Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
классное руководство
Взрослым
14.04.2019
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения" содержит описание основных технологий и принципов личностного обучения. В статье рассматриваются такие технологии личностно ориентированного обучения как: разноуровневое обучение, модульное обучение, коллективное взаимообучение, обучение в команде.В технологии коллективного взаимообучения рассмотрены три вида пар: статическую, динамическую, вариационную.
Современные образовательные технологии личностно.docx
Современные образовательные технологии личностно-
ориентированного подхода в образовании.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения Ираиды
Сергеевны Якиманской, в центре обучения находится ученик - его
мотивы, потребности, цели, индивидуальные психологические
особенности. При этом особое значение придается такому фактору
развития личности, который до этого, как правило, в обучении
игнорировался - субъектному (индивидуальному) опыту
жизнедеятельности. Ученик не становится субъектом обучения в ходе
самого обучения, а изначально им является как носитель
субъективного опыта, приобретенного ребенком вне школы, в
конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе
восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Технология личностно-ориентированного обучения представляет
сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная
деятельность общества, и ученья как индивидуально значащей
деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы
направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать
субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно
значимых способов познания путем организации целостной учебной
(познавательной) деятельности. В образовательном процессе выделены
основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство,
ремесло), обоснованы требования к тому, как ими овладевать,
описывать и учитывать личностные особенности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей
образовательной системы личность обучаемого, обеспечение
комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её
природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто
субъект, но субъект приоритетный; он – цель образовательной системы,
а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются
гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют
целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося,
формирование у него положительной «Я» - концепции (устойчивой,
осознаваемой и переживаемой системы представлений о самом себе,
на основе которой человек строит своё поведение).
Субъектность личности проявляется в избирательности к познанию
мира (например, в мотивах учебной деятельности, способах проработки
учебного материала,
эмоционально-личностном отношении к
познаваемым объектам). Исходя из интересов ученика, его знаний и
умений, учитель определяет цель занятия и корректирует весь
образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.
Иными словами, вектор развития строится от ученика к определению
индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его
развитию. Целевые акценты личностно ориентированного обучения:
1)
максимально выявить,
субъектный (индивидуальный) опыт каждого ребенка;
использовать,
«окультурить»
2) развивать индивидуальные способности каждого ученика;
3) помочь ребенку изучить себя, самоопределиться и
самореализоваться.
Принципы личностно ориентированного обучения:
1) доминирование целей личностного, интеллектуального,
деятельностного развития;
2) акцент на мотивацию достижения успеха;
3) ориентация на внутреннюю активность учащихся;
4) партнерское взаимодействие участников образовательного
процесса;
5) диалог как обмен информацией, духовными ценностями;
6) свобода выбора и личной ответственности за него всех
участников образовательного процесса;
7) эмоциональная сопричастность и «проживание» событий в ходе
обучения.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные
технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное
взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к
индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения
различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного
заведения. Рассмотрим пути реализации в учебном процессе личносто
ориентированных технологий.
Технология разноуровневого обучения.
Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том,
что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости
сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для
усвоения учебного материала. Учёными изучались способности
учеников в ситуации, когда время на изучение материала не
ограничивалось и были выделены такие категории:
- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного
уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; - талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут
справиться все остальные;
- учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к
усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Если каждому ученику отводить необходимое ему время,
соответствующее личным способностям и возможностям, то можно
обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной
программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в
которых ученический поток делится на подвижные по составу группы,
овладевающие программным материалом на минимальном
(государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом)
уровнях.
Технология коллективного взаимообучения.
Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах
сменного состава».
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую,
динамическую, вариационную. Рассмотрим их.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика,
меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два
слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной
психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им
задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания
и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым
партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику
изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм
адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырёх членов группы
получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем,
проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в
результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия,
объёма учебного материала и времени, отведённого на его изучение,
может быть организован по-разному.
Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе
учебного материала, дополнительной и справочной литературы,
распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых
заданий.
Преимущества технологии коллективного взаимообучения: - в результате регулярно повторяющихся упражнений
совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе взаимного общения включается память, идёт мобилизация
и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в
индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за
результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно
сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и
способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами
увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно,
обеспечивает прочное усвоение.
Технология сотрудничества.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в
сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу,
осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в
сотрудничестве. В своей педагогической практике я стараюсь
применять наиболее интересные из них. Рассмотрим их подробнее.
Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть
достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы
(команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача
состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми
знаниями, умениями и навыками, причём чтобы вся команда знала, чего
достиг каждый.
Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и
дидактических целей. После выполнения задания всеми группами
учитель даёт тест на проверку понимания нового материала. Задания
теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой
группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех.
При выполнении каждым членом индивидуального задания команде
выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание
помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.
«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4 – 6 человек для
работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты
(логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет
свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются
информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так
называемая встреча экспертов.
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что
узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о
своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный
путь освоить материал всей темы – это внимательно слушать своих
партнёров по команде и делать записи в тетрадях – никаких
дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся
заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои
задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по
всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На
заключительном этапе учитель может попросить любого ученика
команды ответить на любой вопрос по данной теме.
«Учимся вместе». Класс разбивается на однородные по уровню
подготовки группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно
задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной
работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение
материала.
Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения
общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение
познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения
задания определённой культуры общения и организации совместной
деятельности. Группа получает награды в зависимости от достижений
каждого ученика.
Основные идеи, присущие всем трём описанным вариантам
организации работы малых групп, - общность цели и задач,
индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Рассмотрим основные действия учителя, который решил
попробовать свои силы в организации обучения в сотрудничестве.
1. Ему необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы
они могли видеть лица друг друга (столы поставить либо углом один к
другому (для работы в тройках), либо по два вместе, расположив
стулья по два напротив друг друга).
2. При подготовке к занятию выделить одно-два задания, требующих
после обычного объяснения определённых действий в группах по
усвоению нового материала.
3. Разбить класс на группы по 2-3 человека и предоставить
возможность ученикам самим определить роль каждого при
выполнении задания.
4. При работе в группах над новым материалом необходимо
сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы. Когда
отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик
фиксирует, например, эти ответы или придумывает примеры,
подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики
меняются ролями.
5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде
чем даются индивидуальные задания. Предоставлять возможность
потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится
контрольная работа или тест.
6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои
тетради с контрольной (самостоятельной) работой учителю) проверить
работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного
осознанного выполнения задания каждым учеником.
7. Чётко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах.
8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и
помогать любой группе, если это потребуется.
Список литературы
1. Землянская Е.А. Обучение в сотрудничестве // Учитель, 2000. - №
3. – С.35 – 37.
2. Личностно-ориентированное обучение: Теории и технологии / Под
ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: ИПК ПРО,1998. – 104с.
3. Николаева И.В. Психолого-педагогические и технологические
аспекты личностно ориентированного образования // Практика
административной работы в школе, 2009. - №6. – С.47 – 55.
4. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного обучения //
Завуч,2000. - №8. – С.77 – 87.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. – М.: Сентябрь,1996. – 96с.
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Статья "Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.