Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Такая практика позволяет студентам вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений
Конструктивная социальная деятельность — это целенаправленный процесс постижения реального мира и взаимодействия с этим миром.
Социализация в образовательной организации обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и разнообразной коллективной деятельности.
Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта:
• прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;
• добровольного и активного участия в детско-юношеских организациях и движениях, деятельности общественных объединений;
• безопасного использования позитивных социализирующих возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет-сообществ и т.п.);
• посильного и добровольного участия в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций, работе по благоустройству кабинета, города;
• участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности и т.д.
Социальное проектирование
Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную
общественную практику. Такая практика позволяет студентам вырабатывать
различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений
Конструктивная социальная деятельность — это целенаправленный процесс
постижения реального мира и взаимодействия с этим миром.
Социализация в образовательной организации обеспечивается средствами
проектноисследовательской и разнообразной
учебнопознавательной,
коллективной деятельности.
Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего
эффекта:
прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в
обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной
самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;
добровольного и активного участия в детскоюношеских организациях и
движениях, деятельности общественных объединений;
безопасного использования позитивных социализирующих возможностей
Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах,
создание подростковых интернетсообществ и т.п.);
посильного и добровольного участия в деятельности производственных,
творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций,
работе по благоустройству кабинета, города;
участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных
фестивалях художественной
спортивных соревнованиях,
олимпиадах,
самодеятельности и т.д.
Грамотно спланированную, целенаправленную социальную деятельность
следует выстраивать с прицелом на то, что основным социальным ожиданием
студентов является успешность, признание со стороны родителей и сверстников,
состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов.
Социальное проектирование — особый вид деятельности, в ходе которой и
благодаря которой происходит наиболее интенсивное развитие — физическое,
интеллектуальное, психическое, эмоциональное, Социальное проектирование
позволяет студенту решать основные задачи возраста: формировать свою Я
концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального
взаимодействия с миром взрослых.Социальное проектирование — это не единственный вид деятельности, но
оно пронизывает все другие её виды. В ходе учебной деятельности социальное
проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как
методическую форму организации учения, потому что студенты приходят в
техникум не столько для учёбы, сколько для общения. Часто социальное
проектирование выступает для них под видом игры, лицедейства, «примеривания»
на себя новых ролей.
Неотъемлемой составляющей проектирования является межличностное
общение. В совокупности всё это обеспечивает накопление социального опыта.
Являясь сложным системным образованием, социальное проектирование имеет
определённую структуру и, соответственно, может включать в себя социальную
пробу, социальную практику и собственно социальный проект.
Под социальной пробой принято понимать особый вид социальной
активности, в ходе которой студент получает и присваивает информацию о
социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего
взаимодействия с другими.
Цели социальной пробы:
анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.
собрать максимум разнообразной информации о социальном явлении,
познакомиться с функционированием социального объекта;
проанализировать полученную информацию, провести её верификацию
вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным
приобретение и осмысление качественно нового опыта социального
•
восприятие и осознание информации о своём социальном окружении,
способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и
эффективности собственных действий;
•
взаимодействия;
•
Задачи социальной пробы:
•
социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях;
•
•
(проверку на истинность);
•
способом;
•
Возможные виды социальной пробы:
•
информационные стенды, официальный сайт объекта и др.);
•
•
•
•
прямое наблюдение;
экскурсия;
интервью с компетентным специалистом;
анкетирование агентов социального объекта; социологическое исследование.
сбор информации о социальном объекте из открытых источников (СМИ,
отрефлексировать полученный опыт.Социальная проба предусматривает определённые этапы:
1) выбор темы пробы всей группы или тематики социальной пробы в
соответствии с разделением учащихся на группы;
2) определение целей работы каждой группы;
3) формулирование перечня индивидуальных заданий;
4) составление плана сбора информации о социальном объекте;
5) формирование групп для осуществления отдельных шагов социальной
пробы;
6) выполнение практических действий с целью получения информации о
социальном объекте;
7) анализ и структурирование полученной информации в группах;
8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом.
Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных
умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны
социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и
неочевидной.
Продуктом социальной практики могут стать те социальные проблемы,
противоречия в существовании социальных объектов.
Цель социальной практики раздваивается:
— уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;
— отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях.
Основное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в
степени вовлечённости в социальные отношения. В ходе социальной пробы студент
является сторонним наблюдателем, его цель — собрать информацию, которую
«излучает» социальный объект. Социальная практика обладает эффектом
интерактивности: здесь за счёт вовлечённости в реальный процесс социального
взаимодействия подросток тоже получает информацию.
Социальная практика всегда предполагает ситуацию реального
взаимодействия учащегося и компетентного взрослого. Главным содержанием
деятельности является наблюдение за тем, какие профессиональные действия
совершает взрослый. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как
проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной
деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие в самой деятельности,
с третьей — как примеривание на себя целей и задач деятельности взрослого, а
также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с
потребителями социальных услуг.
Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования)
могут быть:— социальные институты и учреждения (учреждение по оказанию
муниципальных услуг, больница, станция скорой медицинской помощи, отделение
Пенсионного фонда);
— социальная среда (детская или спортивная площадка, парк, городской
ландшафт);
— социальные отношения (отношение к детямсиротам, к пожилым людям, к
потребителям различных услуг);
— социальные явления (сиротство, детская беспризорность, наркомания).
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования,
в основе которого лежит преобразующая деятельность. Данная деятельность
предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не
существовавшего социально значимого продукта. Этот продукт может стать
средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой,
воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама
деятельность становится «мостом», связывающим социум и личность.
Все три названные компонента — социальная проба, практика и проект —
соотносятся между собой как понятия разного объёма и масштаба, а также
различаются по уровню и сложности организации.
Реализация социального проекта обязательно потребует включения в
качестве проектных шагов отдельных элементов социальной пробы и практики.
Причём, для выполнения социального проекта совсем не обязательно
содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба,
практика и проект могут соседствовать как взаимодополняющие, опосредующие
виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные,
завершённые, в зависимости от целей, содержания и характера деятельности.
Таким образом,
социальное проектирование — цельное комплексное
явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны
друг с другом, хотя в то же время могут выступать и как самостоятельные
«модули
Литература:
1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе.
5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. —
М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с.
2. Комарова И.В. Технология проектноисследовательской деятельности
школьников в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2015. 128 с. – (Петербургский
вектор введения ФГОС основного общего образования)