Система подготовки к государственной итоговой аттестации.
Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке. Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
В рабочей программе был выделен блок «Обобщения и систематизации материала», где целенаправленно необходимо заниматься подготовкой к ГИА.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения, которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ОГЭ и ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим быть готовыми к ЕГЭ содержательно, методически и организационно.
Итак с чего начинать?..
Методическая подготовка педагога предполагает:
Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах, различных дистанционных курсах, форумах учителей. Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы сдачи ОГЭ и ЕГЭ в «Сети творческих учителей».
Содержательная подготовка включает в себя:
- Познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
- Внести изменения в планы уроков, начиная с 7-го класса, ориентированные на подготовку к ОГЭ.
- Разработать программу по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена - курс занятий внеурочной деятельности «Готовимся к профессии IT-специалиста».
- Определение методов, приёмов, технологий подготовки к ГИА.
Создание коллекции ссылок на Интернет ресурсы.
Создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет – источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки.
Систематизировала материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотрела возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
Собрав множество источников, на следующих шагах предстоит разобраться, а что же из всего этого должно и может получиться? В тех рамках и при тех условиях, в которых предстоит нам работать?
Поэтому следующее, что предстоит сделать так это продумать систему работы, что можно дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, что дать учащимся для повторения и подготовки дома.
Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовке к ГИА и дают шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзамена.
Начиная подготовку к экзамену, еще раз обращаешь внимание на существенный разрыв между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий, которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ. Тема «Логические основы компьютера», отсутствующая в стандарте базового уровня, и тема «Программирование и алгоритмизация» уже должны вызвать сомнение в выборе этого экзамена у выпускника, осваивавшего курс информатики на базовом уровне. Поэтому, если учитель придерживается рекомендованным программам, то учащихся уже в 9 классе стоит предупредить, что данные темы в стандарте представлены в недостаточном объеме. Если не предполагается дальнейшее профильное изучение информатики, но желание сдать экзамен все же имеется, то следует расширить и углубить свои знания по данным темам в рамках различных спецкурсов, элективных курсов и других форм обучения.
После прохождения темы, которая может объединять в себе несколько типов заданий, проводится контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Если ученик выполняет тест меньше 50%, то он устно к следующему занятию повторяет теоретическую часть и готовится к практической части - тесту. Если же ученик и во второй раз показывает такой же результат, то в индивидуальном порядке происходит разбор тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.
Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса.
Кроме того, целесообразно использовать уже готовую электронную продукцию: «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия», «Информатика. Интерактивный задачник» и др. электронные тренажеры.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ЕГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. Все результаты заносятся в «Журнал по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ», проводится анализ, чтобы вести рефлексию.
Подготовка к испытанию включает три аспекта: психологический, теоретический и практический.
Если с теоретической подготовкой и практической все понятно, то психологическая подготовка для каждого обучающегося индивидуальна.
Использование различных упражнений, тренингов будут только на пользу. Но, а если ребенок будет уверен в своих силах, то и проблем с психологическим настроем будет меньше.
Много ошибок ученики допускают при заполнении бланков. Здесь в помощь игровые технологии. Ознакомиться с правилами оформления будет необходимо, но не совсем достаточно, нужно еще проиграть весь процесс от начала до конца заранее.
Некоторым обучающимся для хорошей оценки совсем не обязательно ответить на все вопросы, непонятное можно пропускать, - этого может оказаться вполне достаточно.
Самый главный вывод экзамен по информатике сдать детям реально на хорошие оценки и подготовить детей тоже реально, но при одном очень важном условии – это еще и желание самих детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.