Статья "Ситуация успеха на уроке"
Оценка 4.9

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
11 кл
31.10.2017
Статья "Ситуация успеха на уроке"
Как создать ситуацию успеха на уроке. Как зависит ситуация успеха от личности учителя, от приемов и методов, применяемых учителем на уроках. Что надо делать ученику, чтобы стать успешным на уроке и в школе. Что такое успех по мнению известных педагогов.
Ситуация успеха на уроке.docx
Ситуация успеха на уроке. Нужно сохранить детям детство.  Учеба – это, конечно, серьезно, но не до слез.  На каждом уроке должна присутствовать радость познания,  радость открытия, ведь сегодняшний  успех в учебе – завтрашний успех в жизни!            А что же такое успех? Дать точное понятие слову успех весьма непросто.  Все мы на интуитивном уровне понимаем, что такое успех, а когда происходит  «неуспех». Дело не только в том, что у понятия «успех» — много разных  определений. Успешность или неуспешность во многом зависит еще и от каждого  конкретного человека — что он понимает под успешностью. Многие люди  стремятся внешним атрибутам успеха таким как дорогая машина, самой дорогой  сотовый телефон и так далее. Но зачастую они даже не разобрались до конца, а  что для них такое успех. Для большинства людей успех — это когда тебя уважают в обществе,  любят и ценят, когда у тебя есть много денег, ты известен в опеределенных  кругах, у тебя все есть. Часто образ успешного человека рисуется благодаря  ярким рекламным образам с обложек журналов.              С социально­психологической точки зрения – это оптимальное  соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. С психологической точки зрения – это переживание состояния  радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремится человек,  либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого  формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки,  самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое  целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается  возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно  взятой личности, так и коллектива в целом.            Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения. О  том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем  педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении»  он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости  от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.           В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной  деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего  мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности  учителя: создать ситуацию успеха для каждого ученика.            В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся,  испытывающие затруднения в учении или чем­то отличающиеся от  одноклассников. Первостепенную роль в создании ситуации успеха играет  выражение лица и мимика преподавателя. Так же для настроя на успех  необходимо подбирать такие задания, с которыми дети могли бы справиться без  особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.  Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный  подход к определению содержания деятельности.   Переживание учеником ситуации успеха:  повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,  позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной  деятельности;  стимулирует к высокой результативности труда;  корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность,  самооценка);  развивает инициативность, креативность и активность;  поддерживает в классе благоприятный психологический климат.            Определим технологические операции создания ситуаций успеха: снятие  страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование ребенка  в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная  исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение,  высокая оценка детали.  Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в  собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так,  настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами: «Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».  «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».             Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю  выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно  справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, помогает поверить  ребёнку в свои силы и возможности. Педагог должен стараться как можно чаще  выражать уверенность в успехе ребенка: «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и  формах совершения деятельности. Достигается это путем намека ли пожелания: «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».            Немаловажно показать ребенку ради чего, ради кого совершается та или  иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение  мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень  уместным в любой ситуации. Такие слова со стороны взрослого помогают  ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя,  трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один  непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут  никакие воспитательные ухищрения. В. Ф. Шаталов утверждал, что для того,  чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого  огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или  хороший, попав в рассол, он просолится.  ­ Как создать такой «рассол»?  ­ Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том,  чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной,  подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная.  Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший  школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает,  и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда  адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему  успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои  возможности. На каждом уроке формирую  микроклимат сотрудничества и взаимопомощи,  поддержки. Это стало визитной карточкой  моих уроков, а у ребят от успеха  рождается вдохновение, пробуждается интерес к предмету, появляется интерес к учению и они с большим желанием идут на мои уроки математики. Урок геометрии в 11 классе по теме: «Объемы тел» ­ это урок приобретения  новых знаний с элементами моделирования ситуации. Вывод формул объемов тел осуществляется с помощью двух моделей: координатной прямой и системы  координат в пространстве. Это создает условия для развития образного,  логического, пространственного мышления школьников и дает более высокий  результаты за счет взаимообусловленности этих видов мышления и их  индивидуальной избирательности.  Анонс урока: учебно ­ поисковая деятельность с элементами деловой игры. Система оценки знаний «Оцени себя сам». Активные формы: мотивация на каждом этапе, проблемные ситуации,  лабораторное исследование, эксперимент, исторические справки. Формы учебной работы: фронтальная, групповая, ролевая, индивидуальная. Имитационная модель: для разработки и изучения темы создаются группы (по  желанию учащихся) во главе с консультантом. Формулируются правила успешности проектной деятельности: 1.В группе нет лидеров. Все члены группы равны. 2.Нет соревнования ни в группе, ни среди групп. 3.Все члены группы должны получать удовольствие от общения с другом и  оттого, что они вместе выполняют проектное задание. 4.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5.Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. Не должно быть  так называемых «трутней». 6.Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие  проектное задание.  Каковы же отличительные особенности предлагаемого урока? В чем же новизна? Новизна в том, что: ­ обучение идет в деле и через дело (все ученики класса активно участвуют в  определении цели урока, планируют свою учебно­познавательную деятельность,  самостоятельно выводят новые формулы);  ­ на этом же уроке ученики видят результаты своего труда (оценивают  результативность учебно ­ познавательной деятельности путем коллективного  обсуждения и самооценки (система оценки «Оцени себя сам»); ­ учатся на собственном опыте и опыте других учеников; ­ возрастание интереса каждого учащегося идет по мере выполнения заданий; ­ учитель же координирует весь процесс поиска и усвоения новой информации,  поддерживает непрерывную обратную связь. Продвижение вперед идет параллельно, с возвращением к пройденному. Ранее  изученное выступает в новых связях, открывая свои новые стороны. Например,  связь домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему. С  целью подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока,  проверяется практическая часть домашнего задания.  Подчеркивается, что именно правильно выполненное домашнее задание помогло  открытию темы урока, что ученики сами открыли тему урока. С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, перед учениками ставится  проблемная ситуация, для решения которой не достаточно знаний и формул. Есть мотив – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила! Ученики согласны с  тем, что надо решить эту проблему. Этим и будем заниматься на уроке: откроем  формулы, которые помогут решить эти задачи.  Итак, цель: самим вывести формулы объемов тел (с опорой на ранее изученный  материал) – содержательно – интуитивно  – формально. Начинается практическая работа в группа , на контрольных листках даны  дифференцированные задания. Учащиеся исследуют, обсуждают задания,  помогают друг другу, открывают новые для себя правила, делают выводы. По  окончании работы начинают представлять свои проекты. При коллективной  работе каждый ученик занят делом. Практика показала, что каждому ребенку  хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается. Появляется интерес. И  если он за работу получит еще положительную оценку, то его желание работать  на уроке еще больше возрастает.  Для эффективности развития познавательного интереса мыслительных  способностей учащихся применяются различные методы контроля: само­ и  взаимоконтроль, включенный контроль, тестирование, диагностика по качеству  полученных знаний: система оценки «Оцени себя сам!».  В ходе самого урока составляется полное, развернутое представление о  результативности работы, проводится общая диагностика усвоения темы,  оперативно выявляются проблемы в знаниях и умениях, устраняются допущенные недостатки, затруднения. Необходимая коррекция проводится на этом же уроке,  что и контроль. А учитель, анализируя полученные результаты, составляет общее  представление об отношении учащихся к познавательному процессу, к  деятельности самого себя, об эмоциональном состоянии школьников. Таким образом, на уроке создаются ситуации успеха, условия для развития  личности ученика , развития мотивации личности к познанию и творчеству,  обеспечения эмоционального благополучия учащегося, приобщения их к  общечеловеческим ценностям. Успешно организуется комплексное усвоение учащимися компонентов  содержания образования, вносятся в учебный процесс элементы поисковой  деятельности, на высоком уровне поддерживается познавательный интерес у  школьников, создаются оптимальные условия для саморазвития личности, у  учащихся формируются такие качества, как активность, альтернативность и  гибкость мышления. А они имеют большое значение для адаптации личности в  современной социальной среде, от них зависят успехи или неудачи человека в  профессиональной или иных сферах. Каковы результаты? Ребята не боятся отвечать, увеличилось количество положительных оценок. Но  самое главное ­ на уроке нет скучающих лиц, все ребята успешно занимаются делом. А это очень важно! Система оценки «Оцени себя сам» является универсальной, может быть  использована педагогами, преподающими различные предметы, а не только  математику. Составитель: Кандакова Н.А.

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"

Статья "Ситуация успеха на уроке"