Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
28.02.2018
Мои воспитанники – это дети с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития). Основной проблемой детей данной категории, является трудность социализации, которая заключается в нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. И, как показал опыт моей работы с детьми, самым продуктивным и конструктивным методом способствующим включению ребенка с ТМНР в социальный мир является метод театр терапии с элементами имаго терапии.Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" (из личного опыта работы).
Статья (Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР)-2018.docx
ГБСУСО МО "Красно-Дубравский детский дом-интернат
"Журавушка"
Статья
"Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР".
(из личного опыта работы)
Подготовила
воспитатель
Фиклеева Елена
Станиславовна 2018 г.
Мои воспитанники – это дети с ТМНР (тяжелыми и
множественными нарушениями развития).
Основной
проблемой детей данной категории, является трудность
социализации, которая заключается в нарушение их связи с
миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми,
в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей, а
иногда и элементарного образования.
По мнению Ж. Пиаже, социализация - процесс, в ходе
которого беспомощный младенец постепенно превращается
в
существо,
понимающее суть культуры, в которой он родился.
самосознанием
обладающее
разумное
от
зависит
действия
Социализация детей с ограниченными возможностями
универсальных
здоровья
психологических и социально-психологических механизмов,
от особенностей восприятия обществом человека
с
ограниченными возможностями
здоровья и характера
взаимодействия человека с ограниченными возможностями
здоровья с другими людьми.
Включению ребенка в социальные отношения
способствуют проводимые коррекционно-развивающие
занятия по элементарному рисованию, лепке, тесто пластике,
по развитию поддерживающего общения, двигательно-
моторной стимуляции, сказка терапии и театр терапии.
И, как показал опыт моей работы с детьми, самым
продуктивным и конструктивным методом способствующим
2 включению ребенка с ТМНР в социальный мир является метод
театр терапии с элементами имаго терапии.
(лат.
Имаго терапия
imago — образ).
Психотерапевтический метод тренировки больного в
воспроизведении определенного комплекса характерных
образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е.
Вольпертом. Он относится к группе методов игровой
психотерапии, в более широком смысле — вариант
поведенческой психотерапии, в основе которого лежит
научение адекватно реагировать в трудных жизненных
ситуациях, расширение коммуникативных возможностей,
развитие способности к воспроизведению «лечебного»
образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии
сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать,
почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как
помочь им познать свое «я», раскрыть его и войти в мир
взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в
нем? Именно эти вопросы я задавала себе в начале работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе своей педагогической работы, я еще раз
убедилась, что для решения данной проблемы необходимо
использовать в коррекционной работе арт-терапевтические
методы, одним из которых и является метод театр терапии,
который был для меня ближе и казался более интересным.
Театр терапия – это простой и, вместе с тем, просто
гениальный по эффективности метод способный излечивать
душу, корректировать поведение, обучать и направлять. Тем
3 более детей, с которыми я работаю, для которых игра – это и
есть жизнь.
Каждое литературное произведение или сказка для
детей всегда имеют нравственную направленность; такие
как: дружба, доброта, честность, смелость и др., а любимые
герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой
идентификации с полюбившимся образом позволяет
педагогам через театрализованную деятельность оказывать
позитивное влияние на детей, и тем самым формировать
опыт социальных навыков поведения.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети
знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы,
заставляют их думать, делать элементарные выводы и
элементарные обобщения.
С театрализованной деятельностью тесно связано и
совершенствование речи, как пассивной, так и активной.
Основной формой работы театр терапевтического
направления я выбрала игру-упражнение в процессе
коррекционно-развивающего занятия.
Эта работа бала направлена на приобщение детей к
театральному искусству, развитие эмоциональной сферы
детей и их социальной адаптации.
При проведении занятий я всегда придерживаюсь
следующих принципов:
наглядность в обучении - осуществляется на восприятии
наглядного материала;
4 доступность - занятие составлено с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и построено по
принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность - направленные на поиск разрешения
проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения –
для расширения кругозора и познавательных процессов.
я старалась придерживаться
Планируя занятия,
следующей структуры их построения:
Часть 1. Вводная.
Цель вводной части - установить контакт с детьми,
настроить детей на совместную работу.
Основные приемы работы - чтение сказок, рассказов, стихов.
Игры: «Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А
каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и т.д.
Часть 2. Продуктивная.
рассматривание иллюстраций,
В нее входит художественное слово, объяснение
материала,
рассказ
воспитателя, направленный на активизацию творческих
способностей детей.
Элементы занятия в этой части варьируются; это может
быть:
сказка терапия, с элементами импровизации;
разыгрывание педагогом этюдов, стихов, потешек,
сказок, небольших рассказов с использованием мимики
и пантомимики;
5 элементарное рисование, аппликация-выкладывание,
элементы лепки
Часть 3. Завершающая.
Цель - получение знаний посредством создания
совместных театрализованных игр. А так же получение
ребенком положительных эмоций на занятии.
Метод театр терапии красной нитью проходил через все
виды деятельности детей и постепенно приближал нас с
детьми к решению основной поставленной мною задачи -
развитие социализации детей с ТМНР:
беседы-рассказы проводила с целью освоения нового
материала;
игры-упражнения по развитию двигательно-моторной
сферы ребенка - организовывала для раскрепощения и
отдыха детей на занятиях;
экскурсии – проводила с целью обогащения духовного
мира ребенка;
элементарное рисование и игры-упражнения с
элементами лепки – проводила с целью развития
интереса к доступным видам изобразительной
деятельности
положительных
эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности.
развития
и
Во время работы применяла инновационные методы:
эмоционально-образный, который помогал глубже
проникнуть в содержание и характер произведения,
найти нужные выразительные приемы и средства
исполнения;
6 объяснительно
который
ориентировал на эмоциональную передачу образной
роли детьми;
иллюстративный,
-
метод бессловесных действий, который ориентировал
на развитие сенсорных способностей, слуха, чувства
ритма, пластики (умение передать образ через
движение);
метод словесных действий, который помогал развивать
голос и слух, учил интонационной выразительности.
И такие приёмы, как:
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций;
театрализованные игры и драматизация;
игры - упражнения стимулирующие двигательную
активность ребенка.
Участвуя в театрализованных играх-упражнениях, дети
стали участниками разных событий из жизни людей,
животных, растений, что дало им возможность глубже
познать окружающий мир, приобрести и расширить свой
социальный опыт. Одновременно с театрализованной игрой я
прививаю им устойчивый интерес к родной культуре,
литературе, театру.
Проделанная мною работа способствовала развитию у
детей любознательности, активности. Многие из них стали
проявлять интерес к различным видам игр, полюбили
слушать новые сказки, с большим интересом рассматривают
демонстрационный материал на занятиях и иллюстрации в
7 книгах, пытаются вокализировать, не противятся
сопряженным движениям под музыку.
Они стали более эмоционально отзывчивыми. Наметились
умения проявлять доброжелательность, доброту,
дружелюбие по отношению к окружающим. Дети
эмоционально - заинтересованно следят за развитием
действий в играх-упражнениях, простейшихдраматизациях и
кукольных спектаклях.
Осваивают способы взаимодействия с взрослыми и
сверстниками.
Благодаря проделанной работе:
дети освоили невербальные свойства общения (мимика,
вокализация);
расширился их пассивный словарный запас;
дети научились выражать свои чувства;
стали более уверенными в себе;
у детей появился интерес к занятиям с педагогом,
театру, русской народной сказке.
Наблюдая положительную динамику проводимой
работы, считаю целесообразным продолжать начатую
работу с детьми. В дальнейшем буду больше использовать
нетрадиционные методы работы с театром, больше
привлекать родителей к совместной деятельности с
детьми, ведь театр не только будит наше воображение,
помогает творить, но и обогащает жизнь положительными
эмоциями, объединяет людей разных поколений и
народов.
Список литературы и интернет - ресурсов:
8 1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.:
СОЮЗ, 1999.
2. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия Развиваемся
играя Изд-во: Феникс, 2011 г.
3. Мудрик, А. В. Социализация человека.– М.: Академия,
2005.
4. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных
систем Практическое руководство Издатель: Наука и
Техника Серия: Мир психологии и психотерапии, 2009г.
5. Худенко Е.Д. Программа для детских домов-интернатов
для умственно отсталых детей «Воспитание, обучение
и социализация детей» Издательство: АНМЦ Развитие и
коррекция; 2007 г.
6. Программа дошкольного образования детей с
интеллектуальной недостаточностью «Диагностика –
развитие – коррекция» под редакцией Л.Б.Баряевой,
Санкт-Петербург, ЦДК, 2012 год.
7. Источник: http://kosmodrom.su.
8. www
9. www
10.
. ru.
. ru.
- kopilka
. ru.
. kid
. plus
www
- klub
- msk
. ped
9
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Статья "Роль театр терапии в социализации детей с ТМНР" .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.