуальность. Наиболее полно поэты   используют алмаз  для передачи настроения, чувств и собственных   переживаний.   Во   многих   стихах   поэты     употребляют метафорические   ряды со словом алмаз, с целью     более точного описания ситуаций и своего отношения к ним. Также     нашли множество примеров употребления  слова в  качестве эпитетов. Многие поэты употребляют алмаз для   построения   сравнительных   оборотов   речи,   с   целью   передачи   красоты природных   явлений,   таёжных     пейзажей.    В   стихах   можно   увидеть,   что многие   народы,   проживающие   на   бескрайних   таёжных   просторах   Якутии, безусловно,  относятся к алмазу как  символу богатства, достатка и удачи. В ходе работы  был сделан  вывод о том, что в  21 веке алмазная тема становится все ярче и интереснее. Ни в одной культуре других народов она не прозвучала так ярко, как в русской и якутской литературе.     Мы можем уверенно   сказать,   что     в   современной   литературе   алмазная   тема   из маленького   ручейка   превращается   в   полноводную   реку,   которая   сверкает многочисленными гранями, именно,     благодаря творчеству замечательных поэтов самобытной, завораживающей Якутии.  Эта    работа имеет   большую прикладную   значимость,   так   как   полученные   знания   помогают   возродить интерес к нашему родному краю, его богатому культурному наследию. Учитывая     то,   что   именно   литературе   принадлежит   важная   роль   в духовном,   нравственном,   патриотическом   воспитании,   я   уверена,   что   с   использованием   региональной   направленности проведения   занятий   поможет   подрастающему   поколению     утратить   исторических   и культурных корней и будет  служить благодатной почвой для формирования сознания, творческих способностей, воспитания любви к родине,   к жизни родного края.   не   На статью получена рецензия доцента кафедры английской филологии МПТИ (ф) СВФУ, кандидата филологических наук Афанасьевой Е.Н. В ней отмечена   значимость   поднятой   проблемы:   «   Актуальность   определяется ролью литературы  в Региональном техническом колледже г.Мирный.  Автор ставит перед собой цель обучить студентов глубокому пониманию истории и культуры   своей   страны   через   изучение   отечественной   литературы. Приобщение к эстетическим ценностям народа рассматривается как одна из важных   составляющих   воспитания   чувства     патриотизма.   Региональный компонент включает в себя изучение  трёх  основных  тем: 1. Тема Якутии в русской   литературе.  2.  Тема   родины   в  творчестве   якутских   писателей. 3. Алмазная тема в творчестве поэтов г. Мирного. В этом плане работа имеет перспектива развития в трёх направлениях». Использованная литература 1. Айзерман   JI.C.   Уроки   литературы   как   диалог   //   Литература   в   школе, 1990. № 4. с. 78­86 2. Аркук   В.Г.   Помня   предков   заветы   //   А.В.Кривошапкин.   Писатель, государственный и общественный деятель. Якутск, 1995. с. 13 3. Беккер   Э.Г.   Методика   использования   краеведческого   материала   в учебно­воспитательной работе учителя средней школы. М., 1962. С. 21. 4. Бурдейный   П.А.   Изучение   родного   края   как   средство   воспитания   у учащихся   лучших   моральных   качеств   советского   человека.   Автореф. канд. дисс. М., 1966. 21С. 5. Бурцев А.А. Диалог о высоком, добром, вечном // Диалог. 1990. N 910. с.61 6. Васильева   З.Н.   Литературное   краеведение   в   якутской   школе.   Якутск: Якутское книжное издательство, 1976.с. 64 . 7. Мишлимович М.Я. Пробуждая чувства добрые. М., 1993.с.22.

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»

Статья «Региональный компонент в преподавании литературы студентов технического колледжа»

Статья   «Региональный  компонент в преподавании литературы  студентов технического колледжа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018