Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.
Оценка 4.9

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
Взрослым
07.06.2019
Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.
Речь в этой статье идет о дошкольниках. Какие новые возможности анализа и синтеза проявляются у них. Какие особенности присущи детскому возрасту. А в дошкольном возрасте социальная ситуация развития характеризуется путем проявления круга элементарных обязанностей. ведущей деятельности для них является - игра.
1 статья Касумовой и Шахгириевой.docx
Чеченский государственный педагогический университет к.п.н., доцент кафедры МНО Касумова Банати Солт­Ахмедовна Магистрант 2 курса «Инновационная начальная школа» Шахгириева Линда Аслановна Социально­психологические особенности детей дошкольного возраста Дошкольное   детство   –  период   интенсивного   накопления   физических, умственных и духовных сил. В это время бурно растет весь организм ребенка, в частности, активно развивается мозг, обусловливая осложнения процессов высшей нервной деятельности. У ребенка появляются новые возможности для анализирования и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в   коре   больших   полушарий   головного   мозга   возникают   новые   связи; накапливаются  и  систематизируются  впечатления  и  представления  о  мире. Предметы ближайшего окружения, поступки людей, события общественной жизни – все это по мере взросления ребенка привлекает его внимание все больше и больше, заставляет удивляться, искать объяснения, пробуждает его воображение и мышление [2, с. 24].  В   дошкольном   детстве   от   3   до   5­6   лет   продолжается   интенсивное созревание   организма.   Наряду   с  общим   ростом   происходит   анатомическое формирование   и   функциональное   развитие   тканей   и   органов.   Физическое здоровье   является   главным   условием   духовного   и   нравственного   здоровья ребенка. В период дошкольного детства закладывается фундамент здоровья, формируются   жизненно   необходимые   двигательные   навыки,   умения, развиваются   важные   физические   качества,   что   свидетельствует   о необходимости   правильного   физического   воспитания,   которое   должно способствовать оздоровлению и полноценному развитию ребенка [3, с. 42]. Происходят   изменения   у   детей   дошкольного   возраста   в   центральной нервной   системе.   Увеличивается   масса   мозга,   на   конец   шестого   года достигает   1   350   г,   что   составляет   90%   массы   мозга   взрослого   человека. Развиваются   и   его   функции.   Это   проявляется   в   том,   что   значительно возрастают по сравнению с предыдущими стадиями развития ребенка сила и роль   тормозных   процессов,   в   частности,   совершенствуется   условное   и дифференцированное торможение. Усложняется и сама структура аналитико­ синтетической деятельности. Происходит образование новых нервных связей, происходит  при непосредственном  участии второй  сигнальной  системы,  то есть   в   обеих   сигнальных   системах   одновременно.   Благодаря   этому расширяется   сфера   влияния   на   развитие   деятельности   ребенка   словесных раздражителей или сигналов.  Основными   особенностями   дошкольного   возраста   является   то,   что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится   игра,   во   время   которой   дошкольники   овладевают   другие   виды деятельности,   возникают   важные   новообразования   в   психической   и личностной   сферах,   происходит   интенсивное   интеллектуальное   развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.  Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения   со   взрослыми,   приобретая   новые   формы:   совместные действия   постепенно   сменяются   самостоятельным   выполнением   ребенком указаний   взрослого;   появляется   возможность   систематического   обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение), внутренняя позиция дошкольника отношении других людей характеризуется осознанием своего “Я” и своих поступков, интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям; ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно­ролевой игры [5]. Ведущей   деятельностью   для   данной   социальной   ситуации   развития является сюжетно­ролевая игра ­ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. На протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают   особенно   важные   для   его   дальнейшей   жизни   психологические новообразования:   начинает   развиваться   творческая   деятельность,   которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность,   Проявляется   это   в   конструкционных   играх   и создавать   новое. художественном творчестве; познавательные психические процессы начинают работать   в   режиме   единой   интеллектуальной   деятельности,   проявляется объединение внешних и внутренних действий; возникает и начинает успешно функционировать   внутренняя   речь   как   средство   мышления,   появляется опосредованное   определенными   представлениями   произвольное   поведение; ребенком   осознаются   нормы   и   правила,   они   начинают   управлять   его поведением,   превращать   ее   действия   в   произвольные   и   нравственно регулируемые поступки; возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим [4, с. 65].  Повседневная жизнь дошкольника проходит согласно его нравственных представлений.   Руководствуясь   ими,   он   выполняет   моральные   действия,   проявляет   эмоциональную   направленность   на решает   конфликты, окружающих.   Однако   даже   хорошо   усвоенные   моральные   нормы   не   сразу определяют его поведение. Сначала он выполняет их по требованию взрослого или в его присутствии и легко нарушает других обстоятельств, не замечая этого.   Отрицательно   оценивая   подобное   поведение,   ребенок   считает,   что конкретная   негативная   оценка   ее   не   касается.   Эстетические   переживания ребенка   особенно   тесно   связаны,   с   одной   стороны   с   познавательными процессами,   а,   с   другой,   с   этическими   представлениями.   Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями, приобретая тем самым для ребенка особой ценности. Открывая новые свойства предметов, находя   объяснения   для   таинственных   и   непонятных   явлений   природы, ребенок переживает восторг, радость открытия, удивление и сомнение, что становятся достоянием его опыта на всю жизнь [1, с. 8­11].  Эмоциональная   направленность   на   других   охватывает   собой   систему гуманных   чувств.   Настоящей   школой   таких   чувств   для   дошкольников   которая   является   их   ведущей выступает   сюжетно­ролевая   игра, деятельностью, в процессе которой возникает потребность понять другого, учесть   его   позицию,   интересы,   настроение,   желания.   Выполнения   роли каждым ребенком и их соотношение строится на определенных моральных   Развивается представлениях   об   надлежащие   способы   поведения. ответственность   за   свой   участок   работы:   если   «врач»   будет   постоянно выбегать из «кабинета», то больные останутся без помощи; если «продавец» будет есть конфеты, то покупателям не хватит. Таким образом, благодаря игре дети не только переживают соответствующие этические коллизии, но и лучше осознают нравственные нормы, в них формируется установка на их глубже познания.  Условно можно выделить три уровня познавательной активности: ­ высокий; ­ средний; ­ низкий. Детям с высоким уровнем развития познавательной активности присуща ярко   выраженная   познавательная   потребность,   которая   проявляется независимо   от   вида   деятельности,   обращений   к   нему   сверстников   или воспитателей. У этих детей всегда возникают вопросы, о чем бы с ними не разговаривали, причем они задают их не с целью обратить на себя внимание, а именно стремясь узнать что­то новое. Дошкольникам   с   хорошо   развитой   познавательной   активностью свойственно   стремление   выяснить   строение   и   назначение   предмета,   они охотно откликаются на предложение найти другой вариант решения задачи или ответа на вопрос. Эти дети всегда радуются успеху и огорчаются из­за неудач.   Они   готовы   выполнить   любое   задание   воспитателя   и   часто рассматривают свою деятельность с точки зрения ее полезности для других. В новой ситуации всегда возникает поисковая активность, желание исследовать объект или явление, к которому ребенок проявляет живой интерес. Дети с высоким уровнем развития познавательной активности неугомонные в своем интересе   к   любым   изменениям   в   окружающей   среде,   постоянно   делятся своими впечатлениями со взрослыми и детьми. Они стремятся быть первыми, самостоятельно решить задачу, и когда материал на задачах оказывается для них слишком простым, начинают скучать, особенно если воспитатель работает в это время со «слабыми» детьми. Эти дошкольники очень изобретательны в играх, любят импровизировать, часто вносят изменения в правила игры, не боятся ошибок и трудностей в работе. Группа детей со средним уровнем развития познавательной активности   Это   дошкольники   могут   проявлять самая   многочисленная. заинтересованность   и   активность   только   в   определенных   ситуациях.   Их заинтересованность  в основном обусловлена  содержанием  деятельности, ее эмоциональной   привлекательностью.   Они   легко   включаются   в   новые   виды работы, однако в случае возникновения трудностей теряют интерес. Когда воспитатель   побуждает   их   к   любой   деятельности,   охотно   принимают предложение. Однако они не стремятся быть первыми и почти всегда вторые: и за готовностью к занятиям, и во время наблюдений и выполнения задания. Если план действий точно не расписан и надо проявить изобретательность и фантазию, эти дети не проявляют энтузиазма и предпочитают действовать по готовому образцу. Их трудно заинтересовать новым предметом или явлением, и даже если интерес возникает в начале деятельности, то быстро угасает в ходе выполнения задания. Проявления активности внешне невыразительные, хотя эти дети охотно откликаются на предложение взрослого пообщаться или поработать   вместе.   Во   время   самостоятельной   деятельности   они   иногда увлекаются выполняемой работой, однако действуют всегда однообразно. Их интересы в основном ограничиваются повседневными событиями, а привлечь их   внимание   может   только   что­то   необычное.   Однако   дальше   обычного проявления любопытства они не идут и не делают попытки выяснить для себя ситуацию. Главная особенность этих дошкольников – они почти никогда сами ни в чем не проявляют активности и, даже зная правильный ответ, не скажут ее   по   собственной   инициативе,   хотя   иногда   могут   удивить   взрослого оригинальными   соображениями.   Обращения   к   воспитателю   в   основном связаны   с   удовольствием   коммуникативной   потребности   и   с   новизной ситуации,   вопросы   же,   которые   касаются   уточнения   полученных   знаний, ставят очень редко. В совместной деятельности с взрослыми они при любых условиях – лишь послушные исполнители. Дети с низким уровнем познавательной активности всегда пассивны и равнодушны   –   и   на   занятиях,   и   в   общении,   и   во   время   совместной деятельности   со   взрослыми   или   сверстниками.   Они   почти   никогда   не начинают   выполнять   задание   без   подсказки,   напоминание   взрослого   или сверстников, трудно включаются в работу, ожидают привычного давления от воспитателя в виде замечаний. Дошкольники с низким уровнем развития познавательной активности не проявляют   интереса   к   заданию,   готовности   включиться   в   работу,   и, собственно,   и   не   могут   (и   не   хотят)   самостоятельно   его   выполнить.   Они неохотно   выполняют   любую   работу   или   даже   полностью   отказываются   от деятельности. Речь идет о полном отсутствии интереса к окружающему миру, к общению со сверстниками. Обычно   поведение   пассивных   детей   стереотипное.   Познавательная деятельность   связана   для   них   с   негативными   эмоциями,   вызывает подавленность, скуку. Указания и объяснения воспитателя они в основном не запоминают, в ситуациях, когда надо самостоятельно применять полученные знания, не могут обойтись без существенной помощи взрослого. Медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную. Эти дети безразличны к результатам своей деятельности – никогда не радуются успехам и не грустят по поводу неудач. Проанализировав   социально­психологические   особенности   детей дошкольного   возраста,   можем   сделать   вывод,   что   это   период,   когда   идет интенсивное   развитие   всех   составляющих   познавательной   деятельности ребенка,   в   частности   развитие   психологического   и   физического   состояния ребенка   его   социальный,   нравственный   и   эмоционально­нравственное развитие. Литература 1. Бондарева,   Т.   Детское   экспериментирование   //   Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 8­11. 2. Гордиенко,   С.   Некоторые   методические   советы   по   активизации познавательной   деятельности   детей   /   С.   Гордиенко   //   Начальное образование. – 2014. – № 37. – С. 24­29. 3. Дорошенко,   С.И.,   Вашуленко   М.С.   и   др.   Методики   дошкольного воспитания: Учеб. пос. – М., 2014. – 464 с. 4. Павелков, Р.В., Цигипало О.П. Детская психология: Учеб. пособие – М.: Академия, 2015. ­ 432 с. 5. Учимся мыслить творчески / Авторы – составители: Н.Ю.Гончаров, Е.В.Горянская.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.

Статья. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста.
Скачать файл