Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Оценка 4.7

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—9 кл
11.01.2018
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Публикация является частью публикации:
Самостоятельная работа на уроках русского языка.docx
Самостоятельная работа на уроках русского языка  как основа развития личности. Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И. Лернер      Особенность нашего времени заключается в потребности предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной  деятельности. Необходимо быть   грамотным,   чтобы   «нормально   функционировать   в   сложном   и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть лучше образованным.        Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности   урока,   активизации   учащихся   на   уроке   является соответствующая   организация   самостоятельной   работы.   Она   занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.      Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельным трудом, давать для него материал.      Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной работы на уроке.          • Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы. • Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а   степень   сложности   удовлетворяет   принципу   постепенного   перехода   с одного уровня самостоятельности на другой.      • В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.          •  Обеспечивается сочетание разнообразных видов работ и управление самим процессом работы.      • Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное выполнение.          • Содержание работы, форма ее выполнения должна вызывать интерес учащихся   выполнить   работу   до   конца.   Необходимо   помнить,   что злоупотребление   самостоятельной   работой   на   уроке   может   быть   вредно, равно как и ее недооценка.           По   форме   организации   самостоятельной   работы   можно   разделить   на индивидуальные, фронтальные и групповые.      В соответствии с уровнями самостоятельной  продуктивной деятельности учащихся   можно   выделить   четыре   типа   самостоятельных   работ: воспроизводящие, реконструктивно­вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели. По целевому назначению упражнения удобно разделить на три группы: 1. Упражнения,   составленные   для   изучения   материала,   приобретения умений   и   навыков.   Из   них   выделяют   подготовительные,   пробные, предназначенные   для   выполнения   действий   по   образцу,   схеме, заданному предписанию и т.д. 2. Упражнения, составленные для закрепления пройденного материала. 3. Контрольные   задания,   составленные   с   целью   проверки   глубины усвоения полученных знаний.      Систему упражнений и задач удобно организовывать по этапам:          • Начинать с типовых задач и заданий. Подробно объясняется метод их решения. Ученики закрепляют его, выполняя действия по образцу. • Затем даются аналогичные задачи и упражнения с планом решения и оказанием помощи при решении. На этом этапе нужна энергичная коррекция уровня самостоятельности.           •   Далее   следуют   задачи   с   кратким   планом   решения   или   краткими указаниями для выполнения заданий.      • Задачи и упражнения для полностью самостоятельного выполнения.      • Различные творческие задания.          Я готовлю учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно – технического процесса. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха   перед   жизнью,   смотрели   на   нее   открытыми   глазами.   Поэтому   на уроках, внеклассных мероприятиях постоянно предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности   принимать   решения,   брать   на   себя   ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.            Необходимо   научить   учеников   самостоятельно   приобретать   знания   и применять   их.   Для   решения   этой   задачи   применяю   систему   методов   и приемов, позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя   различные   формы   уроков   (лекция,   практические   занятия, консультация, семинар, зачетный урок).           Помимо   этого   учу   школьников   работать   с  учебниками,  справочными изданиями, словарями, обучаю подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях).      В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по   развитию   умений   и   навыков   самостоятельной   деятельности,   и   ученики самостоятельно   совершенствует   свои   знания,  качество   знаний   выше,  чем  в других классах. Они, в дальнейшем, легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций, подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.          В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное   место   занимает   самостоятельная   работа   над   учебником   и   учебной литературой. Учебник – один из важнейших источников знаний для учащихся. Каждый   учитель   в   своей   работе   ежедневно   сталкивается   с   проблемой: ученики не читают материал учебника, а если и читают, то только для того, чтобы отделаться, поставить «галочку», им это неинтересно, они уже что – то слышали об этом на уроке, поэтому, чтобы читать учебник с карандашом в   требуется   чрезвычайная руках,   вникая   в   смысл   прочитанного, добросовестность ученика или чрезвычайная заинтересованность.      Как я это делаю? 1. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения   на   закрепление,   задаю   на   дом,   при   наличии   времени,   на уроке   прочитать   параграф,   выделить   главные   мысли,   найти   в   тексте параграфа то, о чем я вообще не говорила на уроке (один из моментов объяснения опускаю). Даю задание: найти в тексте параграфа то, что не упоминалось на уроке. 2. Объясните: как понимаете значение тех или иных слов. Поразмыслите над значениями слов. Не родственники ли они? Кто хочет добраться до истины, загляните в библиотеку и найдите значение и происхождение каждого из этих слов в словаре.         Чтение   учебника   формирует   правильную,   грамотную   речь,   учит   логическим   рассуждениям,   поэтому   полезно   иногда   поработать   с   текстом параграфа и так:      • Можно ли поменять местами некоторые предложения, абзацы?          •  Что   при   этом   нарушается?   Остается   неизменным?  Для   тренировки внимания я иногда прошу подсчитать, сколько раз встречается в тексте то ли иное слово, всегда ли в одном и том же значении это слово применяется, что еще может обозначать это слово.      Таким  образом, используя различные виды самостоятельной работы, применяемые на уроке русского языка, учитель активизирует мыслительную деятельность   учащихся,   приучает   их   к   осмыслению   логики   усваиваемого материала, что служит одним из средств  стимулирования учебной работы, подвигает   к   размышлению,   учит   анализировать,   строить   планы,   создавать проекты   –   очень   важные   умения,   которые   в   дальнейшем   смогут   помочь самостоятельно   принимать   решения   и   действовать   в   сложных   условиях современной жизни.       Список литературы. 1 Сборник упражнений по орфографии. 5 класс. М., «Просвещение» 2001. Пособие для учителей. 2 К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2001. 3 Тематический контроль по русскому языку. Зачеты 6 класс. «Интеллект – центр» М., 2001. 4 Узорова О.В., Нефедова Е.А. 500 правил и упражнений по русскому языку/Учебное   пособие.   6   класс.   М.,   ЗАО   «Премьера»,   ООО «Издательство АСТ», 2000. 5 Угроватова Т.Ю. тесты по русскому языку. Подсказки на каждый день: 7 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 6 Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки – задания: 5 класс – 2 – е издание – Новосибирск: М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 7 М.М.   Стракевич,   А.А.   Тростенцова   Дидактический   материал   к учебнику русского языка. 6 класс. Тетрадь 1. 8 Л.А.   Жердева   Русский   язык   в   средней   школе.   М.,   ВЛАДОС,   2000. Карточки – задания 6 классс.

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018