Статья "Рубрики" как инструмент формирующего оценивания

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 28.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья была подготовлена к выступлению на семинаре в рамках переговорной площадки учителей основной и старшей школы на институциональном уровне. Материал статьи основывается на труды М.А. Пинской. речь идет о применении рубрик - нового инструмента в оценивании обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и СОО.Данная статья была подготовлена к выступлению на семинаре в рамках переговорной площадки учителей основной и старшей школы на институциональном уровне. Материал статьи основывается на труды М.А. Пинской. речь идет о применении рубрик - нового инструмента в оценивании обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и СОО.
Иконка файла материала формирующее оценивание.docx
«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.       Каждый учитель в своей педагогической деятельности часто слышал от учеников: «Я не понимаю, чего от меня хотят!», «Почему “4”, а не “5”?».  Возникает вопрос: «Каких  достижений мы ожидаем от обучающихся при оценивании, и  какими критериями при этом  пользуемся?».      Достаточно длительное время оценивание происходило в сравнении достижений  обучающегося с результатами других учеников, что имело ряд недостатков: не было  четких критериев оценки, которые бы были понятны и доступны всем: ученикам,  родителям и педагогам; выставляемая отметка была ориентирована  на средний уровень  знаний класса в целом, а не на основу единых критериев достижения результатов каждым  учеником;  выставленные отметки не давали четкой картины усвоения конкретных  результатов  по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить  индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; не было обратной связи между  учеником и учителем в процессе обучения, что не формировало мотивацию у  обучающихся.       В настоящее время в практику современной школы  входит  один из наиболее  популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных  ученикам критериях ­ «Оценочные рубрики».    Задача использования подобного рода инструментов уже не раз решалась в российском  образовании. Так, в школе 1846 года применялись 7 уровней оценки, и эта шкала  оценивания выглядела примерно так: ­ «отлично­хороший успех»: знает все требующееся весьма основательно, отвечает твердо,  развивает идеи ясно…, разрешает все вопросы, опровергает все возражения…. (12 или 6  баллов); ­ «весьма хороший успех»: знает требующееся весьма основательно, отвечает определенно,  важнейшие вопросы разрешает (11, 10 или 5 баллов); ­ «хороший успех»: знает требующееся хорошо, но идеи развивает не совсем определенно и точно, вопросы без помощи экзаменатора разрешает не всегда свободно…(9, 8 или 4  балла).       А как же сегодня обстоит дело? Каким образом происходит оценивание?       Одним из инструментов критериального оценивания являются рубрики. Что это такое?      Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном  оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых  форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и  соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с  которым сравниваются различные достижения разных учеников.     Этот инструмент можно применять к различным формам оценивания: короткие  письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований,  недельные домашние задания, карты понятий, цитатники. Каждая рубрика вполне  уникальна, но основные критерии в различных рубриках во многом сходны. Например,  рубрики для письменных заданий имеют одни и те же критерии приемлемого стиля и  грамматики; ответы должны соотноситься с вопросом, а аргументы должны быть  логичными и последовательными, и наоборот. Рубрика, составленная для оценивания  представления плаката, может включать проверочный лист, который служит ученикам  руководством к формированию всех разделов плаката. Каждый компонент плаката  получает дополнительный критерий для оценки. Например: является ли заголовок плакатаинформативным, содержит ли он ключевые слова? Критериальное оценивание докладов по  истории в 5 – 6 классах может выглядеть следующим образом: ­ наличие плана – 1 балл; ­ раскрытие сути доклада – 3 балла; ­  свободное владение текстом – 3 балла; ­ презентация – 2 балла; ­ культура речи – 2 балла; ­ командная (групповая) работа – 3 балла; ­ умение отвечать на вопросы – 2 балла. Итого: 16 баллов.              Существует много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом  случае важны следующие пять шагов: ­ определить цели курса в целом и ежедневных уроков; ­ выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие  учебным целям; ­ сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели; ­ дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных  критериях; ­ определить вес или ценность каждой категории.      С помощью рубрик можно оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы  определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Например, ежедневный письменный  опрос оценивается в 5 баллов. За полугодие ученик может набрать по этому заданию,  которое выполняется 2 раза в неделю, 75 баллов. Такой подход позволяет определить  средний уровень учеников в классе или в школе. На начальном этапе использования  данного инструмента многие обучающиеся отвечают на уровне ниже среднего. Но,  постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных работах, они достигают  значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех  учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.       Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико.  Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о  природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик  выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые, открывают сильные и слабые  стороны учеников. Эту информацию можно использовать для модификации курса, расширения каких­либо его компонентов, изменения стратегии.         Учитель формирует и заявляет измеряемые учебные цели, и все участники учебного  процесса приходят к пониманию и согласию относительно критериев оценивания. Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники. Тем не менее у этой техники есть и свои недостатки: формирование рубрик требует затрат  времени, но выигрыш – это улучшение результатов большинства учеников. Качественные шкалы значительно труднее разработать, чем количественные. И учитель, и ученик нуждаются в практике и многократном применении рубрик для  различных типов заданий.         Можно опираться на примерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся)  разработки критериев: 1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы,  раздела. 2. Попросите каждого обучающегося написать один­два критерия, по которым будут  оцениваться работы. 3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися. 4. Убедитесь, что все ученики поняли предложенные критерии.5. Расположите критерии по степени важности. 6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии. 7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение  (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения  задания).      Оценивание – это обучение. Участники образовательного процесса  выигрывают,  получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. Рубрики  позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить  их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание  развернутых письменных и устных ответов. Рубрики как вид обратной связи  предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую, он обоснованно принимает  решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно  тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественно­научное  исследование. Ограничением в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых  достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При  дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные  характеристики, например, «обеспечить два варианта доказательств, подтверждающих  выводы» или «ноль грамматических ошибок». Варианты, такие как нечеткий и четкий,  должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между четким и  нечетким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев  делает оценивание более легким, информативным и полезным.       Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на  регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, если практикуются в работе с ними  вновь и вновь. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы  и большого числа повторений. Не только отметка, но и оценка очень важны в процессе  обучения. В подтверждение этого можно привести слова А.И. Липкиной: «Человек,  который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает,  испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он  нуждается в одобрении, в положительной оценке».     Конечно, это не еще «одна волшебная палочка в области образования», но это  «оценивание является сущностью эффективного преподавания».