Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
23.04.2017
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.
статья 1.docx
Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного
возраста
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных
задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором
он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и
преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок
должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого у него необходимо
сформировать прочные убеждения, высокую мораль, культурой труда и
поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо,
когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве
определяется направленность личности, появляются первые моральные
установки, взгляды.
По мнению Т.И. Пониманской социальные условия определяют
содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить
потенциальные возможности общественного окружения в процессе
нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания
объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего
рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду,
школе, производству, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем
обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в
зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их
психологических возможностей в восприятии окружающего мира.
Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно
корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому
конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой
педагогики.
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но
средства,
необходимы адекватные методы,
и принято ребенком, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется
исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм,
требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти
исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с
детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и
организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех
моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное
отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца
поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше
гарантия достижения успеха в воспитании.
Как утверждала С.А. Козлова содержание нравственного воспитания
представляет собой свод этических норм, которые являются моральным
кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ
всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине,
любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость,
правдивость, дружелюбие и др.
Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной
взаимосвязи. Патриотизм порождает любовь к труду, трудовой процесс
влечет за собой коллективизм. Последний вытекает из чувства любви к своему
народу. Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни
общества, общественный бытием и находит отражение в сознании человека в
форме нравственных понятий и суждений, которые регулируют отношения
людей друг к другу и к обществу.
Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и
посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные
качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.
По словам С.А. Козловой нравственное воспитание эффективно
осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни
дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является
формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания,
нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек,
общественно ценного поведения. Основополагающей базовой категорией
нравственного воспитания является понятие нравственного чувства –
реальных
постоянного эмоционального ощущения,
переживания,
нравственных отношений и взаимодействий
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и
стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и
действенно практического отношения к миру не существует реальной
нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства
и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные
убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую
последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно
чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов
поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул –поступок. В
жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются
в единстве все названные компоненты.
Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что
приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими
под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых
мотивов
увлечений,
импульсивных стимулов.
Неустойчивость
обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например,
страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и
реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется в
сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах
нравственного поведения. Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение
обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание
помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному
мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению
собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок
находится на разных уровнях управления собственным поведением.
По мнению В.Г. Нечаевой у дошкольника должно появиться желание
овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для
приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в
свою очередь,
формирует социальные чувства. Чувства придают
процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на
прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической
реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя
функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность
формируемого качества.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в
несколько групп:
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка,
кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу
художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач
нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске
познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают,
что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки,
стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка
производят сильное впечатление работы художников, если они изображают
мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и
воспитании чувств.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников
является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя
функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как
таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного
поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение
как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи
корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та
атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана
доброжелательностью,
гуманностью или жестокостью,
любовью,
безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством
воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь
механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных
нравственных качеств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является
природа. Она дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание
заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их,
способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие
природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при
соответствующей педагогической организации становится значимым
средством воспитания чувств и поведении.
В целом выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от
возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития,
от этапа развития нравственных качеств.
Проблема нравственного воспитания является междисциплинарной. Она
волновала ученых с глубокой древности и остается актуальной на сегодняшний день, ибо нравственное воспитание – процесс, который
непрерывно идет наряду с обучением и другими формами воспитания с
использованием самых разнообразных методов.
нравственного воспитания дошкольников является игра.
Ведущим методом
Список использованной литературы
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие
для студентов средних, педагогических учебных заведений. – Москва:
Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: Современный
литератор, 2003. – 456 с.
3. Пониманская Т.И. Народоведческие основы нравственного воспитания
детей дошкольного возраста. // Народная педагогика и современные
проблемы воспитания: материалы Всесоюз. науч.практ. конф. –
Чебоксары, 2001. – Ч. 1. – С. 188 — 189.
4. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников
и школьников. // Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск:
Губерния, 2010. – 98 с.
5. Регуш Л.А. Развитие нравственности (дошкольник – юноша): Учебное
пособие к спецкурсу. – СПб.: Питер, 2003. – 234 с.
6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Наука,
1980. – 358 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152ФЗ
«О персональных данных». // КонсультпнтПлюс, версия Проф, 2012 г.
Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Статья Средства воспитания нравственности детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.