Статья Социальное проектирование

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет студентам вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений Конструктивная социальная деятельность — это целенаправленный процесс постижения реального мира и взаимодействия с этим миром. Социализация в образовательной организации обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и разнообразной коллективной деятельности. Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта: • прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»; • добровольного и активного участия в детско-юношеских организациях и движениях, деятельности общественных объединений; • безопасного использования позитивных социализирующих возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет-сообществ и т.п.); • посильного и добровольного участия в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций, работе по благоустройству кабинета, города; • участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности и т.д.
Иконка файла материала Статья.doc
Социальное проектирование Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную   практику.   Такая   практика   позволяет   студентам   вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений Конструктивная социальная деятельность — это целенаправленный процесс постижения реального мира и взаимодействия с этим миром.  Социализация   в   образовательной   организации   обеспечивается   средствами   проектно­исследовательской   и   разнообразной учебно­познавательной, коллективной деятельности.  Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта:  прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе,   социальных   ролях   человека,   формирования   у   него   адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;     добровольного   и   активного   участия   в   детско­юношеских   организациях   и движениях, деятельности общественных объединений;  безопасного   использования   позитивных   социализирующих   возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет­сообществ и т.п.);   посильного   и   добровольного   участия   в   деятельности   производственных, творческих   объединений,   благотворительных   и   волонтёрских   организаций, работе по благоустройству кабинета, города;   участия   в   разнообразных   мероприятиях   выездного   характера:   предметных   фестивалях   художественной   спортивных   соревнованиях, олимпиадах, самодеятельности и т.д.  Грамотно   спланированную,   целенаправленную   социальную   деятельность следует   выстраивать   с   прицелом   на   то,   что   основным   социальным   ожиданием студентов является успешность, признание со стороны родителей и сверстников, состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов.  Социальное проектирование — особый вид деятельности, в ходе которой и благодаря   которой   происходит   наиболее   интенсивное   развитие   —   физическое, интеллектуальное,   психическое,   эмоциональное,   Социальное   проектирование позволяет   студенту   решать   основные   задачи   возраста:   формировать   свою     Я­ концепцию   и   мировоззрение;   устанавливать   новые   способы   социального взаимодействия с миром взрослых.Социальное проектирование — это не единственный вид деятельности, но оно пронизывает все другие её виды. В ходе учебной деятельности социальное проектирование   можно   рассматривать   как   мотивационный   компонент,   как методическую   форму   организации   учения,   потому   что   студенты   приходят   в техникум   не   столько   для   учёбы,   сколько   для   общения.   Часто   социальное проектирование выступает для них под видом игры, лицедейства, «примеривания» на себя новых ролей.  Неотъемлемой   составляющей   проектирования   является   межличностное общение. В  совокупности  всё это  обеспечивает   накопление  социального  опыта. Являясь   сложным   системным   образованием,   социальное   проектирование   имеет определённую структуру и, соответственно, может включать в себя  социальную пробу, социальную практику и собственно социальный проект.  Под   социальной   пробой  принято   понимать   особый   вид   социальной активности,   в   ходе   которой   студент   получает   и   присваивает   информацию   о социальных   объектах   и   явлениях,   приобретает   и   осознаёт   опыт   своего взаимодействия с другими.  Цели социальной пробы:  анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.  собрать   максимум   разнообразной   информации   о   социальном   явлении,  познакомиться с функционированием социального объекта;  проанализировать   полученную   информацию,   провести   её   верификацию   вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным приобретение   и   осмысление   качественно   нового   опыта   социального • восприятие   и   осознание   информации   о   своём   социальном   окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;  • взаимодействия;  • Задачи социальной пробы: • социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях; • • (проверку на истинность); • способом;  • Возможные виды социальной пробы: • информационные стенды, официальный сайт объекта и др.);  • • • •  прямое наблюдение;  экскурсия;  интервью с компетентным специалистом;  анкетирование агентов социального объекта; социологическое исследование.  сбор   информации   о   социальном   объекте   из   открытых   источников   (СМИ, отрефлексировать полученный опыт.Социальная проба предусматривает определённые этапы:  1)   выбор   темы   пробы   всей   группы   или   тематики   социальной   пробы   в соответствии с разделением учащихся на группы;  2) определение целей работы каждой группы;  3) формулирование перечня индивидуальных заданий;  4) составление плана сбора информации о социальном объекте;  5)   формирование   групп   для   осуществления   отдельных   шагов   социальной пробы;  6)   выполнение   практических   действий   с   целью   получения   информации   о социальном объекте;  7) анализ и структурирование полученной информации в группах; 8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом. Социальная   практика  —   это   процесс   освоения,   отработки   социальных умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной   действительности,   а   внутренней,   сущностной,   часто   скрытой   и неочевидной.  Продуктом   социальной   практики   могут   стать   те   социальные   проблемы, противоречия в существовании социальных объектов.  Цель социальной практики раздваивается:  — уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;  — отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях. Основное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в степени вовлечённости в социальные отношения. В ходе социальной пробы студент является   сторонним   наблюдателем,   его   цель  —   собрать   информацию,  которую «излучает»   социальный   объект.   Социальная   практика   обладает   эффектом интерактивности:   здесь   за   счёт   вовлечённости   в  реальный   процесс   социального взаимодействия подросток тоже получает информацию. Социальная   практика   всегда   предполагает   ситуацию   реального взаимодействия   учащегося   и   компетентного   взрослого.   Главным   содержанием деятельности   является   наблюдение   за   тем,   какие   профессиональные   действия совершает взрослый. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как проявление   фактического   присутствия   ученика   в   поле   профессиональной деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие в самой деятельности, с третьей — как примеривание на себя целей и задач деятельности взрослого, а также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с потребителями социальных услуг.  Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования) могут быть:—  социальные   институты   и   учреждения   (учреждение   по   оказанию муниципальных услуг, больница, станция скорой медицинской помощи, отделение Пенсионного фонда); —  социальная среда (детская или спортивная  площадка, парк, городской ландшафт);  — социальные отношения (отношение к детям­сиротам, к пожилым людям, к потребителям различных услуг);  — социальные явления (сиротство, детская беспризорность, наркомания). Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования, в   основе   которого   лежит   преобразующая   деятельность.   Данная   деятельность предполагает   создание   в   ходе   осуществления   проекта   нового,   ранее   не существовавшего   социально   значимого   продукта.   Этот   продукт   может   стать средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой   как   личностно   значимая,   и   потребностью   личности,   а   сама деятельность становится «мостом», связывающим социум и личность.  Все три названные компонента — социальная проба, практика и проект — соотносятся   между   собой   как   понятия   разного   объёма   и   масштаба,   а   также различаются по уровню и сложности организации.  Реализация   социального   проекта   обязательно   потребует   включения   в качестве проектных шагов отдельных элементов социальной пробы и практики. Причём,   для   выполнения   социального   проекта   совсем   не   обязательно содержательное   единство   осуществляемых   этапов.   Таким   образом,   проба, практика и проект могут соседствовать как взаимодополняющие, опосредующие виды   деятельности,   но   могут   существовать   и   как   самостоятельные,   конечные, завершённые, в зависимости от целей, содержания и характера деятельности.  Таким   образом,  социальное   проектирование   —   цельное   комплексное явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны друг с другом, хотя в то же время могут выступать и как самостоятельные «модули  Литература: 1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с.  2. Комарова   И.В.   Технология   проектно­исследовательской   деятельности школьников в условиях ФГОС.­ СПб.: КАРО, 2015. ­128 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)