Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет студентам вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений
Конструктивная социальная деятельность — это целенаправленный процесс постижения реального мира и взаимодействия с этим миром.
Социализация в образовательной организации обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и разнообразной коллективной деятельности.
Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта:
• прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;
• добровольного и активного участия в детско-юношеских организациях и движениях, деятельности общественных объединений;
• безопасного использования позитивных социализирующих возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет-сообществ и т.п.);
• посильного и добровольного участия в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций, работе по благоустройству кабинета, города;
• участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности и т.д.
Статья.doc
Социальное проектирование
Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную
общественную практику. Такая практика позволяет студентам вырабатывать
различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений
Конструктивная социальная деятельность — это целенаправленный процесс
постижения реального мира и взаимодействия с этим миром.
Социализация в образовательной организации обеспечивается средствами
проектноисследовательской и разнообразной
учебнопознавательной,
коллективной деятельности.
Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего
эффекта:
прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в
обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной
самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;
добровольного и активного участия в детскоюношеских организациях и
движениях, деятельности общественных объединений;
безопасного использования позитивных социализирующих возможностей
Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах,
создание подростковых интернетсообществ и т.п.);
посильного и добровольного участия в деятельности производственных,
творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций,
работе по благоустройству кабинета, города;
участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных
фестивалях художественной
спортивных соревнованиях,
олимпиадах,
самодеятельности и т.д.
Грамотно спланированную, целенаправленную социальную деятельность
следует выстраивать с прицелом на то, что основным социальным ожиданием
студентов является успешность, признание со стороны родителей и сверстников,
состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов.
Социальное проектирование — особый вид деятельности, в ходе которой и
благодаря которой происходит наиболее интенсивное развитие — физическое,
интеллектуальное, психическое, эмоциональное, Социальное проектирование
позволяет студенту решать основные задачи возраста: формировать свою Я
концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального
взаимодействия с миром взрослых. Социальное проектирование — это не единственный вид деятельности, но
оно пронизывает все другие её виды. В ходе учебной деятельности социальное
проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как
методическую форму организации учения, потому что студенты приходят в
техникум не столько для учёбы, сколько для общения. Часто социальное
проектирование выступает для них под видом игры, лицедейства, «примеривания»
на себя новых ролей.
Неотъемлемой составляющей проектирования является межличностное
общение. В совокупности всё это обеспечивает накопление социального опыта.
Являясь сложным системным образованием, социальное проектирование имеет
определённую структуру и, соответственно, может включать в себя социальную
пробу, социальную практику и собственно социальный проект.
Под социальной пробой принято понимать особый вид социальной
активности, в ходе которой студент получает и присваивает информацию о
социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего
взаимодействия с другими.
Цели социальной пробы:
анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.
собрать максимум разнообразной информации о социальном явлении,
познакомиться с функционированием социального объекта;
проанализировать полученную информацию, провести её верификацию
вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным
приобретение и осмысление качественно нового опыта социального
•
восприятие и осознание информации о своём социальном окружении,
способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и
эффективности собственных действий;
•
взаимодействия;
•
Задачи социальной пробы:
•
социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях;
•
•
(проверку на истинность);
•
способом;
•
Возможные виды социальной пробы:
•
информационные стенды, официальный сайт объекта и др.);
•
•
•
•
прямое наблюдение;
экскурсия;
интервью с компетентным специалистом;
анкетирование агентов социального объекта; социологическое исследование.
сбор информации о социальном объекте из открытых источников (СМИ,
отрефлексировать полученный опыт. Социальная проба предусматривает определённые этапы:
1) выбор темы пробы всей группы или тематики социальной пробы в
соответствии с разделением учащихся на группы;
2) определение целей работы каждой группы;
3) формулирование перечня индивидуальных заданий;
4) составление плана сбора информации о социальном объекте;
5) формирование групп для осуществления отдельных шагов социальной
пробы;
6) выполнение практических действий с целью получения информации о
социальном объекте;
7) анализ и структурирование полученной информации в группах;
8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом.
Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных
умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны
социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и
неочевидной.
Продуктом социальной практики могут стать те социальные проблемы,
противоречия в существовании социальных объектов.
Цель социальной практики раздваивается:
— уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;
— отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях.
Основное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в
степени вовлечённости в социальные отношения. В ходе социальной пробы студент
является сторонним наблюдателем, его цель — собрать информацию, которую
«излучает» социальный объект. Социальная практика обладает эффектом
интерактивности: здесь за счёт вовлечённости в реальный процесс социального
взаимодействия подросток тоже получает информацию.
Социальная практика всегда предполагает ситуацию реального
взаимодействия учащегося и компетентного взрослого. Главным содержанием
деятельности является наблюдение за тем, какие профессиональные действия
совершает взрослый. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как
проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной
деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие в самой деятельности,
с третьей — как примеривание на себя целей и задач деятельности взрослого, а
также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с
потребителями социальных услуг.
Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования)
могут быть: — социальные институты и учреждения (учреждение по оказанию
муниципальных услуг, больница, станция скорой медицинской помощи, отделение
Пенсионного фонда);
— социальная среда (детская или спортивная площадка, парк, городской
ландшафт);
— социальные отношения (отношение к детямсиротам, к пожилым людям, к
потребителям различных услуг);
— социальные явления (сиротство, детская беспризорность, наркомания).
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования,
в основе которого лежит преобразующая деятельность. Данная деятельность
предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не
существовавшего социально значимого продукта. Этот продукт может стать
средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой,
воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама
деятельность становится «мостом», связывающим социум и личность.
Все три названные компонента — социальная проба, практика и проект —
соотносятся между собой как понятия разного объёма и масштаба, а также
различаются по уровню и сложности организации.
Реализация социального проекта обязательно потребует включения в
качестве проектных шагов отдельных элементов социальной пробы и практики.
Причём, для выполнения социального проекта совсем не обязательно
содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба,
практика и проект могут соседствовать как взаимодополняющие, опосредующие
виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные,
завершённые, в зависимости от целей, содержания и характера деятельности.
Таким образом,
социальное проектирование — цельное комплексное
явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны
друг с другом, хотя в то же время могут выступать и как самостоятельные
«модули
Литература:
1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе.
5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. —
М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с.
2. Комарова И.В. Технология проектноисследовательской деятельности
школьников в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2015. 128 с. – (Петербургский
вектор введения ФГОС основного общего образования)
Статья Социальное проектирование
Статья Социальное проектирование
Статья Социальное проектирование
Статья Социальное проектирование
Статья Социальное проектирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.