Данная статья была подготовлена к выступлению на семинаре в рамках переговорной площадки учителей основной и старшей школы на институциональном уровне. Материал статьи основывается на труды М.А. Пинской. речь идет о применении рубрик - нового инструмента в оценивании обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и СОО.Данная статья была подготовлена к выступлению на семинаре в рамках переговорной площадки учителей основной и старшей школы на институциональном уровне. Материал статьи основывается на труды М.А. Пинской. речь идет о применении рубрик - нового инструмента в оценивании обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и СОО.
«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности часто слышал от учеников: «Я не
понимаю, чего от меня хотят!», «Почему “4”, а не “5”?». Возникает вопрос: «Каких
достижений мы ожидаем от обучающихся при оценивании, и какими критериями при этом
пользуемся?».
Достаточно длительное время оценивание происходило в сравнении достижений
обучающегося с результатами других учеников, что имело ряд недостатков: не было
четких критериев оценки, которые бы были понятны и доступны всем: ученикам,
родителям и педагогам; выставляемая отметка была ориентирована на средний уровень
знаний класса в целом, а не на основу единых критериев достижения результатов каждым
учеником; выставленные отметки не давали четкой картины усвоения конкретных
результатов по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить
индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; не было обратной связи между
учеником и учителем в процессе обучения, что не формировало мотивацию у
обучающихся.
В настоящее время в практику современной школы входит один из наиболее
популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных
ученикам критериях «Оценочные рубрики».
Задача использования подобного рода инструментов уже не раз решалась в российском
образовании. Так, в школе 1846 года применялись 7 уровней оценки, и эта шкала
оценивания выглядела примерно так:
«отличнохороший успех»: знает все требующееся весьма основательно, отвечает твердо,
развивает идеи ясно…, разрешает все вопросы, опровергает все возражения…. (12 или 6
баллов);
«весьма хороший успех»: знает требующееся весьма основательно, отвечает определенно,
важнейшие вопросы разрешает (11, 10 или 5 баллов);
«хороший успех»: знает требующееся хорошо, но идеи развивает не совсем определенно и
точно, вопросы без помощи экзаменатора разрешает не всегда свободно…(9, 8 или 4
балла).
А как же сегодня обстоит дело? Каким образом происходит оценивание?
Одним из инструментов критериального оценивания являются рубрики. Что это такое?
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые
учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном
оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых
форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и
соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с
которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Этот инструмент можно применять к различным формам оценивания: короткие
письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований,
недельные домашние задания, карты понятий, цитатники. Каждая рубрика вполне
уникальна, но основные критерии в различных рубриках во многом сходны. Например,
рубрики для письменных заданий имеют одни и те же критерии приемлемого стиля и
грамматики; ответы должны соотноситься с вопросом, а аргументы должны быть
логичными и последовательными, и наоборот. Рубрика, составленная для оценивания
представления плаката, может включать проверочный лист, который служит ученикам
руководством к формированию всех разделов плаката. Каждый компонент плаката
получает дополнительный критерий для оценки. Например: является ли заголовок плакатаинформативным, содержит ли он ключевые слова? Критериальное оценивание докладов по
истории в 5 – 6 классах может выглядеть следующим образом:
наличие плана – 1 балл;
раскрытие сути доклада – 3 балла;
свободное владение текстом – 3 балла;
презентация – 2 балла;
культура речи – 2 балла;
командная (групповая) работа – 3 балла;
умение отвечать на вопросы – 2 балла.
Итого: 16 баллов.
Существует много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом
случае важны следующие пять шагов:
определить цели курса в целом и ежедневных уроков;
выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие
учебным целям;
сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;
дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных
критериях;
определить вес или ценность каждой категории.
С помощью рубрик можно оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы
определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Например, ежедневный письменный
опрос оценивается в 5 баллов. За полугодие ученик может набрать по этому заданию,
которое выполняется 2 раза в неделю, 75 баллов. Такой подход позволяет определить
средний уровень учеников в классе или в школе. На начальном этапе использования
данного инструмента многие обучающиеся отвечают на уровне ниже среднего. Но,
постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных работах, они достигают
значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех
учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.
Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико.
Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о
природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик
выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые, открывают сильные и слабые
стороны учеников. Эту информацию можно использовать для модификации курса,
расширения какихлибо его компонентов, изменения стратегии.
Учитель формирует и заявляет измеряемые учебные цели, и все участники учебного
процесса приходят к пониманию и согласию относительно критериев оценивания.
Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники.
Тем не менее у этой техники есть и свои недостатки: формирование рубрик требует затрат
времени, но выигрыш – это улучшение результатов большинства учеников.
Качественные шкалы значительно труднее разработать, чем количественные.
И учитель, и ученик нуждаются в практике и многократном применении рубрик для
различных типов заданий.
Можно опираться на примерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся)
разработки критериев:
1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы,
раздела.
2. Попросите каждого обучающегося написать одиндва критерия, по которым будут
оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.
4. Убедитесь, что все ученики поняли предложенные критерии.5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение
(баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения
задания).
Оценивание – это обучение. Участники образовательного процесса выигрывают,
получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. Рубрики
позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить
их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание
развернутых письменных и устных ответов. Рубрики как вид обратной связи
предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую, он обоснованно принимает
решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно
тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественнонаучное
исследование.
Ограничением в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых
достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При
дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные
характеристики, например, «обеспечить два варианта доказательств, подтверждающих
выводы» или «ноль грамматических ошибок». Варианты, такие как нечеткий и четкий,
должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между четким и
нечетким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев
делает оценивание более легким, информативным и полезным.
Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на
регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, если практикуются в работе с ними
вновь и вновь. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы
и большого числа повторений. Не только отметка, но и оценка очень важны в процессе
обучения. В подтверждение этого можно привести слова А.И. Липкиной: «Человек,
который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает,
испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он
нуждается в одобрении, в положительной оценке».
Конечно, это не еще «одна волшебная палочка в области образования», но это
«оценивание является сущностью эффективного преподавания».